Индивидуальная программа 2
рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Индивидуальная адаптированная образовательной программа (далее ИАОП) для воспитанника группы №7 Лукашов Лева с ограниченными возможностями здоровья (расстройством аутистического спектра (РАС) по заключению МППК сформирована на основе адаптированной общеобразовательной программы Дома ребенка на 2021-2022 уч. г., с учетом ФГОС ДО.
Все виды психической деятельности формируются в период интенсивного развития ребенка дошкольного возраста. Оказание своевременной медико-психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями (на всех возрастных этапах их индивидуального развития) является наиболее важным направлением современной специальной психологии и коррекционной педагогики.
Среди детей, нуждающихся в ранней коррекционной помощи, особое место занимают дети с расстройствами аутистического спектра (РАС), которые еще сравнительно недавно не включались в специально организованную образовательно-развивающую среду.
Сейчас равноправное и полноценное дошкольное образование имеют возможность получать все дошкольники, вне зависимости от состояния их здоровья (ОВЗ и инвалидность) в условиях введения и реализации ФГОС ДО.
Образовательная программа, адаптированная специально для Лукашова Левы, с учётом его психофизического развития, индивидуальных возможностей и, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Данная программа направлена на создание благоприятных условий для получения качественного образования, базового уровня по всем разделам программы, развития в процессе обучения, коррекции дефектов развития в процессе образовательной деятельности. ИАОП определяет общее содержание образования, ожидаемые результаты и условия реализации.
Цель реализации ИАОП: организация помощи в получении ребенка с РАС дошкольного образования в соответствии с его возможностями и особенностями. Оказание коррекционной помощи по исправлению или ослаблению имеющихся проявлений аутизма и вызванных им
нарушений по всем направлениям развития.
Задачи программы:
1. Определение особых образовательных потребностей и возможностей ребенка с РАС. Сохранение укрепление здоровья ребенка.
2. Создание условий, способствующих освоению ребенком дошкольного возраста с РАС индивидуальной адаптированной образовательной программы (ИАОП).
3. Формирование устойчивого эмоционального контакта педагога и ребенка в совместной, доступной для него деятельности и адаптацию в условиях Дома ребенка.
4. Последовательное растормаживание речи ребенка; коррекция по развитию понимания и пользования речью или альтернативными ее формами, как средством коммуникации;
5. Проведение динамического наблюдения (мониторинга) общего развития ребенка с РАС и определение ближайших зон его развития;
6. Коррекция импульсивности поведения ребенка.
7. Стимуляция и активизация познавательных возможностей и потребностей ребенка с РАС к окружающему миру (предметов и людей) через сенсорную интеграцию.
9. Сотрудничество с родителями (законными представителями) по оказанию консультативной и методической помощи по музыкальному развитию ребенка.
Принципы построения индивидуальной адаптированной образовательной программы
1. Комплексный медико-психолого-педагогический подход к обучению и коррекции.
2. Интегративная направленность коррекционного процесса в сочетании со специализированным характером оказываемой помощи.
3. Преемственность коррекционной работы на всех этапах развития с учетом специфики психических особенностей РАС.
4. Определяющая роль интересов аутичного ребенка при выборе методических подходов, приемов и методов.
5. Индивидуальный характер коррекции на начальных ее этапах с постепенным переходом к подгрупповым формам работы. и подходы к формированию и реализации индивидуальной адаптированной образовательной программы
6. Систематическая активная работа с семьей аутичного ребенка.
-Принцип комплексного использования методов и приёмов коррекционно-педагогической деятельности;
-Принцип комплексного использования методов и приёмов коррекционно-педагогической деятельности;
«Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с РАС
составлена в соответствии с нормативными документами.
1. Нормативные документы
- Федеральный закон РФ «Об образовании Российской Федерации» (Принят от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ);
- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» Утвержден приказом Министерства образования
и науки российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155;
- Комментарии Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 г. № 08-249
- Приказ Минобрнауки России от 30августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
учреждений. СанПин 2.4.1.3049-13» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 15.05.2013г. №26);
-Приказ Департамента образования и науки ХМАО от 30.06.2009г. №355 «Об утверждении примерных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья ХМАО-Югры»;
Психолого-медико-педагогическое заключение
Медицинское заключение о состоянии здоровья, рекомендуемый режим обучения:
Группа здоровья:
Физическое развитие:
Состояние здоровья:
Виды лечения:
Заключение о состоянии речи (учитель-дефектолог):
Психологическое заключение (педагог-психолог):
Педагогическое заключение (музыкальный руководитель): низкий уровень развития
Особенности микро-социальной среды развития (социальный педагог): ребенок проживает в полной семье. В целом, родители справляются со своими функциями.
Расписание индивидуальной работы с ребенком
№ | Специалисты | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
1. | Учитель- дефектолог | |||||
2. | Музыкальный руководитель | 16. 45 – 17.00 | 9. 45-10.00 | |||
3. | Педагог-психолог |
Мониторинг развития детей
Специалисты | Уровень развития на начало учебного года (сентябрь) | Уровень развития на конец учебного года (май) | Динамика | |
1 | Учитель-дефектолог | |||
2. | Воспитатель | |||
3. | Педагог-психолог | |||
4. | Инструктор по физической культуре | |||
5. | Музыкальный руководитель | низкий | низкий |
Результаты реализации индивидуальной адаптированной образовательной программы
№ | Специалисты | Учет реализации программы | ||||
Индивидуальной НОД | Примечание | |||||
по плану | по факту | |||||
количество | в минутах | количество | в минутах | |||
1. | Учитель - дефектолог | |||||
2. | Воспитатель | |||||
3. | Педагог-психолог | |||||
4. | Инструктор по физической культуре | |||||
5. | Музыкальный руководитель | 76 | 1080 | 68 | По болезни |
По ФГОСу
Ожидаемый результат
Ребенок научиться:
* эмоционально реагировать действием, жестом и словом на звучание знакомой мелодии (выбор из двух),
* различать знакомые звуки природы, бытовые шумы (выбор из двух-трех);
* узнавать и различать знакомые музыкальные произведения, мелодии; прислушиваться к словам песен, подпевать отдельные слова и слоги песен;
Перспективный план музыкальных занятий
Месяц | Направления развития | Тема | Направления образовательной работы | Задачи | Результативность |
сентябрь | Вводное | Индивидуальное знакомство с музыкальным залом. Адаптация в условиях музыкального зала. | |||
Развитие коммуникативных качеств | Приветствие: Игра « Дай ладошечку» Т. Ермолиной. | Тактильный контакт. Учить ребенка раскрывать ладошки, поглаживать их. | |||
Развитие ритмического слуха | Музыкально – двигательные упражнения: « Погуляем» муз. Макшанцевой. | Учить ребенка ходить по залу, в свободном направлении. | |||
Развитие тембрового восприятия | Игра на музыкальных инструментах: « Игра с погремушкой» муз. И. Плакида | Знакомство со звучанием погремушки. Учить держать в руках, извлекать звук. | |||
Развитие эмоциональной отзывчивости. | Пение. Песня «Лошадка » Е. Тиличеевой | Прослушивание песни. | |||
октябрь | Развитие коммуникативных качеств | Ласковые ручки | Приветствие: Игра « Здравствуйте» М. Картушина | Учить ребенка хлопать в ладоши, топать ножками. | |
Развитие ритмического слуха | Музыкально – двигательные упражнения: «Марш и бег» муз Р. Рустамова | Побуждать ребенка ходить и бегать. Использовать бубен. | |||
Развитие тембрового восприятия | Игра на музыкальных инструментах: « Веселый бубен» Ю Картушина | Знакомство со звучанием бубна. Предложить постучать ладошкой в бубен. | |||
Формирование навыков слушания песен | Песня « Ладушки» р.н.м. | Прослушивание песни. Предложить выполнять движения по показу муз. рук. | |||
Развитие музыкально – ритмических движений | Танец – игра: « Где же наши ручки?» | Учить ребенка выполнять действия в соответствии с текстом песни. | |||
ноябрь | Развитие коммуникативных качеств | «К нам пришла Кукла Ася» | Приветствие: Игра « Здравствуйте» М. Картушина | Учить ребенка прикасаться к щечкам, носику, губкам. | |
Развитие ритмического слуха | Музыкально – двигательные упражнения: « Ай- да» муз . Верховинца | Учить ребенка покачиваться вправо, влево. Выполнять притопы ногами. | |||
Развитие тембрового восприятия | Игра на музыкальных инструментах: «Игра с колокольчиком» М. Картушина. | Знакомство со звучанием колокольчика. Предложить поиграть с колокольчиком. | |||
Формирование навыков слушания музыки | Слушание музыки: «Колыбельная» муз. Ломовой. | Прослушивание песни. Предложить покачать куклу. | |||
Развитие музыкально – ритмических движений | Музыкально – сюжетная игра: « Кукла Ася». Автор Н. Доросинская. | Знакомство с игрой. Учить ребенка ориентироваться в пространстве. Учить убегать от куклы Ани . | |||
декабрь | Развитие коммуникативных качеств | « Вот пришла зима» | Приветствие: Игра « Здравствуйте» М. Картушина | Учить ребенка хлопать в ладоши, топать ножками. | |
Развитие ритмического слуха | Музыкально – двигательные упражнения: « Стуколка» укр.н.м. | Побуждать ребенка делать быстрые притопы ногами. | |||
Развитие тембрового восприятия | Игра на музыкальных инструментах: «Игра с музыкальными молоточками» | Знакомство со звучанием молоточков. Предложить постучать по ладошке, по коленкам. | |||
Формирование навыков слушания песен | Песня « Елочка» Е. Тиличеевой. | Прослушивание песни. Предложить выполнять движения по показу муз. рук. | |||
Развитие музыкально – ритмических движений | Танец – игра: Танец петрушек» муз. Ломовой | Учить ребенка выполнять действия в соответствии с текстом песни. | |||
январь | Развитие коммуникативных качеств | «Вот как холодно зимой» | Приветствие: Игра « Приветственная песенка с фонариком» Е. Ермолина | Учить ребенка держать фонарик, раскачивать им.. | |
Развитие ритмического слуха | Музыкально – двигательные упражнения: « Ай- да» муз . Верховинца | Учить ребенка покачиваться вправо, влево. Выполнять притопы ногами. | |||
Развитие тембрового восприятия | Игра на музыкальных инструментах: « Барабан» муз. Тиличеевой. | Знакомство со звучанием барабана. Предложить постучать палочками по барабану.. | |||
Формирование навыков слушания музыки | Слушание музыки: «Зима» муз. Карасевой. | Прослушивание песни. Предложить покатать на санках куклу Машу. | |||
Развитие музыкально – ритмических движений | Музыкально – сюжетная игра: « Зайцы и лиса». Автор Н. Доросинская. | Знакомство с игрой. Учить ребенка ориентироваться в пространстве. Учить прыгать ка зайчик и убегать от лисы . | |||
февраль | « Мишка - шалунишка | ||||
Развитие коммуникативных качеств | Приветствие: Игра «Правой ручкой» Т. Ермолиной. | Выполнять движения по показу. Добиваться произношения звукоподражаний. | |||
Развитие ритмического слуха | Музыкально – двигательные упражнения: «Где ты мишка?» муз. Зиновьева. | Учить ребенка прятаться за ширму от медведя. | |||
Развитие тембрового восприятия | Игра на музыкальных инструментах: « Игра с ложками» р.н.м | Знакомство со звучанием деревянных ложек. Учить держать в руках, извлекать звук. | |||
Развитие эмоциональной отзывчивости. | Пение. Песня « Идет мишка» муз. Петрова | Прослушивание песни. Предложить подпевать звукоподражания. | |||
март | Развитие коммуникативных качеств | Веселые козлята | Приветствие: Игра «Здравствуйте» М. Картушина | Повторение игры. Учить ребенка хлопать в ладоши, топать ножками. | |
Развитие ритмического слуха | Музыкально – двигательные упражнения: «Марш и бег» муз Р. Рустамова | Побуждать ребенка ходить и бегать. Использовать бубен. | |||
Развитие тембрового восприятия | Игра на музыкальных инструментах: «Веселые шаршуночки» | Знакомство со звучанием шаршунков. Учить ребенка держать шаршунок в руке, играть им. | |||
Формирование навыков слушания песен | Песня « Козлятки» муз. Витлина. Сборник « Песенки для самых маленьких» | Прослушивание песни. Предложить выполнять движения . | |||
Развитие музыкально – ритмических движений | Танец – игра: « пляска с платочком» Е. Тиличеевой. | Учить ребенка ходить с платочком по залу, помахивая им. | |||
апрель | Развитие коммуникативных качеств | «Я люблю свою лошадку» | Приветствие: Игра « Здравствуйте» М. Картушина | Продолжать учить ребенка прикасаться к щечкам, носику, губкам. | |
Развитие ритмического слуха | Музыкально – двигательные упражнения: « Полька» муз . Компанейца | Учить ребенка кружиться в медленном темпе. | |||
Развитие тембрового восприятия | Игра на музыкальных инструментах: «Игра с колокольчиком» М. Картушина. | Предложить поиграть с колокольчиком. Закрепить навыки: держать колокольчик, извлекать звук | |||
Формирование навыков слушания музыки | Слушание музыки: «Лошадка» муз. Потоловской. | Прослушивание песни. Работать над произношением звукоподражаний: «Но» | |||
Развитие музыкально – ритмических движений | Музыкально – сюжетная игра: « Покатаемся на лошадке». Автор Н. Доросинская. | Знакомство с игрой. Предложить ребенку покататься на лошадке. | |||
май | « К нам пришла собачка» | ||||
Развитие коммуникативных качеств | Приветствие: Игра Приветствие: Игра «Правой ручкой» Т. Ермолиной. | Выполнять движения по показу. Добиваться произношения звукоподражаний. | |||
Развитие ритмического слуха | Музыкально – двигательные упражнения: « Погуляем» муз. Макшанцевой. | Учить ребенка ходить по залу, в свободном направлении. Выполнять быстрые притопы ногами | |||
Развитие тембрового восприятия | Игра на музыкальных инструментах: « Звонкие свистульки» . муз. Е. Женова | Знакомство со звучанием погремушки. Учить держать в руках, извлекать звук. | |||
Развитие эмоциональной отзывчивости. | Пение. Песня « Вот собачка Жучка» муз. Вересокиной. | Прослушивание песни. Предложить подпевать звукоподражание . |
Литература:
1.«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А. Васильевой.
- «Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2 – 3 лет» Т. Сауко, А. Буренина. СПб, 2001.
- - «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах» Н.Г. Кононова, «Просвещение», М-
- - «Смешные человечки: игры пальчиковые, игры с палочками». И.Г.Галянт, Челябинск. 1999.
- - «Логоритмическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи» Г.Р. Шишкина М. Академия, 2005.
- - Музыкальные – сюжетные игры для детей младшего возраста» А.В Доросинская . Екатеренбург, 1995.
- - « Расти здоровым малыш» П.А. Павлова, И.В.Горбунова. Т.Ц. СФЕРА. Москва 2006.
- - «Методика музыкального воспитания для детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика» М.. 2002.
- - «Танцевальная ритмика» Суворовой Т.И.изд. «Палитра» СПБ 2005г.; 2007г.
- - «Ритмическая мозаика» Бурениной А.И.изд. «Лира» 2000г.
- - Современные здоровьесберегающие педагогические технологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа воспитания,обучения и развития ребёнка дошкольного возраста с индивидуальным нарушением
Разработка индивидуальной программы обучения воспитания и развития ребёнка младшего дошкольно возраста с индивидуальными нарушениями....
Индивидуальная программа саморазвития Срок реализации программы с 1.09.2014- 31.05.2015. Тема: « Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ технологии».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида №3 «Ручеёк». Индивидуальная программа саморазвития Срок реализации программы с 1.09.2014- 31.05...
Совмещенный индивидуальный маршрут и индивидуальная программа для ребенка с нарушениями в развитии на год.
Шаблон индивидуального маршрута и индивидуальной программы для ребенка с ОВЗ, позволяет планомерно планировать и осуществлять работу по сопровождению детей с особенностями в развитии....
Индивидуальная программа саморазвития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №9 Срок реализации программы: 2017-2018 учебный год
Тема: Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством устного народного творчества....
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ САВИНОВА АЛЕКСАНДРА ( Срок реализации программы 2 года )
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯСАВИНОВА АЛЕКСАНДРА ( Срок реализации программы 2 года )...
Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная программа развития ребенка с ОВЗ.
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...
. Результаты освоения разработанных учителем-дефектологом индивидуальных программ (индивидуальных маршрутов).
Результат освоения программы...