Формирование коммуникации
консультация по коррекционной педагогике

Данилова Елена Николаевна

 Важно! Способность к коммуникации формируется в процессе самой коммуникации.

Поэтому от ведущих этого процесса (взрослых) зависит многое. Прежде всего – их вера и уверенность в том, что этот ребенок МОЖЕТ понимать смысл коммуникации или способен на это в будущем. Для этого необходимо подкреплять даже те сигналы, которые, возможно, еще не являются коммуникативными в полном смысле слова и обязательно давать на них ответ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_kommunikatsii.docx16.85 КБ

Предварительный просмотр:

 Важно! Способность к коммуникации формируется в процессе самой коммуникации.

Поэтому от ведущих этого процесса (взрослых) зависит многое. Прежде всего – их вера и уверенность в том, что этот ребенок МОЖЕТ понимать смысл коммуникации или способен на это в будущем. Для этого необходимо подкреплять даже те сигналы, которые, возможно, еще не являются коммуникативными в полном смысле слова и обязательно давать на них ответ.

Например, ребенок протягивает руку к карточке с бананом и – получает банан.

Даже если вы уверены в том, что протянул руку к первому попавшемуся

объекту и сделал это случайно.

Общие принципы

􀁺 От более реального к более абстрактному (хотя некоторые дети

сразу же воспринимают вполне абстрактные символы и для них

эта последовательность не является обязательной)

􀁺 Избыточности символов (в идеале – совмещение слова, жеста,

картинки и, для некоторых, написанного слова)

􀁺 От занятий к ежедневной спонтанной коммуникации.

Игры и занятия

с использованием средств дополнительной коммуникации

􀁺 рассматривание книжки с накладыванием картинок

например: «собака» фотография - «собака» картинка – «собака»

пиктограмма.

􀁺 совместное составление расписания с использованием символов

􀁺 совместное рассматривание (название, что с этим делают, какого

цвета, формы, какому классу объектов относится); и составление

рассказа из картинок и с подсказками с помощью картинок.

Например,

Тили-бом, тили-бом, загорелся кошкин ...(картинка «дом»)

Бежит курица с ....(картинка «ведро»)

Заливает кошкин (картинка «дом»)

􀁺 рисование (говоря об объекте, сразу символически изображать

рисовать его)

􀁺 совместное с ребенком прикрепление картинок, графических

изображений в соответствующих местах

􀁺 рассматривание коммуникативных книг

􀁺 составление фотоальбома про себя

􀁺 исполнение ритмических стихов с жестами и картинками

􀁺 игра в фартуке с липучками для прикрепления картинок

􀁺 игра коробки с прорезями типа "почтового ящика" для опускания

картинок

􀁺 книжки с "прячущимися" картинками

Использование выбора

Выбор активности в течение дня: по расписаниючто ты делал дома?

что мы будем делать сейчас? что мы делали только что? что ты будешь делать дома?

Во время еды: предлагать выбор блюд или их последовательность: около

каждого блюда разместить картинку, с изображением этого  блюда, начать можно с фотографии или коробки (обертки) от еды (йогурта, каши, сока )

Во время  игры: выбор игрушек через показ картинок (выбор из 2-х

фотографий).

Первый этап-обучение указыванию (для тех, кому он необходим)

Ребенок сидит за столом, перед ним две игрушки, расположенные так, чтобы

он не мог до них дотянуться.

Педагог: Во что ты хочешь играть?

Если ребенок не показывает сам жестом, педагог пытается поймать его

взгляд. Для этого можно использовать пособие, привлекающее к лицу -

доску с овальной прорезью для лица, где по бокам - 2 картинки на

липучках. Помощник (это может быть родитель), сидящий сзади, рукой

ребенка указывает на одну из двух игрушек.

Педагог дает ребенку эту игрушку

Второй этап-соотнесение  двух игрушек, двух картинок, игрушки и картинки

Педагог кладет перед ребенком три простые (две из них одинаковые) не

очень привлекательные игрушки: «Где такой же?». Внимательно наблюдает за взглядом.

Помощник помогает ребенку указать, если тот сам по каким-то причинам не

может указать.

Педагог кладет перед ребенком три фотографии (картинки, две из них

одинаковые): «Где такой же?». Внимательно наблюдает за взглядом.

Помощник помогает ребенку указать, если тот сам по каким-то причинам не

может указать.

Педагог кладет перед ребенком две игрушки и 2 соответствующие

фотографии «Где такой же?». Внимательно наблюдает за взглядом.

Помощник помогает ребенку указать, если тот сам по каким-то причинам не

может указать.

Третий этап-получение игрушки посредством указывания на картинку

Педагог кладет перед ребенком две картинки. Соответствующие игрушки

стоят вдалеке. «Что тебе дать?» «Какую игрушку тебе дать?» «Покажи»

Внимательно наблюдает за взглядом.

Помощник помогает ребенку показать картинку (если ребенок не показывает сам, делает выбор за ребенка его рукой).

Педагог дает ребенку соответствующую игрушку на короткое время

Четвёртый этап- использование картинок в повседневном общении с ребёнком

Перед ребенком лежат картинки: чашка, еда, часы, игрушка.

Взрослый: "Я думаю, сейчас время ((указывает на часы пить сок (указывает

на чашку)). Покажи, что ты хочешь? Может быть, ты хочешь есть (указывает

на еду) или играть (указывает на игрушку)?".

ЕСЛИ РЕБЕНКУ ТРУДНО УСИДЕТЬ НА МЕСТЕ

ИЛИ ПРОСТО СКОНЦЕНТРИРОВАТЬ ВНИМАНИЕ

− используйте в занятии структуру: всегда одинаково начинайте и заканчивайте, по возможности в одно и то же время;

− используйте одни и те же привлекательные коробки с материалами;

− привлекайте других членов семьи (братьев, сестер, родителей);

− структурируйте пространство: используйте цветной коврик или одеяло;

− переходите от больших картинок к маленьким;

− всегда обозначайте картинкой то, что ребенок любит;

− простучите или пропойте слово, привлеките к нему внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие По образовательной области: коммуникация, познание: формирование целостной картины мира, художественное творчество, ручной труд на тему: «Зимушка-зима» в рамках РМО «Реализация принципов интеграции образовательной области»

Программное содержание:Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя полным развернутым ответом.Повтор и уточнение обобщённых понятий.Совершенствовать грамматический строй речи.Продолжа...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Интеграция областей: Познание. Формирование целостной картины мира. Природное окружение. Коммуникация. «Жители леса» (для детей 2-3 лет)

Формирование у детей знаний по теме "Дикие животные". Электронный образовательный ресурс в виде презентации может оказать большую помощь в овладении необходимыми знаниями по теме....

Формирование коммуникаций у детей с генетическими и ментальными нарушениями.

Консультация для педагогов по проблеме формирования конструктивных форм коммуникаций у детей с генетическими и ментальными нарушениями в виде презентации....