Характеристика особенностей речевого развития детей с умственной отсталостью
рабочая программа по логопедии
Характеристика особенностей речевого развития детей с умственной отсталостью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
harakteristika_osobennostey_rechevogo_razvitiya_detey_s_umstvennoy_otstalostyu.docx | 17.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Характеристика особенностей речевого развития детей с умственной отсталостью
Несформированность речевой деятельности детей с нарушением интеллекта
выражается в слабости мотивации и снижении потребности в речевом общении;
нарушенных операциях программирования речевого высказывания, создания
внутренних речевых программ и нарушенных операциях реализации речевой программы и контроля за речью.
У детей с нарушением интеллекта:
1. Не сформировано фонематическое восприятие;
2. Не развит артикуляционный аппарат;
3. Отмечается полиморфное нарушение звукопроизношения;
4. Наблюдается ограниченный словарный запас;
5. Фразовая речь часто представлена однословными и двухсловными предложениями,
состоящими из аморфных слов-корней;
6. В речи типичны аграмматизмы, проявляющиеся как в сложных, так и в простых
формах словоизменения;
7. Нарушено словообразование;
8. Связная речь сформирована слабо или отсутствует.
Таким образом, у детей с нарушением интеллекта наблюдается недоразвитие
речевой системы в целом.
Условно можно выделить следующие уровни речевого развития детей с умственной отсталостью:
∙ совсем не владеющие активной речью (1-я подгруппа);
∙ владеющие небольшим словарным запасом и простой фразой (2-я подгруппа);
∙ владеющие формально хорошо развитой речью (3-я подгруппа).
Характерные особенности речевого развития детей 1 подгруппы:
∙ Речь полностью отсутствует или имеются лишь элементы речи;
∙ Понимание обращенной речи ограничено понятиями ближайшего окружения;
∙ Активный словарь состоит из небольшого числа звукоподражаний и звуковых
комплексов, которые сопровождаются мимикой, жестами;
∙ Звукопроизношение характеризуется нечеткой артикуляцией, невозможностью
произнесения многих звуков.
Характерные особенности речевого развития детей 2 подгруппы:
∙ Фразовая речь
Фразовая речь с резко выраженными аграмматизмами.
∙ Понимание речи
Дети испытывают затруднения в усвоении логико-грамматических структур,
отражающих причинно-следственные, временные, пространственные и другие связи и
отношения.
∙ Словарный запас
Активный словарь включает, в основном, слова, обозначающие конкретные предметы
и действия; словарь прилагательных и наречий развиты на низком уровне; предлоги, даже простые, употребляются с ошибками; происходит замена названий
частей предметов названиями целых предметов.
∙ Грамматический строй речи
Дети правильно употребляют простые грамматические формы, но допускают
специфические ошибки: неправильное согласование имен прилагательных с именами
существительными в роде, числе, падеже, имен числительных с именами
существительными; ошибки в падежных окончаниях. В активной речи правильно
употребляются только простые и хорошо отработанные предлоги (в, на, под).
∙ Звукопроизношение
Отмечается полиморфное нарушение звукопроизношения.
∙ Слоговая структура слова
Очень часто характерны сокращение количества слогов, перестановки слогов и звуков, замены и уподобление слогов, сокращение звуков при стечении согласных.
∙ Фонематическое восприятие
Недостаточно развиты фонематический слух и фонематическое восприятие;
готовность к звуковому анализу и синтезу самостоятельно не формируется.
Характерные особенности речевого развития детей 3 подгруппы:
∙ Фразовая речь
Имеется более развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и
фонетико-фонематического недоразвития; в активной речи пользуются в основном
простыми предложениями.
∙ Словарный запас
Дети пользуются всеми частями речи, однако при этом заметно преобладание
существительных и глаголов, недостаточно прилагательных (особенно
относительных), наречий; страдает навык словообразования и словотворчества.
∙ Грамматический строй речи
Дети правильно употребляют простые грамматические формы, но допускают
специфические ошибки (неправильное согласование имен числительных с именами
существительными; ошибки в падежных окончаниях).
∙ Звукопроизношение
Также отмечается полиморфное нарушение звукопроизношения.
∙ Слоговая структура слова
Дети достаточно свободно пользуются словами разной слоговой структуры и
звуконаполняемости. Нарушения встречаются в воспроизведении наиболее трудных
или малоизвестных слов: смешение, перестановки и замены звуков и слогов;
сокращения при стечениях согласных в слове.
∙ Фонематическое восприятие
Недостаточно развиты фонематический слух и фонематическое восприятие; готовность к звуковому анализу и синтезу самостоятельно не формируется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальное развитие детей с умственной отсталостью
Дидактический материал по формированию эмоционального общения со взрослым и выполнение элементарной инструкции...
Сравнительная характеристика четырех периодов развития представлений об умственной отсталости
Сравнительная характеристика четырех периодов развития представлений об умственной отсталости...
Особенности игровой деятельности детей с умственной отсталостью в условиях дошкольного образовательного учреждения
Игру недаром называют "ведущей" – именно благодаря ей, ребенок познает окружающий его мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в сообщество...
«Особенности игровой деятельности детей с умственной отсталостью»
В статье рассматривается основная методика организации корекционно- развивающей и воспитательной работы, с помощью игровой деятельности у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью в легкой с...
« Сенсорное развитие детей с умственной отсталостью посредством дидактических игр».
laquo; Сенсорное развитие детей с умственной отсталостью посредством дидактических игр»....
Особенности речевого развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Речь умственно отсталых детей с самого начала развивается на патологической основе. Отмечаются замедленный темп овладения речью и сложность формирования произносительных умений. Причиной этому являетс...
«Особенности логопедического обследования детей с умственной отсталостью»
F70 -Умственная отсталость легкой степениОриентировочный IQ составляет 50-69F71 - Умственная отсталость умереннаяОриентировочный IQ колеблется от 35 до 49F...