Конспект ООД для детей с недостатками слуха, тема: "Транспорт".
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Интегрированная ООД, образовательная область "Речевое развитие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood_transport.docx | 27.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Закреплять и обобщать знания детей о различных видах транспорта, развивать речь.
Коррекционно – образовательные задачи:
- обогащать активный словарь по теме «Транспорт»;
- расширять представления детей о видах транспорта по способу и месту его передвижения;
- обобщать предметы, самостоятельно выделяя признак обобщения;
- активизировать навыки анализа установления причинно – следственных отношений, умения делать выводы;
- стимулировать умение согласовывать слова в предложении по числу, падежу, используя предлоги;
- закреплять навыки образования простых полных распространенных предложных конструкций;
- совершенствовать звуковую культуру речи, правильное и отчетливое произнесение звуков «В», «С», «Ж», «Р»;
Коррекционно - развивающие задачи:
- способствовать переносу ранее усвоенных умений детей в новые условия;
- развивать умение ориентироваться в пространстве; согласовывать движения с речью; выкладывать транспортные средства с помощью геометрических плоскостных фигур с опорой на заданную схему;
- развивать наглядно-образное и логическое мышление, мелкую и общую моторику;
- совершенствовать диалогическую речь, речевой слух, зрительное и слуховое восприятия, память и внимание;
- формировать: познавательную активность, когнитивную и эмоционально – волевую сферу ребенка, самоконтроль, способность к волевым усилиям при выполнении заданий, умение подчиняться правилам;
- развивать словарь признаков и действий по теме;
- прививать навыки безопасного поведения на улицах города.
Коррекционно – воспитательные задачи:
- воспитывать желание помогать персонажам;
- формировать навыки совместной деятельности, чувство эмоционального удовлетворения, уважение друг к другу, умение слушать собеседника;
- воспитывать интерес к труду взрослых.
Интеграция областей по ФГОС: познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Методические приемы: показ слайдов о транспорте, игры и игровые упражнения, физминутка, конструктивная игра, беседа, решение проблемных ситуаций, пальчиковая гимнастика, дыхательное упражнение, пояснение, указания, речевой образец, объяснение.
Словарная работа:
Существительные (слова – предметы): транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, поезд, грузовик, мотоцикл, велосипед, вертолет, самолет, корабль, лодка, яхта, перекресток.
Прилагательные (слова – признаки): наземный, воздушный, водный, красный, желтый, зеленый.
Глаголы (слова – действия): водить, ехать, лететь, плыть, возить, переходить.
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за транспортом, рассматривание иллюстраций, фотографий, чтение художественной литературы о различных видах транспорта.
Оборудование: слайдовый демонстрационный материал по теме «Транспорт», конверты со схемами транспорта и плоскостными геометрическими фигурами, подносы по количеству детей, карточки с изображением разных видов транспорта, мультимедийное оборудование (телевизор, ноутбук), атрибуты костюмов мальчиков.
Ход организованной образовательной деятельности.
1.Организационный момент.
Дети стоят в кругу вместе с педагогом.
Учитель – дефектолог.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся.
И друг другу улыбнёмся.
2.Основная часть.
В группу входят 2 мальчика – Дима и Ваня.
Мальчики. Здравствуйте, дети! Я – Дима! Я – Ваня!
Учитель – дефектолог. Здравствуйте, мальчики!
Дима. Дети, мы собрались путешествовать, но не знаем на чем можно отправиться в путешествие.
Ваня. Вы сможете нам рассказать?
Дети. Да!
Дети вместе с Ваней и Димой садятся на стульчики перед экраном.
Беседа о транспорте с использованием слайдов.
«Назови транспортное средство».
Учитель – дефектолог. Назовите что это? (слайд 2-7)
Дети. Машина, велосипед, мотоцикл, поезд, грузовик, автобус
Учитель – дефектолог.Где этот транспорт передвигается?
Дети. По земле.
Учитель – дефектолог. Как называется транспорт, на котором передвигаются по земле?
Дети. Наземный транспорт (слайд 8)
Учитель – дефектолог.Посмотрите на экран. Что это?
Дети. Корабль, лодка, яхта (слайд 9-11)
Учитель – дефектолог. Где этот транспорт передвигается?
Дети. По воде.
Учитель – дефектолог. Как называется транспорт, на котором передвигаются по воде?
Дети. Водный транспорт (слайд 12)
Учитель – дефектолог. Посмотрите на экран. Что это? (слайд 13)
Дети. Самолет
Дыхательное упражнение «Самолет»
Учитель – дефектолог.Давайте сейчас выполним упражнение. Встаньте, руки в стороны. Делаем вдох через нос и на выдохе произносим длительно УУУУУУУУУУУ (имитируем полет самолета, повторяем 2-3 раза)
Учитель – дефектолог.Что это?
Дети. Вертолет (слайд 14)
Учитель – дефектолог.Где этот транспорт передвигается?
Дети. По воздуху.
Учитель – дефектолог. Как называется транспорт, на котором передвигаются по воздуху?
Дети. Воздушный транспорт (слайд 15)
Игра «Я поеду».
Дети берут картинки с изображением транспорта, которые лежат на столах.
Воспитатель. На транспорте можно путешествовать! Сейчас мы с вами отправимся в деревню к бабушке, каждый из вас поедет на том виде транспорта, который изображен на картинке. Каждый должен будет сказать, на чем он поедет.
Каждый ребенок берет картинку и произносит, например. Я поеду на велосипеде за грибами в лес. Я полечу на самолете в Москву на парад. Я поплыву на корабле на остров отдыхать. Я поеду на автобусе в деревню к бабушке.
Физкультминутка «Машины»
Учитель – дефектолог. Дети, сейчас мы с вами превратимся в маленькие паровозики, мы везем за собой пассажирский состав поезда (дети делают вращательные движения согнутых в локтях рук и издают звук стука колес «Чух-чух-чух»)
Мы пассажиры, едем в автобусе (дети стоят, раскачиваясь и подняв руку вверх, имитируя, что держаться за поручень в автобусе и издавая звук «Ж-ж-ж»)
Мы вертолетики, летим в небе над лесами и полями, наши пропеллеры трещат (дети делают вращательное движение поднятой рукой вверх, имитируя вращение пропеллера и издавая звук «Р-р-р»)
А теперь мы самолетики. Высоко летим (дети поднимают прямые руки в стороны и делают движения корпусом из стороны в сторону, имитируя полет самолета и издавая звук «С-с-с»)
Мы шоферы, порулим на автомобиле (дети стоят на месте, имитируют, что они рулят, одновременно издавая звук едущей машины «В-в-в»)
Дети останавливаются у светофора.
Учитель – дефектолог.. Мы остановились на перекрестке. Что это?
Дети. Светофор!
Учитель – дефектолог переключает светофор в соответствии с текстом стихотворения.
Утром встаешь ты, выходишь из дома.
На перекрестке твой старый знакомый,
Он огоньком тебе красным мигнет,
Скажет: «Опасно! Закрыт переход!»
Желтый зажегся: «Чуть-чуть подожди!»
Вспыхнет зеленый: «Свободно иди!»
Учитель – дефектолог. На какой сигнал светофора можно переходить улицу?
Дети. На зеленый.
Учитель – дефектолог. Светофор помогает людям и транспорту безопасно передвигаться по улицам нашего города.
Учитель – дефектолог. Молодцы, дети! Садитесь на места! Сейчас мы поиграем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Шофер» (повторяем 2 раза)
Целый день шофер трудился - хлопки, кулачки;
Он устал и запылился.
Он возил кирпич и глину – загибать пальцы по одному;
Камни, бревна и песок.
Перевез он все на стройку – круговые движения всеми
подушечками пальцев по столу;
И отправился на мойку – «мыть» ладошки.
Игра «Сложи транспорт из геометрических фигур»
Учитель – дефектолог. На ваших подносах лежат схемы транспортного средства и геометрические фигуры. Назовите их.
Дети. Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.
Учитель – дефектолог. Из этих фигур вам необходимо сложить транспортное средство, согласно схеме. А я, посмотрю, справитесь ли вы с заданием.
Ваня и Дима. Ну, это проще простого!
Дети составляют элементы транспорта по схемам, Ваня и Дима все делает неправильно. Дети им помогают.
Учитель – дефектолог. Молодцы!
Игра «Четвертый лишний».
Учитель – дефектолог обращает внимание детей на экран.
Учитель – дефектолог. Назовите, какой транспорт лишний и почему?
Слайд 17: велосипед и 3 легковые машины – лишний велосипед, потому что… (у велосипеда 2 колеса, а у машин – 4).
Слайд 18: лодка, корабль, яхта, грузовик – лишний грузовик, потому что… (он грузовой, а остальные – водный транспорт).
Слайд 19: 2 самолета, вертолет и автобус – лишний автобус, потому что… (он наземный, а остальные - воздушный транспорт).
Слайд 20: велосипед, самокат, мотоцикл, автомобиль – лишний автомобиль, потому что… (он – четырехколесный, а остальные – двухколесные).
Учитель – дефектолог. Молодцы! Все верно! Вы отлично справились!
3.Итог занятия.
Ваня. Теперь мы знаем на чем можно путешествовать!
Дима. Спасибо вам, дети! Мы идем собираться в путешествие. До свидания!
Ваня и Дима уходят.
Учитель – дефектолог отмечает работу каждого из детей на занятии.
Что нового, интересного вы сегодня узнали?
Используемая литература.
- Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий. Москва. Издательство Гном. 2013г.
- Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи. Москва. Издательство Гном. 2013г.
- Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий. Москва. Издательство Гном. 2013г.
- Кыласова Л.Е. Развитие речи. Волгоград. Издательство Учитель. 2012г.
- Лебедева Л.В., Козина И.В. и др. Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста (Средняя группа). Москва. Центр педагогического образования. 2010г.
- Лебедева Л.В., Козина И.В. и др. Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста (Старшая группа). Москва. Центр педагогического образования. 2010г.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей сообщим недоразвитием речи. Санкт – Петербург. «Детство – Пресс», 2005г.
- Петрова Е.В., Дроздова В.М. и др. Формирование коммуникативной компетенции у детей с ЗПР. Москва. «Школьная книга», 2013 г.
- Фатихова Л.Ф. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с задержкой психического развития. Уфа, 2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Дикие животные" для детей с недостатками слуха 4,5 года обучения
Данная презентация знакомит детей с дикими животными. Дети узнают о месте их обитания, чем питаются, как называется детеныш диких животных....
Конспект НОД по образовательной области "Коммуникация" на тему: "Транспорт. Профессии на транспорте"
Конспект занятия в игровой форме....
Конспект занятия в средней группе для детей с нарушением зрения тема: "Транспорт"
Развитие пространственной ориентировке....
Конспект занятия для второй младшей группы на тему «Транспорт. Виды транспорта».
На этом занятии закрепляется понятие транспорт. Идет работа над понятиями по линии их деференцировки и расчленения. Таким образом, в процессе данного занятия формируется понятийный характер слова у де...
Конспект фронтального занятия для детей с нарушением слуха.Тема "Транспорт"
Конспект фронтального занятия для детей с нарушением слуха по теме "Транспорт"...
Методическая разработка.Конспект занятия для детей средней группы на тему "Транспорт".
Ознакомить детей с видами транспорта.Расширить знания о видах транспорта....
Конспект НОД по ознакомлению детей с окружающим миром с использованием игровой технологии В. В. Воскобовича для детей второй младшей группы. Тема «Транспорт».
Цель: Способствовать систематизации знаний детей о транспорте. Задачи:- учить детей различать по внешнему вид; называть грузовой и легковой автомобили, автобус, поезд, самолет, а также их о...