Детско-родительский клуб "Учимся вместе ": "Развитие речи дошкольника 4-5 лет".
консультация (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doshkolnoe_razvitie.ppt | 1.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Развитие речи дошкольника Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определенными трудностями. Речевой функцией ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов взрослыми.
Возрастные нормы речевого развития детей К 4 годам малыш правильно произносит свистящие звуки: [с], [сь], [з], [зь], использует в речи сложноподчиненные предложения: "Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные", рассказывает о том, что видел на прогулке, что ему прочитали. К 5 годам ребенок правильно произносит шипящие звуки: [ш], [ж], почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на картинке или серии картинок. Высказывания становятся достаточно пространными, улавливается определенная логика изложения. Нередко в рассказах появляются элементы фантазии, желание придумать эпизоды, которых в действительности не было.
Возраст Почемучек... На четвертом и пятом году жизни речевая активность ребенка усиливается - начинается возраст "почемучек". Малыш задает массу вопросов, проявляя неуемную любознательность. - Почему дверь скрипит? - Что такое бензин? - Почему в ноге щекотно? - Кто сидит в телефоне? При помощи вопросов ребенок исследует мир взрослых, постигает названия вещей, их признаков и действий. Запас слов быстро нарастает, дети употребляют слова в самых разнообразных грамматических формах и сочетаниях. Они выражают свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями. Но очень часто бывает так, что в предложении, построенном ребенком, имена существительные заменяются местоимениями: "Он пошел... А потом он увидел... А потом он взял..." - оказывается разговор идет о дедушке. Нарушения относятся и к порядку слов в предложении, и к грамматическим формам изменения слов (не вполне усвоены типы склонений и виды спряжений).
Роль семьи в развитии и речи ребенка Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушке, дедушке, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звуко- произносительная сторона речи ребенка формируется самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным произношением . В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившиеся в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.
Дети дошкольного возраста очень тянутся к общению со взрослыми и охотно идут на него. И это нужно всячески использовать в интересах общего развития. Правильно поступают те взрослые – не только родители, конечно, но и другие члены семьи (бабушки и дедушки, старшие братья и сестры и т. д., – которые основное внимание уделяют повседневному общению с ребенком. Всем этим они способствуют расширению кругозора ребенка, развитию пытливости и любознательности. Все внимание и неустанные старания родителей должны быть направлены на то, чтобы дети слышали речь правильную, ясную и логически последовательную. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, главное говорить медленно, ясно и громко. Для того чтобы речь наших детей была правильной, с чистым звукопроизношением, необходимо уделять этому особое значение. Дети обожают игры, чудеса, загадывание и проговаривание. Они с удовольствием включатся в наши игры, а мы только станем ближе, роднее, и повысите свой авторитет в глазах ребенка. Сегодня мы вам предлагаем побыть в роли детей и поиграть.
Расскажи сказку по картинкам Распечатайте карточки со сказками. Разрежьте их по линиям. Предложите ребенку выложить картинки в хронологическом порядке. Затем попросите рассказать сказку. Можно выкладывать и рассказывать сказку одновременно.
Играем в рифмы Ведущий раскладывает перед детьми картинки. Дети четко называют их. Затем ведущий предлагает игрокам найти пары слов, которые рифмуются друг с другом. Договорившись об очередности, дети самостоятельно подбирают пары картинок, названия которых рифмуются между собой. Если игрок ответил правильно, он забирает пару картинок себе. Выигрывает тот, кто соберет больше пар картинок.
Речевая игра «Большой-маленький» Оборудование: парные карточки данного пособия. Педагог выставляет картинки, изображающие большие и маленькие предметы, и напоминает детям о том, что предметы бывают большие и маленькие. Далее педагог показывает детям пару картинок из выставленного набора и спрашивает, чем отличаются эти предметы. (Размером. Один предмет большой, а другой — маленький.) Педагог просит детей назвать большой предмет (стол) и объясняет, что маленький предмет надо назвать ласково (столик). Аналогичная работа проводится с другими парами картинок.
Карточки для составления предложений С помощью карточек ребёнок сможет научиться составлять предложения из трёх слов, определять количество слов в предложении и развёрнуто отвечать на вопросы взрослого. Игра так же способствует развитию мышления и воображения у детей. Распечатайте карточки и играйте.
Чистоговорки
Скороговорки
Несколько советов по развитию устной речи ребенка: * Обращать внимание на то, насколько связно, логично и грамматически правильно ребёнок излагает свои мысли. * Помогайте ребёнку описывать предметы, события и явления как можно более подробно. Границы познаний ребёнка при этом расширяются и его речь обогащается. * Завести тетрадку, в которой печатными буквами и разборчиво будут записаны короткие рассказы ребёнка, буквально соблюдая его стилистику и слова.
Опыт показывает, что ребёнок воспринимает и на слух и зрительно значительно легче и быстрее тот текст, который были записан в точности с его слов. * После того, как ребёнком будут освоены элементарные навыки чтения, предложить ему читать его же произведения. * При разучивании стихов и песенок ребёнок не должен создавать видимость "как бы поёт", не понимая смысла слов и произнося нечленораздельно какие-то слоги. Надо помочь ему, особенно в песнях, правильно понимать и произносить каждое слово. Поэтому - пойте вместе с ним. * Учить ребёнка находить и придумывать рифмы. Например: сок-носок; палка-галка; рог-пирог; огурец-молодец; каша-Маша. * Чаще применять самим и поощрять использование детьми поговорок, пословиц и распространенных выражений. * Учить малыша придумывать и загадывать загадки. * Развивать диалогическую речь, вызывая ребенка на разговор на интересную для ребенка тему.
Помните : если ребенок будет чаще тренироваться, он быстрее научится правильно выговаривать трудные для него звуки и трудно проговариваемые слова
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»
Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»Цель проведения дня открытых дверей: помочь родителям и детям ощутить радость от сов...
Использование методов коучинга при проведении родительского собрания на тему «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений».
На примере родительского собрания «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений», хочу поделиться опытом использования методов коучинга в работе с родителями....
Исследование взаимосвязи родительской компетентности и детско-родительских отношений в работе с детьми с нарушениями развития, посещающими Службу ранней помощи (СРП).
Исследование взаимосвязи родительской компетентности и детско-родительских отношений в работе с детьми с нарушениями развития, посещающими Службу ранней помощи (СРП)....
Детско-родительские отношения. Понятие и типы детско-родительских отношений.
Под родительским отношением понимается «система, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним». В литературе описана дос...
Сценарий заседания детско-родительского клуба "Безопасное колесо"; Заседание детско-родительского клуба "Весёлые приключения, в королевстве Считая второго"
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – Детский сад №88» Кировского района г.Казани Сценарий заседания детско-родит...
Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»
Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...
Групповое детско-родительское собрание. Сценарий спортивно-интеллектуального детско-родительского развлечения «Красный, желтый, зеленый»
Собрание посвящено одной из актуальных проблем воспитания - формированию у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности. Важнейшая задача семьи и дошкольного учрежден...