Адаптация дошкольников с синдромом гиперактивности к детскому саду
статья по коррекционной педагогике (младшая группа)
Материал содержит информацию о проблемах социализации дошкольников с синдромом гиперактивности, также в нем можно найти рекомендации родителям по подготовке ребенка с СДВГ к детскому саду и приемы для облегчения процесса адаптации таких детей к детскому саду для педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Адаптация дошкольников с синдромом гиперактивности к детскому саду | 17.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация дошкольников с синдромом гиперактивности к детскому саду
1. Дети с СДВГ: определение, статистика, проблемы социализации.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей (СДВГ) – такое состояние, при котором нарушены функции центральной нервной системы, что приводит к расстройствам психоэмоционального развития. Патология с трудом поддается диагностике и требует комплексного лечения с участием педиатра, психолога, невролога, других медицинских специалистов, а также педагогов, воспитателей и, конечно, родителей. Коротко рассмотрим основные особенности детей с СДВГ.
Наблюдая за ними, можно выделить три основных признака:
• гиперактивность (беспокойность, неусидчивость, болтливость, нарушение двигательной координации);
• импульсивность (слабый самоконтроль в проявлении эмоций);
• дефицит внимания (низкий уровень развития свойств внимания).
СДВГ встречается у большого количества детей (по данным разных исследований, им страдают около 10% малышей) и очень мешает их социальной адаптации. Данный синдром встречается у мальчиков в 4-5 раз чаще, чем у девочек. Зачастую в 3-4 года родители считают поведение ребенка нормальным и не обращаются к врачу, и лишь когда воспитатели начинают жаловаться на неуправляемость, расторможенность, неспособность ребенка усидеть на месте во время занятий и выполнить задание, это становится для родителей неприятной неожиданностью. Все эти «неожиданные» проявления объясняются неспособностью нервной системы гиперактивного ребенка справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему на фоне увеличения физических и психических нагрузок.
2. Рекомендации родителям по подготовке ребенка с СДВГ к детскому саду.
Прежде всего, необходимо обязательно проконсультироваться с неврологом и психологом. Специалисты проведут диагностику физического и психического развития малыша, по результатам которой составят индивидуальный план лечения и коррекции поведения. То, в каком окружении обычно находится активный и гиперактивный ребенок, сильно влияет на его поведение, поэтому родителям важно придерживаться следующих принципов:
• Создать дома спокойную обстановку;
• Не наказывать и не ругать ребёнка за «плохое» поведение;
• Прививать ребёнку навыки самоорганизации – это значительно облегчит период адаптации ребёнка в детском саду;
• Следить за сбалансированностью питания;
• Предоставить ребёнку возможность выплёскивать накопившуюся энергию (занятия спортом, активные игры на прогулке);
• Ограничивать ребёнка в просмотре телевизора;
• Избегать шумных мест и больших скоплений людей;
• Ввести в обиход спокойные игры и занятия творчеством;
• Давать ребёнку конкретные просьбы и поручения, контролировать их исполнение.
3. Приемы адаптации ребенка с СДВГ к детскому саду для педагогов. Прежде всего, необходимо проведение целенаправленного диагностического обследования в каждой возрастной группе. После диагностического обследования выделяются дети с преобладанием признаков гиперактивности. Затем, уточняются причины заболевания и выявляются сопутствующие нарушения. Все данные последовательные действия помогают установить диагноз и указать преобладающие отклонения — дефицит внимания, гиперактивность (импульсивность или сочетание этих нарушений). Учет причин поведения ребенка помогает правильно организовать подход к нему, не травмируя его. Также педагогам необходимо проводить работу по:
• развитию дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля);
• отработке конкретных (положительных) навыков взаимодействия со взрослыми и со сверстниками;
• развитию эмоционального мира;
• уменьшению тревожности;
• обучению детей правилам хорошего тона;
• созданию возможностей для самовыражения;
•обучению приемам саморасслабления, снятия психомышечного напряжения. При работе с гиперактивными детьми также необходимо руководствоваться следующими правилами:
• своевременное прерывание нарастающих нарушений поведения;
• целесообразная организация игрового поля;
• прямая и однозначная оценка поведения ребенка немедленно после поступка;
• четкие и краткие (не более 10 слов) инструкции, предъявляемые ребенку;
• стимулирование самоконтроля и контроля за деятельностью.
При проведении групповых занятий педагогу необходимо обратить внимание на развитие навыков общения, социального взаимодействия детей с СДВГ с остальными детьми в группе. Важным является социальная адаптация путем целенаправленного и длительного воспитания у детей социально поощряемых норм поведения, так как поведение некоторых детей носит асоциальные черты. Индивидуальные занятия должны быть направлены на преодоление нарушений внимания, дефектов наглядно-образного мышления, ориентировки в пространстве. Также важнейшим методом коррекции является создание для ребенка необходимых ему внешних условий, в том числе – через правильно организованные условия пребывания его в детском дошкольном учреждении. Одна из рекомендаций здесь состоит в том, что такие дети должны разводиться по разным группам. В некоторых случаях, если возбуждение у ребенка очень сильно выражено может быть даже рекомендовано подождать с помещением ребенка в детский сад. Или же он должен посещать какой-либо специальный детский сад, с маленькой наполняемостью групп, или просто посещать кружки, группы развития, куда он приходит на 1-2 часа в день. Задачей воспитателя, психолога, методиста, других сотрудников детского сада становится установить доверительные отношения с родителями и помочь им понять, что их ребенок нуждается в медицинской консультации, в индивидуальном режиме дома и в детском саду, и в индивидуальном педагогическом подходе. Благоприятный прогноз сглаживания синдромов возможен при осуществлении комплексной программы коррекции, включающей медикаментозные и психолого-педагогические методы, при условии непрерывного проведения этой коррекции в детском саду и дома, в будни и выходные дни. Тесное сотрудничество родителей, педагога, психолога, медицинских работников позволяет реализовать программу психолого-педагогической коррекции гибко и постепенно. Для этого необходима системная и спланированная работа по информированию, психолого-педагогическому просвещению и обучению родителей. Информирование и просвещение должны быть ориентированы на повышение уровня осведомлённости как о возрастных особенностях ребёнка, так и его специфических индивидуальных качествах. Решение этой задачи, конечно, требует максимально возможной деликатности и соблюдения всех этических норм педагогического общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры, развивающие волевую регуляцию у ребенка с гиперактивным синдромом в условиях детского сада
Первое направление – ежедневная работа по развитию движений и самоконтроля поведения детей во время прогулок, используются двигательные упражнения в игровой форме инд...
Адаптация дошкольников с синдромом гиперактивности к детскому саду"
Если ваш ребенок легко отвлекается, отличается неусидчивостью, то причиной этого, скорее всего, являются расстройства, называемые гиперактивностью вследствие синдрома дефицита внимания. Ребенку, страд...
Статья: "Адаптация дошкольников с синдромом гиперактивности к детскому саду"
Часто родители сталкиваются с тем, что их ребенку очень трудно усидеть на одном месте, он много двигается, суетится, вертится, очень громко говорит, часто мешает другим детям и взрослым. Такие дети бы...
Адаптация дошкольников с синдромом СДВГ и гиперактивности в детском саду
Рекомендации родителям по подготовке ребенка с СДВГ к детскому саду....
Адаптация детей с синдромом гиперактивности
Адаптация детей с синдромом гиперактивности в пространстве ДОУ.При составлении алгоритма адаптации ребенка с гиперактивностью прежде всего надо подумать об организации его жизненного пространства, кот...
Консультация для воспитателей "Адаптация дошкольников с синдромом гиперактивности к детскому саду."
Гиперактивность у детей оказывается несвойственной для нормального, соответствующего роста развития ребенка невнимательностью, импульсивностью. Гиперактивность детей с синдромом де...