Использование упражнений на развитие межполушарных связей в коррекционной работе
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Грищенко Наталья Владимировна

Левополушарных людей в природе большинство. Правое же полушарие практически бездействует. А то, что не используется, со временем деградирует. У значительной части взрослого населения такая функция правого полушария, как воображение, практически не используется — взрослые разучились мечтать и фантазировать.

 

Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг! И. Соньер. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл текст выступления21.33 КБ
Файл презентация358.51 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое объединение педагогов-психологов.

«Использование упражнений на развитие межполушарных связей в коррекционной работе».

Зачем развивать межполушарные связи?

Мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых выполняет свою работу. Левое полушарие мыслит логически. Отвечает за логическое мышление, оперирует фактами и терминами, выполняет различные мыслительные операции. Правое мыслит творчески – это наша интуиция, образное мышление, фантазия и творческие способности.

Совершенно очевидно, что человеку необходимо и то, и другое. Поэтому с самого детства желательно развивать межполушарные связи. Чем лучше они будут развиты, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.

Система межполушарных соединений — это система пучков нервных волокон, которые соединяют полушария мозга.

В чем польза упражнений на развитие межполушарных связей?

Упражнения на развитие межполушарных связей синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника, вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие. 

Слабое развитие межполушарного взаимодействия приводит к неправильной обработке информации:

  • Ошибки в письме. Зеркальное написание букв и цифр
  • Проблемы в устной речи. Логопедические отклонения
  • Трудности в запоминании информации. Плохая память
  •  Сложности в счете как в письменном, так и в устном.
  • Сложность в восприятии учебной информации. Отсутствие познавательной мотивации
  • Псевдолеворукость
  • Неловкость движений
  • Агрессия
  • Инфантильность

Правила применения упражнений.

Ранний и дошкольный возраст – период активного развития мозговых структур.

  • Можно использовать с 2-х летнего возраста.
  • Целесообразно использовать в начале занятия, т.к. они позволяют включить внимание и сосредоточенность ребенка для активного познания и дальнейшего взаимодействия с ним на занятии.
  • Рекомендовано выполнять действия сначала одной рукой, затем другой рукой. Потом двумя.
  • Выполнять упражнения лучше каждый день, не менее 5 минут.

Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия:

1. Кинезиологические упражнения - наука о развитии головного мозга через движение. (Гимнастика для мозга) 

2. Рисование на спине - способствует снятию мышечных зажимов, развитию тактильного восприятия, стимулирует работу обоих полушарий головного мозга, развивает воображение.

3. Игры с карандашами - повышают интерес и мотивацию, помогают не бояться ошибок, развивают коммуникацию.

4. Зеркальное рисование – вариант творческих экспериментов когда ребенку предлагается перевернутая картинка, которую он должен воспроизвести в правильном положении.

5. Рисование песком - опыт рисования двумя руками полезен и взрослым, которым приходится держать в голове множество разноплановых задач и выполнять несколько дел одновременно на работе и дома.

6. Гимнастика для глаз 

Рисуем квадрат, круг глазами, смотрим на предмет близко и далеко, а также незаменим плакат-схема. Выполните плакат-схему зрительно-двигательных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена и т.д.). На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх-вниз, влево-вправо, по часовой стрелке и против нее, по траектории «восьмерки». Каждая траектория имеет свой цвет. Упражнения выполняются только стоя.

7. Упражнения для игр двумя руками (классики, ладошки, линейки, прописи)

* Рисование двумя руками – путь к успеху. Одновременные движения обеих рук активируют сразу оба полушария. Создаются новые нейронные связи, а значит, процессы анализа и синтеза информации проходят быстрее. Как следствие, повышается умственная активность и работоспособность. Ученик лучше усваивает знания, проще осваивает навыки, успевает выполнять больше задач. О таком эффекте мечтает каждый преподаватель и родитель!
* Прописи На деревянных досках или ламинированных трафаретах изображены простые фигуры, буквы или спирали. Задача ребенка – одновременно проводить линии по бороздкам или пунктиру. На первый взгляд – проще простого. Действительно, это так, если движение идет в одном направлении.

*Линейки
Линейки для рисования двумя руками Новую практику можно совместить с рисованием песком. При таком способе изображения ребенок чаще всего не использует трафареты. Здесь активнее работают органы чувств и воображение.

Примером заданий для выполнения нейрогимнастики для детей может служить  нейропсихологическая игра «Попробуй повтори!»



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование упражнений на развитие межполушарных связей в коррекционной работе» Городское методическое объединение педагогов-психологов. Грищенко Наталья Владимировна, МБДОУ д/с № 13 Зеленогорск – 2022 г.

Слайд 2

Зачем развивать межполушарные связи?

Слайд 3

В чем польза упражнений на развитие межполушарных связей? синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшают восприятия речи собеседника, вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие.

Слайд 4

Признаки слабого развития межполушарного взаимодействия Зеркальное написание букв и цифр Логопедические отклонения Плохая память Сложности в счёте Отсутствие познавательной мотивации Псевдолеворукость Неловкость движений Агрессия Инфантильность Сниженная саморегуляция

Слайд 5

Правила применения упражнений Можно использовать с 2-х летнего возраста. Целесообразно использовать в начале занятия, т.к. они позволяют включить внимание и сосредоточенность ребенка для активного познания и дальнейшего взаимодействия с ним на занятии. На первых этапах рекомендуется выполнять действия сначала одной рукой, затем другой. Потом двумя. Выполнять упражнения лучше каждый день, не менее 5 минут.

Слайд 6

Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия Кинезиологические упражнения Рисование на спине Игры с карандашами Зеркальное рисование Рисование песком Гимнастика для глаз Упражнения для игр двумя руками (классики, ладошки, линейки, прописи)

Слайд 7

Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг! И . Соньер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование кинезиологических упражнений для развития межполушарных связей у детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях».

Анализируя научные источники, я узнала, какое положительное воздействие оказывает кинезиология и кинезиологические упражнения на развитие ребенка и стала частично применять их в своей работе, в качест...

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНЫХ СВЯЗЕЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА У ДЕТЕЙ

Нейропсихологи утверждают, что от развития межполушарных связей во многом зависит успеваемость ребенка в школе и успешность в жизни в целом. Как же помочь ребенку, если развитие этих связей пошло не т...

Презентация "Кинезиологические игры и игровые упражнения на развитие межполушарных связей как средство интеллектуального развития дошкольников".

Использование кинезиологических упражнений с детьми дошкольного возраста.Выбранное мною направление деятельности не явилось случайным, это результат анализа исследований в области интеллектуального ра...

Мастер -класс для педагогов ДОУ на тему: «Кинезиологические игры и упражнения на развитие межполушарных связей как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»

В данном мастер-классе  я хочу поделиться своим опытом работы по использованию комплекса упражнений из цикла «гимнастика для мозга». Я использую эти упражнения на своих занятиях и счи...

Коррекционно-развивающее занятие для детей с ЗПР старшей группы с использованием упражнений на развитие межполушарных связей "Осенняя прогулка"

Дошкольный возраст - очень важный период в развитии ребёнка, поскольку в это время идёт интенсивное развитие познавательных процессов. Мозг дошкольников очень пластичен и проблемы в развитии поддаются...

Коррекционно-развивающее занятие для детей с ЗПР старшего возраста с использованием упражнений на развитие межполушарных связей.

В данном занятии используются различные коррекционные игры на развитие познавательных процессов. Эти игры встроены в общий сюжет и очень нравятся детям....

Кинезиологические игры и игровые упражнения на развитие межполушарных связей как средство интеллектуального развития дошкольников.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения....