Адаптация дошкольников с синдромом гиперактивности к детскому саду"
методическая разработка (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Адаптация дошкольников с синдромом гиперактивности к детскому саду" Часто родители сталкиваются с тем, что их ребенку очень трудно усидеть на одном месте, он много двигается, суетится, вертится, очень громко говорит, часто мешает другим детям и взрослым. Такие дети бывают неловки в своих движениях, у них плохая координация, слабый мышечный контроль, поэтому они все роняют, ломают, часто спотыкаются и падают. Такому ребенку очень трудно сосредоточиться на чем-то одном, он легко отвлекается, задает очень много вопросов, но не ждет ответа, а начинает заниматься другими делами, которые тоже быстро бросает. Все это происходит за небольшие промежутки времени. Иногда кажется, что энергии этого ребенка хватит на нескольких человек, поэтому таких детей называют гиперактивными, а расстройство в целом.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
Наиболее вероятно, что с первыми признаками повышенной активности родители могут столкнуться уже в раннем возрасте ребенка. Конечно, не следует любого возбужденного ребенка, энергия которого бьет через край, относить к категории детей с нарушениями или заболеваниями нервной системы. Если дети порою упрямятся или не слушаются – это нормально. Соответствуют норме и случаи, когда ребенок иногда «разгуливается» в постели, хотя пора спать, просыпается ни свет, ни заря, капризничает или балуется в магазине. Однако если данное состояние невозможно устранить самостоятельно, ребенок излишне возбудим, импульсивен и т. д., вам необходимо обратиться за помощью к специалистам.
СДВГ встречается у большого количества детей (по данным разных исследований, им страдают около 10% малышей) и очень мешает их социальной адаптации. Данный синдром встречается у мальчиков в 4-5 раз чаще, чем у девочек.
Начальные проявления СДВГ иногда можно наблюдать уже на первом году жизни. Такие дети чрезмерно чувствительны к различным раздражителям (например, к искусственному свету, звукам, различным действиям мамы, связанным с уходом за крохой, и пр.); отличаются громким плачем, нарушениями сна (с трудом засыпают, мало спят, излишне бодрствуют); могут немного отставать в двигательном развитии (на 1-2 мес. позже остальных начинают переворачиваться, ползать, ходить), а также в речевом - они инертны, пассивны, не очень эмоциональны.
В первые годы жизни ребенка основное беспокойство родителей вызывает избыточное количество движений малыша, их хаотичность (двигательное беспокойство). При наблюдении за такими детьми врачи замечают небольшую задержку в их речевом развитии (малыши позже начинают изъясняться фразами); у детей отмечается моторная неловкость (неуклюжесть), более позднее овладение сложными движениями (прыжками и др.).
Трехлетний возраст и при нормальном развитии является для ребенка особенным: c одной стороны, в этот период активно развивается внимание и память, а с другой – наблюдается первый кризис развития. Основные проблемы этого периода: наряду с возрастанием самостоятельности и активности растут негативизм, упрямство и строптивость. Ребенок активно отстаивает границы влияния на себя как личности, происходит выделение своего «Я».
Поэтому зачастую в 3-4 года родители считают его поведение нормальным и не обращаются к врачу, и лишь когда воспитатели начинают жаловаться на неуправляемость, расторможенность, неспособность ребенка усидеть на месте во время занятий и выполнить задание, это становится для родителей неприятной неожиданностью. Все эти «неожиданные» проявления объясняются неспособностью нервной систем гиперактивного ребенка справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему на фоне увеличения физических и психических нагрузок.
Поэтому зачастую в 3-4 года родители считают его поведение нормальным и не обращаются к врачу, и лишь когда воспитатели начинают жаловаться на неуправляемость, расторможенность, неспособность ребенка усидеть на месте во время занятий и выполнить задание, это становится для родителей неприятной неожиданностью. Все эти «неожиданные» проявления объясняются неспособностью нервной системы гиперактивного ребенка справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему на фоне увеличения физических и психических нагрузок.
Поэтому зачастую в 3-4 года родители считают его поведение нормальным и не обращаются к врачу, и лишь когда воспитатели начинают жаловаться на неуправляемость, расторможенность, неспособность ребенка усидеть на месте во время занятий и выполнить задание, это становится для родителей неприятной неожиданностью. Все эти «неожиданные» проявления объясняются неспособностью нервной системы гиперактивного ребенка справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему на фоне увеличения физических и психических нагрузок.
Следует иметь в виду, что ребенок не вполне предвидит последствия своего поведения, не признает авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам в подростковом возрасте, когда на первое место выходит импульсивность, иногда сочетающаяся с агрессивностью.
Родители заподозрившие у своих детей подобные нарушения, в каком бы возрасте это ни произошло, должны обратиться к врачу-невропатологу или психиатру и провести обследование ребенка, так как иногда под маской СДВГ скрываются другие, более тяжелые заболевания.
Диагностика СДВГ
Выделяют три варианта течения в зависимости от преобладающих признаков:
- Гиперактивность без дефицита внимания;
- Дефицит внимания без гиперактивности (чаще наблюдается у девочек: они достаточно спокойные, тихие, «витают в облаках»);
- Дефицит внимания с гиперактивностью.
Кроме того, выделяют простую и осложненную формы. Если первая характеризуется только невнимательностью и гиперактивностью, то при второй к этим симптомам присоединяются головные боли, тики, заикание, нарушения сна.
Дефицит внимания может быть как первичным, так и вторичным, то есть возникать в результате других заболеваний, таких как последствие родовой травмы и инфекционных поражений ЦНС,
Особенности поведения
Ребенок живой, подвижный, активный – что в этом плохого? Более того, он и смышлен не по годам, по крайней мере, компьютер освоил значительно быстрее и лучше бабушки, знает, как привести в движение сложную игрушку. Врачи на задержку развития не указывают. И, тем не менее, вас постоянно выводит из себя его неугомонность, беготня, ерзанье, нетерпеливость, невразумительные ответы.
Не торопитесь любого подвижного ребенка относить к категории гиперактивных. Если ваш ребенок полон энергии, бьющей через край, а порой становится упрямым и непослушным, – это не значит, что он гиперактивен. Если вы заболтались со своей подругой, а ребенок начинает злиться, не может устоять на месте, усидеть за столом – это нормально. Утомляют детей и длительные переезды, праздники, гости и другие «мероприятия».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Социальная адаптация дошкольников с синдромом Дауна в условиях образовательных учреждений – ключевой шаг к интеграции в жизнь общества . »
Воспитание, обучение и социализация детей с нарушениями интеллекта или «особых» детей - сложная социальная и педагогическая задача. Ее решение служит целям подготовки этих детей в соответствии с их во...
Адаптация дошкольников с синдромом гиперактивности к детскому саду"
Если ваш ребенок легко отвлекается, отличается неусидчивостью, то причиной этого, скорее всего, являются расстройства, называемые гиперактивностью вследствие синдрома дефицита внимания. Ребенку, страд...
Статья: "Адаптация дошкольников с синдромом гиперактивности к детскому саду"
Часто родители сталкиваются с тем, что их ребенку очень трудно усидеть на одном месте, он много двигается, суетится, вертится, очень громко говорит, часто мешает другим детям и взрослым. Такие дети бы...
Адаптация дошкольников с синдромом СДВГ и гиперактивности в детском саду
Рекомендации родителям по подготовке ребенка с СДВГ к детскому саду....
Адаптация дошкольников с синдромом гиперактивности к детскому саду
Материал содержит информацию о проблемах социализации дошкольников с синдромом гиперактивности, также в нем можно найти рекомендации родителям по подготовке ребенка с СДВГ к детскому саду и прие...
Консультация для воспитателей "Адаптация дошкольников с синдромом гиперактивности к детскому саду."
Гиперактивность у детей оказывается несвойственной для нормального, соответствующего роста развития ребенка невнимательностью, импульсивностью. Гиперактивность детей с синдромом де...