Перспективный план образовательной деятельности по формированию лексики в старшей логопедической группе для детей с ФФН и ОНР. Образовательная область «КОММУНИКАЦИЯ»,
календарно-тематическое планирование (логопедия, старшая группа) по теме
Документация для учителя-логопеда
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное казенное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад № 5 «Золотая рыбка»
Перспективный план
образовательной деятельности по формированию лексики в старшей логопедической группе для детей с ФФН и ОНР. Образовательная область «КОММУНИКАЦИЯ», раздел программы «ДЕТСТВО» - «Развиваем речь и коммуникативные способности» на 2012-2013 учебный год.
Учитель-логопед: Романова Е.Г.
Месяц, неделя | Лексическая тема | Цели и задачи | Рекомендации родителям |
1-2 неделя сентября | Диагностика. | ||
3 неделя сентября | Детский сад (Школа). | - Воспитывать любовь к детскому саду; доброжелательное отношение к сверстникам, уважение к сотрудникам, желание помогать, доставлять им радость; - употребление в речи неполных ответов (использование существительных единственного и множественного числа в именительном падеже). - воспитывать любовь к школе; доброжелательное отношение к сверстникам, уважение к старшим; - развивать диалогическую и монологическую речь; - описывать школьные принадлежности, используя сенсорные свойства, признаки предметов; - описание сюжетных предметных картинок. Ответы на вопросы. | - Выучить название детского сада. - Выучить имена-отчества воспитателя, младшего воспитателя, заведующей, музыкального руководителя, логопеда. |
4 неделя сентября | Игрушки | - Продолжать воспитывать у детей привязанность к детскому саду; - вызвать желание рассказать о своих любимых игрушках в детском саду, о том, как дети с ними играют; - договаривание предложений по картинкам (использование существительных в родительном падеже множественного числа); - составление предложений по сюжетным картинкам (с помощью вопросов); | - Составлять короткие рассказы про игрушки. |
1 неделя октября | Ранняя осень. | - Формировать представление о состоянии растений осенью; - дать знания о плодах, семенах конкретных деревьев, кустов, травянистых растений; - уточнить представление детей об условиях жизни растений и животных; - договаривание предложений по картинкам ( использование существительных в родительном падеже множественного числа со словом «много»); - составление короткого рассказа по сюжетной картинке с помощью вопросов. -Чтения стихотворения. А. Твардовский «Лес осенью». - Д/и «Скажи, какой, какая, какие?» - Составление рассказа по графическому плану. | - Закрепить название осенних месяцев. - Разучивание стихотворения об осени. - Наблюдение за изменениями в природе с приходом осени. |
2 неделя октября | Фрукты, сад | - Употребление в речи неполных ответов (использование существительных единственного и множительного числа в косвенных падежах); - формировать бережное отношение к природе; - закреплять представление о том, где растут фрукты и что необходимо для их роста, о свойствах и признаках фруктов (цвет, форма, величина), об использовании их человеком; - упражнять детей в различении фруктов на вкус. -Игровые упражнения: «Узнай по описанию», «Определи на ощупь». - Д/и «Подбери родственные слова». - Составление загадок о фруктах. | - Закрепить обобщающее понятие – фрукты. -Знать названия фруктов. |
3 неделя октября | Овощи, огород | - Употребление в речи неполных ответов (использование существительных Единственного и множительного числа в косвенных падежах); - формировать бережное отношение к природе; - закреплять представление о том, где растут овощи и что необходимо для их роста, о свойствах и признаках овощей (цвет, форма, величина), об использовании их человеком. - упражнять детей в различении овощей на вкус. - Игровые упражнения: «Определи на ощупь», «Определи на вкус» - Д/и «Скажи наоборот» - Составление загадки об овоще. | - Закрепить обобщающее понятие – овощи. -Разучить загадку об овощах. -Знать названия овощей. |
4 неделя октября | Лес, грибы, ягоды | - Формировать представление о состоянии растений осенью; - дать знания о плодах, грибах, ягодах, семенах конкретных деревьев, кустов, травянистых растений; - уточнить представление детей об условиях жизни растений и животных в лесу; - договаривание предложений по картинкам ( использование существительных в родительном падеже множественного числа со словом «много»). - Составление короткого рассказа по сюжетной картинке с помощью вопросов. | -Выучить названия ягод и грибов. |
1 неделя ноября | Перелетные птицы | - Знакомить с разновидностями птиц, их средой обитания, особенностями повадками. Загадки о птицах. - Развитие знаний об окружающем мире; - развитие связной речи: составление коротких рассказов о птицах. | - Знать перелетных птиц. |
2 неделя ноября | Дикие животные и их детеныши | - Учить узнавать и называть диких животных и их детенышей, различать их по особенностям поведения, повадкам. Загадки о животных. - Развитие знаний об окружающем мире; - составление коротких рассказов по сюжетным картинкам (по образцу) о животном; - активизация словаря по теме дикие животные. | -Закрепить название животных и их детенышей наших лесов. -Выучить загадки о животных. |
3 неделя ноября | Домашние животные и птицы | - Учить узнавать и называть домашних животных, различать их по среде обитания, по особенностям поведения, повадкам. Загадки о животных. - Развитие знаний об окружающем мире. - Составление коротких рассказов по сюжетным картинкам (по образцу) о домашнем животном. - Активизация словаря по теме Домашние животные и их детеныши | -Знать и называть домашних птиц и птенцов. - Знать обобщающее слово – дом птицы. -Знать и называть домашних животных и их детенышей. -Выучить загадки и стихи о домашних животных. |
4 неделя ноября | Поздняя осень (предзимье) - обобщение по теме | - Итоговая беседа об осени; - обобщить и систематизировать знания детей об осени; - учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме; - воспитывать бережное отношение к растениям и животным. | - Знать основные признаки осени, названия месяцев, |
1 неделя декабря | Транспорт, ПДД, транспортные профессии | - Развитие знаний об окружающем мире; - учить детей распознавать и называть разновидности транспортных средств (наземный, подземный, водный, воздушный); - закреплять правила поведения в транспорте на проезжей части, - составлять короткий рассказ на тему: «Как мы едем в детский сад (поликлинику, в цирк)». | - Закреплять дома правила дорожного движения; - разработать безопасный маршрут к детскому саду; |
2 неделя декабря | Зима. Зимующие птицы | - Отметить изменения в природе с приходом зимы; - отметить приспособленность окружающего мира к зимнему периоду; - составление короткого рассказа по сюжетной картинке (с использованием распространенных предложений). - Стихи о зиме, загадки о зиме. - Развитие знаний детей о разновидности птиц, их среде обитания повадках, особенностях, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц; - составление рассказа по серии сюжетных картинок: «Кормушка для птиц», «Зимующие птицы» | - Побеседовать о зиме, отметить характерные признаки, знать названия зимних месяцев - Наблюдать за птицами, за их поведением. - Чем они отличаются. - Изготовить кормушку. |
3 неделя декабря | Зимние забавы и развлечения | - Рассказы о зимних забавах и развлечениях: катание на лыжах, санках, коньках, игра в снежки, строительство снеговика, горки; - рассказы о новогодней елке по плану; - подготовка к празднику; - составление письма Деду Морозу; | - Разучить народные приметы, поговорки, о зиме. - Принимать активное участие в играх детей на прогулке. -Побеседовать о различных видах забав и развлечений. |
4 неделя декабря | Новый год. | - Вызвать у детей интерес к подготовке и участие в праздничных мероприятиях. - Участие в новогодних праздниках. Стихи, загадки, песни о Зимушке-зиме. - Инсценировка сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев». | - Прочитать детям произведения о новогодних праздниках. - побеседовать о том, как его встречают в разных странах. |
1 неделя января | Новогодние каникулы. | ||
2 неделя января | Моя семья. | - Рассматривание картинки «Семья». - Логическое упражнение «Родственные отношения». - Активизировать словарь по теме: «семья» - мама, папа, бабушка, дедушка, муж, жена, тетя, дядя, девушка, юноша, старик, старушка, ребенок, малыш, старше, младше, мальчик, девочка, сын, дочка. - Грамматический строй речи: подбор признаков к предмету – добрая, нежная, заботливая, строгий, пожилой, молодой. | - Назвать имена и отчества родителей. - Игра «Кто старше, кто младше?» - Беседа об уважении к старшим. |
3 неделя января | Посуда, продукты питания | - Дать представление о материалах и технологии изготовления посуды (стекло, пластмасса); - классификация посуды: столовая, кухонная, чайная; - развитие связной речи: составление рассказа-описания (по заданному плану) о посуде. | - Закрепить виды посуды в зависимости от назначения. - Закрепить образование относительных прилагательных. - Сходить в магазин, обратить внимания, а отделы, на то, что в них продают. - «Что возьмем для салата» |
4 неделя января | Профессии | - Закреплять знания о том, что такое труд, работа, профессия; их необходимость и значение; - формировать у детей элементарную профориентацию; - активизировать словарь детей по теме Профессии; - составление вопросов к сюжетным и предметным картинкам о профессиях людей. | - Закрепить названия профессий. - Воспитывать уважение к труду. - Проговорить слова со сложной слоговой структурой (чистильщик, стекольщик, электросварщик, парикмахер) - Беседа о том, кем они хотят быть. - Составление рассказа Кем мечтаешь стать?» |
1 неделя февраля | Мебель, квартира | - Дать представление о материалах изготовления мебели (дерево, металл, стекло); - ознакомить со свойствами материалов и их применением. - Составление короткого рассказа на тему: Моя комната (квартира). - Активизация словаря по теме. | - Закрепить названия предметов мебели, познакомить с различными видами. - Сходить на экскурсию в мебельный магазин. |
2 неделя февраля | Одежда, обувь, головные уборы. | - Активизировать словарь детей по теме: «Одежда, обувь». - Выучить классификацию одежды, обуви и головных уборов. -Рассказ о труде взрослых в ателье и на обувной фабрике. -Создание игровой ситуации «Ателье» - Дать представление о материалах изготовления одежды и обуви. | - Закрепить обобщающие понятия – одежда, обувь. - Воспитать бережное отношение к одежде, учить ухаживать за обувью. |
3 неделя февраля | Папин праздник – «День Защитников Отечества», военные профессии | - Рассматривание иллюстраций на военную тематику; - знакомство с военными профессиями; - создание подарка для папы; - составление рассказов-описаний о папе (по плану); | - Д/и « Кому что нужно»: летчику - самолет, парашютисту - парашют. |
4 неделя февраля | Зима - обобщение | - обобщить представление детей о типичных зимних явлениях в неживой природе. - закрепить знания об особенностях существования растений зимой - обобщить знания об образе жизни и поведении животных зимой - формировать эстетическое отношение к зимним явлениям - пересказ рассказа К. Ушинского «Проказы старухи-зимы». - описательные рассказы о зиме с опорой на картинки, используя сенсорные свойства и признаки предметов. | - знать основные признаки зимы, выучить зимние месяцы |
1 неделя марта | Мамин праздник - «8 Марта» | - Отметить изменения в природе с приходом весны: увеличение светового дня, таяние снега, возвращение птиц, оживление природы, появление травы, первоцветов; - стихи о весне, загадки; - составление описательных рассказов: «Подснежник», «Весна (по плану), используя сенсорные свойства и признаки предметов; - вызвать у детей интерес к подготовке и участие в праздничных мероприятиях к Дню 8 Марта (разучивание стихов, песен о маме, изготовление подарков). | - Знать название весенних месяцев. - Беседа о маме, о весеннем празднике. |
2 неделя марта | Ранняя весна. | - Активизировать словарный запас детей по теме «Ранняя весна»; - составление рассказов о весенней природе, рассматривание картин; - учить составлять вопросы о прочитанных рассказах и рассмотренной картине, используя сенсорные свойства и признаки предметов. | - Знать название весенних месяцев. - Выучить стихотворение о весне. - Побеседовать о содержании стихотворения. - Учить понимать образные выражения, которые встречаются в стихах. |
3 неделя марта | Перелетные птицы. Природа весной. | - Развивать знание об окружающем мире, об изменениях в природе ранней весной; - развитие знаний детей о разновидности птиц, их среде обитания, повадках, особенностях, условиях их жизни; - пересказ коротких рассказов о перелетных птицах и весне. - Коллективное составление рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели». - Описание перелетных птиц (по предметным картинкам). | - Наблюдение за птицами весной; - знать перелетных птиц. |
4 неделя марта | Человек. Части тела. | - Знакомство с частями тела человека; - Беседа о воспитании культурно-гигиенические навыки. | - Закрепить части тела. - Воспитывать культурно-гигиенические навыки. |
1 неделя апреля | Насекомые | - Систематизировать представление детей о многообразии насекомых; - учить составлять группы по разным основаниям: особенностям внешнего строения (жуки, бабочки, стрекозы, пчелы),местам обитания (наземные, водные); способу передвижения (летающие, ползающие, плавающие, прыгающие). - Закрепить знания об общих признаках насекомых. - Учить устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способом передвижения, между внешним видом и способом защиты от врагов, между способами передвижения и средой обитания; - воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним. - Краткое описание насекомых по плану, используя сенсорные свойства и признаки. | - Знать основных насекомых, описывать насекомых; |
2 неделя апреля | Планета Земля, первые космонавты | - Формировать представление о Земле, о жизни людей на Земле, о своей стране; - воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, толерантное отношение к жителям Земли; - ознакомить детей с макетом Земного шара; - Познакомить детей с понятием «космос», с профессией «космонавт», с первыми космонавтами. | - Знать название нашей планеты – ЗЕМЛЯ; - выучить имена первых космонавтов |
3 неделя апреля | Весна. Цветы цветут! | - Развивать знание об окружающем мире и об изменениях в природе весной; - развивать зрительное восприятие, внимание, память, обоняние; - ознакомить с разновидностью цветов (садовые, луговые, полевые); - уметь описывать цветы; - учить составлять вопросы по содержанию предметных картинок (описание цветов). | - Учиться описывать цветы; -знать названия некоторых цветов |
4 неделя апреля | Мой город. Моя улица. | - Прививать любовь к родному краю; - уточнять знания о родном городе; - продолжать знакомить с достопримечательностями города; - составить рассказ-описание о своем городе. | - Повторить названия улиц, на которой живет ребенок, его родственник. - Закрепить слова со сложной слоговой структурой. - Знать свой адрес. |
1 неделя мая | Моя страна Россия – моя родина | - Воспитывать интерес и уважение к людям и их деятельности, культуре, быту; - формировать представление о России, о жизни людей в России; - воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, толерантное отношение к жителям России; - знать символику Республики; - знать национальную одежду, обувь, утварь, предметы быта, кухню; - ознакомить с выдающимися людьми (народные умельцы, писатели, художники, скульпторы, артисты, певцы). | - выучить название своей Родины – Россия; - выучить название своей области и города; |
2 неделя мая | 9Мая – «День Победы». Отечественная война. | - «День Победы». -Познакомить детей с праздником Победы, провести беседы о войне, о погибших солдатах; о героях войны. -Чтение произведения Л. Косиля «Твои защитники» - Побеседовать о празднике. - Рассказать кто такие ветераны. - Возложить цветы к монументу памятника. | - Побеседовать о празднике. - Рассказать кто такие ветераны. - Возложить цветы к монументу памятника. |
3 неделя мая | Весна. Труд людей весной. Сад, огород. Парк. | - Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются ото льда водоемы, растет трава, зеленеют кустарники, зацветают цветы, появляются насекомые, возвращаются перелетные птицы). - Учить понимать связь между явлениями неживой природы и жизнью растений, животных, между явлениями неживой природы и сезонными видами труда. - Вызвать эстетическое переживание от весеннего пробуждения природы. - Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг». | - Закрепить понятия: озимая пшеница, «ранняя весна, поздняя весна». - Проговорить слова: комбайн, комбайнер. |
4 неделя мая | Обобщение по теме «Времена года». | - Расширить и уточнить представление детей о временах года, о сезонных изменениях, происходящих в живой и неживой природе; - активизировать речевую деятельность детей; - учить детей составлять описательный и сравнительный рассказ о времени года, используя сенсорные свойства и признаки предметов. | - знать названия всех времен года, - знать названия месяцев; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми старшей логопедической группы с интеграцией образовательных областей «Для чего нужен язык»
Непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми старшей логопедической группы с интеграцией образовательных областей «Для чего нужен язык»Цель: ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Развитие речи» в старшей логопедической группе Лексическая тема: «Насекомые» Области: «Коммуникация, познание»
Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить словарь по лексической теме насекомые. Формировать навык составления предложения с помощью схем, объединяя их в небольшие р...
Конспект Непосредственной образовательной деятельности «Развитие речи» В старшей логопедической группе для детей с ОНР Тема: «Что умеют наши руки»
Коррекционно- образовательные цели: Познакомить детей со значением рук при помощи метода игры и экспериментирования.Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с сущес...
Конспект непосредственно образовательной деятельности обучение грамоте в старшей логопедической группе для детей с общем недоразвитием речи. Тема: «Звуки [з], [з’].Буква Зз. »
Конспект непосредственно образовательной деятельности обучение грамоте в старшей логопедической группе для детей с общем недоразвитием речи. Тема: «Звуки [з], [з’].Буква Зз. »Коррекционно-о...
Конспект непосредственно образовательной деятельности обучение грамоте в старшей логопедической группе для детей с общем недоразвитием речи. Тема: «Звуки [з], [з’].Буква Зз. »
Коррекционно-образовательные цели.ü Закрепить правильное произношение и артикуляцию звуков [з], [з’];ü Развивать фонематический слух, умение дифференцировать звуки по твердости и мягкости...
Календарно-тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности «Развитие речи» в старшей логопедической группе для детей с ОНР
Работа по развитию речи представлена в виде календарно-тематического планирования...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей логопедической группе Тема: «Грибы».( образов. область лепка.)
Образовательная область: Художественно – эстетическое развитие. (Лепка). Цель: 1.Расширять знания детей о грибах (грибы бывают съедобные и несъедобные). Задачи: 1. Ф...