Индивидуальная программа сопровождения
методическая разработка по коррекционной педагогике
Индивидуальная программа сопровождения ребёнка с ТНР (учитель-логопед)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
indiv_tnr.docx | 32.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №15 «Ладушки»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ:
На педагогическом совете Заведующий МБДОУ
МБДОУ «Детский сад № 15» «Детский сад № 15»
№___от «__»________20__г. ________Н.В. Карелина
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ
учителя – логопеда Никулиной Н.Н.
на воспитанника группы общеразвивающей направленности для детей с ТНР
Тихонова Всеволода
г. Камень-на-Оби
2019г.
Ф.И.О. Тихонов Всеволод Дмитриевич______________________________
Дата рождения 12.09. 2014 г _______________________________________
Дата обследования (диагностика) 01.09.2019 - 15.09.2019г.__________
Сроки реализации _________с 16.09.2019 г. по 31.05.2021г.________
Заключение: Общее недоразвитие речи, третий уровень.
Результаты диагностики (на начало обучения)
Устная речь. Понимание речи сохранено. Умеет слушать и понимать речь. Темп высказываний замедленный, ритм речи растянутый. Речь маловыразительна, монотонная.
Связная речь характеризуется односложностью, бедностью в выборе языковых средств. Рассказ характеризуется нарушением логической связности. Не сохраняет основной сюжетной мысли при пересказе.
Фонетический строй речи не сформирован, произношение некоторых звуков нарушено. Недостаточность фонетико-фонематического восприятия, низкий уровень владения определением количества и последовательности звуков в словах. Не удерживает последовательность и количество слогов при воспроизведении слогового ряда, а также предложений из 4-5 слов (пропускает слова либо совсем не может повторить). Искажены слова сложной слоговой структуры.
Понимание обиходной речи в основном хорошее, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов. В основном употребляет существительные и глаголы. Из прилагательных использует главным образом качественные. Недостаточно владеет антонимическими и синонимическими средствами языка. Допускает ошибки в предложно-падежном управлении.
Результаты промежуточной диагностики
Движения языка замедленные, язык вялый, массивный. Имеются недостатки произношения. Дефектно произносит оппозиционные звуки. При выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значительные трудности. Место звука по отношению к другим звукам определяет не всегда верно. В речи часто использует существительные, глаголы, местоимения, реже –прилагательные, наречия. Имеется несогласование слов во фразе. При ответах пользуется фразой несложной конструкции. Легко заинтересовывается, но быстро охладевает к работе. Нарушение моторики в виде недостаточной координации движений.
Результаты диагностики (на конец обучения)
В результате проведенной работы ребенок научился правильно произносить согласные звуки, овладел элементами звукового анализа и синтеза, овладел навыком употребления в речи слов разной слоговой структуры, умеет называть предметы и их свойства, освоил обобщающие понятия, научился употреблять в речи: прилагательные, глаголы и предлоги. Кроме этого ребенок освоил навыки словообразования и словоизменения, умеет составлять предложения, отвечать на поставленные вопросы и овладел диалогической речью.
Рекомендовано
- Обогащение и расширение пассивного и активного словаря, объяснение значения слов с помощью наглядного материала.
- Постановка, дифференциация и автоматизация гласных и согласных звуков. Пропевание гласных, слогов на разных октавах.
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Формирование навыков моторного и вокального подражания – взять предмет как на картинке. Формирование перцептивного образа объекта – на физической модели, на картинке, на черно-белой картинке.
- Обучение чтению по глобальной технологии – картинка-слово. Привлекать внимание ребенка к картинкам и проговаривать слово
- Использование наглядных и практических методов обучения (новый материал преподносить в игровой форме).
Игры, игровые упражнения, рекомендованная литература:
Игра на установление контакта «Ручки», «Ладушки», «Хоровод», «Птички». Игра «Путешествие язычка». Игры на развитие речевого дыхания «Тучки», «Облака», «Бабочки», «Попугай», «Поезд». Игра «Звучащие коробочки». Игра «Три медведя», «Кошки-мышки» (Развитие высоты, тембра, силы голоса). Игра «Кто чей малыш?». Игра «Бусы». Игра «Догонялки». Игра «Времена года». Игра «Ку-ку». Игра «Волшебный шнурок». Игра «От картинки к слову». Игра «АУ». Игра «Сказочный лабиринт». Игра «Путаница». Игра «Узнай, что это». Игра «Спрячь мышку». Игра «Подбери по форме». Игра «Где моя тень?». Картотека пальчиковых гимнастик. Картотека для автоматизации звуков.
Крупенчук О.И. «Научите меня говорить правильно». – Санкт-Петербург, 2003.
Крупенчук О.И. «Ладушки. Пальчиковые игры для малышей». Санкт-Петербург, 2005.
Нищева Н.В. «Система коррекционной работы». СПб, 2005 г.
Ткаченко Т. А. «Развитие фонематического восприятия». М, 2005 г.
Крупенчук О.И. «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика», Санкт-Петербург, 2005 г.
Гризик Т.И. «Маленький волшебник», Москва- 2005 г.
Батяева С.В. «Альбом по развитию речи» для самых маленьких», Москва «Росмэн», 2011 г.
Гризик Т.И. «В мире слов», Москва-2005г.
Леонова М.А. Альбом упражнений по произнесению отдельных звуков «Первые шаги в страну звуков и букв», М. 2005г
Направления работы:
- развитие активного словаря; 6. связной речи;
- артикуляционного аппарата; 7. грамматического строя речи;
- общей и мелкой моторики; 8. слогового состава речи;
- понимания речи; 9. звукопроизношения.
- фонематического слуха;
Цель: активизировать речь ребёнка
Понимание речи | Формирование первых грамматических категорий. | Артикуляционная гимнастика | Звукопроизношение | Развитие фонематических процессов | Дыхательные упражнения | Развитие мелкой и общей моторики | ||
I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь) | ||||||||
1 | Лексические темы: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», « Лес. Деревья», «Хлеб-всему голова», «Человек», «Водные обитатели», «Домашние животные», «Дикие животные» Знакомство. Формировать умение вслушиваться в речь взрослого. Желание подражать взрослому. Название фруктов и ощущений (холодный, твёрдый, мокрый. Понятия «большой – маленький».Научить соотносить слова с соответствующим размером предметов. Учить понимать вопросы (где? куда? ) Развитие пассивного и активного словаря, состоящего из названий действий. Научить быстро переключаться по словесной просьбе с одного действия на другое (без предмета). Научить быстро переключаться по словесной просьбе с одного действия на другое (без предмета). | Отвечать на вопрос «Кто (что) это?» Отвечать на вопрос «Кто (что) это?» Объединять усвоенные слова в двухсловное предложение: где +сущ. в И.п., вот (там, это, тут) + сущ. в И.п. Где зайка? – вот зайка. Тут кошка. Это мишка. Употребление Глаголов. повелит.накл. Научить отдавать команды: Иди, спи, буди, пей, помоги. Научить объединять обращение + глагол п.н. 2л. ед.ч. Катя, иди. Миша, спи. Упражнять в образовании множественного числа имен существительных. Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением.Учить подбирать существительные к прилагательным, согласовывая их в роде, числе, падеже. Упражнять в согласовании существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои. Образование множ. числа. Род. падежа имен существительных. | Песенки гласных О-о –о –болит, а-а-а –спи кукла,и-и-и – кричит лошадка С разной высотой голоса. Формировать и развивать артикуляционн ый праксис Упр. «Язычок гуляет» «Блинчик» Упр. «Лакаем молочко» Артикуляционн ый праксис звука «И» Улыбнулись губки, Показались зубки. Губы улыбнулись, К ушкам потянулись. Массаж для Язычка. Упр. «Индюк» Упр. «Лиса облизнулась» Упр. «Улыбка» - «Трубочка» Упр. «Улыбка» - «Трубочка» Арт. сказка: «Весёлый язычок» Артикул .упр. | Постановка и автоматизация шипящих звуков и звука ц. Устранять смягчение свистящих звуков. | «Где звенит?» Найди звучащую игрушку. (все и кого назову) «Не ошибись» Движения под разную громкость бубна «Три медведя» Узнай по голосу кто так говорит Угадай что делает Действия с бумагой. Послушай и угадай, что делают с бумагой (мнут, рвут, листают) Как кричит мама и детёныш Кто позвал? | Развитие плавного, длительного выдоха Развитие глубокого вдоха и плавного, длительного выдоха Упр. «узнай фрукт» Развитие глубокого вдоха и плавного, длительного выдоха Упр. «ветерок» Очень жаркий день- денёчек. Дунь - подунь, мойветероче к Ветерочек – ветерок, Дунь - подунь наш ветерок. Развитие плавного длительного выдоха. Подуть на шарик от пинг-понга в тазике с водой, сдувать с ладошки пёрышко. Развитие глубокого вдоха, выдоха. Упр. «Сдувание снежинок со снежной поляны» Развитие плавной, длительной воздушной струи. «Паровоз» Развитие глубокого вдоха и плавного, длительного выдоха | Пальчиковая игра " Осень" Пальчиковая игра " Фрукты" Пальчиковая игра " Осень" Пальчиковая игра " Бурёнушка" Пальчиковая игра " Есть у каждого свой дом" "Кормушка" Снежный ком" (развитие координации и движения) П/И « Мы во двор пошли гулять» | |
II период (декабрь, январь, февраль) | ||||||||
2 | Лексические темы: « Животные жарких стран», «Домашние птицы», «Зимующие птицы», «Признаки зимы», «Новогодний праздник», «Зимние забавы», «Семья», «Мебель», «Посуда», «Продукты питания», «Наша армия», «Профессии» Научить понимать значение слов , выражающих следующие пространственные отношения: вниз (внизу) – вверх (вверху). Научить понимать значение слов , выражающих следующие пространственные отношения Далеко – близко Вперёд – назад Научить узнавать предметы по их назначению. Покажи чем будешь резать хлеб. Научить понимать значение прилагательных, противоположных по значению: большой – маленький; узкий – широкий; длинный- короткий; низкий высокий. | Согласовывать существительные с прилагательными, с глаголами в роде и числе. Образование и употребление приставочных глаголов. Образование притяжательных прилагательных. Согласование количественных числительных с существительными "Посчитай" правильное употребление предлогов (в, из, от, по, к). Подбор глаголов к существительным. Подбор однородных членов предложения. Чайник – горячий, маленький и т.д. Развивать умение согласовывать имена числительные с именами существительными. Упражнять в подборе признаков и действий к предметам. | Массаж для Язычка. Упр. «Индюк» Упр. «Лиса облизнулась» Упр. «Улыбка» - «Трубочка» Упр. «Улыбка» - «Трубочка» Арт. сказка: «Весёлый язычок» Артикул .упр. | Постановка звука к,г и автоматизация шипящих звуков и звука ц . Постановка сонорных звуков | Д/И « Узнай звук» Д/И «Поймай звук» Д/И «Внимательные ушки» Д/И « Хлопни в ладошки» Д/И « Послушай и скажи» Д/И «Посмотри и назови» | Нюхаем цветы «АХ» как пахнет Развитие глубокого вдоха и плавного, длительного выдоха Какие лёгкие пёрышки! Развитие глубокого вдоха и плавного, длительного выдоха Дуем на колобка, поможем убежать Развитие глубокого вдоха и плавного, длительного выдоха Дуем на Муху Дуем на Шарик Развитие глубокого вдоха и плавного, длительного выдоха | Развитие общих речевых навыков "Ёлочка", " На ёлке" Развитие общих речевых навыков "Снежок", " Мы во двор пошли гулять" Пальчиковая игра " Дружная семья" "Много мебели в квартире" - пальчиковая гимнастика Развитие общих речевых навыков " Чайник" Развитие общих речевых навыков "Маляры» | |
III период (март, апрель, май) | ||||||||
3 | Лексические темы: «Ранняя весна», «Город, в котором я живу», «РФ. Москва», «Одежда. Обувь», «Транспорт», «Космос», «Комнатные растения», «Перелётные птицы», «День Победы», «Наскомые», «Правила дорожного движения», «Лето. Цветы» Учимся понимать пространственное отношение двух предметов выраженное предлогом. Научить различать грамматическую форму ед.ч. и мн.ч. сущ. Покажи где… Научить определять по грамматической форме глагола кому принадлежит совершаемое действие – одному или нескольким лицам. | Подбор качественных прилагательных к существительным и их согласование по родам. Формировать умение составлять простое предложение. Образование относительных прилагательных. Согласование существительных и прилагательных в роде, числе. Упражнять в подборе слов, противоположных по значению (антонимов). | Упражнение «Маляр», «Чистим зубки», «Чашечка», Артикуляционная гимнастика с котом Мурзиком | Автоматизация шипящих звуков и звука ц и сонорных звуков. | Д/И « Покажи картинку» Д/И «Шифровка» Д/И «Слово на ладошке» Д/И « Найди пару» Д/И « Колокольчик» Д/И « Цветные тарелочки» Д/И «Воздушные шары» Д/И « Назови братца» | Упр. «Футбол» Развитие глубокого вдоха и плавного, длительного выдоха Сдуй Комарика Развитие глубокого вдоха и плавного, длительного выдоха Сдуй листочки с дорожки. Подуй на птичек. Упражнение «Футбол» | "Веснянка" - подвижная игра "Весна" (пальчиковая игра) "Клён" (координация речи с движением) Пальчиковая игра " Новые кроссовки" "Шофёр" (развитие координации и движения) Развитие общих речевых навыков " мчится поезд", "Самолёт" "Ракета" - подвижная игра Развитие общих речевых навыков "Цветы "Ласточки" - подвижная игра Пальчиковая гимнастика "Пчёлы". |
Составил учитель - логопед __________________________ ______Никулина Н.Н.________
(подпись) (расшифровка подписи)
Дата: ноябрь 2019 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа сопровождения ребенка раннего дошкольного возраста с особыми образовательными возможностями.
Данная примерная индивидуальная программа сопровождения ребенка с ОВЗ, необходима специалисту психологу, дефектологу, логопеду для качественного сопровождения ребенка-дошкольника с трудностями в обуче...
Разработческий семинар "Составление индивидуальных программ сопровождения детей с ОВЗ"
ОбучОбучение педагогов составлению индивидуальных программ сопровождения детей с ОВЗ....
«Разработка индивидуальной программы сопровождения ребенка с ОВЗ»
Тема: «Разработка индивидуальной программы сопровождения ребенка с ОВЗ»Тема моего доклада: «Разработка индивидуальной программы сопровождения ребенка с ОВЗ». (сл. 1)- Базовыми ориентирами для разработ...
Презентация из опыта работы "Разработка индивидуальной программы сопровождения ребенка с ОВЗ" выступление на районном МО круглый стол "Инклюзивное образование в ДОУ"
Алгаритм разработки индивидуальной программы сопровождения ребенка с ОВЗ...
Индивидуальная программа сопровождения ребенка испытывающего затруднения в освоении ООПДО.
Индивидуальная программа сопровождения ребенка испытывающего затруднения в освоении основной образовательной программы дошкольного образования....
Сообщение: «Индивидуальная программа сопровождения как одно из средств инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»
Материал разработан для учителей-логопедов и старших воспитателей ДОУ города Кузнецка с целью оказания помощи в организации ПМП сопровождения дошкольников с ОВЗ и организации в ДОУ города ПМПк....
Индивидуальная программа сопровождения воспитанника в ДОУ.
Пояснительная записка: создание индивидуального маршрута ребенка основано на промежуточных результатах мониторинга и психологической диагностики.По итогам мониторинга у ребенка очень слабо развиты все...