Использование упражнений на развитие межполушарных связей в коррекционной работе
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Левополушарных людей в природе большинство. Правое же полушарие практически бездействует. А то, что не используется, со временем деградирует. У значительной части взрослого населения такая функция правого полушария, как воображение, практически не используется — взрослые разучились мечтать и фантазировать.
Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг! И. Соньер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
текст выступления | 21.33 КБ |
презентация | 358.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое объединение педагогов-психологов.
«Использование упражнений на развитие межполушарных связей в коррекционной работе».
Зачем развивать межполушарные связи?
Мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых выполняет свою работу. Левое полушарие мыслит логически. Отвечает за логическое мышление, оперирует фактами и терминами, выполняет различные мыслительные операции. Правое мыслит творчески – это наша интуиция, образное мышление, фантазия и творческие способности.
Совершенно очевидно, что человеку необходимо и то, и другое. Поэтому с самого детства желательно развивать межполушарные связи. Чем лучше они будут развиты, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.
Система межполушарных соединений — это система пучков нервных волокон, которые соединяют полушария мозга.
В чем польза упражнений на развитие межполушарных связей?
Упражнения на развитие межполушарных связей синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника, вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие.
Слабое развитие межполушарного взаимодействия приводит к неправильной обработке информации:
- Ошибки в письме. Зеркальное написание букв и цифр
- Проблемы в устной речи. Логопедические отклонения
- Трудности в запоминании информации. Плохая память
- Сложности в счете как в письменном, так и в устном.
- Сложность в восприятии учебной информации. Отсутствие познавательной мотивации
- Псевдолеворукость
- Неловкость движений
- Агрессия
- Инфантильность
Правила применения упражнений.
Ранний и дошкольный возраст – период активного развития мозговых структур.
- Можно использовать с 2-х летнего возраста.
- Целесообразно использовать в начале занятия, т.к. они позволяют включить внимание и сосредоточенность ребенка для активного познания и дальнейшего взаимодействия с ним на занятии.
- Рекомендовано выполнять действия сначала одной рукой, затем другой рукой. Потом двумя.
- Выполнять упражнения лучше каждый день, не менее 5 минут.
Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия:
1. Кинезиологические упражнения - наука о развитии головного мозга через движение. (Гимнастика для мозга)
2. Рисование на спине - способствует снятию мышечных зажимов, развитию тактильного восприятия, стимулирует работу обоих полушарий головного мозга, развивает воображение.
3. Игры с карандашами - повышают интерес и мотивацию, помогают не бояться ошибок, развивают коммуникацию.
4. Зеркальное рисование – вариант творческих экспериментов когда ребенку предлагается перевернутая картинка, которую он должен воспроизвести в правильном положении.
5. Рисование песком - опыт рисования двумя руками полезен и взрослым, которым приходится держать в голове множество разноплановых задач и выполнять несколько дел одновременно на работе и дома.
6. Гимнастика для глаз
Рисуем квадрат, круг глазами, смотрим на предмет близко и далеко, а также незаменим плакат-схема. Выполните плакат-схему зрительно-двигательных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена и т.д.). На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх-вниз, влево-вправо, по часовой стрелке и против нее, по траектории «восьмерки». Каждая траектория имеет свой цвет. Упражнения выполняются только стоя.
7. Упражнения для игр двумя руками (классики, ладошки, линейки, прописи)
* Рисование двумя руками – путь к успеху. Одновременные движения обеих рук активируют сразу оба полушария. Создаются новые нейронные связи, а значит, процессы анализа и синтеза информации проходят быстрее. Как следствие, повышается умственная активность и работоспособность. Ученик лучше усваивает знания, проще осваивает навыки, успевает выполнять больше задач. О таком эффекте мечтает каждый преподаватель и родитель!
* Прописи На деревянных досках или ламинированных трафаретах изображены простые фигуры, буквы или спирали. Задача ребенка – одновременно проводить линии по бороздкам или пунктиру. На первый взгляд – проще простого. Действительно, это так, если движение идет в одном направлении.
*Линейки
Линейки для рисования двумя руками Новую практику можно совместить с рисованием песком. При таком способе изображения ребенок чаще всего не использует трафареты. Здесь активнее работают органы чувств и воображение.
Примером заданий для выполнения нейрогимнастики для детей может служить нейропсихологическая игра «Попробуй повтори!»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Зачем развивать межполушарные связи?
В чем польза упражнений на развитие межполушарных связей? синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшают восприятия речи собеседника, вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие.
Признаки слабого развития межполушарного взаимодействия Зеркальное написание букв и цифр Логопедические отклонения Плохая память Сложности в счёте Отсутствие познавательной мотивации Псевдолеворукость Неловкость движений Агрессия Инфантильность Сниженная саморегуляция
Правила применения упражнений Можно использовать с 2-х летнего возраста. Целесообразно использовать в начале занятия, т.к. они позволяют включить внимание и сосредоточенность ребенка для активного познания и дальнейшего взаимодействия с ним на занятии. На первых этапах рекомендуется выполнять действия сначала одной рукой, затем другой. Потом двумя. Выполнять упражнения лучше каждый день, не менее 5 минут.
Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия Кинезиологические упражнения Рисование на спине Игры с карандашами Зеркальное рисование Рисование песком Гимнастика для глаз Упражнения для игр двумя руками (классики, ладошки, линейки, прописи)
Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг! И . Соньер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование кинезиологических упражнений для развития межполушарных связей у детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях».
Анализируя научные источники, я узнала, какое положительное воздействие оказывает кинезиология и кинезиологические упражнения на развитие ребенка и стала частично применять их в своей работе, в качест...
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНЫХ СВЯЗЕЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА У ДЕТЕЙ
Нейропсихологи утверждают, что от развития межполушарных связей во многом зависит успеваемость ребенка в школе и успешность в жизни в целом. Как же помочь ребенку, если развитие этих связей пошло не т...
Презентация "Кинезиологические игры и игровые упражнения на развитие межполушарных связей как средство интеллектуального развития дошкольников".
Использование кинезиологических упражнений с детьми дошкольного возраста.Выбранное мною направление деятельности не явилось случайным, это результат анализа исследований в области интеллектуального ра...
Мастер -класс для педагогов ДОУ на тему: «Кинезиологические игры и упражнения на развитие межполушарных связей как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»
В данном мастер-классе я хочу поделиться своим опытом работы по использованию комплекса упражнений из цикла «гимнастика для мозга». Я использую эти упражнения на своих занятиях и счи...
Коррекционно-развивающее занятие для детей с ЗПР старшей группы с использованием упражнений на развитие межполушарных связей "Осенняя прогулка"
Дошкольный возраст - очень важный период в развитии ребёнка, поскольку в это время идёт интенсивное развитие познавательных процессов. Мозг дошкольников очень пластичен и проблемы в развитии поддаются...
Коррекционно-развивающее занятие для детей с ЗПР старшего возраста с использованием упражнений на развитие межполушарных связей.
В данном занятии используются различные коррекционные игры на развитие познавательных процессов. Эти игры встроены в общий сюжет и очень нравятся детям....
Кинезиологические игры и игровые упражнения на развитие межполушарных связей как средство интеллектуального развития дошкольников.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения....