Родительский клуб " Учимся вместе"
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Родиттельский клуб " Учимся вместе" информация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект | 154.24 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ « Трудармейская средняя общеобразовательная школа»
Дошкольное отделение
Родительский клуб
« УЧИМСЯ ВМЕСТЕ»
Автор: Смольникова Наталья Юрьевна,
учитель-логопед
2022год
Содержание:
- Целевой раздел…………………………………………………3
- Пояснительная записка…………………………………… .3
- Цели, задачи, принципы работы………………………………4
- Предполагаемые результаты…………………………………..5
2. Содержательный раздел………………………………………. ….6
2.1. Примерное планирование……………………………………7
3. Организационный раздел…………………………………………7
3.1. Оценка результативности реализации программы…………....7
Список литературы…………………………………………………..8
Приложение…………………………………………………………..9
1.Целевой раздел.
- Пояснительная записка
Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. Анализ результатов ежегодного обследования устной речи дошкольников старшего возраста в нашем детском саду показывает, что более 70% детей имеют те или иные нарушения речи. Поэтому проблема их профилактики, выявления и коррекции становится неоспоримой.
Одним из основополагающих принципов коррекционной работы является комплексное коррекционное воздействие на ребенка с нарушением речи. Реализация данного принципа предполагает привлечение к коррекционной работе не только логопеда, но и при необходимости медицинских специалистов (невролога, психиатра, ортодонта и др.), а также обязательное активное участие родителей.
Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. Ни одна, даже самая лучшая педагогическая система, не может быть эффективна в полной мере, если в этой системе нет места семье. Статья 44 Федерального закона РФ от29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гласит о том, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
ФГОС ДО указывает, что вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность является важным психолого-педагогическим условием успешной реализации основной образовательной программы ДОУ.
Значимость семьи особенно возрастает при формировании личности детей с нарушением речи. В исследованиях ряда авторов (Натальи Николаевны Авдеевой, Елены Антоновны Стребелевой) указывается, что одним из ведущих условий для построения системы профилактических и коррекционных мероприятий с ребенком является обязательное привлечение семьи к данному процессу. Формирование социально-педагогической компетентности родителей, обучение родителей способам взаимодействия со своим ребенком, понимание его трудностей, также относятся к области значимых направлений дошкольной коррекционной педагогики.
Современные родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, недооценивают свою роль в развитии речи детей, испытывают определенные трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с детьми дома.
Таким образом, высокая значимость родительского участия в профилактике и преодолении речевых нарушений с одной стороны и малая осведомленность родителей в вопросах профилактики нарушений речи, патологии и коррекции речевых нарушений, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей с другой стороны, делают необходимой организацию целенаправленной помощи родителям в речевом развитии детей.
Работа учителя-логопеда предусматривает различные формы взаимодействия с родителями дошкольников.Практика показывает, что родителей дошкольников с нарушением речи беспокоят одни и те же проблемы (неправильное звукопроизношение, бедный лексический запас, нарушение грамматического строя речи). В связи с этим целесообразно организовывать работу с родителями в групповой форме. Одной из таких форм взаимодействия учителя – логопеда с родителями является логопедический клуб для родителей дошкольников.
Рабочая программа логопедического клуба «Домашний логопед» предназначена для родителей (законных представителей) дошкольников старшего возраста. Реализация программы логопедического клуба для родителей позволяет оказывать специализированную помощь родителям обучающихся, направленную на профилактику и преодоление речевых нарушений у дошкольников.
Программа составлена в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом №1155 Минобрнауки от 17 октября 2014 года,
- Возрастными психологическими особенностями детей дошкольного возраста
1.2. Цели, задачи, принципы работы
Цель: создание условий для профилактики и преодоления речевых нарушений у старших дошкольников через организацию взаимодействия учителя - логопеда с родителями в условиях общеразвивающего образовательного учреждения.
Задачи:
- Способствовать формированию и совершенствованию педагогических компетенций родителей в вопросах речевого развития своего ребенка.
- Способствовать повышению логопедической грамотности родителей через оказание консультативно – методической помощи родителям в коррекции речевых нарушений дошкольников, в правильной организации логопедических занятий дома.
- Побуждать родителей к сознательной деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье.
Содержание программы построено с учетом совокупности принципов:
- Принцип доступности предполагает соответствие организации и осуществления работы клуба (форма проведения родительских встреч, их содержание, предлагаемые родителям материалы, пособия) с учетом подготовленности и информированности родителей.
- Принцип сознательности и активности основывается на развитии у участников логопедического клуба внутренней потребности в ознакомлении, изучении того или иного материала. Реализация принципа подразумевает активное освоение родителями приемов и методов коррекции речевых нарушений и применения их в процессе взаимодействия со своим ребенком.
- Принцип наглядности предполагает использование целого комплекса средств, приемов и методов которые обеспечивают формирование более четкого и ясного восприятия сообщаемых знаний.
- Принцип активного привлечения ближайшего окружения к работе с ребенком. Важным условием повышения коррекционного эффекта является готовность ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.
- Предполагаемые результаты
- Повышение логопедической компетентности родителей, активизация их сознательного взаимодействия с ребенком по преодолению речевых нарушений и как следствие частичная коррекция речевых дефектов дошкольников.
2.Содержательный раздел
Срок проведения | Тема | Форма проведения | Ответственный | ||
Октябрь | Организационная встреча. Ознакомление с программой клуба. Выявление запроса родителей. Знакомство участников клуба. Причины речевых нарушений. Роль семьи в развитии речи детей. | Беседа, анкетирование | Учитель-логопед | ||
Декабрь | Развитие мелкой моторики рук c использованием нестандартного оборудования. Речевое дыхание. Артикуляционная гимнастика. | Практикум для родителей и детей | Учитель-логопед | ||
Февраль | Фонематический слух – основа правильной речи. | Практикум для родителей и детей | Учитель-логопед | ||
Март | Обогащаем словарь детей. | Консультация с элементами практикума | Учитель-логопед | ||
Апрель | Игры с мячом для развития лексико-грамматических категорий | Игровой практикум для детей и родителей | Учитель-логопед |
2.1 Примерное планирование
По итогам каждого мероприятия родители получают памятку, буклет с рекомендациями по организации коррекционной работы с ребенком по обсужденной на заседании теме, с практическими упражнениями, играми, заданиями для дошкольников для преодоления недоразвития того или иного компонента речи. Таким образом, по окончании работы клуба у каждого участника будет в наличии серия буклетов «Домашний логопед», содержание которой поможет родителям осуществлять коррекцию, развитие и совершенствование речи ребенка в домашних условиях.
3.Организационный раздел
Заседания клуба посещают родители (законные представители) дошкольников старшего возраста. Заседания клуба проводятся 1 раз в 2 месяца, в удобное для родителей время. Длительность встреч не ограничена. Заседания клуба проводятся преимущественно в форме семинаров – практикумов, мини-практикумов, круглых столов, бесед и др.
Проведение заседаний клуба по темам «Развитие мелкой моторики», «Развитие фонематического восприятия» и др. целесообразно организовывать совместно с детьми в форме практикумов, соревнований, логопедических гостиных. Это позволит родителям увидеть проблемы в речевом развитии своего ребенка и на практике овладеть приемами и методами их коррекции в домашних условиях. Общение родителей между собой во время заседаний клуба позволит обогатить их опыт коррекционной работы, распространить наиболее удачный опыт семейного воспитания, организации коррекционной работы, психологически настроить на работу по преодолению речевого нарушения в домашних условиях.
Для побуждения участников клуба к более осознанному и активному участию в проводимых мероприятиях в конце каждой встречи целесообразно предложить родителям высказать или написать обратную связь, используя метод незаконченных предложений. Полученная таким образом информация позволит вносить коррективы в содержание последующих встреч.
3.1 Оценка результативности реализации программы.
С целью оценки результативности реализации программы проводится анкетирование родителей в начале и в конце учебного года (приложение 1).
Список литературы
- Нищева Н.В. «Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи ( общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет ( издание третье, переработанное и доплненон в соотвествии с ФГОС ДО).
- Филичева Т. Б. Чиркина Г. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М., 2008.
- Хватцев М. Е. Логопедия: работа с дошкольниками: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, СПб., 1996.
- Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. – СПб: Издательский Дом «Литера», 2010.
- Светлова И. Е. Развиваем устную речь. – М.: Эксмо, 2003.
- Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. — М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Детско – родительский клуб «Веселая семейка». Практические материалы. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
- Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей. / авт. – сост. Н. М. Сертакова. – Волгоград: Учитель, 2014.
- Микляева Н. Г., Лагутина Н. Ф. Содружество: программа взаимодействия семьи и детского сада. – М.: Мозиака – синтез, 2011.
- Степанова О. А. Организация логопедической работы в ДОУ. - М.: Творческий центр, 2003.
Приложение 1
Анкета для родителей (в начале работы клуба)
1. Фамилия, имя ребенка_____________________________________________
2. Ф.И. О. родителя _________________________________________________
3.Как Вы считаете, соответствует ли речевое развитие Вашего ребенка возрастной норме? (да, нет, не знаю) __________________________________
4.Знакомы ли Вы с нормами речевого развития Вашего ребенка? (да, нет)
5. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (воспитатели, родители, логопед, др.) __________________________________
6. Вы считаете, зачем исправлять недостатки речи детей? (потому что нарушения речи мешают развитию всех психических процессов и личности ребенка, потому что это некрасиво, считаю, что не надо исправлять речевые нарушения, все само пройдет, другое) _________________________________
7.Знакомы ли Вы с результатами логопедического заключения, понимаете ли, что означает данное заключение? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Проводились ли с Вашим ребенком логопедические занятия? (если да, то с какого возраста, сколько времени, результаты занятий)
____________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Как Вы думаете, от кого или от чего зависят результаты логопедических занятий? (только от логопеда, от способностей самого ребенка, от родителей, от воспитателей и др.) _______________________________________________
10. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? В чем она заключается? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Знакомы ли Вы с понятием «фонематический слух» (нет, да, что означает данное понятие) _____________________________________________________
12.Какие Вы знаете игры, упражнения для развития лексико-грамматического строя речи? _________________________________________________________
__________________________________________________________________
13.Какие темы, вопросы Вы хотели бы рассмотреть, обсудить на заседаниях логопедического клуба? ______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Ваши ожидания от участия в работе логопедического клуба? _____________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Анкета для родителей (по итогам работы клуба)
1. Фамилия, имя, ребенка_____________________________________________
2. Ф.И. О. родителя _________________________________________________
3. Помогло ли Вам участие в логопедическом клубе понять как организовать работу по совершенствованию речи ребенка в домашних условиях? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? В чем она заключается? _______________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Наблюдается ли динамика в речевом развитии Вашего ребенка?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Хотели бы Вы участвовать в работе клуба на следующий учебный год? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Приложение 2
Игры с использованием мяча для развития фонематического слуха
• «Мяч кидай, звук называй» - определить и назвать первый (последний) звук в слове.
• «Мяч друг другу мы кидаем, громко слово называем» - назвать слово на заданный звук.
• «Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» - если услышишь гласный звук, подбрось мяч вверх.
• «Мяч лови – слово собери» - составление слова из названных звуков ( [д], [о], [м]; [у], [т], [к], [а]) или слогов (ма, ши, на; мо, ло,ко).
• «Найди звук» - если услышишь звук [у], стукни мячом об пол.
• «Стукни раз, а может два, по частям скажи слова » - разделить слово на слоги, ударяя мячом об пол.
• «Мяч кидай, где звук узнай» - определить позицию заданного звука в слове.
• «Мячик ловко бросай, мягкий звук называй» - назвать мягкий согласный звук.
• «Мы играем – раз, два, три, мяч бросаем, посмотри» - подбросить мяч столько раз, сколько звуков в заданном слове.
• «Разноцветные мячи по порядку собери» - составить звуковую схему слова.
Игры с мячом для закрепления правильного произношения и дифференциации звуков
• «С мячиком иду играть, звуки, слоги повторять» - автоматизация звуков, слогов.
• «Мяч передавай, слово со звуком [ш] называй» - повторение слов с определённым звуком.
• «Мяч скорей лови, чистоговорку повтори» - проговаривание чистоговорок.
• «Лови да бросай, слово новое узнай» - заменить один звук на другой и узнать новое слово (лак – рак, усы – уши ).
• «Раз, два, три – слоги повтори» - повторить цепочку слогов (слов).
• «Мяч поймай – слово добавляй» - договорить слово в стихотворении.
• «Мяч лови, лишнее слово назови» - определить лишнее слово, в котором нет заданного звука (санки, сапоги, шум, сова).
Игры с мячом для развития словаря, грамматического строя речи
• «Я назову пять названий овощей» - назвать соответствующие слова.
• «Мяч бросаю, диких животных называю».
• «Мяч передаю, деревья назову».
• «Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова» - образование притяжательных прилагательных (у волка - волчья, у лисы – лисья).
• «Мы волшебники немного: был один, а станет много» - назвать существительное во множественном числе.
• «Вот предмет, а из чего люди сделали его?» - образование относительных прилагательных (стул из дерева – деревянный, ножницы из железа – железные).
• «Я кидаю, ты лови, слово ласково скажи» - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
• «Мой, моя или мои, ну-ка правильно скажи» - согласование существительных с местоимениями.
• «Никогда мы не забудем, что умеют делать люди» - назвать глагол, обозначающий, что умеет делать человек названной профессии.
• «Умеют многое зверюшки: собаки, лошади и хрюшки» - обогащение глагольного словаря.
• «Чтоб наоборот сказать, надо мячик мой поймать» - назвать слова-антонимы.
• «Что бывает, а что нет, дайте быстро мне ответ» - закрепление активного словаря и развитие логического мышления.
• «Мяч бросаю, не зевай – одним словом называй» - назвать обобщающим словом предложенные слова.
Игры с мячом для развития мелкой моторики
• «Крепко мячик мой сожми и по дорожке прокати».
• «Шарик пальчиком кати и фигуру обведи» - катать массажный шарик по контуру рисунка.
• «Мячик я кручу, кручу, каждый пальчик научу» - прокатывать мячик по спирали.
• «Под ладошку мяч кладу и по кругу проведу» - прокатывать мяч по кругу.
• «Мячик мой не отдыхает, меж ладошками летает» - перекидывание массажного мячика из ладошки в ладошку.
• «Ловко с мячиком играю, его по пальчикам катаю» - катать массажный мячик по каждому пальцу.
• «Мячик сильно я сжимаю и ладошку поменяю» - с силой сжимать мячик каждой рукой.
Предложенные игры с мячом позволяют расширить знания, умения и навыки детей, помогают совершенствовать речь, тренируют внимание, память, мышление.
Приложение 3
Консультация- практикум для родителей
Использование нестандартного оборудования в играх для развития мелкой моторики рук
Пальчиковый тренинг
Самомассаж кистей и пальцев рук
Этот массаж желательно сопровождать веселыми рифмами («приговорками»), стихами.
- Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца.
Растирать зубной щеткой сначала подушечки пальца, затем медленно опускаться к его основанию.
Я возьму зубную щетку,
Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики-удальчики.
- Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками.
Птичка
Птичка веток набрала.
(2 раза)
Крепко гнездышко свила,
И снесла яичко
Умница-синичка.
Ты яичко покатай,
Но из рук не выпускай.
Очень хрупкое оно,
Так у птиц заведено.
Дети касаются мячиком каждого пальца правой, затем левой руки.
Сводят обе ладони «гнездышком» вместе с мячиком («яичком»)
Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.
Колючий ёжик
Катится колючий ёжик,
Нет ни головы ни ножек.
По ладошки бежит
и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Мне по пальчикам бежит
и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда,
мне щекотно, да, да, да.
Уходи колючий ёж в тёмный лес, где Шарик между ладошками вперед, назад.
Шарик между ладошками круговые движения по ладони.
Движения по пальцам правой руки, затем левой.
Пускаем по столу и ловим подушечками пальцев.
ты живёшь!
- Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.
Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непрерывно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
- Массаж грецкими орехами (каштанами).
Катать два каштана между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.
Научился два ореха,
Между пальцами катать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.
- Массаж «четками». Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы.
Считать количество «бус» в прямом и обратном порядке.
Дома я одна скучала,
Бусы мамины достала.
Бусы я перебираю,
Свои пальцы развиваю.
6. Массаж резиночками для волос.
Раз, два, три, четыре, пять-
Мы друзей идем искать!
Этот мальчик под кроватью,
Этот мальчик под диваном,
Этот мальчик под столом.
Этот мальчик за углом,
Этот мальчик встал у стенки,
У него дрожат коленки.
Под счет дети надевают резиночку для волос на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, затем меняют руки.
Указательные и средние пальцы обеих рук «шагают» по любой поверхности.
Дети надевают резиночку на большой палец, на указательный, на средний, на безымянный, на мизинец.
Имитируют дрожащие колени
Игры с прищепками
Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки), переходить от простого к сложному (прикреплять прищепку большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем). Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи.
Жук
Жук летит,
Жуж-ж-ж-ж-жит,
Жуж-ж-ж-ж-жит,
И усами шевелит!
В. Цвынтарный
Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу.
Кыш!
Сильно кусает
Котенок-глупыш!
Он думает, что это
Не палец, а мышь!
Но я же играю с тобою, малыш!
А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»
Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу
А теперь цепляем прищепки к разноцветным кружкам и получаем самые разные цветы: васильки, подсолнухи, семицветики и т.д., и, конечно же, солнышко с желтыми лучиками. Вот так, незаметно для ребенка, а главное, увлекательно, мы способствуем развитию конструктивного мышления, мелкой моторики рук. Играя с ребенком, не забывайте сопровождать все свои действия речью.
Игры с решетками
Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. `Ходить` можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:
В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили,
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят`.
«Фокусник» - собрать (скомкать) кусочек полиэтилена (носовой платок) пальцами в ладонь, начиная с уголка (кусочки полиэтилена торчать из кулачка не должны).
Выполняя пальчиками различные упражнения дома, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Это в дальнейшем облегчает приобретение навыка письма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительский клуб "Учимся вместе"
Данный материал адресован теме "работа с родителями". Полезен педагогам, учителям-логопедам...
РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ "Учимся вместе"
Родительский клуб «Учимся вместе»Общие положенияКлуб «Учимся вместе» является дополнительным компонентом образовательного процесса, где родители могут получить знания и развивать свои умения, чт...
Встреча родительского клуба «МЫ ВМЕСТЕ». «Родительская библиотека» Тема: «Возрождение семейной традиции - семейное чтение». Старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна
Цель. Создать условия для информирования родителей воспитанников о необходимости возрождения традиции семейного чтения. В программе:Микроисследование «Роль книги в семейном воспитании» ...
Родительский клуб "Учимся вместе"
Родительский клуб - это плодотворное общение с родителми воспитанников, каждая встреча проходит в неформальной обстановке, где своим мнением деляться не только педагоги, но и родители. Родительский кл...
РИП по теме:« Активизация родительского потенциала, как основополагающего фактора в обучении и воспитании ребенка с ОВЗ в условиях современной семьи через функционирование в ДОУ родительского Клуба «Учимся быть родителями»
Наше учреждение имеет опыт работы в инклюзивной деятельности уже не первый год, однако мы столкнулись с проблемой отстранения родителей, которые воспитывают ребенка с ОВЗ от жи...
Детско-родительский клуб "Учимся вместе ": "Развитие речи дошкольника 4-5 лет".
Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определенными трудностями. Речевой функцией ребенок овладевает постепен...
Детско-родительский клуб "Мы вместе" (2020г.-2021г.); детско-родительский клуб "Игра 3D - дети, движения, достижения" (2023г.-2024г.)
Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи...