Формирование коммуникаций у детей с генетическими и ментальными нарушениями.
консультация по коррекционной педагогике

Наталья Леонидовна Корчагина

Консультация для педагогов по проблеме формирования конструктивных форм коммуникаций у детей с генетическими и ментальными нарушениями в виде презентации.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование коммуникаций у детей при генетических и ментальных нарушениях Консультация педагога-психолога МБДОУ ДС «Парус» г.Волгодонска Корчагиной Н.Л.

Слайд 2

Нарушения развития Генетические Органические Травматические

Слайд 3

Генетическое нарушение – Синдром Дауна ( трисомия по хромосоме 21) – одна из форм геномной патологии, при которой чаще всего кариотип представлен 47 хромосомами вместо нормальных 46, поскольку хромосомы 21-й пары, вместо обычных двух, представлены тремя копиями

Слайд 4

Синдром Дауна

Слайд 5

Синдром Дауна

Слайд 6

Сильные стороны детей с синдромом Дауна хорошие имитационные возможности, относительно сохранная зрительная память и зрительное восприятие, интерес к взаимодействию и коммуникации

Слайд 7

Слабые стороны детей с синдромом Дауна: нарушения познавательной сферы, нарушения произвольности мимических мышц, сниженный тонус органов артикуляции, анатомические особенности строения артикуляционного аппарата, нарушение дыхания, нарушение слуха (не всегда)

Слайд 8

Ментальные нарушения Органического генеза; При повреждении развития; Социального генеза.

Слайд 9

Виды коммуникации : Вербальная коммуникация Невербальная коммуникация: Естественная коммуникация (мимика, жесты, сигналы) Альтернативная коммуникация (карточки, специальные жесты)

Слайд 10

Альтернативная коммуникация Альтернативная аугментативная коммуникация (от английского слова augmentative — увеличивающий) - это процесс установления коммуникации посредством разнообразных знаков

Слайд 11

Система специальных карточек

Слайд 12

Система специальных карточек Аббревиатура PECS расшифровывается как Picture Exchange Communication System (англ.) – Коммуникационная Система Обмена Изображениями (карточками). Как видно из названия, ПЕКС является альтернативной системой для общения, когда используются не слова, а картинки. Обучение PECS применяют среди детей с аутизмом, испытывающих речевые и коммуникативные затруднения, а также часто используют и при прочих проблемах, сопровождаемых « невербальностью » (синдром Дауна, ДЦП, ЗПР, тугоухость и др.).

Слайд 13

Система специальных карточек

Слайд 14

Система специальных карточек Первая версия учебного протокола ПЕКС была создана доктором АВА Энди Бонди и логопедом Лори Фрост в 80-х гг. прошлого века. По сей день программа постоянно совершенствуется и дорабатывается, в ее рамках ученики разных возрастов учатся выражению собственных желаний и комментированию различных ситуаций.

Слайд 15

Система специальных карточек Как правило, система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS преподается параллельно с обычным языковым развитием. Система позволяет обучать аутистов не только различению картинок и выражению просьб с их использованием, но и тому, как подойти к постороннему человеку или выйти в другую комнату для коммуникации, а затем – как пользоваться прочими коммуникативными способами (комментированием и др.). На каждом из этапов ПЕКС предусмотрено моделирование устной речи и стимулирование ее развития.

Слайд 16

Этапы развития коммуникации I - Развитие понимания речи, закрепление жеста на действия II - Формирование однословной фразы III - Формирование фразы из двух слов IV - Формирование фразы из трех слов

Слайд 17

Устойчивые фразы и выражения Собственное имя, возраст Имена членов семьи, друзей, обращение Использование устойчивых выражений в играх – «У меня!», «Лови!», «Ходи!», «Попал!», «Мимо…» Просьбы: « Дай пить», «Я буду суп (кашу, персик, салат)», «Я хочу банан (рисовать, петь, мультик)».

Слайд 18

Социальные фразы: « Ваня, привет!», «Маша, пока!», «Дай, пожалуйста» (с жестом), «Спасибо, мама!», «Папа, помоги!»

Слайд 19

Семейно-центрированная модель как основа коррекционной работы Для успешной коррекции коммуникативной сферы ребенка с особыми образовательными потребностями, необходима чёткая и поэтапно реализуемая совместная деятельность в триаде: ребёнок – специалист – родитель.

Слайд 20

Семейно-центрированная модель как основа коррекционной работы Основой является философия укрепления, усиления родителей (на английском языке – empowering расширение прав и возможностей ). Такой подход предполагает фокусировку специалистов на том, чтобы: дать родителям почувствовать собственные ресурсы и силы - личностные, и своей семьи и своей социальной среды; распознать свои способности и возможности; а также развить свой потенциал. Такая модель предполагает рост родительской компетентности и соответственно веры в себя, своего ребенка, свою семью и сообщество.

Слайд 21

Семейно-центрированная модель как основа коррекционной работы Задача специалистов не в том, чтобы быть экспертами, которые одни знают, как необходимо помочь ребенку, и, соответственно родители становятся зависимыми и нуждаются в постоянной поддержке и консультировании со стороны специалистов, а в том, чтобы мотивировать родителя на повышение своей компетентности и быть ресурсом этой мотивации.

Слайд 22

Этапы семейно-центрированной модели I Психологическая готовность семьи и специалиста к совместной деятельности II Понимание цели и действий, которые приведут к ее достижению III Со-гласование деятельности в процессе работы IV Со-трудничество V Со-творчество


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование пальчиковых игр, гимнастик и упражнений в формировании речи у детей старшего возраста с речевыми нарушениями

Задача данного проекта - систематизировать материал по развитию мелкой моторики рук. Даны диагностические тесты и критерии их оценки.Разработан примерный план проведения пальчиковых игр в старшей и по...

Презентация на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ "МУЗЫКА" И "ЗДОРОВЬЕ"»

Презентация и доклад для музыкальных руководителей по теме " «ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ "МУЗ...

Основные направления работы по формированию конструктивной деятельности детей среднего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

В дошкольной педагогике детское конструирование считается одним из важных видов психической деятельности в развитии ребенка, в ходе которого  формируются как познавательные, так и практические де...

Формирование двигательной активности детей 2-3 лет c нарушением ОДА

Третий год жизни - важный этап в развитии ребенка. Темп физического развития замедляется, но организм в целом крепнет, движения совершенствуются. Однако опорно-двигательный аппарат развит сравнительно...

Опыт использования и подбор средств альтернативной коммуникации для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Учебно-методический материал об опыте использования средств альтернативной коммуникации для детей с ТМНР...

Средства визуальной поддержки как развитие навыков коммуникации у детей с ОВЗ с речевыми нарушениями

Дети с ограниченными возможностями здоровья кроме ряда специфических нарушений формирования и развития речевых навыков имеют особенности восприятия и воспроизведения вербальной информации. В связи с э...

Средства коммуникации (социализации) детей дошкольного возраста с различными нарушениями речи

В данной статье рассмотрены проблемы коммуникации (социализации) детей дошкольного возраста с различными нарушениями речи....