ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)
Пояснительная записка
Возможность познания окружающего мира у детей дошкольного возраста в большей степени связаны с сенсорным развитием и тем видом ведущей деятельности, который характерен для данного возрастного этапа развития - игры, в частности, игры дидактической.
Дидактические игры (от греч. «дидактос» - обучение) на самом деле используются как игры на закрепление изученного материала, т.е. опирающихся на уже имеющиеся знания детей (А. Бондаренко, Л. Венгер, Е. Гербова, 3. Михайлова, Е. Панько, А. Сорокина и др.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 16.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Возможность познания окружающего мира у детей дошкольного возраста в большей степени связаны с сенсорным развитием и тем видом ведущей деятельности, который характерен для данного возрастного этапа развития - игры, в частности, игры дидактической.
Дидактические игры (от греч. «дидактос» - обучение) на самом деле используются как игры на закрепление изученного материала, т.е. опирающихся на уже имеющиеся знания детей (А. Бондаренко, Л. Венгер, Е. Гербова, 3. Михайлова, Е. Панько, А. Сорокина и др.).
Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.
Для дидактической игры характерно наличие игровой задачи, которая должна быть доступна детям, но в то же время требовать от них определенных умственных усилий. Такими задачами являются, например, определение предмета по каким-то признакам («Угадай по описанию», «Чудесный мешочек»); сознательное запоминание и воспроизведение («Чего не стало?», «Что изменилось?»); классификация предметов по признакам («Кому что нужно для работы?», «Назови предметы большие, красные и др.»); установление различия и сходства («Подбери пару», лото, домино и др.). Игровая задача дает возможность установить результат игры, определить выигравшего. В соответствии с игровой задачей дети выполняют игровые действия: подбор предметов или картинок, нанизывание, складывание, передвигание, имитация движений. Игровые действия могут представлять собой сложную цепочку, состоящую из ряда отдельных действий или элементов. Кроме того, в дидактической игре, игровые действия могут различаться у водящего и рядовых игроков. Организующий момент дидактической игры - правила, которые указывают, что и как надо делать, каковы ограничения деятельности. Например, во многих настольнопечатных играх следует соблюдать такие правила, как очередность хода, ограничения движения и др.
Между игровой задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная взаимосвязь. Игровая задача определяет характер игровых действий. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу. Таким образом, ребенок в процессе дидактической игры непреднамеренно учится.
По характеру используемого материала дидактические игры можно условно разделить на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.
Предметные игры - это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, различными природными материалами. К народным дидактическим игрушкам относят: бочонки, шары, матрешки, грибки и др. основные игровые действия с ними: нанизывание, вкладывание, катание, собирание целого из частей и др.
Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивает мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.).
Настольно-печатные игры могут быть разделены на несколько видов:
- Парные картинки. Игровая задача состоит в том, чтобы подобрать картинки по сходству.
- Лото. Они строятся по принципу парности: к картинкам на большой карте подбираются тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото может быть самая разнообразная: «Игрушки», «Посуда», «Одежда»и др. Игры в лото уточняют знания детей, обогащают словарный запас.
- Домино. Принцип парности в этой игре реализуется через подбор карточек-картинок при очередном ходе. Тематика домино также разнообразна, как и лото. В игре развивается сообразительность, память, умение предвидеть ход партнера.
- Разрезные картинки и складные кубики, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Игры направлены на развитие внимания, сосредоточенности, на уточнение представлений, соотношение между целым и частью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с дымковской народной игрушкой»
Данный план поможет педагогам в работе по ознакомлению детей с дымковской народной игрушкой.способствует формированию целостной картины мира и расширению кругозора детей, воспитывать интерес к народно...
Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами этикета
Методические рекомендации по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами этикета...
Перспективный план работы для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет) по формированию навыков безопасного поведения на дороге, улице и в транспорте
Перспективный план работы для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет) по формированию навыков безопасного поведения на дороге, улице и в транспорте у детей с общим недоразвитием речи н...
Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами этикета
Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами этикета...
Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественными произведениями коренных народностей Красноярского края
Данная методическая разработка предназначена для воспитателей ДОО в работе с детьми старшего дошкольного возраста...
Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами этикета.
Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами этикета.Сроки проведенияТема занятия по познавательному развитиюЗадачи занятий по познавательному разв...
Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с декоративно- прикладным искусством Южного Урала.
Дать детям представление о камнерезном искусстве уральских мастеров как эстетической ценности.-Познакомить с историей происхождения города Магнитогорска.Воспитывать любовь к малой ро...