РИП по теме:« Активизация родительского потенциала, как основополагающего фактора в обучении и воспитании ребенка с ОВЗ в условиях современной семьи через функционирование в ДОУ родительского Клуба «Учимся быть родителями»
проект

Максименко Ольга Павловна

Наше учреждение имеет опыт работы в  инклюзивной деятельности уже не первый год, однако мы столкнулись  с проблемой отстранения родителей, которые воспитывают ребенка с ОВЗ  от  жизнедеятельности его в саду. Родители проявляют скрытость, замкнутость в решении проблем связанных с посещением их ребенка общеобразовательного учреждения. При попытке обсудить какой-то вопрос родители уходят от ответа, либо умалчивают об  информации связанной с поведением ребенка в семье. Любые попытки  вывести родителей на новый уровень отношений с  педагогами и специалистами ДОУ  через   включение родителей в процесс коррекционной и абилитационной работы зачастую терпят неудачу, родители ведут  себя скрытно, с опаской, не желают признавать и обсуждать проблемы связанные с проживанием своего особого ребенка дома, в семье.  За годы работы нами отмечено, что родителю, который не включен в процесс коррекционной и абилитационной работы,  очень сложно изменить сложившиеся стереотипы детско-родительских отношений в семье, что значительно тормозит  процессы, связанные с развитием и социализацией особого ребенка в дальнейшем.

Многие практики раннего вмешательства видят свою главную задачу в том, чтобы помочь родителю и ребенку с ОВЗ адекватно взаимодействовать друг с другом. На основании этого у нас возникла идея в создании системы психолого-педагогической помощи для родителей   в рамках Программы  «Учимся быть родителями», содержание которой является  изучение   иных,   современных подходов  помощи семьям, воспитывающим ребенка с ОВЗ, и выработка   структуры активизации родительского потенциала для  адекватного развития детско-родительских взаимоотношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

деятельности региональной инновационной площадки

« Активизация родительского потенциала, как основополагающего фактора в обучении и воспитании ребенка с ОВЗ в условиях современной семьи через функционирование в ДОУ родительского Клуба «Учимся быть родителями»

Место реализации программы: МАДОУ №1 «Загадка» г. Южно-Сахалинска;

Сроки: рассчитана на 3 года   (1.10. 2020-начало, окончание проекта- 30.11 2023);

Направление инновационной деятельности: Взаимодействие образовательных организаций и родительской общественности

Научный консультант:

Титеева Т. А., старший преподаватель

кафедры педагогики и психологии,

ГБУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской области»

Ответственный за исполнение РИП:

Максименко О. П., учитель-логопед МАДОУ №1

 

Исполнительский коллектив:

заведующий МАДОУ №1 Моисеева Е.В.,

заместитель заведующего   по ВМР  Малыгина Н. С.,

педагог-психолог Колонцова Н. Н.,

педагоги  инклюзии  

Южно-Сахалинск, 2020 год

Содержание

Введение

3 стр.

1.

Исходные теоретические положения

7 стр.

2.

Практика реализации РИП

8 стр.

2.1

Подготовка к деятельности РИП (мониторинг социальной ситуации семей, воспитывающей детей с ОВЗ):

8 стр.

2.2.

Взаимодействие педагога и воспитателя  в контексте развития родительской компетентности в вопросах воспитания детей с ОВЗ

11 стр.

2.3.

Этапы реализации и прогнозируемые результаты по каждому этапу

12 стр.

2.4.

Методы деятельности

14 стр.

2.5.

Обоснование возможности реализации  программы  в соответствии с законодательством об образовании или предложения по содержанию проекта нормативно-правового  акта, необходимого для реализации программы

14 стр.

2.6.

Предложения по распространению и внедрению результатов инновационной деятельности в массовую практику, включая предложения по внесению изменений в законодательство об образовании ( при необходимости)

15 стр.

2.7.

Необходимые условия организации работ

16 стр.

2.8.

Перечень научных и (или) учебно-методических разработок по теме проекта (программы)

16 стр.

Если ребенок живет с чувством безопасности,

он учится доверять.

Если ребенка принимают, он учится любить.

Если ребенка признают, он учится ставить перед собой цели.

Если ребенка одобряют, он учится любить себя.

Если ребенок живет с дружелюбием,

он узнает, что мир хорошее место для жизни!

Т.Джонотон

Введение

На современном этапе развития  инклюзии в дошкольном образовании   остро стоит вопрос поддержки семей, воспитывающих  детей с ограниченными возможностями здоровья.

Долгое время в нашем обществе   особое внимание уделялось самому ребёнку, его образовательным потребностям, а окружающие его люди их проблемы, трудности связанные с воспитанием особого ребенка в условиях семьи  оставались на втором плане.

В России  на сегодняшний день существуют специализированные учреждения, реабилитационные центры, в которых за особыми детьми  оказывают уход, присмотр, для которого организуют обучение и социализацию. Однако без участия семьи обучение и воспитание особого  ребенка  в условиях специализированного учреждения не может дать должных результатов.

Работа  специалистов  с ребенком, который испытывает трудности  в эмоциональном, психологическом,  умственном и физическом развитии,  не будет полноценной  без помощи родных и близких.  Доказано, что наличие у  ребёнка  прочной эмоциональной поддержки со стороны родных ему людей благоприятно сказывается на сопротивляемость организма ребенка  к разным заболеваниям.  Связь особого ребенка  с родителями настолько тесна, что любые изменения в жизни   семьи могут спровоцировать  усугубление тяжести  заболевания.  

Любая семья функционирует, как интерактивное объединение и все, что затрагивает одного члена семьи, затрагивает и всех остальных. Поэтому появление  в семье ребенка    с нарушениями развития  – большой психологический стресс  для родителей и для всего его окружения.  Семьи детей с нарушениями в развитии испытывают качественные изменения на социальном, психологическом  и соматическом уровнях.

Данная ситуация  координально  влияет на выработку близкими людьми,  определенных механизмов решения проблем связанных с воспитанием ребенка с ОВЗ  в условиях семьи. В связи с этим возникают   трудности разного характера. Зачастую эти трудности вызывают неблагоприятные изменения в семье. Первая из причин - родители не подготовлены к рождению ребенка с нарушениями в развитии, и как следствие, у них возникает чувство беспомощности. Вторая из причин  - рождение ребёнка с ОВЗ затрагивает всю семью: мать, отца, окружение.

Поэтому для качественного решения проблем семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии  необходимо не только коррекционно-педагогическое воздействие на особого ребенка в условиях образовательного учреждения, но и  оказание родителям комплексной целенаправленной консультативной  помощи и поддержки.

Как показывает опыт,  родители, воспитывающие ребёнка с особыми педагогическими потребностями, нуждаются в  моральной и психологической подготовке к тому, что  воспитание и обучение особого ребенка в семье потребует много психологических, моральных и физических сил. Очень  важно, чтобы родители сохраняли физическое здоровье, душевное равновесие и оптимистический взгляд на будущее.

Только в том случае, когда между семьей  и педагогами устанавливаются  отношения  сотрудничества, возникает преемственность между домашней и коррекционно-образовательной средой, очень важная для  полноценного развития особого ребенка. Модель отношений в семье и на занятиях становится  более устойчивой, а значит, и у ребенка появляются устойчивые ориентиры, которые помогают ему по-новому пережить свой физический, психологический и речевой опыт.

Для членов семьи особого ребенка педагогическая помощь, которую они получают через сотрудничество со специалистами и педагогами, расширяет представления об их собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, помогает выработать определенные механизмы решения внутренних проблем семьи, связанных с воспитанием и развитием особого ребенка в домашних  условиях.

Наше учреждение имеет опыт работы в  инклюзивной деятельности уже не первый год, однако мы столкнулись  с проблемой отстранения родителей, которые воспитывают ребенка с ОВЗ  от  жизнедеятельности его в саду. Родители проявляют скрытость, замкнутость в решении проблем связанных с посещением их ребенка общеобразовательного учреждения. При попытке обсудить какой-то вопрос родители уходят от ответа, либо умалчивают об  информации связанной с поведением ребенка в семье. Любые попытки  вывести родителей на новый уровень отношений с  педагогами и специалистами ДОУ  через   включение родителей в процесс коррекционной и абилитационной работы зачастую терпят неудачу, родители ведут  себя скрытно, с опаской, не желают признавать и обсуждать проблемы связанные с проживанием своего особого ребенка дома, в семье.  За годы работы нами отмечено, что родителю, который не включен в процесс коррекционной и абилитационной работы,  очень сложно изменить сложившиеся стереотипы детско-родительских отношений в семье, что значительно тормозит  процессы, связанные с развитием и социализацией особого ребенка в дальнейшем.

Многие практики раннего вмешательства видят свою главную задачу в том, чтобы помочь родителю и ребенку с ОВЗ адекватно взаимодействовать друг с другом. На основании этого у нас возникла идея в создании системы психолого-педагогической помощи для родителей   в рамках Программы  «Учимся быть родителями», содержание которой является  изучение   иных,   современных подходов  помощи семьям, воспитывающим ребенка с ОВЗ, и выработка   структуры активизации родительского потенциала для  адекватного развития детско-родительских взаимоотношений.

Гипотеза нашего исследования заключается в том, что каждый  родитель,  обладает  потенциалом к тому, чтобы  любить, правильно воспитывать и обучать своего особого ребенка в условиях семьи и чтобы активизировать  этот потенциал родителю нужно помочь это понять и принять.

        Поэтому целью нашего исследования является – выработка единой, последовательной  выработка  единой, последовательной, перспективной стратегии поддержки семей, воспитывающих детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями,  для  формирования  ключевых компетентностей родителей  на этапах определения проблем и  поиска ресурсов для их решения.

Исходя из  определения цели  нами были  поставлены задачи:

1. Изучить педагогический опыт, накопленный в городском округе, области, стране по организации оказания  консультационной помощи родителям, воспитывающим детей с ОВЗ;

2.Создать  условия для организации и функционирования консультативной психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с ОВЗ: приобретение необходимого оборудования, привлечение специалистов для консультаций, разработка методической литературы для родителей (буклеты, памятки, информационные стенды, методички);

3. Повысить психолого-педагогическую грамотность родителей и педагогов в вопросах развития и образования, охране и укрепления здоровья детей с ОВЗ в условиях семьи и дома;

4.Расширить компетенции педагогов в вопросах инклюзивной деятельности, а также в вопросах работы с родителями детей с ОВЗ.

Через определение задач нам были выявлены основные  виды деятельности:

1. Сбор необходимой информации  о сопровождении семей детей с ОВЗ  (для полного обзора изучаемого вопроса необходима подборка материала через исследование электронных и печатных ресурсов, просмотр теле- и видеопрограмм,  общение со специалистами по изучаемому вопросу);

2.Пополнение новым современным оборудованием технической и методической базы учреждения (в планах приобретение сенсорной комнаты, логопедических интерактивных комплексов, диагностических наборов психолога, специального оборудования для физического развития, коррекции и абилитации детей с ОВЗ);

3.Исследование особенностей родительско-детского взаимодействия в условиях семьи и дома (для этого мы планируем использовать метод клинической беседы, а так же метод наблюдения за взаимодействием родителя и ребенка на диагностических игровых сеансах);

4. Формирование у  родителей  навыков коммуникации и основ коррекции в условиях дома и семьи (мы решили проводить данную работу в режиме индивидуальных занятий, в ходе которых специалист демонстрирует родителю  приемы  коррекционного взаимодействия с ребенком ОВЗ в образовательном учреждении, которые родитель переносит  в режим личных отношений с ребенком дома);

5. Расширения психолого-педагогической компетентности  родителей  в вопросах воспитания и обучения   ребенка с ОВЗ в семье (данный вид деятельности проводится через занятия – тренинги, которые необходимы родителям для их личной  психологической адаптации к особым потребностям ребенка, для гармонизации отношений и подготовке родителей к абилитации ребенка с ОВЗ  в условиях семьи);

6.Применение в работе с родителями индивидуального подхода (планируем проводить в виде консультаций на  которых будут обсуждаться индивидуальный план с семьей, совместная   работа  специалиста и родителей, обсуждаться психологические проблемы  связанные с воспитанием ребенка с ОВЗ в семье);

7. Привлечение  родителей к участию в групповых занятиях (с применением этого метода  мы  планируем помочь родителям увидеть их внутренние проблемы по-другому, открыться для помощи и поддержки, поделиться друг с другом полезной информацией, познакомиться и ближе пообщаться друг с другом);

 8.Организация  подготовки кадров (развитие толерантности у педагогов по отношению к детям с особыми педагогическими потребностями, развитие психолого-педагогической грамотности у воспитателей, музработников, физруков).

Работу по исследованию данного вопроса мы планируем организовать в течение трех лет  ( осень 2020-начало, окончание проекта- осень 2023) в разных целевых группах:

  • воспитанники с ОВЗ в количестве -10 человек,
  • родители воспитанников ( в том числе бабушки, дедушки, братья, сестры детей с ОВЗ) – примерно в количестве 30 человек,
  • воспитатели детей с ОВЗ  - 10 человек,
  • специалисты учреждения  (учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный работник)- 6 человек.

         Свои наработки  исследовательской  деятельности мы планируем систематизировать в Программе «Учимся быть родителями» МАДОУ №1. Обоснование значимости предлагаемой программы   для развития системы образования в МАДОУ№1 «Загадка»: 

Во-первых, проблема психолого-педагогического  сопровождения семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями  имеет огромное практическое и теоретическое значение.

В процессе сбора информации о сопровождении семей детей с ОВЗ мы столкнулись с тем,  что, не смотря на то, что данный вопрос исследуют не первый год и существует  большое количество работ психологического и педагогического характера, посвященных теории и практике обучения и воспитания детей с ОВЗ (К.Г. Коровин, Р.М. Боскис, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, К.В. Комаров, И.М. Гилевич, Ф.Ф. Pay, Н.Ю. Донская, В.И. Бельтюков, К.И. Туджанова и  др.), проблема психолого-педагогического  сопровождения семей, воспитывающих особого ребенка дошкольного возраста, по существу, не изучена.  Литература, с которой нам пришлось столкнуться, в основном имеет рекомендательный характер.

Поэтому практическая значимость проблемы исследования вопроса психолого-педагогического сопровождения семей,  воспитывающих детей с ОВЗ, очевидна, ведь ее решение через изучение психологических проблем семей, воспитывающих детей с ОВЗ дошкольного возраста  может дать значительный материал для определения системы психолого-педагогического сопровождения современной семьи с ребенком ОВЗ.

Теоретическая её значимость  заключается в обозначении решения острых насущных психологических проблем семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии и определения путей для их решения.

Мы считаем, что наш опыт реализации данной программы  будет полезен не только педагогам, родителям и их детям нашего учреждения, но поможет учреждениям нашего города и  региона в работе по сопровождению семей особых детей.

Новизна проекта: 

            Новизна данного инновационного проекта заключается в том, что  за счет совершенствования модели социальной и психолого-педагогической поддержки семей, воспитывающих детей с ОВЗ, расширяется спектр современных, инновационных форм для активизации родительского потенциала в компетентном обучении и воспитании ребенка с ОВЗ  в условиях семьи и дома.

  1. Исходные теоретические положения

 Свою работу мы стараемся строить исключительно на основании  федеральных, региональных и международно-правовых документах:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»,
  • Закон Сахалинской области от 18.03.2014 № 9-ЗО «Об образовании в Сахалинской области»;
  • Государственная программа Сахалинской области «Развитие образования в
  • Сахалинской области на 2014 - 2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Сахалинской области от 28.06.2013 № 331.
  • Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Конвенция ООН о правах ребенка

2. Практика реализации РИП

С целью  определения приоритетных направлений в психолого-педагогическом сопровождении семей,   имеющих детей с ОВЗ,   мы провели большую подготовку в сбора  информации о жизнедеятельности особого ребенка в условиях семьи и дома;  создали для педагогов учреждения условия для их профессионального роста в вопросах работы с детьми с ОВЗ и их родителями;  для детей с ОВЗ организовали среду для удовлетворения их    особых образовательных потребностей.

2.1. Подготовка к деятельности РИП (мониторинг социальной ситуации семей, воспитывающей детей с ОВЗ)

В  нашем дошкольном учреждении работа с родителями всегда  занимала особое место. Еще недавно педагогами и специалистами  считалось, что родителям достаточно дать разъяснения по поводу психофизических особенностей  развития особого   ребёнка и рекомендовать методы для  обучения и воспитания его в условиях семьи.

Ситуация изменилась   с введением в образовательные учреждения инклюзии. После проведенного нами наблюдений за  детско-родительскими отношениями родителя и ребенка с ОВЗ, мы пришли к выводу, что подход в психолого-педагогической помощи родителям детей с ОВЗ ограничивающийся только  рекомендациями  не  может  восполнить компетентность родителей в обучении и воспитании особых детей дома, в условиях семьи.  Более того, нами отмечено, что родители, переступив порог учреждения, сразу забывают, о чем шла речь на собрании с воспитателем  и специалистами. Из-за некомпетентности  родителей в вопросах воспитания особых детей, сильно возрастают  требования к ребенку, что не всегда соответствует адекватной  оценке способностей и возможностей ребенка с ОВЗ. Многие родители не желают принимать существующих проблем в психическом развитии своих особых детей и зачастую проявляют неприятие решений специалистов, что в свою очередь  нередко приводят к возникновению конфликтных ситуаций.

 Мы пришли к выводу, что причинами такого отношения к проблеме воспитания ребенка с ОВЗ  в условиях семьи могут быть специфические личностные  изменения родителей, которые не позволяют им правильно оценивать ситуацию и устанавливать отношения, как с ребенком, так и с педагогами, его обучающими.

При определении форм работы с семьями детей с ОВЗ важно учитывать их особенности, поэтому мы решили  начать свою работу со сбора информации о условиях проживания ребенка с ОВЗ в семье, об отношении родителей к вопросу нарушения развития ребенка и уровня готовности родителей к сотрудничеству с педагогами учреждения. В течение прошлого 2019-2020 учебного года мы наблюдали  за 15 семьями детей с ОВЗ и инвалидов, посещающих наше дошкольное учреждение, это дети с разной нозологией  ЗПР, РАС, ТНР и умственной отсталостью.  В своей работе мы использовали методические рекомендации,  предложенные специалистами ГКУ ЦССВ «Юнона» г Москва и  Т.Н.Волковской в журнале Дефектология. 1999. № 4. С. 66-72

На основании собранной нами информации по вопросу диагностирования исследовании детско-родительских отношений в семьях с детьми  ОВЗ нами были выбраны два наиболее важных направления:

  • изучение микросоциальных условий воспитания детей с ОВЗ;
  • определение уровня родительской  мотивации  в отношении сотрудничества с коррекционно-образовательными учреждениями;

        Оценивая  микросоциальные условия  семей, мы посчитали приемлемым в рассмотрении  следующих показателей: высокий и удовлетворительный культурный уровень, высшее и среднее образование у родителей, хорошие материально-бытовые условия, наличие таких вредных привычек у родителей, как курение,  благоприятные отношения в семье.  

Из 15 семей только четыре семьи (26,6%)  можно отнести к группе «оптимальная», восемь   (53,3%) к «удовлетворительной». Три семьи (20%) отнесены к показателю «неудовлетворительная», для определения которой рассматривались такие показатели, как: неблагоприятный психологический климат в семье и наличие вредных привычек у родителей (злоупотребление алкоголем).

Для определения   степени готовности к сотрудничеству с дошкольным учреждением, т.е.  родительской мотивации  рассматривались  высокий, средний, низкий уровни. По числу набранных баллов мы дифференцировали семьи в группы: первая группа - 12 баллов, вторая группа - 7 баллов, третья группа - 5 баллов. Соответственно,  первая группа-высокий уровень, вторая группа средний уровень, третья группа-низкий уровень.  Родители с высоким уровнем мотивации характеризовались следующими качественными показателями:

  • адекватно воспринимают состояние ребенка;
  • готовы к полноценному сотрудничеству с дошкольным учреждением в процессе  коррекционной и абилитационной работы;
  • осознают  важность и необходимость совместной коррекционно-образовательной работы;
  • проявляют  инициативу в плане сотрудничества с дошкольным учреждением,
  • прислушиваются к советам и рекомендациям педагогов и специалистов и применяют полученные знания  их в общении с детьми.

Показатели по вопросу положительной мотивации  исследуемых семей  составили самую малочисленную группу -три семьи (20%).

Количество  родителей со средним уровнем мотивации - пять семей (33%). Это родители  адекватно воспринимают состояние ребенка,  не отрицают необходимости сотрудничества с дошкольным учреждением,  но   с минимальной затратой усилий с их стороны, соглашаются  со всеми доводами педагогов, но мотивируют свою пассивность недостатком времени.

Самой  многочисленной была группа родителей с низким уровнем мотивации-семь семей (46%).  Качественные отличия в характеристике этой группы родителей позволили выделить два типа низкого уровня родительской мотивации:

-первый тип - отсутствие адекватной оценки состояния своего особого ребенка, пассивная  внутренняя позиция родителей в сотрудничестве с дошкольным учреждением проявляется в непонимании необходимости коррекционной и абилитационной работы, критические замечания и предложения  не  принимаются (пять семей (55%) от общего числа родителей этой группы);

 -второй тип - несмотря на то, что родители адекватно оценивают состояния своего ребенка, у них  присутствует отрицание  важности сотрудничества,  вследствие устоявшейся позиции в отношении своих собственных возможностей к воспитанию  своего ребенка, которую считают единственно верной; к этому же типу относятся семьи, в которых доминирующая роль в воспитании ребенка принадлежала  дедушкам и бабушкам  (три семьи — 20% от общего числа родителей этой группы).

Анализ социально-психологической характеристики семей и уровней родительской мотивации  выявил:  

из 15 обследуемых семей - только одна семья характеризовалась высоким уровнем родительской мотивации, к этой группе относятся  родители, которые  адекватно воспринимают  состояние ребенка, проявляют  инициативу в плане сотрудничества с дошкольным учреждением, прислушиваются  к советам и рекомендациям и  применяют полученные знания  в общении с детьми.

         Нами было отмечено, что ни высокий образовательный уровень родителей, ни  материальная обеспеченность, ни хорошие жилищные условия, ни здоровый психологический климат в семье не могут быть факторами  адекватной позиции родителей особых  детей  в вопросах сотрудничества с образовательным учреждением и правильной позицией  родителей в воспитании и обучении детей с ОВЗ в условиях семьи. А так же наблюдения за психическим состоянием родителей особого ребенка выявили, признаки невротизации, поскольку наиболее значимыми стресс-факторами для многих родителей оказались проблемы ребенка, затем трудности воспитания и проблемы брака. Это проявлялось в отстранении родителей от проблем, нервозности по отношению к ребенку, а так же в  проявлении признаков беспомощности в решении внутренних семейных проблем связанных с воспитанием своего особо ребенка в семье. Многие родители находили оптимальный вариант решении всех трудностей в полном от них отстранении.  А так же, многие родители  склонны считать, что   преодолением проблем их собственного ребенка должны заниматься специалисты и педагоги учреждения, такое мнение присутствует у  12 семей (80%). Так же были родители, которые считают, что ребенок научиться что-то делать сам, и больше от него ждать нечего.

Данные нашего наблюдения подтолкнули нас к необходимости  создания условий для  оказания психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с ОВЗ с целью повыситьпорог их компетентности в вопросах воспитания и обучения ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях семьи.

Исходя из полученных результатов, в этом 2020-2021учебном году мы планируем изменить план и подходы к работе с родителями детей с ОВЗ в дошкольном учреждении, собрать полученный материал и поделиться своими результатами работы с общественностью.

2.2. Взаимодействие педагога и воспитателя  в контексте развития родительской компетентности в вопросах воспитания детей с ОВЗ

Работу  с родителями детей с ОВЗ  мы планируем организовать по    определенным принципы:

1.Единый  подход к процессу воспитания ребенка в ДОУ и дома;

2. Открытость дошкольного  учреждения к процессу воспитания ребенка с ОВЗ в семье и учреждении;

3.Взаимное доверие  во взаимоотношениях педагогов и родителей;

4.Уважение и доброжелательность  друг ко другу;

5.Дифференцированный  подход к каждой семье;

6.Равная ответственность  родителей и педагогов за выполнение выработанной системы обучения и воспитания детей  с ОВЗ в условиях семьи и ДОУ.

В контексте  данных принципов    нельзя не отметить тот факт, что сотрудничество педагогов и семей взаимовыгодно и жизненно необходимо. За годы работы с родителями мы пришли к выводу, что для развития компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения ребенка главным источником информации является сам педагог. Родитель зачастую именно в педагоге находит условия для собственного профессионального роста,   в этом случае возрастает роль  воспитателя, компетентного в обучении и воспитании детей с ОВЗ. В связи с этим в нашем учреждении уже не первый год  реализуется наставническая деятельность,  цель которой заключается в  научно-методической помощи  педагогам, их профессионального роста в вопросах инклюзии.

С целью подготовки воспитателей нашего учреждения к работе в инклюзивной деятельности и родителями   сделано уже немало: 

  • формирование у   педагогов учреждения основам инклюзивного образования через проведение методических семинаров, круглые столов, мастер-классов;
  • обучение  педагогов альтернативным средствам коммуникации с детьми и родителями;
  • знакомство с современными педагогическими методами и формами интерактивного образования детей с ОВЗ и инвалидов;
  • освоение и использование в своей  работе  приёмов здоровьесберегающих и здоровьеукрепляющих технологий;
  • наше учреждение организовало для педагогов курсы повышения квалификации по теме: «Система работы с детьми с ОВЗ  раннего и  дошкольного  возраста в условиях  введения ФГОС ДО дошкольное образование», которые прошли 35 педагогов.

 2.3. Создание специальных условий для получения качественного образования обучающимися  с ОВЗ

В  этом направлении в нашем учреждении проведена большая работа, только за последние несколько лет для работы с особыми детьми:

  • нами разработаны программы АОП для детей разных нозологий РАС, ТНР, ЗПР, умственная отсталость;
  • педагогами освоены специальные образовательные  и здоровьесберегающие приемы;
  • приобретены специальные технические средства обучения для коллективного и индивидуального пользования (сенсорные панели, интерактивные доски, интерактивный стол для логопеда с Программой «Логомер», Стабилотренажер для работы с ЗПР и РАС и ТНР, ноутбуки и компьютеры для педагогов в каждую группу, развивающие программы, комплекты дидактического материала, сенсорная комната с полным интерактивным оснащением, в каждую группу педагогам приобретены предметы здоровьесбережения) ;
  • в этом году будут предоставлены услуги тьютора.

2.4. Этапы реализации и прогнозируемые результаты по каждому этапу

 В работе с детьми ОВЗ и их родителями педагогами нашего учреждения уже  накоплен определенный опыт организации психолого-педагогического сопровождения, который мы планируем расширить через РИП в течение трех лет (осень 2020-начало, окончание проекта- осень 2022)

  В своей работе по оказанию  психологической помощи родителям, имеющим детей с ОВЗ, мы пришли к выводу, что  необходимо соблюдать  принцип  последовательности. На основании этого принципа  мы планируем организовать свою работу в три этапа:

1 этап Ознакомительный

Цель: выявление проблем конкретной семьи в обучении и воспитании  ребенка с ОВЗ, ознакомления с его семьей, определение уровня мотивации родителей к принятию психологических  услуг и уровня взаимодействия с педагогами  ребенка.

Результаты этапа:

-установлен контакт с родительской аудиторией;

-родители ознакомлены с разнообразием психологических, логопедических услуг;

-родители привлечены к психолого-педагогическому консультированию и участию в занятиях.

Целевые ориентиры работы: систематическое посещение родителями занятий, составление банка семей, воспитывающих детей с ОВЗ, участие родителей в  индивидуальных формах работы.

2 этап Коррекционно-развивающий

Данный этап предполагает знакомство родителей с приемами саморегуляции,  обучение эффективному общению и управления стрессом.

Цель: формирование и развитие у родителей навыков самостоятельной регуляции и психоэмоционального состояния, а так же эффективного реагирования в стрессовых ситуациях, совершенствование навыков общения (в том числе и эффективного взаимодействия с его особым ребенком).

Целевые ориентиры  работы:

-у родителей выявлены сферы психики, нуждающиеся в коррекции и саморегуляции;

-родители ознакомлены со способами саморегуляции;

-родители смотивированы к самостоятельному использованию полученных знаний и навыков;

-выявлены проблемы педагогов в общении с родителями и проблемы в детско-родительских отношениях;

-у родителе развиты навыки, необходимые для эффективного общения со своим особым ребенком;

-родители смотивированы к использованию приобретенных знаний и умений как необходимых в развитии и воспитании ребенка с особыми потребностями в домашних условиях.

-3 этап Контрольный

Цель: подведение итогов и анализ проделанной работы.

Задачи:

-провести повторную диагностику семей детей с ОВЗ (анкетирование родителей, анализ динамики их психологического состояния и состояния детско-родительских отношений);

-осуществить сравнительную диагностику  начала и конца  исследования;

- выявить статистическую результативность.

Целевые ориентиры  работы: повышение уровня образования в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ, повышение уровня удовлетворенности родительской аудиторией психолого-педагогическим услугами, оказанными педагогами и специалистами учреждения.

2.5. Обоснование возможности реализации  программы  в соответствии с законодательством об образовании или предложения по содержанию проекта нормативно-правового  акта, необходимого для реализации программы РИП

     В рамках Региональной  целевой Программы «Развитие образования в городском округе «Город Южно-Сахалинск» на 2015-2020 годы», а в частности  Подпрограммы «Повышение качества и доступности дошкольного образования» обозначена цель - обеспечение доступности качественного дошкольного образования в городском округе «Город Южно-Сахалинск».

Данная Подпрограмма разработана в целях повышения доступности, качества и эффективности системы образования с учетом потребностей граждан, общества и государства, создания условий для обеспечения реализации прав детей,

проживающих, на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск».

Мы считаем, что реализация программы «Учимся быть родителями» поможет  улучшить качество образования в городском округе «Город Южно-Сахалинск» в нескольких направлениях:

  • -  разработка модели функционирования нформационно-оразовательного пространства образовательном учреждении по формированию у родителей базовых универсальных действий в рамках реализации программ коррекции и абилитаци детей с ОВЗ в условиях семьи:
  • создание условий для педагогической профессиональной, теоретической и практической компетентности педагогов учреждения необходимой для продуктивного взаимодействия с семьей ребенка с ОВЗ, что в свою очередь повысит уровень качества работы  образовательной организации в условиях инклюзивной деятельности;
  • поскольку современное образование России переживает значимые изменения в инклюзивной практике, данный педагогический опыт в рамках реализации программы «Учимся быть родителями» в МАДОУ 1 Южно-Сахалинска может быть востребован педагогами города и региона.

2.5. Методы деятельности

В соответствии с намеченными целями и задачами мы частично  использовали комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов исследования детско-родительских отношений в семье с детьми ОВЗ:

1. Теоретические методы исследования: анализ, сравнение, обобщение научных сведений по проблеме детско-родительских отношений.

 2. Эмпирические методы исследования: «Тест – опросник родительского отношения к ребенку» А.Я.Варга; Т.Н.Волковская, Дефектология. 1999. № 4. С. 66-72; Методика «Кинетический рисунок семьи» Р. Бэнса, С. Кауфмана; Графическая методика «Кактус» М.А. Панфиловой; «Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия»  Е.И. Захаровой; Опросник «Взаимодействие родитель ребенок»  И.М. Марковской; Проектная методика  Р.Жиля, содержащая 42 вопроса и рисунки, для определения ребенком своего места среди членов семьи в разных ситуациях.

 3. Математико-статистические (метод факторного анализа).

 Методологическими основаниями исследования выступают:

-подходы к изучению особенностей детско-родительских отношений (А. Я. Варга, Р.В. Овчарова, В. В. Столин, А. С. Спиваковская и др.);

-подходы к пониманию семейного воспитания (Е. Верза, А.Я. Варга; А. Мунтяну, А. Космович и др.);

-подходы к формированию личности в дошкольном возрасте (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Е.В. Субботский, Д.Б. Эльконин и др.);

-подходы к изучению отношения родителей к ребенку, в связи с их влиянием на развитие его личности (Дж. Боулби, В.И. Гарбузов, В.П. Захаров, Эйнсуорт и др.);

-подходы к пониманию эмоционального благополучия (Н.В. Дмитриева, В.А. Труфакин, Аргайл, Р. Бернс, Л. Фестингер, Дж. Мид).

В своей работе по реализации задач исследования вопроса психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей дошкольного возраста с особыми образовательными  потребностями мы выбрали одну из самых эффективных форм, как нам кажется, это создание на базе нашего учреждения родительского клуба  «Учимся быть родителями». Данную форму мы выбрали для того, чтобы организовать с родителями особых детей более  продуктивную деятельность на разных уровнях: общесадовском, внутригрупповом, индивидуально-семейном.

Свою работу в данном направлении мы планируем выстроить не только с родителями детей с ОВЗ, посещающих наш детский сад, но и с педагогами. Необходимость поиска новых путей  в работе с родителями выявила потребность педагогов МАДОУ №1 в  повышении их  компетентности в вопросах работы с родителями детей с ОВЗ, а в частности формирование у педагогов нашего учреждения  толерантности,  психологопедагогической грамотности, навыков саморегуляции. С этой целью в работе с педагогами мы планируем использовать разные  формы работы: беседы, семинары, круглые столы, семинары-практикумы, мастер-классы, консультации, тренинговые занятия, посещение занятий с целью помощи в выборе методов и приемов для обучения и воспитания детей с ОВЗ, обучение в использовании интерактивного и здоровьесберегающего оборудования, консультации, а так же прохождение курсов и посещение лекций приглашенных педагогов с ИРОСО.

С целью продуктивной работы по программе «Учимся быть родителями» в работе с родителями мы планируем использовать разные методы:

1.Тренинги, мастер-классы, занятия-дискуссии, занятия-практикумы;

2.Консультации, индивидуальные беседы,

3.Обучение родителей совместным играм с детьми и упражнениям через практические занятия;

4.Посещение открытых занятий для родителей, День открытых дверей;

3.Семейный театр, семейные экологические акции;

4.Совместные спортивные занятия детей и родителей;

5.Музакальные праздники;

6.Совместные выставки, конкурсы рисунков, поделок;

7.Проведение праздничных мероприятий, развлечений, музыкальных конкурсов,

совместных концертов;

8.Организация «Уголков для родителей» с консультациями специалистов;

9.Нетрадиционные формы: «Субботние встречи», круглые столы с бабушками и дедушками, создание банка семей МАДОУ№1, ведение экокарты для отслеживания динамики, дистанционное сотрудничество (on-line-консультации, видеоматериалы для родителей с системой занятий, и консультации)

2.4. Предложения по распространению и внедрению результатов инновационной деятельности в массовую практику, включая предложения по внесению изменений в законодательство об образовании ( при необходимости)

Полученный опыт мы планируем распространить на:

1. МО логопедов, психологов и воспитателей города Южно-Сахалинска;

2.ИРОСО курсы для педагогов дошкольного и специального образования;

3.СМИ (ТВ города Южно-Сахалинска, САХКОМ, и др.);

4.Совещаних руководителей дошкольных образовательных учреждений, имеющих в своей структуре инклюзивную практику;

5.Распространение опыта на международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (ЕССЕ 2023);

6. Открытое мероприятие для педагогов детских садов района по окончанию проектной деятельности (ориентировочно-осень 2023 года)

 Распространение опыта проекта на сайтах:

1.«Инфоурок»,  «МААМ», Конкурсы фестиваля «Открытый урок. 1 сентября»;

6.Публикации опыта в профильных изданиях;

2.5. Необходимые условия организации работ

1.Создание творческой группы по разработке программы проекта; определение целей, задач и ожидаемых результатов;

2.Подключение и апробация работы оборудования сенсорной комнаты; 3.Приобретение костюмов для инсценировок (размеры: взрослый-ребенок);

4.Оптимизация педагогического процесса;

5.Совершенствование форм работы в рамках сетевого взаимодействия (наладить взаимодействие с ИРОСО, кафедра специальной психологии и педагогики; с городской  библиотекой г.Южно-Сахалинска,  с зоопарком и кукольным театром г.Южно-Сахалинска);

6. Привлечение специалистов:

  • Титеева Т. А., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии, ГБУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской области»;
  • родителей с опытом воспитания детей с особыми образовательными потребностями, а так же бабушек и дедушек;

7.Создание условий  на базе МАДОУ №1 «Загадка» для восполнения консультативных потребностей родителей.

2.6.Перечень научных и (или) учебно-методических разработок по теме проекта

2.6.1. Оконченные проекты:

В 2017 году учителем-логопедом был реализован проект на тему: «Формирование педагогической компетенции родителей в развитии речевых навыков ребенка в семье через семейное чтение. Детско-родительский проект «Сундучок историй»

         Целью проекта являлось - исследование и выявление более эффективных методов и приёмов для психолого-педагогической поддержки родителей,   получение ими более глубоких теоретических знаний и овладении практическими навыками, а также достижение тесного взаимодействия дошкольного учреждения  и семьи  для полноценного речевого развития детей через приобщение  к книжной культуре.

Участники проекта:

- дети с 5 до 7 лет, посещающие коррекционно-логопедические занятия детского сада (подготовительная группа);

- учитель-логопед, педагоги ДОУ, родители.

Результат проекта:

-повысился уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей-дошкольников, установлен контакт с членами семьи, согласованы воспитательные и коррекционные воздействия на ребёнка;

-разработана и апробирована система методических и практико-ориентированных мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников 6-7 лет;

-создана домашняя библиотека (даже у тех, у кого в доме не было ни единой книги);

-выработаны и приняты единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах подхода в воспитании;

-качество речи детей повысилось, сроки автоматизации произношения сократились.

Постепенно из пассивных зрителей родители превратились в активных участников - помощников по решению проблем в развитии речи ребёнка. Что является залогом успешной коррекционной логопедической работы. Родители отметили, что совместные занятия способствуют улучшению их отношений с ребенком, а после нескольких месяцев работы родители начали более добросовестно относиться к выполнению детьми домашнего задания и наших рекомендаций. В глазах родителей повысился авторитет учителя- логопеда  и всего педагогического коллектива дошкольного учреждения. Но самое интересное, в семья появилась хорошая традиция- читать детям.

2.6.2. Перспективный взгляд на распространение опыта по теме проекта

По окончании проектно-исследовательской деятельности мы планируем:

-внести материал в базу данных ИРОСО Сахалинской области;

-распространить опыт через печать рекомендаций для педагогов, работающих с детьми ОВЗ и их родителями;

-планируем по окончанию проекта  подготовить  печатные материалы по развитию конструктивного  взаимодействия с особым ребенком, как педагогов, так и родителей;

-систематизировать  собранный материал для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, и распространить его через статьи(«Рекомендации родителям особого ребенка», «Мой малыш молчит, что с этим делать?»,  «Папа, мама, поиграйте со мной. Игры  и упражнений для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание родительского клуба "Учимся быть терпимыми"

Родители. Родителей. Родителям... Можно сколько угодно склонять это слово, действенным заклинанием, приносящим плоды для улучшения взаимоотношений между образовательными учреждениями и семьями воспита...

Проект «Родительский клуб «Учусь быть родителем».

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад – первый не семейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается систематическое ...

ПРОГРАММА родительского Клуба «Учимся быть родителями»

В  нашем дошкольном учреждении работа с родителями всегда  занимала особое место. Еще недавно педагогами и специалистами  считалось, что родителям достаточно дать разъяснения по поводу ...

ПОЛОЖЕНИЕ родительского Клуба «Учимся быть родителями»

Общие положения 1.1. Настоящее Положение регулирует деятельность родительского Клуба «Учимся быть родителями» (далее Клуб).1.2. Клуб является дополнительным компонентом обра...

Роль отца в воспитании ребенка дошкольного возраста в условиях современной семьи.

Сама жизнь заставляет серьезно изменить отношения к проблемам взаимоотношений отцов и детей. Одной из самых основных и трудных проблем является повышение роли отца в формировании личности ребенка....

Консультация для родителей «Роль отца в воспитании ребенка дошкольного возраста в условиях современной семьи»

Отцы воспитывают в детях дисциплину, ответственность, выносливость. Матери — нежность, мягкость, чувствительность, интуитивность. Хороший отец всегда поддержит мать в воспитании ребенка. Бы...