«Разработка индивидуальной программы сопровождения ребенка с ОВЗ»
презентация по теме

Жилина Татьяна Леонидовна

Тема: «Разработка индивидуальной программы сопровождения ребенка с ОВЗ»

Тема моего доклада: «Разработка индивидуальной программы сопровождения ребенка с ОВЗ». (сл. 1)

- Базовыми ориентирами для разработки программы является: (сл. 2)

1.Социальное развитие:

- направлено на совершенствование самостоятельности в быту;

- формирование умений работать по показу, подражанию, образцу и речевой инструкции;

- формирование положительного взаимодействия и средств общения со сверстниками.
2. Физическое развитие:

- укрепление физического здоровья;

- активация тактильно – двигательной чувствительности, стимуляция двигательной активности и др.
3. Познавательное развитие.

- Рассмотрим алгоритм разработки программы. (сл. 3).

На 1-м шаге мы выявляем «актуальный уровень развития», т. е. то, что уже созрело и завершило свой цикл.

На 2-м шаге мы выявляем «Зону ближайшего развития» (созревающие функции).

На 3 –м шаге определяем конкретные задачи обучения в социальном, познавательном и физическом развитии.

И на последнем 4- м шаге мы подбираем предметно-дидактическую среду для воспитания и обучения ребенка. После чего определяем способы обучения.

- Давайте рассмотрим составление программы на конкретном примере. (сл. 4)

При наблюдении за ребенком мы увидели:

В физическом развитии:

-  глаза открыты;

- тело выгибается в одном направлении;

- редко вскидывает ручки;

- усиление движений.

В социальном развитии:

- кормится через зонд;

- из бесед с мамой выяснили: нарушен режим кормления, режим сна.

В познавательном развитии:

- Голосовые реакции (кряхтение).

Таким образом мы можем сделать вывод, что актуальный уровень развития ребенка ограничен общей двигательной активностью в виде беспорядочных движений и голосовых реакций.

- Следующим шагом выявляем «зону ближайшего развития» (то, что ребенок может делать с помощью взрослого). (сл. 5)

В физическом развитии: его тело с трудом поддается движениям взрослого, при этом он активно реагирует на тактильно – двигательные стимулы увеличением движений, они становятся интенсивными, все более беспорядочными.

В познавательном развитии:

 усиление голосовой реакции с переходом в кряхтение в ответ на тактильные и сенсорные воздействия, в виде приближения игрушки и лица взрослого, усилений или ослаблений голоса взрослого.

В социальном развитии:

доступны опосредованные взрослым движения телом, некоторые совместные движения рук, ребенок положительно реагирует на эмоциональную ситуацию общения.

Таким образом делаем вывод, что зона ближайшего развития – опосредованные и совместные движения и действия со взрослым в

эмоционально – личностной форме общения.

- Следующим шагом перейдём к основной части программы-содержанию, т. е. конкретным задачам. (сл. 6)

Физическое развитие:

- укрепление физического здоровья (курсы массажа и ЛФК терапии);

- закаливание организма ребенка;

- обучение удержанию головы в вертикальном положении;

- обучение поворотам и переворотам;

- активация тактильно-двигательной чувствительности;

- стимуляция двигательной активности в разных положениях тела.

Познавательное развитие:

- формировать ориентировочные реакции, а затем действия, направленные на игрушку;

-  учить фиксировать игрушку взглядом и прослеживать за её перемещением;

-  вызывать интерес к манипулятивным действиям с игрушкой;

- учить слушать голос взрослого и двигательно реагировать на обращение по имени;

- учить удерживать игрушку в руке.

Социальное развитие:

- учить отзываться эмоционально и двигательно (поворотом головы) на свое имя; фиксировать взгляд на взрослом и его действиях;

- учить средствам общения;

- учить самостоятельно пить из чашки и проситься на горшок.

Теперь необходимо подобрать предметно-дидактическую среду для обучения и воспитания ребенка в зависимости от возрастных и физических особенностей ребенка. (сл. 7)

В нашем случае мы вбираем различные погремушки, небольшие пластмассовые машинки, мячики разного размера и имеющие различную поверхность.

После определения предметно-дидактической среды мы переходим к определению методов и приемов обучения. В нашем случае это опосредование руками взрослого движений и действий ребенка, совершение совместных движений и действий.

ИТАК: (сл. 8)

I ШАГ – определение «актуального уровня развития», т. е. то, что уже «созрело и завершило свой цикл».

 II ШАГ – определение «зоны ближайшего развития» (созревающие функции).

 III ШАГ – содержание программы – конкретные задачи обучения: в социальном, познавательном и физическом развитии.
IV ШАГ – определение предметно-дидактической среды для воспитания и обучения ребенка, а также способов его обучения (т. е. методы и приемы).

 

Эффективными приемами коррекционного обучения являются: (сл. 9)
- Одновременное начало обучения детей невербальным и вербальным средствам социальной связи – жестам и речи.
- Использование совместных действий со словесным обозначением.
- Демонстрация образца действия (движения), его словесного обозначения и совместного воспроизведения.
- Использование лаконичной инструкции взрослого.
- Частая смена видов деятельности.
- Удержание интереса ребенка к игрушкам и действиям с ними.
- Использование любимой игрушки ребенка.
- Добавление в знакомое упражнение нового действия.
- Усложнение способа действия со знакомым предметом или игрушкой, прием «новой» игрушки.
- Перенос полученных знаний на другой предмет или ситуацию.
- Создание для ребенка ситуации успеха.

    Вся программа занимает примерно 1,5 -2 листа. Программа составляется на 2 – 3 месяца, поэтому в программе указываются только кратковременные цели (т.е. это и есть зона ближайшего развития).

     Программу составляют все специалисты, работающие с ребенком (психологи, логопеды, социальные педагоги, дефектологи, инструктора по физической культуре, музыкальные работники, педагоги дополнительного образования и т.д.) и все специалисты работают по одной программе. Через 2- 3 месяца все специалисты собираются и обсуждают дальнейшую программу сопровождения ребенка.

    Для определения «зоны актуального развития» и «зоны ближайшего развития» помимо наблюдений используется и диагностика. В своей работе я использую диагностику Елены Анатольевны Стребелевой по 10 критериям.

- Спасибо за внимание!Тема: «Разработка индивидуальной программы сопровождения ребенка с ОВЗ»

Тема моего доклада: «Разработка индивидуальной программы сопровождения ребенка с ОВЗ». (сл. 1)

- Базовыми ориентирами для разработки программы является: (сл. 2)

1.Социальное развитие:

- направлено на совершенствование самостоятельности в быту;

- формирование умений работать по показу, подражанию, образцу и речевой инструкции;

- формирование положительного взаимодействия и средств общения со сверстниками.
2. Физическое развитие:

- укрепление физического здоровья;

- активация тактильно – двигательной чувствительности, стимуляция двигательной активности и др.
3. Познавательное развитие.

- Рассмотрим алгоритм разработки программы. (сл. 3).

На 1-м шаге мы выявляем «актуальный уровень развития», т. е. то, что уже созрело и завершило свой цикл.

На 2-м шаге мы выявляем «Зону ближайшего развития» (созревающие функции).

На 3 –м шаге определяем конкретные задачи обучения в социальном, познавательном и физическом развитии.

И на последнем 4- м шаге мы подбираем предметно-дидактическую среду для воспитания и обучения ребенка. После чего определяем способы обучения.

- Давайте рассмотрим составление программы на конкретном примере. (сл. 4)

При наблюдении за ребенком мы увидели:

В физическом развитии:

-  глаза открыты;

- тело выгибается в одном направлении;

- редко вскидывает ручки;

- усиление движений.

В социальном развитии:

- кормится через зонд;

- из бесед с мамой выяснили: нарушен режим кормления, режим сна.

В познавательном развитии:

- Голосовые реакции (кряхтение).

Таким образом мы можем сделать вывод, что актуальный уровень развития ребенка ограничен общей двигательной активностью в виде беспорядочных движений и голосовых реакций.

- Следующим шагом выявляем «зону ближайшего развития» (то, что ребенок может делать с помощью взрослого). (сл. 5)

В физическом развитии: его тело с трудом поддается движениям взрослого, при этом он активно реагирует на тактильно – двигательные стимулы увеличением движений, они становятся интенсивными, все более беспорядочными.

В познавательном развитии:

 усиление голосовой реакции с переходом в кряхтение в ответ на тактильные и сенсорные воздействия, в виде приближения игрушки и лица взрослого, усилений или ослаблений голоса взрослого.

В социальном развитии:

доступны опосредованные взрослым движения телом, некоторые совместные движения рук, ребенок положительно реагирует на эмоциональную ситуацию общения.

Таким образом делаем вывод, что зона ближайшего развития – опосредованные и совместные движения и действия со взрослым в

эмоционально – личностной форме общения.

- Следующим шагом перейдём к основной части программы-содержанию, т. е. конкретным задачам. (сл. 6)

Физическое развитие:

- укрепление физического здоровья (курсы массажа и ЛФК терапии);

- закаливание организма ребенка;

- обучение удержанию головы в вертикальном положении;

- обучение поворотам и переворотам;

- активация тактильно-двигательной чувствительности;

- стимуляция двигательной активности в разных положениях тела.

Познавательное развитие:

- формировать ориентировочные реакции, а затем действия, направленные на игрушку;

-  учить фиксировать игрушку взглядом и прослеживать за её перемещением;

-  вызывать интерес к манипулятивным действиям с игрушкой;

- учить слушать голос взрослого и двигательно реагировать на обращение по имени;

- учить удерживать игрушку в руке.

Социальное развитие:

- учить отзываться эмоционально и двигательно (поворотом головы) на свое имя; фиксировать взгляд на взрослом и его действиях;

- учить средствам общения;

- учить самостоятельно пить из чашки и проситься на горшок.

Теперь необходимо подобрать предметно-дидактическую среду для обучения и воспитания ребенка в зависимости от возрастных и физических особенностей ребенка. (сл. 7)

В нашем случае мы вбираем различные погремушки, небольшие пластмассовые машинки, мячики разного размера и имеющие различную поверхность.

После определения предметно-дидактической среды мы переходим к определению методов и приемов обучения. В нашем случае это опосредование руками взрослого движений и действий ребенка, совершение совместных движений и действий.

ИТАК: (сл. 8)

I ШАГ – определение «актуального уровня развития», т. е. то, что уже «созрело и завершило свой цикл».

 II ШАГ – определение «зоны ближайшего развития» (созревающие функции).

 III ШАГ – содержание программы – конкретные задачи обучения: в социальном, познавательном и физическом развитии.
IV ШАГ – определение предметно-дидактической среды для воспитания и обучения ребенка, а также способов его обучения (т. е. методы и приемы).

 

Эффективными приемами коррекционного обучения являются: (сл. 9)
- Одновременное начало обучения детей невербальным и вербальным средствам социальной связи – жестам и речи.
- Использование совместных действий со словесным обозначением.
- Демонстрация образца действия (движения), его словесного обозначения и совместного воспроизведения.
- Использование лаконичной инструкции взрослого.
- Частая смена видов деятельности.
- Удержание интереса ребенка к игрушкам и действиям с ними.
- Использование любимой игрушки ребенка.
- Добавление в знакомое упражнение нового действия.
- Усложнение способа действия со знакомым предметом или игрушкой, прием «новой» игрушки.
- Перенос полученных знаний на другой предмет или ситуацию.
- Создание для ребенка ситуации успеха.

    Вся программа занимает примерно 1,5 -2 листа. Программа составляется на 2 – 3 месяца, поэтому в программе указываются только кратковременные цели (т.е. это и есть зона ближайшего развития).

     Программу составляют все специалисты, работающие с ребенком (психологи, логопеды, социальные педагоги, дефектологи, инструктора по физической культуре, музыкальные работники, педагоги дополнительного образования и т.д.) и все специалисты работают по одной программе. Через 2- 3 месяца все специалисты собираются и обсуждают дальнейшую программу сопровождения ребенка.

    Для определения «зоны актуального развития» и «зоны ближайшего развития» помимо наблюдений используется и диагностика. В своей работе я использую диагностику Елены Анатольевны Стребелевой по 10 критериям.

- Спасибо за внимание!Тема: «Разработка индивидуальной программы сопровождения ребенка с ОВЗ»

Тема моего доклада: «Разработка индивидуальной программы сопровождения ребенка с ОВЗ». (сл. 1)

- Базовыми ориентирами для разработки программы является: (сл. 2)

1.Социальное развитие:

- направлено на совершенствование самостоятельности в быту;

- формирование умений работать по показу, подражанию, образцу и речевой инструкции;

- формирование положительного взаимодействия и средств общения со сверстниками.
2. Физическое развитие:

- укрепление физического здоровья;

- активация тактильно – двигательной чувствительности, стимуляция двигательной активности и др.
3. Познавательное развитие.

- Рассмотрим алгоритм разработки программы. (сл. 3).

На 1-м шаге мы выявляем «актуальный уровень развития», т. е. то, что уже созрело и завершило свой цикл.

На 2-м шаге мы выявляем «Зону ближайшего развития» (созревающие функции).

На 3 –м шаге определяем конкретные задачи обучения в социальном, познавательном и физическом развитии.

И на последнем 4- м шаге мы подбираем предметно-дидактическую среду для воспитания и обучения ребенка. После чего определяем способы обучения.

- Давайте рассмотрим составление программы на конкретном примере. (сл. 4)

При наблюдении за ребенком мы увидели:

В физическом развитии:

-  глаза открыты;

- тело выгибается в одном направлении;

- редко вскидывает ручки;

- усиление движений.

В социальном развитии:

- кормится через зонд;

- из бесед с мамой выяснили: нарушен режим кормления, режим сна.

В познавательном развитии:

- Голосовые реакции (кряхтение).

Таким образом мы можем сделать вывод, что актуальный уровень развития ребенка ограничен общей двигательной активностью в виде беспорядочных движений и голосовых реакций.

- Следующим шагом выявляем «зону ближайшего развития» (то, что ребенок может делать с помощью взрослого). (сл. 5)

В физическом развитии: его тело с трудом поддается движениям взрослого, при этом он активно реагирует на тактильно – двигательные стимулы увеличением движений, они становятся интенсивными, все более беспорядочными.

В познавательном развитии:

 усиление голосовой реакции с переходом в кряхтение в ответ на тактильные и сенсорные воздействия, в виде приближения игрушки и лица взрослого, усилений или ослаблений голоса взрослого.

В социальном развитии:

доступны опосредованные взрослым движения телом, некоторые совместные движения рук, ребенок положительно реагирует на эмоциональную ситуацию общения.

Таким образом делаем вывод, что зона ближайшего развития – опосредованные и совместные движения и действия со взрослым в

эмоционально – личностной форме общения.

- Следующим шагом перейдём к основной части программы-содержанию, т. е. конкретным задачам. (сл. 6)

Физическое развитие:

- укрепление физического здоровья (курсы массажа и ЛФК терапии);

- закаливание организма ребенка;

- обучение удержанию головы в вертикальном положении;

- обучение поворотам и переворотам;

- активация тактильно-двигательной чувствительности;

- стимуляция двигательной активности в разных положениях тела.

Познавательное развитие:

- формировать ориентировочные реакции, а затем действия, направленные на игрушку;

-  учить фиксировать игрушку взглядом и прослеживать за её перемещением;

-  вызывать интерес к манипулятивным действиям с игрушкой;

- учить слушать голос взрослого и двигательно реагировать на обращение по имени;

- учить удерживать игрушку в руке.

Социальное развитие:

- учить отзываться эмоционально и двигательно (поворотом головы) на свое имя; фиксировать взгляд на взрослом и его действиях;

- учить средствам общения;

- учить самостоятельно пить из чашки и проситься на горшок.

Теперь необходимо подобрать предметно-дидактическую среду для обучения и воспитания ребенка в зависимости от возрастных и физических особенностей ребенка. (сл. 7)

В нашем случае мы вбираем различные погремушки, небольшие пластмассовые машинки, мячики разного размера и имеющие различную поверхность.

После определения предметно-дидактической среды мы переходим к определению методов и приемов обучения. В нашем случае это опосредование руками взрослого движений и действий ребенка, совершение совместных движений и действий.

ИТАК: (сл. 8)

I ШАГ – определение «актуального уровня развития», т. е. то, что уже «созрело и завершило свой цикл».

 II ШАГ – определение «зоны ближайшего развития» (созревающие функции).

 III ШАГ – содержание программы – конкретные задачи обучения: в социальном, познавательном и физическом развитии.
IV ШАГ – определение предметно-дидактической среды для воспитания и обучения ребенка, а также способов его обучения (т. е. методы и приемы).

 

Эффективными приемами коррекционного обучения являются: (сл. 9)
- Одновременное начало обучения детей невербальным и вербальным средствам социальной связи – жестам и речи.
- Использование совместных действий со словесным обозначением.
- Демонстрация образца действия (движения), его словесного обозначения и совместного воспроизведения.
- Использование лаконичной инструкции взрослого.
- Частая смена видов деятельности.
- Удержание интереса ребенка к игрушкам и действиям с ними.
- Использование любимой игрушки ребенка.
- Добавление в знакомое упражнение нового действия.
- Усложнение способа действия со знакомым предметом или игрушкой, прием «новой» игрушки.
- Перенос полученных знаний на другой предмет или ситуацию.
- Создание для ребенка ситуации успеха.

    Вся программа занимает примерно 1,5 -2 листа. Программа составляется на 2 – 3 месяца, поэтому в программе указываются только кратковременные цели (т.е. это и есть зона ближайшего развития).

     Программу составляют все специалисты, работающие с ребенком (психологи, логопеды, социальные педагоги, дефектологи, инструктора по физической культуре, музыкальные работники, педагоги дополнительного образования и т.д.) и все специалисты работают по одной программе. Через 2- 3 месяца все специалисты собираются и обсуждают дальнейшую программу сопровождения ребенка.

    Для определения «зоны актуального развития» и «зоны ближайшего развития» помимо наблюдений используется и диагностика. В своей работе я использую диагностику Елены Анатольевны Стребелевой по 10 критериям.

- Спасибо за внимание!Тема: «Разработка индивидуальной программы сопровождения ребенка с ОВЗ»

Тема моего доклада: «Разработка индивидуальной программы сопровождения ребенка с ОВЗ». (сл. 1)

- Базовыми ориентирами для разработки программы является: (сл. 2)

1.Социальное развитие:

- направлено на совершенствование самостоятельности в быту;

- формирование умений работать по показу, подражанию, образцу и речевой инструкции;

- формирование положительного взаимодействия и средств общения со сверстниками.
2. Физическое развитие:

- укрепление физического здоровья;

- активация тактильно – двигательной чувствительности, стимуляция двигательной активности и др.
3. Познавательное развитие.

- Рассмотрим алгоритм разработки программы. (сл. 3).

На 1-м шаге мы выявляем «актуальный уровень развития», т. е. то, что уже созрело и завершило свой цикл.

На 2-м шаге мы выявляем «Зону ближайшего развития» (созревающие функции).

На 3 –м шаге определяем конкретные задачи обучения в социальном, познавательном и физическом развитии.

И на последнем 4- м шаге мы подбираем предметно-дидактическую среду для воспитания и обучения ребенка. После чего определяем способы обучения.

- Давайте рассмотрим составление программы на конкретном примере. (сл. 4)

При наблюдении за ребенком мы увидели:

В физическом развитии:

-  глаза открыты;

- тело выгибается в одном направлении;

- редко вскидывает ручки;

- усиление движений.

В социальном развитии:

- кормится через зонд;

- из бесед с мамой выяснили: нарушен режим кормления, режим сна.

В познавательном развитии:

- Голосовые реакции (кряхтение).

Таким образом мы можем сделать вывод, что актуальный уровень развития ребенка ограничен общей двигательной активностью в виде беспорядочных движений и голосовых реакций.

- Следующим шагом выявляем «зону ближайшего развития» (то, что ребенок может делать с помощью взрослого). (сл. 5)

В физическом развитии: его тело с трудом поддается движениям взрослого, при этом он активно реагирует на тактильно – двигательные стимулы увеличением движений, они становятся интенсивными, все более беспорядочными.

В познавательном развитии:

 усиление голосовой реакции с переходом в кряхтение в ответ на тактильные и сенсорные воздействия, в виде приближения игрушки и лица взрослого, усилений или ослаблений голоса взрослого.

В социальном развитии:

доступны опосредованные взрослым движения телом, некоторые совместные движения рук, ребенок положительно реагирует на эмоциональную ситуацию общения.

Таким образом делаем вывод, что зона ближайшего развития – опосредованные и совместные движения и действия со взрослым в

эмоционально – личностной форме общения.

- Следующим шагом перейдём к основной части программы-содержанию, т. е. конкретным задачам. (сл. 6)

Физическое развитие:

- укрепление физического здоровья (курсы массажа и ЛФК терапии);

- закаливание организма ребенка;

- обучение удержанию головы в вертикальном положении;

- обучение поворотам и переворотам;

- активация тактильно-двигательной чувствительности;

- стимуляция двигательной активности в разных положениях тела.

Познавательное развитие:

- формировать ориентировочные реакции, а затем действия, направленные на игрушку;

-  учить фиксировать игрушку взглядом и прослеживать за её перемещением;

-  вызывать интерес к манипулятивным действиям с игрушкой;

- учить слушать голос взрослого и двигательно реагировать на обращение по имени;

- учить удерживать игрушку в руке.

Социальное развитие:

- учить отзываться эмоционально и двигательно (поворотом головы) на свое имя; фиксировать взгляд на взрослом и его действиях;

- учить средствам общения;

- учить самостоятельно пить из чашки и проситься на горшок.

Теперь необходимо подобрать предметно-дидактическую среду для обучения и воспитания ребенка в зависимости от возрастных и физических особенностей ребенка. (сл. 7)

В нашем случае мы вбираем различные погремушки, небольшие пластмассовые машинки, мячики разного размера и имеющие различную поверхность.

После определения предметно-дидактической среды мы переходим к определению методов и приемов обучения. В нашем случае это опосредование руками взрослого движений и действий ребенка, совершение совместных движений и действий.

ИТАК: (сл. 8)

I ШАГ – определение «актуального уровня развития», т. е. то, что уже «созрело и завершило свой цикл».

 II ШАГ – определение «зоны ближайшего развития» (созревающие функции).

 III ШАГ – содержание программы – конкретные задачи обучения: в социальном, познавательном и физическом развитии.
IV ШАГ – определение предметно-дидактической среды для воспитания и обучения ребенка, а также способов его обучения (т. е. методы и приемы).

 

Эффективными приемами коррекционного обучения являются: (сл. 9)
- Одновременное начало обучения детей невербальным и вербальным средствам социальной связи – жестам и речи.
- Использование совместных действий со словесным обозначением.
- Демонстрация образца действия (движения), его словесного обозначения и совместного воспроизведения.
- Использование лаконичной инструкции взрослого.
- Частая смена видов деятельности.
- Удержание интереса ребенка к игрушкам и действиям с ними.
- Использование любимой игрушки ребенка.
- Добавление в знакомое упражнение нового действия.
- Усложнение способа действия со знакомым предметом или игрушкой, прием «новой» игрушки.
- Перенос полученных знаний на другой предмет или ситуацию.
- Создание для ребенка ситуации успеха.

    Вся программа занимает примерно 1,5 -2 листа. Программа составляется на 2 – 3 месяца, поэтому в программе указываются только кратковременные цели (т.е. это и есть зона ближайшего развития).

     Программу составляют все специалисты, работающие с ребенком (психологи, логопеды, социальные педагоги, дефектологи, инструктора по физической культуре, музыкальные работники, педагоги дополнительного образования и т.д.) и все специалисты работают по одной программе. Через 2- 3 месяца все специалисты собираются и обсуждают дальнейшую программу сопровождения ребенка.

    Для определения «зоны актуального развития» и «зоны ближайшего развития» помимо наблюдений используется и диагностика. В своей работе я использую диагностику Елены Анатольевны Стребелевой по 10 критериям.

- Спасибо за внимание!

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon razrabotka_programmy.ppt411 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Разработка индивидуальной программы сопровождения ребенка с ОВЗ» Жилина Татьяна Леонидовна педагог - психолог МКДОУ детский сад № 12 г. Россошь

Слайд 2

Базовые ориентиры для разработки индивидуальной программы: 1. Социальное развитие: - направлено на совершенствование самостоятельности в быту; - формирование умений работать по показу, подражанию, образцу и речевой инструкции; - формирование положительного взаимодействия и средств общения со сверстниками. 2. Физическое развитие: - укрепление физического здоровья; - активация тактильно – двигательной чувствительности, стимуляция двигательной активности и др. 3. Познавательное развитие.

Слайд 3

Алгоритм разработки программы II ШАГ ВЫЯВЛЯЕМ «Зону ближайшего развития» (созревающие функции) III ШАГ ОПРЕДЕЛЯЕМ конкретные задачи обучения в социальном, познавательном и физическом развитии. IV ШАГ ПОДБИРАЕМ предметно-дидактическую среду для воспитания и обучения ребенка. ОПРЕДЕЛЯЕМ способы обучения

Слайд 4

I ШАГ Что наблюдаем? В физическом развитии: - глаза открыты; тело выгибается в одном направлении; редко вскидывает ручки; усиление движений. В социальном развитии: - кормится через зонд; из бесед с мамой выяснили: нарушен режим кормления, режим сна. В познавательном развитии: - Голосовые реакции (кряхтение) ВЫВОД: актуальный уровень развития ребенка ограничен общей двигательной активностью в виде беспорядочных движений и голосовых реакций.

Слайд 5

II ШАГ Выявляем «зону ближайшего развития» (то, что ребенок может делать с помощью взрослого) В физическом развитии : его тело с трудом поддается движениям взрослого, при этом он активно реагирует на тактильно – двигательные стимулы увеличением движений, они становятся интенсивными, все более беспорядочными. В познавательном развитии: усиление голосовой реакции с переходом в кряхтение в ответ на тактильные и сенсорные воздействия, в виде приближения игрушки и лица взрослого, усилений или ослаблений голоса взрослого. В социальном развитии: доступны опосредованные взрослым движения телом, некоторые совместные движения рук, ребенок положительно реагирует на эмоциональную ситуацию общения. ВЫВОД : зона ближайшего развития – опосредованные и совместные движения и действия со взрослым в эмоционально – личностной форме общения.

Слайд 6

III ШАГ СОДЕРЖАНИЕ Физическое развитие: укрепление физического здоровья (курсы массажа и ЛФК терапии); закаливание организма ребенка; обучение удержанию головы в вертикальном положении; обучение поворотам и переворотам; активация тактильно-двигательной чувствительности; стимуляция двигательной активности в разных положениях тела. Познавательное развитие: формировать ориентировочные реакции, а затем действия, направленные на игрушку; - учить фиксировать игрушку взглядом и прослеживать за её перемещением; - вызывать интерес к манипулятивным действиям с игрушкой; - учить слушать голос взрослого и двигательно реагировать на обращение по имени; - учить удерживать игрушку в руке. Социальное развитие: - учить отзываться эмоционально и двигательно (поворотом головы) на свое имя; фиксировать взгляд на взрослом и его действиях; - учить средствам общения; - учить самостоятельно пить из чашки и проситься на горшок.

Слайд 7

IV ШАГ ПОДБОР ПРЕДМЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ: опосредование руками взрослого движений и действий ребенка, совершение совместных движений и действий.

Слайд 8

ИТАК: I ШАГ – определение «актуального уровня развития», т. е. то, что уже «созрело и завершило свой цикл». II ШАГ – определение «зоны ближайшего развития» (созревающие функции). III ШАГ – содержание программы – конкретные задачи обучения: в социальном, познавательном и физическом развитии. IV ШАГ – определение предметно-дидактической среды для воспитания и обучения ребенка, а также способов его обучения (т. е. методы и приемы).

Слайд 9

- Эффективные приемы коррекционного обучения: - Одновременное начало обучения детей невербальным и вербальным средствам социальной связи – жестам и речи. - Использование совместных действий со словесным обозначением. - Демонстрация образца действия (движения), его словесного обозначения и совместного воспроизведения. - Использование лаконичной инструкции взрослого. - Частая смена видов деятельности. - Удержание интереса ребенка к игрушкам и действиям с ними. - Использование любимой игрушки ребенка. - Добавление в знакомое упражнение нового действия. - Усложнение способа действия со знакомым предметом или игрушкой, прием «новой» игрушки. - Перенос полученных знаний на другой предмет или ситуацию. - Создание для ребенка ситуации успеха.

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа сопровождения ребенка раннего дошкольного возраста с особыми образовательными возможностями.

Данная примерная индивидуальная программа сопровождения ребенка с ОВЗ, необходима специалисту психологу, дефектологу, логопеду для качественного сопровождения ребенка-дошкольника с трудностями в обуче...

Индивидуальная программа сопровождения ребенка испытывающего затруднения в освоении ООПДО.

Индивидуальная программа сопровождения ребенка испытывающего затруднения в освоении основной образовательной  программы дошкольного образования....

«Комплексный подход к разработке индивидуальных программ сопровождение детей с ОВЗ на различных этапах инклюзивного образования», (очная)

Повышение квалификации за межаттестационный период «Комплексный подход к разработке индивидуальных программ сопровождение детей с ОВЗ на различных этапах инклюзивного образования», (о...

Индивидуальная программа сопровождения ребенка с нарушением зрения

Программа разработана на основе адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ с учетом диагноза воспитанника по результатам медицинского заключения и заключения тПМПК. В разработке ИОП уч...

Индивидуальная программа сопровождения ребенка с УО

Программа разработана на основе адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ с учетом диагноза воспитанника по результатам медицинского заключения и заключения тПМПК. В разработке ИОП уч...

Индивидуальная программа сопровождения ребенка с ОВЗ

Программа сопровождения ребенка с ЗПР по всем образовательным областям...