Адаптация дошкольников с синдромом гиперактивности к детскому саду"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Если ваш ребенок легко отвлекается, отличается неусидчивостью, то причиной этого, скорее всего, являются расстройства, называемые гиперактивностью вследствие синдрома дефицита внимания. Ребенку, страдающему такими расстройствами, трудно сосредоточиться на чем-либо, выполнять чужие указания, спокойно сидеть на месте. Чрезмерная активность на фоне нарушений внимания приблизительно в четыре- пять раз чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Эти расстройства могут обнаруживаться еще до того, как ребенок начинает ходить, и могут продолжаться по достижении им взрослого возраста. Никто не может сказать, отчего возникают эти расстройства. Некоторые ученые предполагают, что дело здесь в нарушении функций мозга в его лобной части. Вместе с другими отделами мозга эта область отвечает за контроль движений и внимания. Если вы подозреваете, что у вашего ребенка имеются явления повышенной активности вследствие дефицита внимания, следует обратиться к врачу. Вполне возможно, что будет достаточно подобрать ребенку новую пару очков или назначить другие препараты, чтобы восстановить порядок в семье. Если всё же будет установлено наличие указанного синдрома, то существуют различные виды лечения, которые помогут вам с малышом в данной ситуации. Долгосрочный прогноз в отношении гиперактивных детей с расстройствами внимания является благоприятным, если они получают соответствующее лечение. Тогда они хорошо занимаются в школе и многие из них прекрасно устраиваются в жизни, став взрослыми. Если будет начато лечение специальными препаратами, вы должны будете заметить улучшение в поведении ребенка через одну–три недели в зависимости от препарата. Если вы обнаружите побочное действие препарата или отсутствие эффекта в пределах указанного времени, настаивайте на смене или прекращении лечения. При воспитании гиперактивного ребенка используйте метод поощрения. Мотивация поступков ребенка с чрезмерной активностью и неустойчивым вниманием хорошо регулируется системой поощрения. За правильное поведение или выполнение какой-либо задачи ребенок может получить вознаграждение. При использовании этих методов следует иметь в виду, что поставленные задачи должны соответствовать возможностям ребенка, а вознаграждение должно осуществляться незамедлительно. Если ребенок не получает положенного ему вознаграждения в течение непродолжительного времени, ему трудно осознать, почему он старался вместо неправильных действий совершить что-то хорошее. Постарайтесь избегать скандалов. Неусидчивые дети часто отличаются неуравновешенностью. Есть простой способ смягчить эти расстройства. Нужно удалиться куда-нибудь на то время, когда у ребенка возникает вспышка гнева. Когда ребенок увидит, что некому наблюдать за его спектаклем, его раздражение быстро пройдет. Таким образом, можно дать понять ребенку, что он должен сам успокоиться, и вы увидите, что это работает. Будьте осторожны в отношении критических замечаний. Если даже ваш ребенок не слишком хорошо справляется с задачей или ведет себя неидеально, постарайтесь все-таки похвалить его. Так, если на обувание ему понадобится 30 минут, постарайтесь избегать таких выражений, как: «Посмотри, сколько времени ты тратишь на то, чтобы надеть ботинки!» Вместо этого попробуйте сказать: «Ну вот, теперь ты, наконец, надел ботинки. Я был уверен, что ты справишься с этим. Но давай посмотрим в следующий раз, сможешь ли ты сделать это немного быстрее». Даже если вы уверены, что достижение ребёнка является на самом деле плодом ваших усилий, не забудьте сказать своему солнышку, что он справился с задачей. Понимайтесь с ребенком специальными упражнениями. Многие неусидчивые дети не имеют правильного представления о времени и скорости. Если вы попросите такого ребенка быстро пройти по комнате из одного конца в другой, а потом в обратном направлении медленно, то вряд ли он поймет различие. Здесь на помощь ему могут прийти упражнения по релаксации – глубокое дыхание или йога. Есть специальные игры, которые помогают ребенку научиться внимательно слушать и вовремя решать задачи. С помощью этих игр можно научить его действовать не спеша и концентрировать внимание. Что делать в сложной ситуации? 1. Научиться не придавать «поступку» чрезмерного значения, сохранять спокойствие. Безусловно не нужно всегда идти на поводу у ребенка, не замечать его поступков, потакать ему, не контролировать его действия и не предъявлять к нему никаких требований. Наоборот, необходимы чёткие требования (в пределах возможностей ребенка), не меняющиеся в зависимости от ситуации и настроения взрослых. Нужны требовательность, спокойствие и доброжелательность. Ребенок должен осознать, что требование– это не прихоть взрослого, а отказ– это не демонстрация враждебности, не наказание за поступок или просто ваше невнимание к просьбе. 2. Никогда не наказывать, если проступок совершен впервые, случайно или из-за ошибки взрослых. 3. Не отождествлять проступок (нарушение поведения) и ребенка. Тактика «ты плохо себя ведешь– ты плохой» прочна, она закрывает ребенку выход из ситуации, снижает самооценку, создает ситуацию страха. Видимо, поэтому непослушные дети так часто спрашивают родителей: «Ты меня любишь?» 4. Обязательно объяснить ребенку, в чем проступок и почему так себя вести нельзя. Однако, если мама чуть что срывается на крик, а папа всегда готов шлепнуть, вряд ли можно объяснить ребенку, что кричать и драться нехорошо. 5. Не стоит злословить по поводу проступка, напоминать (для профилактики), стыдить перед другими взрослыми и сверстниками. Это унижает, рождает обиду и боль. Ребенок может не осознавая этого, ответить тем же. Не стоит удивляться в этих случаях детскому «ненавижу» или «я тебя тоже не люблю», «ты злая». 6. Не стоит ставить в пример непослушному ребенку хороших братьев и сестер, сверстников, укоряя «есть же нормальные дети, которые не изводят своих родителей». Родители, которые легко выходят из себя, не умеют держать себя в руках, а значит, не умеют себя вести, – это не очень хороший пример для детей. Жестокое обращение как вариант отрицательного реагирования или негативного подстегивания менее эффективно, чем так называемое положительное подкрепление. Необходимо изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку: · Проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании. · Стройте взаимоотношения с ребенком на доверии и взаимопонимании. · Контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил. · Не давайте ему категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя». · Реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите его действия, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного). · Повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз. · Не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок. · Выслушивайте то, что хочет сказать ребенок. · Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию. Необходимо изменение микроклимата в семье: · Уделяйте ребенку достаточно внимания. · Проводите досуг всей семьей. · Не допускайте ссор в присутствии ребенка. Необходима организация режима дня и места для занятий: · Установите четкий распорядок дня для ребенка и всех членов семьи. · Чаще показывайте ребенку, как выполнить задание, не отвлекаясь. · Снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком заданий. · Оградите ребенка от длительных просмотров телевизионных передач, занятий на компьютере. · Избегайте по- возможности больших скоплений людей. · Помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности. · Помните, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью требует своевременной диагностики и комплексной коррекции (медико-психолого-педагогической). Успешная реабилитация возможна, если диагностика и коррекция проводится в возрасте 5–10 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_doshkolnikov_s_sindromom_giperaktivnosti_k_detskomu_sadu.docx | 19.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Что должен знать родитель о гиперактивности?
Если ваш ребенок легко отвлекается, отличается неусидчивостью, то причиной этого, скорее всего, являются расстройства, называемые гиперактивностью вследствие синдрома дефицита внимания. Ребенку, страдающему такими расстройствами, трудно сосредоточиться на чем-либо, выполнять чужие указания, спокойно сидеть на месте. Чрезмерная активность на фоне нарушений внимания приблизительно в четыре- пять раз чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Эти расстройства могут обнаруживаться еще до того, как ребенок начинает ходить, и могут продолжаться по достижении им взрослого возраста. Никто не может сказать, отчего возникают эти расстройства. Некоторые ученые предполагают, что дело здесь в нарушении функций мозга в его лобной части. Вместе с другими отделами мозга эта область отвечает за контроль движений и внимания. Если вы подозреваете, что у вашего ребенка имеются явления повышенной активности вследствие дефицита внимания, следует обратиться к врачу. Вполне возможно, что будет достаточно подобрать ребенку новую пару очков или назначить другие препараты, чтобы восстановить порядок в семье. Если всё же будет установлено наличие указанного синдрома, то существуют различные виды лечения, которые помогут вам с малышом в данной ситуации. Долгосрочный прогноз в отношении гиперактивных детей с расстройствами внимания является благоприятным, если они получают соответствующее лечение. Тогда они хорошо занимаются в школе и многие из них прекрасно устраиваются в жизни, став взрослыми. Если будет начато лечение специальными препаратами, вы должны будете заметить улучшение в поведении ребенка через одну–три недели в зависимости от препарата. Если вы обнаружите побочное действие препарата или отсутствие эффекта в пределах указанного времени, настаивайте на смене или прекращении лечения.
При воспитании гиперактивного ребенка используйте метод поощрения. Мотивация поступков ребенка с чрезмерной активностью и неустойчивым вниманием хорошо регулируется системой поощрения. За правильное поведение или выполнение какой-либо задачи ребенок может получить вознаграждение. При использовании этих методов следует иметь в виду, что поставленные задачи должны соответствовать возможностям ребенка, а вознаграждение должно осуществляться незамедлительно. Если ребенок не получает положенного ему вознаграждения в течение непродолжительного времени, ему трудно осознать, почему он старался вместо неправильных действий совершить что-то хорошее. Постарайтесь избегать скандалов. Неусидчивые дети часто отличаются неуравновешенностью. Есть простой способ смягчить эти расстройства. Нужно удалиться куда-нибудь на то время, когда у ребенка возникает вспышка гнева. Когда ребенок увидит, что некому наблюдать за его спектаклем, его раздражение быстро пройдет. Таким образом, можно дать понять ребенку, что он должен сам успокоиться, и вы увидите, что это работает. Будьте осторожны в отношении критических замечаний. Если даже ваш ребенок не слишком хорошо справляется с задачей или ведет себя неидеально, постарайтесь все-таки похвалить его. Так, если на обувание ему понадобится 30 минут, постарайтесь избегать таких выражений, как: «Посмотри, сколько времени ты тратишь на то, чтобы надеть ботинки!» Вместо этого попробуйте сказать: «Ну вот, теперь ты, наконец, надел ботинки. Я был уверен, что ты справишься с этим. Но давай посмотрим в следующий раз, сможешь ли ты сделать это немного быстрее». Даже если вы уверены, что достижение ребёнка является на самом деле плодом ваших усилий, не забудьте сказать своему солнышку, что он справился с задачей.
Позанимайтесь с ребенком специальными упражнениями. Многие неусидчивые дети не имеют правильного представления о времени и скорости. Если вы попросите такого ребенка быстро пройти по комнате из одного конца в другой, а потом в обратном направлении медленно, то вряд ли он поймет различие. Здесь на помощь ему могут прийти упражнения по релаксации – глубокое дыхание или йога. Есть специальные игры, которые помогают ребенку научиться внимательно слушать и вовремя решать задачи. С помощью этих игр можно научить его действовать не спеша и концентрировать внимание.
Что делать в сложной ситуации? 1. Научиться не придавать «поступку» чрезмерного значения, сохранять спокойствие. Безусловно не нужно всегда идти на поводу у ребенка, не замечать его поступков, потакать ему, не контролировать его действия и не предъявлять к нему никаких требований. Наоборот, необходимы чёткие требования (в пределах возможностей ребенка), не меняющиеся в зависимости от ситуации и настроения взрослых. Нужны требовательность, спокойствие и доброжелательность. Ребенок должен осознать, что требование– это не прихоть взрослого, а отказ– это не демонстрация враждебности, не наказание за поступок или просто ваше невнимание к просьбе. 2. Никогда не наказывать, если проступок совершен впервые, случайно или из-за ошибки взрослых. 3. Не отождествлять проступок (нарушение поведения) и ребенка. Тактика «ты плохо себя ведешь– ты плохой» прочна, она закрывает ребенку выход из ситуации, снижает самооценку, создает ситуацию страха. Видимо, поэтому непослушные дети так часто спрашивают родителей: «Ты меня любишь?» 4. Обязательно объяснить ребенку, в чем проступок и почему так себя вести нельзя. Однако, если мама чуть что срывается на крик, а папа всегда готов шлепнуть, вряд ли можно объяснить ребенку, что кричать и драться нехорошо. 5. Не стоит злословить по поводу проступка, напоминать (для профилактики), стыдить перед другими взрослыми и сверстниками. Это унижает, рождает обиду и боль. Ребенок может не осознавая этого, ответить тем же. Не стоит удивляться в этих случаях детскому «ненавижу» или «я тебя тоже не люблю», «ты злая». 6. Не стоит ставить в пример непослушному ребенку хороших братьев и сестер, сверстников, укоряя «есть же нормальные дети, которые не изводят своих родителей».
Родители, которые легко выходят из себя, не умеют держать себя в руках, а значит, не умеют себя вести, – это не очень хороший пример для детей. Жестокое обращение как вариант отрицательного реагирования или негативного подстегивания менее эффективно, чем так называемое положительное подкрепление. Необходимо изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку: · Проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании. · Стройте взаимоотношения с ребенком на доверии и взаимопонимании. · Контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил. · Не давайте ему категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя». · Реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите его действия, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного). · Повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз. · Не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок. · Выслушивайте то, что хочет сказать ребенок. · Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию. Необходимо изменение микроклимата в семье: · Уделяйте ребенку достаточно внимания. · Проводите досуг всей семьей. · Не допускайте ссор в присутствии ребенка. Необходима организация режима дня и места для занятий: · Установите четкий распорядок дня для ребенка и всех членов семьи. · Чаще показывайте ребенку, как выполнить задание, не отвлекаясь. · Снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком заданий. · Оградите ребенка от длительных просмотров телевизионных передач, занятий на компьютере. · Избегайте по- возможности больших скоплений людей. · Помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности. · Помните, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью требует своевременной диагностики и комплексной коррекции (медико-психолого-педагогической). Успешная реабилитация возможна, если диагностика и коррекция проводится в возрасте 5–10 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры, развивающие волевую регуляцию у ребенка с гиперактивным синдромом в условиях детского сада
Первое направление – ежедневная работа по развитию движений и самоконтроля поведения детей во время прогулок, используются двигательные упражнения в игровой форме инд...
Статья: "Адаптация дошкольников с синдромом гиперактивности к детскому саду"
Часто родители сталкиваются с тем, что их ребенку очень трудно усидеть на одном месте, он много двигается, суетится, вертится, очень громко говорит, часто мешает другим детям и взрослым. Такие дети бы...
Адаптация дошкольников с синдромом СДВГ и гиперактивности в детском саду
Рекомендации родителям по подготовке ребенка с СДВГ к детскому саду....
Адаптация дошкольников с синдромом гиперактивности к детскому саду
Материал содержит информацию о проблемах социализации дошкольников с синдромом гиперактивности, также в нем можно найти рекомендации родителям по подготовке ребенка с СДВГ к детскому саду и прие...
Адаптация детей с синдромом гиперактивности
Адаптация детей с синдромом гиперактивности в пространстве ДОУ.При составлении алгоритма адаптации ребенка с гиперактивностью прежде всего надо подумать об организации его жизненного пространства, кот...
Консультация для воспитателей "Адаптация дошкольников с синдромом гиперактивности к детскому саду."
Гиперактивность у детей оказывается несвойственной для нормального, соответствующего роста развития ребенка невнимательностью, импульсивностью. Гиперактивность детей с синдромом де...