Сообщение: «Индивидуальная программа сопровождения как одно из средств инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»
консультация по коррекционной педагогике по теме
Материал разработан для учителей-логопедов и старших воспитателей ДОУ города Кузнецка с целью оказания помощи в организации ПМП сопровождения дошкольников с ОВЗ и организации в ДОУ города ПМПк.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.32 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ ДС №24 г.Кузнецка
Сообщение:
«Индивидуальная программа сопровождения как одно из средств инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»
Подготовила учитель-логопед МБДОУ ДС №24 Денисова Т.Ю.
г.Кузнецк 2017 год
С каждым годом увеличивается число дошкольников, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Родителям (законным представителям) предоставлено право, после консультирования специалистами городской психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), принять решение о выборе ОУ и формы интеграции от полной и постоянной до минимальной и эпизодической.
Инклюзия , как включение ребенка с ОВЗ в образовательную среду, дает право получения дошкольного образования в соответствии с его образовательными потребностями и возможностями.
При этом все воспитанники должны быть обеспечены поддержкой, позволяющей им добиваться успехов, ощущать ценность совместного пребывания в коллективе
Подлинная инклюзия предполагает организацию в ОУ оптимальных условий для каждого ребенка с особыми потребностями;
Что нужно сделать?
1.Обеспечить правовое поле для обучения детей с ОВЗ,детей- инвалидов
2. Решить вопросы кадрового обеспечения (переподготовка и подготовка учителей-дефектологов различного профиля, специальных психологов, учителей-логопедов, воспитателей, тьюторов)
3.Создание необходимые условия для пребывания ребенка с ОВЗ в ОУ:
- выявить особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
- Создать ПМПк и разработать и реализовать индивидуальные программы сопровождения ребенка с ОВЗ ;
-Т.о. мы осуществим индивидуально- ориентированную психолого-медико-педагогической помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями городской ПМПК);
-Сделаем возможным освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы и их интеграции в образовательном учреждении.
Сопровождение – это не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребенка с ОВЗ, в его основе лежит четкая организация работы.
Вся работа направлена на выбор варианта решения его актуальных проблем.
Это система, взаимосвязанных по целям, време-ни, задачам согласованных действий всех специалистов ОУ, направленных на оказание всесторонней помощи ребенку с ОВЗ, родителям, педагогам в выявлении проблем в его развитии, поиске их эффективного решения
Для этой цели создается и работает ПМПк,который работает по определенному регламенту.
Цель консилиума выстроить индивидуальную программу сопровождения - определить содержание коррекционной работы Содержательный компонент ИПС в нашем учреждении индивидуален и зависит от выраженности проблем в развитии ребенка, потенциальных возможностей, необходимых форм и участников сопровождения, выбора соответствующих коррекционных программ, методик и технологий.- это своеобразный индивидуальный путеводитель для ребенка с ОВЗ, т. к он может:
- иметь значительные трудности в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
- кратковременно посещать группу;
- находиться в условиях индивидуального обучения.
Особые образовательные потребности дошкольников с нарушениями интеллекта включают
− обеспечение коррекционно-развивающей направленности обучения в рамках основных образовательных областей;
- организации процесса обучения с учетом специфики освоения ИПС и ООП («пошаговое» предъявление материала, дозированная помощь взрослого, использование специальных методов, приемов и средств,
-проведение непрерывного мониторинга за становлением и развитием познавательной деятельности ребенка, продолжающегося до достижения минимально достаточного уровня, позволяющего самостоятельно справляться с заданиями;
- создание особой образовательной среды с учетом функционального состояния ЦНС ребенка; установление взаимодействия семьи и ОУ, активизации ресурсов семьи;
Этапы разработки и реализации индивидуальной программы сопровождения:
I этап: Аналитический (сбор анамнестических данных, анализ документов ПМПК, заключений врача, обсуждение с родителями и педагогами проблем ребенка).
II этап: Диагностический (комплексное обследование ребенка с учетом основных линий его развития (физическое, социальное, познавательное, речевое развитие, состояние игровой и продуктивных видов деятельности), анализ его результатов всеми специалистами, составление психолого-педагогической характеристики и заключений специалистов).
III этап: Подготовительный (определение задач, условий, УМК, отбор содержания форм и методов, коррекционно-развивающей работы каждым специалистом на определенный период, коллегиальное оформление и обсуждение ИПС с участием родителей). На этом этапе широко привлекаются к сотрудничеству родители (обязательна консультативно-практическая помощь родителям в доступной форме).
IV этап: Основной (реализация ИПС, внесение изменений по мере необходимости, обсуждение с родителями хода выполнения программы, обучение специалистами родителей и педагогов группы практическим приемам, методам и технологиям работы с ребенком).
V этап: Аналитико-прогностический (анализ эффективности освоения ИПС, выявление «западающих» сторон развития, реальных трудностей в реализации задач, анализ причин и путей решения проблем). На основе этих данных разрабатывается ИПС на следующий период обучения. Осуществляется модификация задач с учетом конкретных темпов освоения ребенком программного материала, уровня психофизического развития, личностных особенностей ребенка, внешних факторов (посещаемости, лечения и др.)
Таким образом, ИПС – является эффективной технологией инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Индивидуальная программа сопровождения позволяет:
- предоставить ребенку с ОВЗ образование в соответствии с его возможностями и потребностями;
- обеспечить ребенку с ОВЗ возможность успешно интегрироваться в среду нормально развивающихся сверстников;
- предоставить родителям возможность получать необходимую консультативную помощь и вместе с ребенком и педагогами осваивать ООП;
- обеспечить педагогам постоянную и квалифицированную методическую помощь-поддержку;
- постоянно отслеживать, своевременно корректировать и отбирать адекватные формы образования с учетом уровня развития и потенциальных возможностей дошкольника с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/16/picture-848183-1479266554.jpg)
Программа по инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья «Первые шаги в детство»
Получение дошкольного образования детьми - инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноце...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/12/picture-885449-1486902027.jpg)
Консультация для воспитателей ДОУ инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья
Инклюзивное образование...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842766-1478188220.jpg)
Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья
Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/24/picture-437516-1521892600.jpg)
Положение организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Положение организации инклюзивного образования....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/22/picture-1191536-1574433184.jpg)
Организация работы психолого-медико-педагогического консилиума в условиях инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ комбинированного вида
В статье раскрывается:понятие психилого-медико-педагогического консилиума;нормативно-правова база;цели;задачи;основные направления деятельности;этапы;документация;виды....
Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ "СОШ№3", реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образования
Положение об организации инклюзивного образования...
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/15/picture-1439354-1684123620.jpg)
Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на дошкольном уровне общего образования.
Инклюзия - это процесс реального включения людей с ограниченными возможностями вактивную общественную жизнь, который одинаково необходим для всех членов общества....