Встреча родительского клуба «МЫ ВМЕСТЕ». «Родительская библиотека» Тема: «Возрождение семейной традиции - семейное чтение». Старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна
методическая разработка на тему
Цель. Создать условия для информирования родителей воспитанников о необходимости возрождения традиции семейного чтения.
В программе:
Микроисследование «Роль книги в семейном воспитании»
Представление «Литература для дошкольников» – педагоги возрастных групп.
Игровые упражнения – педагог-психолог Миникаева Н.А
Рефлексия
Детские «заставки» – воспитанники детского сада.
Участники: воспитанники и родители
Оформление. Выставка книг
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rudenko_o.v_semeynoe_chtenie.docx | 684.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительский клуб
«МЫ ВМЕСТЕ»
Форма проведения «Родительская библиотека»
Тема: «Возрождение семейной традиции - семейное чтение»
Автор-составитель – Руденко Ольга Васильевна, старший воспитатель Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Шумский детский сад» МКДОУ «Журавлик»
Цель. Создать условия для информирования родителей воспитанников о необходимости возрождения традиции семейного чтения.
В программе:
Микроисследование «Роль книги в семейном воспитании»
Представление «Литература для дошкольников» – педагоги возрастных групп.
Игровые упражнения – педагог-психолог Миникаева Н.А
Рефлексия
Детские «заставки» – воспитанники детского сада.
Участники: воспитанники и родители
Оформление. Выставка книг
Ведущая (старший воспитатель). Здравствуйте уважаемые родители!
Мы вас приветствуем в родительской библиотеке. Мы поведём сегодня разговор о книге, её ценности для каждого человека, о значении совместного общения родителей и ребёнка с книгой, о возрождении традиции семейного чтения.
(Дети читают стих)
В детской книжке сто картинок,
Сто стихов и сто историй
Сто вопросов и ответов
Тьма загадок и затей.
Обо всем расскажет книжка,
Мир большой покажет книжка
Доброму научит книжка
И больших и малышей
Там под яркою обложкой
Проживает тетя Кошка
Храбрый олененок Бемби,
Бармалей и Айболит.
Злой всегда там проиграет,
Жадный больше потеряет,
А кто друга выручает
Смело слабых защищает,
И в беде не унывает –
Непременно победит!
Ведущий. Наши детки, ну просто очень любят, когда им родители читают книги. И они, уважаемые родители, хотят поделиться с вами прочитанным, услышанным.
(Дети показывают книги и кратко рассказывают о содержании.)
Ведущая. Желание провести родительскую библиотеку на эту тему возникло неслучайно: современные дети не часто просят взрослых почитать им, предпочитая книгам просмотр мультфильмов или компьютерные игры, и традиция чтения книг в семье угасает.
Наша главная задача – вывести детей на средний уровень речевого общения. Вместе с тем мы считаем необходимым привить им любовь к книге и чтению, а сделать это можно, в том числе и через игру, которая, как известно, является ведущим видом деятельности детей; более того, формой их жизни.
Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга — воспитатель и, учитель, и друг. Мнение психологов сводится к тому, что привить любовь к книге и чтению возможно только до 9 лет. Позже это сделать гораздо труднее, а иногда и невозможно. Так что основная задача по воспитанию читателей ложится на плечи родителей.
Ведущий. Для начала мы проведем небольшое упражнение-разминку…
Упражнение «Выбери дистанцию»
Воспитатель. Сегодня символ обсуждаемой темы - детская книга (кладет ее на куб в центре зала). Встаньте, пожалуйста, от книги на такое расстояние, которое продемонстрирует вашу близость или отдаленность по отношению к теме встречи. А затем одной фразой объясните выбранное вами расстояние.
Ведущая. Вывод. Мы видим, что всех присутствующих заинтересовала тема нашей встречи и я передаю слово педагогу средней группы.
Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители. Я хочу пригласить вас принять участие в микроисследовании «Роль книги в семейном воспитании».
Существует два противоположных взгляда на воспитательную роль книги: одни родители считают, что книга-средство развлечения и забава; другие – что это полезное занятие для всестороннего воспитания ребенка.
-Как вы думаете: какова роль книги в семейном воспитании. (мнение родителей)
- Всегда ли стремление взрослых купить ребенку как можно больше книг приводит к положительным воспитательным результатам? Так ли безопасен культ книг? (мнение родителей)
Наше микроисследование будет проводиться при помощи цветика-многоцветика. На лепестках многоцветика – вопросы, на которые вам, уважаемые родители предстоит ответить. Но вот еще один момент... С вашими детьми тоже проводилась интервью-беседа и вы узнаете как же на некоторые эти же вопросы отвечали ваши дети.
(дети отрывают лепестки цветика-многоцветика, на лепестках, которого написаны вопросы и отвечают на них)
Вопросы для родителей.
Ваши любимые детские поэты и писатели.
Ваши любимые литературные герои детских книжек.
Любите ли вы читать ребенку?
Какие книги любят в вашей семье?
Какие произведения охотно слушает ваш ребенок?
Кто из взрослых вашей семьи чаще читает ребенку книги?
В какое время вы, как правило, читаете ребенку?
Ваш ребенок считает книгу хорошим подарком или предпочитает что-то другое?
Какие книги (жанры) предпочитаете лично вы?
Родители отвечают на вопросы, дети дают свой ответ
Ведущая. А сейчас о серьезном играя. Мы с вами вспомним пословицы о книгах и, возможно, узнаем новые.
Упражнение «Доскажи пословицу».
Задание. На карточках разного цвета написаны части пословиц. Карточки раздаются родителям и под веселую музыку родители должны составить пословицу о книге, а затем ее озвучить.
(звучит музыка, родители выполняют задание»
Дом без книги – день… без солнца
Книга учит жить, книгой… надо дорожить
В доме без книг, как без… окон, темно
Испокон века книга…растит человека
Книга поможет в беде и … выручит в беде
Кто много читает, то…много знает
Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает
Книга книгой, да и своим умом двигай
Книга мала, а ума придала
Книги не говорят, а правду сказывают
Книги читай, а дела не забывай
Книги читать-не в ладушки играть
Не на пользу читать, коли только вершки хватать
Книга – мост в мир знаний
Золото добывают из земли, а знания из книг
Ведущий. Педагоги детского сада используют различные методы и приёмы при ознакомлении детей с художественной литературой. После чтения произведения они проводят беседы по его содержанию, учат пересказывать текст или отрывки из него. На занятиях и в свободное время дети прослушивают аудиозаписи литературных произведений, смотрят видеофильмы, учатся выразительно читать стихи, участвуют в инсценировках, играх-драматизациях, рассматривают рисунки художников – иллюстраторов и выполняют творческие работы по мотивам сюжетов книг.
Один из способов привить ребенку интерес к чтению – это обсуждать с ним прочитанное.
Какие вопросы следует задавать по прочитанной книге?
Вот примерный список вопросов, которые вы можете задавать ребенку о любом прочитанном тексте: сказке или рассказе, статье в журнале или книге. Постепенно он приучиться задавать их себе самостоятельно.
ЧТО?
- Что это за история, о чём?
- Что произошло?
- Что говорили (думали, чувствовали) герои?
КОГДА?
- Как давно это было?
- Когда это произошло?
- Что случилось до этого?
- Что произошло дальше?
ГДЕ?
- Где это случилось?
- Можешь себе представить это место?
- Это реальное или придуманное место?
КТО?
- Кто это написал?
- Как ты думаешь, кто здесь главный герой?
- Кто помогал главному герою?
- Кто мешал ему и почему?
КАК?
- Как это началось?
- Как это случилось?
- Как это закончилось?
- Как это могло бы закончиться?
- Как бы ты закончил эту историю?
ПОЧЕМУ?
- Зачем автор написал это произведение?
- Почему всё случилось именно так?
Только поговорив о прочитанном, вы сможете выяснить, действительно ли ребенок понял произведение. Это очень важно, так как если малыш не понимает чего-то, он теряет к этому интерес.
Педагог средней группы. Дети 4-5 лет
Как же разбудить у детей интерес к книге? Кто же вводит ребёнка в мир книге? Прежде всего, родители, затем детский сад, библиотека.
И всё же со своей первой книгой ребёнок встречается дома, сидя на коленях у мамы. Однако занятые родители с трудом ориентируются в море коммерческой детской литературы, где яркость издания не гарантирует качества. Поэтому репертуар литературных произведений для семейного чтения недостаточно разнообразен, зачастую случаен. Родителям не хватает педагогической подготовке, что читать в каком возрасте.
Литературный репертуар для детей 4-5лет отличается, разнообразием, в этом возрасте значительное место занимают произведения малых фольклорных форм, добавляются считалки, загадки, скороговорки.
Воспитатель старшей группы, дети 5-6 лет
Детей старшей группы, 5-6 лет, необходимо знакомить с произведениями народного творчества. А по любому из прочитанного произведения, рекомендуем вместе с ребенком нарисовать понравившейся сюжет или просто героя.
Мы считаем, что именно по этим прочитанным произведениям, сказкам, стихам – развивается логическое и образное мышление;
- дети познают окружающий мир;
- формируется эмоциональная сфера и эстетическое восприятие;
- происходит становление социальных и коммуникативных навыков.
Воспитатель подготовительной группы, дети 6-7 лет Совместное чтение – это общение, прежде всего общение в семье. Постарайтесь сделать время, проведенное вместе с ребенком за книгой, интересным и познавательным, создавать ситуации, способствующие его речевой активности. Самое благоприятное время для совместного чтения – вечер. Малыш, лёжа в кровати, с удовольствием будет слушать сказки, рассказы или просто случаи из вашей жизни.
Во время чтения ребенку не отвлекайтесь на посторонние дела. Помните, что дошкольники способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около 15 минут.
Литературное произведение большого объема можно читать в течении нескольких дней. Перед тем, как продолжить чтение, предложите ребенку вспомнить, на чем вы остановились в прошлый раз, что происходило с героями книги до этого момента. Задайте вопросы: «что в произведении тебе понравилось больше всего? Почему герой книги та поступил? А как бы ты повел (повела) себя в этой ситуации? » пусть ребенок выскажет предположение, что произойдет дальше.
Выбирая книгу, обращайте на иллюстрации. Они должны быть яркими, выразительными и как можно более реалистичными. Помните: содержание художественного произведения должно соответствовать возрасту ребенку
Педагог-психолог. Упражнение «Неравные возможности »
Уважаемые родители какие причины мешают нам систематически организовывать семейное чтение? (нет времени, не интересные книги, нет желания, и т.д)
Участники вытягивают жребий, на них написаны цифры 1, 2, 3, 4. Те, у кого оказалась «единичка»( нет времени) получают повязки на глаза; у кого написана «двоечка» (нет интересной литературы), должны убрать правую руку за спину; участники со жребием «троечка» (нет желания) держат карандаш двумя руками; для тех, кому выпала «четвёрочка» никаких ограничений не предусмотрено.
Испытание. Все получают листы бумаги и карандаши. Им даётся задание за 1 минуту нарисовать обложку к книге «Колобок».
Дети получают задание управлять родителями, у которых завязаны глаза
После окончания соревнования предлагается обсудить результаты:
- Как чувствовали себя участники, чьи возможности были ограничены условиями упражнения?
- Как чувствовали себя те, чьи возможности ограничены не были?
- Возникало ли желание помочь друг другу?
А теперь, посмотрите на рисунки и представьте на месте участников, чьи возможности были ограничены детей, которые лишены семейного чтения.
Рассмотрим обложку, где возможности семейного чтения не ограничены (обсуждение), ограничены (обсуждение). А теперь ответим на вопрос, какой из этих вариантов достоин пойти в печать? А какие ассоциации возникают при виде рисунков с ограничениями (желание помочь).
Как показывает статистические исследования дети лишенные систематического просмотра литературы, прочтения родителями сказок, стихов, имеют низкий уровень знаний окружающего мира, развития речи, недоразвития нравственных аспектов, познавательных процессов (памяти, внимания, воображения).
Ведущий. Мы просим вас, уважаемые родители, обменяться опытом в вопросах домашнего чтения, как вы привлекаете детей к слушанию, как вы поступаете, если ребенок отказывается слушать ваше чтение…
Ребята, расскажите какие книжки вы любите слушать?
Ведущий. Каждого ребёнка можно осчастливить читающим детством, что бы оно было умным, содержательным, весёлым и гарантировало каждодневную потребность в общении с книгой на всю жизнь. Ведь дошкольник ещё не читатель, а только слушатель книг, и входит в прекрасный мир литературы благодаря так называемым громким чтениям. Анкетирование, проведённое в группе, показало, что только третья часть семей практикует семейное чтение вслух! А вот назвать книгу, которую вы прочитали своим детям недавно, смогли лишь (называет число) детей. Конечно, нам порой не хватает элементарных знаний, умений и навыков по воспитанию юных читателей.
Рефлексия. «Выбери книгу по душе»
Ведущий. Перед вами выставка книг, прошу каждого (взрослого и ребенка) подойти и выбрать книгу.
(родители и дети выбирают с выставки книги и рассаживаются)
Ведущий. А теперь мы хотим послушать, почему вы выбрали именно эту книгу, и что полезного из нашей встречи вы унесете в свою семью
Заключение.
Ведущий. Читать вместе – это огромный труд, но, когда вы читаете, ваши дети фантазируют, создают красочный мир, в котором живут их друзья – литературные герои.
Когда вы читаете вслух, вы делите с ребенком не только время, но и интерес, вы рассуждаете, обсуждаете прочитанное.
Когда вы читаете, вы учите ребенка слушать, слушать долго, и не прерываясь, слушать вдумчиво и внимательно.
Чтение хорошей детской книги всегда приятно: помогает лучше понимать своих детей и вновь возвращает вас в мир своего детства. Чтение книг – это самая лучшая семейная традиция!
Мы дарим вам на память карточки
«Несколько полезных советов по возрождению традиции
семейного чтения».
Выделяйте время для чтения каждый день. Дети обожают регулярное чтение (а не от случая к случаю) чтение с родителями. Выбирайте небольшой промежуток времени, когда вы можете расслабиться и не торопиться — перед сном или когда у вас перерыв в домашних хлопотах. Всё время обращайтесь к книге и чтению. Купите несколько книг домой, чтобы ваш малыш мог с ними возиться.
Выбирайте книги с осторожностью. Читая с ребёнком вместе постоянно, вы обязательно заметите: какие книги ему нравятся больше, какие он лучше понимает. Прибегайте к помощи библиотеки и библиотекаря в выборе книг, похожих на эти. Вашего ребёнка просто может вдохновить пример других читающих детей.
Окружите ребёнка материалами для чтения. Не только книги из библиотеки должны быть у ребёнка. Должны быть обязательно и свои собственные. Помогайте своему малышу склеить, подписать или сшить свою собственную книжку, с рисунками, фотографиями и многими другими вещами. Одобряйте, воодушевляйте и поощряйте эту работу малыша, ровно, как и чтение его «собственных» книг, всем членам семьи.
Читайте медленно и с удовольствием. Важно не только, что вы читаете, но как вы читаете. Когда читаете быстро и монотонно, ребёнок быстро теряет интерес. Читайте эмоционально, сами получая удовольствие от чтения. Будьте актёрами, пытайтесь читать разными голосами за разных героев, передавая их характер. Вашему малышу это понравиться.
Читайте снова… снова. Как известно, дети любят слушать одни и те же истории. Они заставляют вас читать уже навязшие на зубах книги снова и снова. Не лишайте его этого. Ребёнок желает разобраться в книге глубже, процесс познания её происходит медленнее, он получает от чтения удовольствие. Ведь идёт подготовка к будущему вдумчивому и внимательному чтению, воспитание полноценного восприятия книг.
Читайте везде и всегда. Читать можно везде и всегда: на прогулке, на пляже, в поезде, ожидая приёма у врача. Пусть в вашей сумке с детскими принадлежностями, игрушками, обязательно лежит книга.
Не заставляйте ребёнка читать. Никогда не усаживайте за чтение (с родителями или самостоятельно), если малыш этого не хочет. Это один из девственных способов убить у него интерес к чтению и книге. Чтение из-под палки — путь к не чтению вообще. Старайтесь выбирать самые популярные в детской среде темы и книги (вам на помощь всегда придут библиотекари) и приготовьтесь к долгому пути поиска любимых книг, интересных тем и авторов
Всего вам доброго!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейная гостиная «Семья – мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребёнка» Старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна
Цель: формировать представление родителей о семейных ценностяхЗадачи:- познакомиться поближе с семейными увлечениями и традициями;- познакомить родителей с жизнью группы, привл...
Встреча родительского клуба «МЫ ВМЕСТЕ» по теме: «Как организовать игровую деятельность детей дошкольного возраста.». Старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна
В программе:Дискуссия «Какие игрушки нужны детям в дошкольном возрасте» - старший воспитатель.Представление «Возрастные игрушки» – педагоги.Творческая мастерская – «Игруш...
Планирование деятельности родительского клуба "Мы вместе". Автор-составитель старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна
Задачи родительского клуба}выявлять и транслировать положительный опыт семейного воспитания;}оказывать всестороннюю помощь и поддержку родителям в вопросах воспитания и развития детей;} содействовать ...
Серия "Семь гномов" Конспекты музыкальных занятий по теме недели "Театр" в соответствие с ФГОС. Автор старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна
Поддерживать стремление детей активно участвовать в развлечении, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.Побуждать самостоятельно искать выразительн...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА». Встреча родительского клуба "МЫ ВМЕСТЕ" . Старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна
Как обуздать энергию и любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала р...
Встреча родительского клуба «МЫ ВМЕСТЕ» «Эти старые, добрые сказки». Старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна
Программа.«Значение сказки в развитии детей дошкольного возраста» воспитатель Ивлева Т.И, старший воспитатель Руденко О.ВИгровая программа «Путешествие в сказку»...
Встреча родительского клубы «Азбука внутрисемейных отношений». Детско-родительский тренинг «Тепло семьи». Старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна
Цель: способствовать сплочению членов семьи.Задачи: развитие партнёрства и сотрудничества родителя с ребёнком, коррекция детско – родительских отношений, формирование чувства близости ...