Индивидуальная программа реабилитации для ребенка инвалида с ЗПРР
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Причины создания программы.
По результатам первичного обследования у воспитанника был выявлен ряд особенностей развития, препятствующий успешному усвоению материала в организованной образовательной деятельности, осуществляемой в детском саду. Ребенок имеет статус «инвалид» и диагноз ЗПРР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ind_reabilitats_programma.doc | 305.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к приказу № от г.
«Об утверждении индивидуальных программ реабилитации инвалидов»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «?????????»
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ
№ 01/15-16
г. Ю??????к
2015 г.
Составлена на основе:
- «От рождения до школы». Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. - М.: Мозайка - Синтез, 2015.
- Коррекционно – развивающие занятия в старшей группе: Конспекты занятий, демонстрационный и раздаточный материал. – М.: Прометей; Книголюб, 2002.
- Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
- ФиличеваТ.Б. Коррекция нарушений речи. - Москва: «Просвещение», 2010.
- Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет»
- Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду. Конспекты занятий для детей 5-6 лет»
Пояснительная записка
Направленность.
Индивидуальная программа реабилитации направлена на развитие познавательных процессов ребенка старшей группы ДОУ. Большое внимание уделяется коррекции и развитию познавательных процессов (память, внимание, речь и мышление). Программа имеет коррекционно – компенсаторное и развивающее направления.
Характеристика детей с ЗПРР.
Важной особенностью дошкольников с задержкой психического развития является то, что чем более ранний возраст мы рассматриваем, тем менее сформированы психические процессы, меньше дифференцирована психическая деятельность, в результате чего обнаруживается много сходных проявлений отставания в развитии при таких близких по причинам возникновения недостатков, как задержка психического развития, легкая степень умственной отсталости, общее недоразвитие речи, а иногда и глубокая педагогическая запущенность (социально-культурная депривация).
Обобщенная характеристика задержки психического развития:
- поведение этих детей соответствует более младшему возрасту (менее активны, безынициативны, у них слабо выражены познавательные интересы, проявляющиеся в бесконечных вопросах нормально развивающихся дошкольников);
- значительно отстают они и по сформированности регуляции и саморегуляции поведения, в результате чего не могут хотя бы относительно долго сосредоточиться на каком-либо одном занятии;
- ведущая деятельность (игровая) у них тоже еще недостаточно сформирована;
- отмечается недоразвитие эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в примитивности эмоций и их неустойчивости: дети легко переходят от смеха к слезам и наоборот;
- отставание детей в речевом развитии проявляется в ограниченности словаря, недостаточной сформированности грамматического строя, наличии у многих из них недостатков произношения и звукоразличения, а также в низкой речевой активности.
Восприятие
- отмечают у детей с задержкой психического развития трудности в выделении фигуры на фоне, затруднения при различении близких по форме фигур и при необходимости вычленить детали рассматриваемого объекта, недостатки восприятия глубины пространства.
Это затрудняет детям определение удаленности предметов, и в целом недостатки зрительно-пространственной ориентировки. Особые трудности обнаруживаются в восприятии расположения отдельных элементов в сложных изображениях. Наблюдаются затруднения в опознании зрительно воспринимаемых реальных объектов и изображений, связанные с этими недостатками. Позднее, когда начинается обучение чтению, недостатки восприятия проявляются в смешении близких по очертаниям букв и их элементов.
Еще большее отставание прослеживается в формировании интеграции зрительно-слуховой, которая имеет важнейшее значение при обучении грамоте. Каких-либо трудностей в восприятии простых слуховых воздействий не наблюдается. Имеются некоторые затруднения в дифференциации речевых звуков (что говорит о недостатках фонематического слуха), наиболее отчетливо выступающие в сложных условиях: при быстром произнесении слов, в многосложных и близких по произношению словах. Дети испытывают трудности при выделении звуков в слове. Эти затруднения, отражающие недостаточность аналитико-синтетической деятельности в звуковом анализаторе, обнаруживаются при обучении детей грамоте.
Значительно больше проявляется отставание в развитии осязательного восприятия. Отставание в развитии двигательных ощущений проявляется в неточности и несоразмерности движений, оставляющих впечатление двигательной неловкости детей, а также в трудностях воспроизведения, например, поз их руки, устанавливаемых взрослым. В ходе возрастного развития недостаточность восприятии преодолевается, при этом тем быстрее, чем более осознанными они становятся. Быстрее преодолевается отставание в развитии зрительного восприятия и слухового. Медленнее развивается осязательное восприятие.
Недостатки развития моторики у дошкольников описываемой категории обнаруживаются на разных уровнях нервной и нервно-психической организации. У многих детей наряду с плохой координацией движений наблюдаются гиперкинезы - чрезмерная двигательная активность в форме неадекватной, чрезмерной силы или амплитуды движений. У некоторых детей наблюдаются хореиформные движения (мышечные подергивания). В некоторых случаях, но значительно реже, напротив, двигательная активность значительно снижена по отношению к нормальному уровню.
Недостатки моторики неблагоприятно сказываются на развитии изобразительной деятельности детей, обнаруживаясь в трудностях проведения простых линий, выполнении мелких деталей рисунка, а в дальнейшем - в трудностях овладения письмом. Все сказанное говорит о необходимости специальных занятий по развитию моторики этих детей в дошкольном возрасте.
Недостатки внимания как сосредоточения деятельности субъекта на каком-либо объекте отмечаются всеми исследователями в качестве характерного признака задержки психического развития. В той или иной мере они присутствуют у детей, относящихся к разным клиническим формам задержки психического развития. Проявления недостаточности внимания у дошкольников с задержкой психического развития обнаруживаются уже при наблюдении за особенностями восприятия ими окружающих предметов и явлений. Дети плохо сосредоточиваются на одном объекте, их внимание неустойчиво. Эта неустойчивость проявляется и в любой другой деятельности, которой занимаются дети.
Недостатки внимания детей с задержкой психического развития в значительной мере связаны с низкой работоспособностью, повышенной истощаемостью, которые особенно характерны для детей с органической недостаточностью центральной нервной системы.
Отклонения в развитии памяти являются характерными для задержки психического развития как специфического вида дизонтогенеза. Отличительной особенностью недостатков памяти при ЗПР является то, что могут страдать лишь отдельные ее виды при сохранности других.
При целенаправленной коррекционной работе, в частности, по формированию специальных приемов запоминания, развитию познавательной активности и саморегуляции возможно существенное улучшение мнестической деятельности при ЗПР.
Мышление
Одна из психологических особенностей детей с ЗПР состоит в том, что у них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Это отставание обнаруживается в наибольшей степени во время решения задач, предполагающих использование словесно-логического мышления. Менее всего у них отстает в развитии наглядно-действенное мышление. Дети с задержкой психического развития, обучающиеся в специальных школах или специальных классах, к IV классу начинают решать задачи наглядно-действенного характера на уровне их нормально развивающихся сверстников. Что касается заданий, связанных с использованием словесно-логического мышления, то они решаются детьми рассматриваемой группы на гораздо более низком уровне. Такое значительное отставание в развитии мыслительных процессов убедительно говорит о необходимости проводить специальную педагогическую работу с целью формирования у детей интеллектуальных операций, развития навыков умственной деятельности и стимуляции интеллектуальной активности.
Речевое развитие
Для детей с ЗПР характерно запоздалое появление первых слов и первых фраз. Затем отмечается замедленное расширение словаря и овладение грамматическим строем, в результате отстает формирование эмпирических языковых обобщений. Нередко имеются недостатки произношения и различения отдельных звуков. Нельзя не отметить недостаточную отчетливость, «смазанность» речи большинства этих дошкольников. Имея в виду их крайне низкую речевую активность, можно предположить, что эта нечеткость речи связана с малой подвижностью артикуляционного аппарата вследствие недостаточной речевой практики.
Для этих детей очень резко выражено расхождение между объемом активного и пассивного словаря, особенно в отношении прилагательных, отсутствие в их речи многих слов, обозначающих свойства предметов и явлений окружающего мира, неточное употребление слов, часто с расширенным значением, крайняя ограниченность слов, обозначающих общие понятия, трудности активизации словарного запаса. К старшему дошкольному возрасту бытовая речь этих детей почти не отличается от характерной для нормально развивающихся сверстников.
Еще одна особенность - отсутствие познавательного отношения к речи, характерное для нормально развивающихся старших дошкольников. Речевой поток выступает как нечто целое, они не умеют членить его на слова, тем более они не в состоянии вычленять отдельные звуки в слове.
Есть дети, отставание в речевом развитии которых проявляется незначительно, но есть и такие, у которых оно выражено особенно сильно, и их речь приближается к характерной для умственно отсталых, которым такие задания, как рассказ по сюжетной картинке или на заданную тему, вообще недоступны. В этих случаях можно предположить наличие сложного дефекта - сочетания задержки психического развития и первичного нарушения речевого развития.
Игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Как и в ведущей деятельности любого периода психического развития, в ней сконцентрированы наиболее существенные для данного периода проявления психической активности. Именно поэтому особенности игры детей с задержкой психического развития дают важный материал для характеристики этого состояния.
Если охарактеризовать игру детей с задержкой психического развития в самом общем плане, то ей свойственны однообразие, отсутствие творчества, бедность воображения, недостаточная эмоциональность, низкая по сравнению с наблюдаемой в норме активность детей. Игра отличается отсутствием развернутого сюжета, недостаточной координированностью действий участников, нечетким разделением ролей и столь же нечетким соблюдением игровых правил. Эти особенности у нормально развивающихся детей наблюдаются в младшем дошкольном возрасте. Дети описываемой категории вообще самостоятельно не начинают таких игр.
Игровые действия детей бедны и невыразительны, что является следствием схематичности, недостаточности представлений детей о реальной действительности и действиях взрослых. Недостаточность представлений, естественно, ограничивает и задерживает развитие воображения, имеющего важное значение в формировании сюжетно-ролевой игры.
Бедность игровых действий сочетается с низкой эмоциональностью игрового поведения и несформированностью действий замещения. В редких случаях использования какого-то предмета в качестве заместителя (например, палочки в качестве термометра при игре «в больницу») он приобретал застойно фиксированное значение и не использовался в других ситуациях в другом качестве. Следует сказать, что и в целом игра детей с задержкой психического развития носит стереотипный, нетворческий характер.
Недостаточная эмоциональность дошкольников описываемой категории проявляется и в их отношении к игрушкам. В отличие от нормально развивающихся детей у них обычно нет любимых игрушек.
У дошкольников с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии эмоций, наиболее выраженными проявлениями которого являются эмоциональная неустойчивость, лабильность, легкость смены настроений и контрастных проявлений эмоций. Они легко и, с точки зрения наблюдателя, часто немотивированно переходят от смеха к плачу и наоборот.
Отмечается нетолерантность к фрустрирующим ситуациям. Незначительный повод может вызвать эмоциональное возбуждение и даже резкую аффективную реакцию, неадекватную ситуации. Такой ребенок то проявляет доброжелательность по отношению к другим, то вдруг становится злым и агрессивным. При этом агрессия направляется не на действие личности, а на саму личность.
Нередко у дошкольников с задержкой психического развития отмечается состояние беспокойства, тревожность.
В отличие от нормально развивающихся детей дошкольники с задержкой психического развития фактически не нуждаются во взаимодействии со сверстниками.
Играть они предпочитают в одиночку. У них не отмечается выраженных привязанностей к кому-либо, эмоциональных предпочтений кого-то из сверстников, т.е. не выделяются друзья, межличностные отношения неустойчивы.
Взаимодействие носит ситуативный характер. Дети предпочитают общение с взрослыми или с детьми старше себя, но и в этих случаях не проявляют значительной активности.
Трудности, которые встречают дети при выполнении заданий, часто вызывают у них резкие эмоциональные реакции, аффективные вспышки. Такие реакции возникают не только в ответ на действительные трудности, но и вследствие ожидания затруднений, боязни неудачи. Эта боязнь значительно снижает продуктивность детей в решении интеллектуальных задач и приводит к формированию у них заниженной самооценки. Недоразвитие эмоциональной сферы проявляется в худшем по сравнению с нормально развивающимися детьми понимании эмоций как чужих, так и собственных. Успешно опознаются только конкретные эмоции. Собственные простые эмоциональные состояния опознаются хуже, чем эмоции изображенных на картинах персонажей. Вместе с тем следует отметить, что дети с задержкой психического развития достаточно успешно выделяют на картинах причины эмоциональных состояний персонажей, что оказывается недоступным умственно отсталым дошкольникам.
Личность
Личностные особенности отчетливо проявляются у детей дошкольного возраста с ЗПР в процессе игровой деятельности: одни быстро становятся вялыми, пассивными, притихшими, бесцельно смотрят в окно, стремятся к уединению, а другие проявляют постоянный интерес к игре с другими детьми, который сопровождается излишними эмоциональными и поведенческими реакциями. Эти дети, как правило, очень обидчивы и вспыльчивы, часто без достаточных оснований могут нагрубить, обидеть, проявить жестокость. Наблюдение за этими детьми в повседневных условиях позволило сделать выводы о наличии тенденции возникновения у них «порочного» стиля общения в семье, со сверстниками, обусловливающего закрепление негативных черт характера. С дошкольного возраста у них начинают складываться индивидуализм, необъективность, агрессивность или, наоборот, чрезмерная покорность и приспособленчество.
Наличие проблем в общении с близкими взрослыми у дошкольников с задержкой психического развития провоцирует возникновение патологических черт характера, которые выражаются в их тревожности, неуверенности, безынициативности, отсутствии любознательности.
М. С. Певзнер в своих клинико-психологических исследованиях сделала вывод, что при различных вариантах задержки психического развития у детей выраженными остаются инфантильные черты психики, обусловливая имеющееся разнообразие эмоциональных и поведенческих реакций ребенка. В учебных ситуациях он способен выполнять лишь то, что связано с его личностными интересами. Сохраняющаяся «детская непосредственность» объясняется замедленным созреванием лобных и лобно-диэнцефальных структур головного мозга.
Общение
К началу школьного возраста у них отмечается недостаток знаний и умений в сфере межличностных отношений, не сформированы необходимые представления об индивидуальных особенностях сверстников и взрослых, страдает языковое оформление высказывания, произвольная регуляция эмоциональных и поведенческих проявлений.
Дети дошкольного возраста с задержкой психического развития характеризуются недостаточным развитием восприятия, неспособностью концентрировать внимание на существенных (главных) признаках объектов. Логическое мышление у таких детей может быть более сохранным по сравнению с памятью. Отмечается отставание в речевом развитии. У детей отсутствует патологическая инертность психических процессов. Такие дети способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные умственные навыки в другие сходные ситуации. С помощью взрослого дети с задержкой психического развития могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне, хотя и в замедленном темпе. Отмечается характерная для них импульсивность действий, недостаточная выраженность ориентировочного этапа, целенаправленности, низкая продуктивность деятельности.
Игровые действия детей бедны и невыразительны, что является следствием схематичности, недостаточности представлений детей о реальной действительности и действиях взрослых. Недостаточность представлений, естественно, ограничивает и задерживает развитие воображения, имеющего важное значение в формировании сюжетно-ролевой игры. Дети с задержкой психического развития отличаются, как правило, эмоциональной неустойчивостью, они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны резкие колебания настроения. На первый план в развитии таких детей выступает замедленность становления эмоционально-личностных характеристик.
Задержка психического развития (ЗПР) - одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. Это нарушение нормального темпа психического развития. Термин «задержка» подчеркивает временной характер нарушения, то есть уровень психофизического развития в целом может не соответствовать паспортному возрасту ребенка.
Конкретные проявления ЗПР у ребенка зависят от причин и времени ее возникновения, степени деформации пострадавшей функции, ее значения в общей системе психического развития.
Таким образом, можно выделить следующие наиболее важные группы причин, которые могут обусловить ЗПР:
- причины биологического характера, препятствующие нормальному и своевременному созреванию мозга;
- общий дефицит общения с окружающими, вызывающий задержку в усвоении ребенком общественного опыта;
- отсутствие полноценной, соответствующей возрасту деятельности, дающей ребенку возможность посильного «присвоения» общественного опыта, своевременного формирования внутренних психических действий;
- социальная депривация, препятствующая своевременному психическому развитию.
Все отклонения у таких детей со стороны нервной системы отличаются изменчивостью и диффузностью и носят временной характер. В отличие от умственной отсталости, при ЗПР имеет место обратимость интеллектуального дефекта.
В данном определении отражаются как биологические, так и социальные факторы возникновения и развертывания такого состояния, при котором затруднено полноценное развитие организма, задерживается становление личностно развитого индивидуума и неоднозначно складывается формирование социально зрелой личности.
Особенностью детей с задержкой психического развития является неравномерность (мозаичность) нарушений различных психических функций. Дети дошкольного возраста с задержкой психического развития характеризуются недостаточным развитием восприятия, неспособностью концентрировать внимание на существенных (главных) признаках объектов. Логическое мышление у таких детей может быть более сохранным по сравнению с памятью. Отмечается отставание в речевом развитии. У детей отсутствует патологическая инертность психических процессов. Такие дети способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные умственные навыки в другие сходные ситуации. С помощью взрослого дети с задержкой психического развития могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне, хотя и в замедленном темпе. Отмечается характерная для них импульсивность действий, недостаточная выраженность ориентировочного этапа, целенаправленности, низкая продуктивность деятельности.
Игровые действия детей бедны и невыразительны, что является следствием схематичности, недостаточности представлений детей о реальной действительности и действиях взрослых. Недостаточность представлений, естественно, ограничивает и задерживает развитие воображения, имеющего важное значение в формировании сюжетно-ролевой игры. Дети с задержкой психического развития отличаются, как правило, эмоциональной неустойчивостью, они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны резкие колебания настроения. На первый план в развитии таких детей выступает замедленность становления эмоционально-личностных характеристик.
Причины создания программы.
По результатам первичного обследования у воспитанника был выявлен ряд особенностей развития, препятствующий успешному усвоению материала в организованной образовательной деятельности, осуществляемой в детском саду. Ребенок имеет статус «инвалид» и диагноз ЗПРР.
Список детей:
- Е. С.
Показатели развития когнитивной сферы ребенка приближены к низким показателям или соответствуют низкому уровню, согласно критериям оценки по экспресс – диагностике авторов Н.Н. Павловой и Л.Г. Руденко (1- 4 баллов). Однако отдельные показатели развития находятся на уровне развития ниже низкого. Речевое развитие имеет показатели: ОНР III уровень. Учитывая это, рекомендовано пройти цикл коррекционно – развивающих занятий в индивидуальном сопровождении.
Психологические особенности ребенка:
- Е.С.: низкая мотивация к организованной образовательной деятельности, пассивность в продуктивной деятельности; низкий уровень слухового восприятия (не сразу воспринимает обращённую к нему речь); низкий уровень зрительного восприятия; не сформированность мелкой и крупной моторики рук; несформированность наглядно – образного мышления, низкий уровень концентрации внимания, низкий уровень воссоздающего воображения. Низкий уровень сформированности значимых аспектов социального развития; низкий уровень владения обобщающими категориями, классификацией, анализом, синтезом; низкий уровень знаний основных цветов, геометрических фигур, представлений о величине. Речевое развитие не соответствует возрастным нормам, задержка в речевом развитии. По результатам наблюдений выявлена повышенная тревожность к организованной образовательной деятельности, неуверенность, агрессивность.
Цель и задачи программы.
Цель: коррекция когнитивной сферы, развитие познавательных процессов ребенка старшей группы ДОУ (5-6 лет); речевое развитие, обогащение словаря ребенка, развитие крупной и мелкой моторики, коррекция тревожности и агрессии.
Задачи:
- Развитие моторики артикуляционного аппарата (губ, языка, челюсти).
- Развитие просодической стороны речи.
- Формирование произносительных умений и навыков.
- Развитие зрительного восприятия (величина, форма, цвет).
- Развитие слухового восприятия.
- Развитие зрительного синтеза.
- Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).
- Развитие внимания и памяти.
- Развитие воображения и творческого потенциала.
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Формирование положительной мотивации к организованной образовательной деятельности, активного познавательного интереса.
Возраст ребенка, на которого рассчитана программа – 5-6 лет.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Основные формы работы.
Индивидуальные занятия.
Количество индивидуальных занятий: общее 160
- С педагогом-психологом - 32 занятий.
- С воспитателем - 32 занятий.
- С инструктором по Физо - 32 занятий.
- С музыкальным руководителем - 32 занятий.
- С учителем-логопедом - 32 занятия.
Длительность одного занятия – 25 мин.
Формы подведения итогов реализации программы:
Психологическое, педагогическое и логопедическое заключения.
Критерии оценки выполнения программы.
Первичное психологическое обследование проводится в сентябре на основе комплекса субтестов: Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс – диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов – психологов детских дошкольных образовательных учреждений. – М.: Генезис, 2008; опосредованного наблюдения во время организованной образовательной деятельности.
Примечание: сформированность необходимых целевых ориентиров данного возрастного этапа, согласно реализуемой в ДОУ программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, осуществляется совместно с воспитателями.
Повторное обследование проводится в апреле на основе расширенного комплекса первичного обследования.
Расширенный комплекс включает в себя:
- Диагностический срез на выявление уровня развития слухового восприятия: Коррекционно – развивающие занятия в старшей группе: Конспекты занятий, демонстрационный и раздаточный материал. – М.: Прометей; Книголюб, 2002.
- Диагностический срез на выявление уровня развития слуховой памяти: Коррекционно – развивающие занятия в старшей группе: Конспекты занятий, демонстрационный и раздаточный материал. – М.: Прометей; Книголюб, 2002.
- Диагностический срез на выявление уровня развития мышления (проба из методики «Классификация по заданному принципу»): Коррекционно – развивающие занятия в старшей группе: Конспекты занятий, демонстрационный и раздаточный материал. – М.: Прометей; Книголюб, 2002.
- Диагностический срез на выявление уровня речевого развития и процессов мышления (методика «Дополнение фраз»): Коррекционно – развивающие занятия в старшей группе: Конспекты занятий, демонстрационный и раздаточный материал. – М.: Прометей; Книголюб, 2002.
- Диагностический срез на выявление уровня развития внимания («Корректурная проба для дошкольников»): Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
- Диагностический срез на выявление уровня тревожности (Методика «Выбери нужное лицо» Р. Теммла, М. Дорки, В. Амена): Каменская В.Г., Зверева С.В. К школьной жизни готов! Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004, с. 39 – 40.
Примечание: сформированность необходимых целевых ориентиров данного возрастного этапа, согласно реализуемой в ДОУ программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, осуществляется совместно с воспитателями.
Координационный план индивидуальной работы специалистов с ребенком (Е. С.)
Логопед | Психолог | Инструктор ФИЗО | Музыкальный руководитель | Воспитатель |
Четверг | Понедельник | Среда | Вторник | Пятница |
Индивидуальный план работы с ребенком педагога-психолога
Месяц | № занятия | Форма работы | Цель и задачи программы |
Сентябрь
| Занятие №1 Занятие №2 Занятие №3 Занятие №4 |
| - развитие восприятия (времени года); - развитие внимания (концентрация); - развитие мелкой моторики; - развитие мышления (анализ-синтез); - развитие памяти (наглядно-образной); - развитие воображения. - развитие памяти (слуховой); - развитие внимания (концентрация); - развитие восприятия (движений); - развитие мелкой моторики; - развитие мышления (наглядно – образ) - развитие коммуник. способностей, формировать социальное доверие; |
Октябрь
| Занятие №5 Занятие №6 Занятие №7 Занятие №8 |
«Какое сейчас время суток?». | - развитие мышления (сравнения); - развитие восприятия (форма); - развитие внимания (концентрация); - развитие мышления; - развитие мелкой моторики. - развитие внимания (переключение); - развитие мышления; - развитие коммуникативных способностей, формировать социальное доверие; - развитие памяти (зрительной); - развитие воображения, мышления; - развитие восприятия. |
Ноябрь
| Занятие №9 Занятие №10 Занятие №11 Занятие №12 |
| - развитие памяти (слуховой); - развитие внимания (концентрация); - развитие восприятия (формы); развитие внимания (объем); - развитие мелкой моторики; - развитие мышления (наглядно – образ) - развитие коммуникативных способностей, формировать социальное доверие; - развитие мелкой моторики; - развитие воображения. - развитие речи, снятие тревожности; - развитие логического мышления; - развитие мелкой моторики рук; - развитие внимания (слуховой); - развитие воображения; - развитие памяти (слуховой). |
Декабрь
| Занятие №13 Занятие №14 Занятие №15 Занятие №16 |
| - развитие внимания (переключение); - развитие мышления; - развитие коммуникативных способностей, формировать социальное доверие; - развитие памяти (зрительной); - развитие воображения, мышления; - развитие восприятия. |
Январь
| Занятие №17 Занятие №18 Занятие №19 Занятие №20 |
| - развитие речи, снятие тревожности; - развитие логического мышления; - развитие мелкой моторики рук; - развитие внимания (слуховой); - развитие воображения; - развитие памяти (слуховой). |
Февраль
| Занятие №21 Занятие №22 Занятие №23 Занятие №24 |
2. «Найди отличия»;
8 «Почта». | - развитие памяти (слуховой); - развитие внимания (концентрация); - развитие восприятия (формы); развитие внимания (объем); - развитие мелкой моторики; - развитие мышления (наглядно – образ) - развитие коммуникативных способностей, формировать социальное доверие; - развитие мелкой моторики; - развитие воображения. |
Март
| Занятие №25 Занятие №26 Занятие №27 Занятие №28 |
| - развитие внимания (концентрация); - психомышечная тренировка; - развитие памяти (слуховая); - развитие мышления (классиф., обощ.); - развитие воображения; - развитие восприятия (форма, простр.) - развитие мелкой моторики рук; - развитие общей моторики тела. - развитие памяти (зрительной); - развитие воображения, мышления; - развитие восприятия. |
Апрель
| Занятие №29 Занятие №30 Занятие №31 Занятие №32 |
10. «Окончи комикс». | - развивать словарный запас; - развивать внимание (слуховое); - развивать память (моторно-слуховую); - развитие эмоциональной сферы; - психомышечная тренировка; - развивать восприятие (форма); - развивать мышление (классификация); - развивать речь, мышление; - развивать социальные навыки; - развивать воображение. |
Индивидуальный план работы с ребенком воспитателя старшей группы
Дата проведения | Номер занятия | Цели и задачи программы | Формы работы |
Сентябрь | Занятие №1 |
|
|
Занятие №2 |
|
| |
Занятие №3 |
|
| |
Занятие №4 |
|
| |
Октябрь | Занятие №5 |
|
|
Занятие №6 |
| 1Приветствие. 2Упражнение «Секретики». 3Упражнение «Мячики». 4Стихотворение Т. Прокушевой «Мячики». 5Упражнение «Части и целое». 6Упражнение «Мешочек». 7Прощание. 8Рефлексия | |
Занятие №7 | - Формировать пред ставление о понятии «квадрат»; - уточнить представления о понятии «круг»; - развивать умение сравнивать предметы по цвету, по форме, по размеру. | 1. Приветствие. 2. Упражнение «Ковёр- самолёт». 3. Упражнение «Строители». 4. Упражнение «Художники». 5. Прощание. 6. Рефлексия | |
Занятие №8 | - Формировать пред ставление о понятии «квадрат»; - уточнить представ ления о понятии «круг»; - развивать умение сравнивать предметы но цвету, по форме. по размеру. | 1. Приветствие. 2. Упражнение «Ковёр- самолёт». 3. Упражнение «Строители». 4. Упражнение «Мешочек». 5. Упражнение «Секретики». 6. Прощание. 7. Рефлексия | |
Ноябрь | Занятие №9 |
| 1Приветствие. 2Упражнение «Секретики». 3Упражнение «Мячики». 4Стихотворение Т. Прокушевой «Мячики». 5Упражнение «Части и целое». 6Упражнение «Мешочек». 7Прощание. 8Рефлексия |
Занятие №10 | Познакомить с перелётными птицами; Выяснить строение птицы; Согласовывать числительные с существительными. | 1.Упражнение «Птицы»; 2.Игра «Сосчитай» 3. Игра «Кто где живёт?»; 4Прощание. 5Рефлексия | |
Занятие №11 |
|
| |
Занятие №12 |
|
| |
Декабрь | Занятие №13 |
| 1Приветствие. 2Упражнение «Песочный дождик». 3Упражнение «Грибочки». 4Упражнение «Художники», 5Упражнение «До свидания, песок». 6Прощание. 7Рефлексия |
Занятие №14 |
|
| |
Занятие №15 |
Учить ориентироваться на листе бумаги; | 1«Скажи слово» 2«Каждой фигуре своё место» 3 Блоки Дьенеша 4Прощание. 5Рефлексия | |
Занятие №16 |
|
| |
Январь | Занятие №17 |
| 1Приветствие. 2Упражнение «Здравствуй, песок». 3Упражнение «Вагончики». 4Упражнение «Кубики». 5Упражнение «Карусель». 6Упражнение «До свидания, песок». 7Прощание. 8Рефлексия |
Занятие №18 | - Формировать представление о понятии «квадрат»; - уточнить представления о понятии «круг»; - развивать умение сравнивать предметы по цвету, по форме, по размеру. | 1. Приветствие. 2. Упражнение «Ковёр- самолёт». 3. Упражнение «Строители». 4. Упражнение «Художники». 5. Прощание. 6. Рефлексия | |
Занятие №19 | 1.Закрепить и уточнит знание о домашних животных; 2.Знать названия детёнышей и семью; 3.Образовывать существительные, с уменьшительно-ласкательным суффиксом; 4.Развивать словарь. | 1. Отгадывание загадок; 2. Дидактическая игра «Сосчитай»; 3.Подбор слов антонимов; 4.Образование сложных прилагательных; 5Прощание. 6Рефлексия | |
Занятие №20 | - Формировать представление о понятии «квадрат»; - уточнить представления о понятии «круг»; - развивать умение сравнивать предметы по цвету, по форме, по размеру. | 1. Приветствие. 2. Упражнение «Ковёр- самолёт». 3. Упражнение «Строители». 4. Упражнение «Художники». 5. Прощание. 6. Рефлексия | |
Февраль | Занятие №21 | Познакомить детей с частями тела человека; научить образовательные существительные множественного числа; Учить различать правую и левую руку; развивать внимание. | 1.Назови картинки. 2.Дидактическая игра «Один много» 3.Дидактическая игра «Подбери слова» 4.Чтение Чуковского «Мойдодыр» 5.Упражнение «Какие вещи нужны человеку». 6.Рефлексия |
Занятие №22 |
Учить ориентироваться на листе бумаги; | 1«Скажи слово» 2«Каждой фигуре своё место» 3Блоки Дьенеша 4Прощание. 5Рефлексия | |
Занятие №23 |
| 1Приветствие. 2Упражнение «Песочный дождик». 3Упражнение «Солдаты». 4Упражнение «Парад», 5Упражнение «До свидания, песок». 6Прощание. 7Рефлексия | |
Занятие №24 |
| 1Приветствие. 2Упражнение «Песочный дождик». 3Упражнение «Зонтики». 4Прощание. 5Рефлексия | |
Март | Занятие №25 |
| 1. «Повтори цепочку слов»; 2. «Какой игрушки нахватает»; 3Упражнение «Что изменилось?»; 4Упражнение «Скажи ласково». 5Прощание. 6Рефлексия |
Занятие №26 |
|
| |
Занятие №27 | Познакомить с перелётными птицами; Выяснить строение птицы; Согласовывать числительные с существительными. | 1.Упражнение «Птицы»; 2.Игра «Сосчитай» 3. Игра «Кто где живёт?»; 4Прощание. 5Рефлексия | |
Занятие №28 |
|
| |
Апрель | Занятие №29 | - Формировать представление о понятии «квадрат»; - уточнить представления о понятии «круг»; - развивать умение сравнивать предметы по цвету, по форме, по размеру. | 1. Приветствие. 2. Упражнение «Ковёр- самолёт». 3. Упражнение «Строители». 4. Упражнение «Художники». 5. Прощание. 6. Рефлексия |
Занятие №30 | -Закрепить и уточнит знание о домашних животных; -Знать названия детёнышей и семью; -Образовывать существительные, с уменьшительно-ласкательным суффиксом; -Развивать словарь. | 1. Отгадывание загадок; 2. Дидактическая игра «Сосчитай»; 3.Подбор слов антонимов; 4.Образование сложных прилагательных; 5Прощание. 6Рефлексия | |
Занятие №31 | -Развитие зрительного и слухового восприятия; -Развитие внимания и памяти; -Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. | 1. «Рифмовки к картинкам»; 2. «Ты моё зеркало»; 3. «Дружные ребята». 4 Прощание. 5Рефлексия | |
Занятие №32 | - Формировать представление о понятии «квадрат»; - уточнить представления о понятии «круг»; - развивать умение сравнивать предметы но цвету, по форме. по размеру. | 1. Приветствие. 2. Упражнение «Ковёр- самолёт». 3. Упражнение «Строители». 4. Упражнение «Мешочек». 5. Упражнение «Секретики». 6. Прощание. 7. Рефлексия |
Индивидуальный план работы с ребенком инструктора по ФИЗО
Месяц | № занятия | Форма работы | Задачи программы |
Сентябрь | Занятие №1 Занятие №2 Занятие №3 Занятие №4 | Игровые упражнения: «Ласточка», «Не задень веревку», «Петушки», «Свеча», «Паук», игры с мячом и обручем. | Развивать ловкость, умение ориентироваться в пространстве. Укрепление мышц рук, ног, брюшного пресса. |
Октябрь | Занятие №5 Занятие №6 Занятие №7 Занятие №8 | Игры «Угадай вид спорта» «Радуга здоровья», бег с мячом, упражнения с обручем, игры с мячом. Считалки. | Развитие внимания, памяти, мелкой и крупной моторики рук, упражнения для укрепления мышц спины и брюшного пресса. |
Ноябрь | Занятие №9 Занятие №10 Занятие №11 Занятие №12 | Упражнения: «Дикие и домашние животные», «Повернись- улыбнись», «Делай наоборот». Дидактические игра: «Угадай вид туризма», игры: «Вороны и воробьи», «Лови- бросай» | Развивать наглядно образное мышление, память, внимание, пространственное восприятие, ловкость, находчивость. |
Декабрь | Занятие №13 Занятие №14 Занятие №15 Занятие №16 | Упражнения: «А, ну- ка повернись», «Тень», «Репка», «Делай как я» Подвижная игра «Хитрая лиса», «Найди и промолчи». | Развивать мелкую моторику, координацию движения, умение выполнять сложную инструкцию. |
Январь | Занятие №17 Занятие №18 Занятие №19 Занятие №20 | Упражнения: «А, ну- ка повернись», «Тень», «Репка», «Делай как я» Подвижная игра «Хитрая лиса», «Найди и промолчи». | Развивать мелкую моторику, координацию движения, умение выполнять сложную инструкцию. |
Февраль | Занятие №21 Занятие №22 Занятие №23 Занятие №24 | Игровые упражнения на хоппах, ходьба по буму и скамейке. Бросание мяча в баскетбольную корзину. | Развитие внимания, памяти, мелкой и крупной моторики рук, укрепление мышц спины и брюшного пресса, развитие гибкости, выносливости. |
Март | Занятие №24 Занятие №26 Занятие №27 Занятие №28 | Пальчиковая гимнастика Пальчиковая гимнастика с шарами разного диаметра и материала. Дид. игры: «Подбери пару с картинки», «Одень спортсмена» Упражнения с мячом. | Укрепление мышц рук. Развитие внимания, памяти, мелкой и крупной моторики рук. Укрепления мышц плечевого пояса, брюшного пресса. |
Апрель | Занятие №29 Занятие №30 Занятие №31 Занятие №32 | Пальчиковая гимн: «Утро наступило», «Птичка», «Гусеница». Упражнения: на скамейках, с ракетками и воланом с хоппами. Игровые упражнения с обручем и мячом. Игры: «Хвостики», «Угадай чей голос» | Развивать мелкую моторику, координацию движения, умение выполнять сложную инструкцию, укреплять мышцы спины и брюшного пресса. |
Индивидуальный план работы с ребенком музыкального руководителя
Месяц | № занятия | Форма работы | Цель работы |
Сентябь | Занятие №1 Занятие №2 Занятие №3 Занятие №4 | П/г «Строим дом» Д/и «Дедушка молчок» Упр. «Заинька» Д/и «Что лишнее» | Памяти, умение выполнять инструкции Памяти, внимания Развитие мелкой моторики Координации движений |
Октябрь | Занятие №5 Занятие №6 Занятие №7 Занятие №8 | П/г «По горою вырос гриб» Д/и «А ну-ка повтори» Упр «Мячики» Д/и «Найди свой дом» | Развитие мелкой моторики Внимания, памяти Координации движения Внимание, ориентировку в пространствt |
Ноябрь | Занятие №9 Занятие №10 Занятие №11 Занятие №12 | П/и «Побежали вдоль реки» Упр «Лошадка» Д/и «Найди свой дом» Упр. «Я шагаю» | Развитие мелкой моторики Развитие ритмических навыков Внимание, ориентировку в пространстве Координации движения |
Декабрь | Занятие №13 Занятие №14 Занятие №15 Занятие №16 | Упр. «Зайчик» П/и «Гномы» Д/и «Что лишнее» Д/и «А ну-ка повтори» Упр. «Я шагаю» | Развитие ритмических навыков Развитие мелкой моторики Внимания, памяти Памяти, умение выполнять инструкции |
Январь | Занятие №17 Занятие №18 Занятие №19 Занятие №20 | Д/и «Не зевай» Считалка «Весёлый счёт» Д/и «Найди свой дом» П/и «Гномы» | Координации движения Внимания, памяти Слуховое восприятие, ориентировку в пространстве |
Февраль | Занятие №21 Занятие №22 Занятие №23 Занятие №24 | П/и «Коза и козлёнок» Упр. «Не зевай» Д/И «Делай как я» Упр. «Я шагаю» | Развитие мелкой моторики Слуховое восприятие, певческие навыки Памяти, коммуникативных навыков Внимание, ориентировку в пространстве |
Март- | Занятие №24 Занятие №26 Занятие №27 Занятие №28 | Упр «Найди своё место» П/и «Цветок» Разучивание песни «Почему» | Развивать ориентировку в пространстве Развитие мелкой моторики Памяти, слуха, певческих навыков Внимание, ориентировку в пространстве |
Апрель | Занятие №29 Занятие №30 Занятие №31 Занятие №32 | Д/и «Сложи песенку» Упр « Не умеем мы скучать» П/и «Прилетели птицы» Упр «Лошадка» | Слуховое восприятие, певческие навыки Памяти, умение выполнять инструкции Внимание, ориентировку в пространстве Развитие мелкой моторики |
Индивидуальный план работы с ребенком учителя - логопеда
Месяц | Вид коррекционной работы | Задачи программы |
Сентябрь | Развитие общей моторики, зрительно – пространственной ориентации. Развитие произвольной моторики рук. | Развитие статической и динамической организации движений; формирование функций пространственной координации. Развитие динамического праксиса и дифференциации движений пальцев обеих рук. |
Октябрь | Развитие моторики артикуляционного аппарата (губ, языка, челюсти). | Формирование статической и динамической организации движений артикуляционного аппарата. |
Ноябрь | Развитие просодической стороны речи. | Развитие силы голоса, интонационной выразительности речи. |
Декабрь | Развитие мимической мускулатуры. | Формирование объёма и дифференциации движений мышц лица |
Январь | Формирование произносительных умений и навыков. | Коррекционная работа по постановке звуков: свистящих, шипящих, сонор. Автоматизация их в речи: изолированно, в слогах, в словах, во фразах, в самостоятельной речи. Дифференциация свистящих – шипящих звуков. |
Февраль | Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией речи. | Обучение опознанию, различению, выделению звуков в речи. |
Март | Формирование психологических процессов памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения. | Развитие основных психологических процессов: внимания, памяти, мышления. Совершенствование слухового восприятия и внимания на занятиях, в играх. |
Апрель | Развитие совершенствование лексико – грамматических категорий. Расширение закрепление словаря. | Уточнение запаса знаний и представлений об окружающей действительности. Работа над лексическими темами по программе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида
обеспечить оптимальный подход к созданию условий для гармоничного развития и позитивной социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи в освоении содержания адаптированн...
Индивидуальная программа реабилитации ребенка – инвалида
Индивидуальный маршрут развития ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ...
План мероприятий по реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка – инвалида с органическим поражением центральной нервной системы
Мероприятия для ребенка - инвалида в возрасте 4 х лет...
Индивидуальная программа Реабилитации ребенка-инвалида.
Индивидуальная программа...
Адаптированная образовательная программа с индивидуально программой реабилитации ребенка инвалида
Адаптированная образовательная программа, разработана с учетом индивидуальной реабилитации или абилитации ребенка – инвалида, в соответствии с нормативными документами...
Алгоритм реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида ИПРА по психолого-педагогической реабилитации или абилитации
Алгоритм реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида ИПРА по психолого-педагогической реабилитации или абилитации Алгоритмреализации индивид...
Приказ о реализации индивидуальной программы реабилитации с детьми-инвалидами
о реализации индивидуальной программы реабилитации с детьми-инвалидами...
- Мне нравится (1)