Мастер -класс для педагогов ДОУ на тему: «Кинезиологические игры и упражнения на развитие межполушарных связей как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»
план-конспект занятия по психологии

В данном мастер-классе  я хочу поделиться своим опытом работы по использованию комплекса упражнений из цикла «гимнастика для мозга». Я использую эти упражнения на своих занятиях и считаю, что их использование будет эффективно  на занятиях в доу педагогами.

Головной мозг. Он у нас состоит из двух полушарий. Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Т.к. в большинстве случаев одно из полушарий является,  доминирующим. И от этого преобладания зависят особенности поведения человека, тем не менее следует помнить, что мозг работает как единое целое. С помощью мозолистого тела (межполушарные связи) кот находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части.  Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

          Когда полушария функционируют правильно и между ними сохраняется баланс, то взаимодействие между ними выражается в идеальном партнерстве, результатом которого является эффективная творческая работа мозга.

         Как же добиться  межполушарного взаимодействия?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass.docx31.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4 города Шатуры городского округа Шатура»

Мастер -класс на тему:

«Кинезиологические игры и упражнения на развитие межполушарных связей как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»

Подготовила

педагог-психолог

высшей квалификационной категории

МБДОУ "Детский сад № 4"

Маминова Н.А.

Шатура 2023 г.

Мастер -класс для педагогов ДОУ на тему:

«Кинезиологические игры и упражнения на развитие межполушарных связей как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Задачи:

  • знакомство с кинезиологией, как одним из методов активного развития детей и взрослых.
  • познакомить педагогов с кинезиологическими упражнениями, применение которых возможно в образовательном процессе в целях развития мелкой моторики и отработка некоторых кинезиологических упражнений.
  • Повысить мотивацию педагогов на выполнение в своей практике кинезиологические игры и упражнения в условиях ДОУ через их практическое выполнение на мастера - классе.

Оборудование: настольные игры на развитие межполушарного развития, разноцветные карандашики, памятки, карточки для определения доминирующего полушария (по Павлову), карандаши и чистые листы бумаги

Теоретическая часть.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Кинезиологические игры и упражнения на развитие межполушарных связей как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»

Мне бы хотелось, чтобы вы сегодня были не только слушателями, но и активными участниками этого мастер - класса.

У каждого из вас наверняка есть любимые упражнения, которые вы используете в своей работе. Сегодня, я надеюсь, вы пополните свою рабочую копилку новыми упражнениями, которые так же станут для вас любимыми и полезными в работе с детьми дошкольного возраста.

Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

А говорить мы сегодня будем о кинезиологии, инновационном методе, который в настоящее время широко используется специалистами в коррекционной педагогике.

Главная цель в воспитании и образовании дошкольников — это сохранение здоровья. Одним из новых подходов, относящимся к здоровьесберегающим технологиям является кинезиология или «гимнастика мозга».

Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения.

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое –отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушарие начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального (слухового) восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.

Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет. Таким образом, развитие в дошкольном детстве дает старт для успешного обучения в школе.

Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. И вот тут на помощь к нам приходят кинезиологические упражнения или как еще называют «гимнастика мозга».

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.

Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.

Пальчиковые кинезиологические упражнения можно использовать для развития мышц руки и развития межполушарного взаимодействия коры головного мозга ребенка.

Упражнения необходимо проводить ежедневно, начиная выполнять пальчиковые игры от простого к сложному.

После того как дети научились выполнять пальчиковые игры с пяти лет даем комплекс пальчиковых кинезиологических упражнений.

Ребенок выполняет вместе со взрослым, затем самостоятельно по памяти. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе.

Благодаря двигательным упражнениям для пальцев происходить компенсация левого полушария и активизация межполушарного воздействия, что способствует детской стрессоустойчивости к обучению в школе.

Кинезиологические упражнения проводятся в любые режимные моменты в качестве динамических пауз. Время проведения 3-5 минут, в общей сложности это может составлять до 25-30 минут в день.

Важные моменты в проведении упражнений:

• Во время образовательной деятельности проводить такие упражнения можно только в том случае, если идет стандартная работа. Творческую деятельность прерывать кинезиологическими упражнениями нецелесообразно.

• Если же предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс упражнений лучше проводить перед работой.

Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т. е. накапливающийся эффект.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При более интенсивной нагрузке и значительнее изменения.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:

• Занятия проводятся утром.

• Занятия проводятся ежедневно, без пропусков.

• Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.

• От детей требуется точное выполнение движений и приемов.

• Упражнения проводятся стоя или сидя за столами.

Практическая часть.

Я предлагаю вам прямо сейчас определить, какое полушарие доминирует именно у Вас. Для этого мы сейчас воспользуемся одной из методик определения функциональной асимметрии полушарий (тест Павлова).

Разложите карточки по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее.

Оценка результатов:

Если Вы разложили карточки по 1 варианту, а именно:

1-я группа карточек – «карась», «орел», «овца».

2-я группа карточек – «бегать», «плавать», «летать».

3-я группа карточек – «шерсть», «перья», «чешуя».

То у вас преобладает логическое мышление, у вас мыслительный тип и доминирует левое полушарие.

Если Вы разложили карточки по 2 варианту, а именно:

1-я группа карточек – «карась», «плавать», «чешуя».

2-я группа карточек – «орел», «летать», «перья».

3-я группа карточек – «овца», «бегать», «шерсть».

То у вас образное мышление, у вас художественный тип и доминирует правое полушарие.

Какие результаты бы Вы не получили, никогда не поздно начать тренировать свой мозг, чтобы оба полушария головного мозга стали равноценно развиты. Так вот роль кинезиологии заключается в том, чтобы синхронизировать работу обоих полушариев, передавать информацию из одного полушария в другое.

А сейчас перейдем непосредственно к выполнению упражнений. Готовы? Тогда повторяйте и не вздумайте путаться!

Кинезиологические упражнения за столом

  • «Кулак-ладонь»

Правая рука сжата в кулак, левая лежит ладошкой вниз. Выпрямляем правую руку, левую одновременно сжимаем в кулачок. Чередуем руки. Можно поменять положение кулачка (лежит или стоит)

Речевое сопровождение:

Кулачек, ладошка,

Так гуляет кошка.

  • «Кулак – ребро – ладонь»

На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.

Речевое сопровождение:

Лягушка хочет в пруд,

Лягушке скучно тут,

А пруд зарос травой,

Зеленой и густой.

  • «Ладушки-оладушки»

Правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами:

Речевое сопровождение:

  • «Мы играли в ладушки – жарили оладушки,

Так пожарим, повернем и опять играть начнем».

  • Мама нам печет блины,

Очень вкусные они.

Мы сегодня встанем рано

И съедим их со сметаной!

(добавляется хлопок в ладоши)

  • «Руки вниз, руки вверх, на бочек и в кулачек»

Рука лежит на столе ладонью вниз, затем поворот ладонью вверх, затем на ребро ставим и затем зажимаем в кулачек. Положение кулачка можно менять: лежит, стоит.

  • «Лезгинка»

Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течении 6-8 раз.

  • «Колечко».

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно (вторая рука за спиной), затем обеими руками вместе.

  • «Солнышко - заборчик - камушки»

Покажите солнышко: ладони с растопыренными пальцами, теперь заборчик: ладони вместе, направлены от себя, а теперь камушки: постучать кулачками друг о друга. Я буду быстро и вразнобой произносить «солнышко», «камушки», «заборчик», а вы, уважаемые коллеги, показывайте соответствующие движения.

Усложняем задачу, теперь надо делать то, что увидите, а не то, что услышите, глядя на мои действия. Я буду показывать движения вразнобой, но при этом называть другие движения. (в этой игре есть ещё и третий вариант: надо делать то что слышат, а не то, что видят).

  • «Твоя ладошка»

При разучивании данного стихотворения дети каждый самостоятельно выполняет на своей руке, попеременно рисуя, то на левой, то на правой. Затем можно при групповых занятиях дети делятся на пары и выполняют на ладонях своего соседа одновременно двумя руками.

Речевое сопровождение.

Твоя ладошка — это пруд (гладим другой рукой ладошку)

По ней кораблики плывут (рисуем волну)

Твоя ладошка, как лужок (рисуем круг на ладошке)

А сверху падает снежок (постукивание по ладошки другой рукой)

Твоя ладошка как тетрадь (поглаживание)

В тетради можно рисовать (рисуем кружки)

Твоя ладошка, как окно (рисуем квадрат)

Его пора помыть давно (трем ладошкой другой)

Твоя ладошка, как дорожка (рисуем две линии)

А по дорожке ходит кошка (пройти двумя пальчиками по ладошке).

Игры стоя в кругу или рассыпную.

  • «Ухо – нос»

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Речевое сопровождение:

Села на нос мне, на правое ухо –

Лезет назойливо черная муха.

Снова на нос, но на левое ухо-

Кыш, улетай от меня, Цокотуха!

  • «Колпак мой треугольный» (игра для детей 6–7 лет)

В кругу или врассыпную.

Взрослый объясняет правила игры. Слова в тексте стихотворения заменяются движениями. А текст такой:

Колпак мой треугольный.

Треугольный мой колпак.

А если не треугольный,

То это не мой колпак.

Сначала заменяем слово «колпак» (показываем место колпака на голове), все остальные слова в тексте произносим; затем – слово «мой» (показываем рукой на грудь), а остальные слова, кроме «колпак» и «мой», произносим; а потом – слово «треугольный» (показываем руками треугольник).

Теперь, произнося текст, заменяем три слова: «колпак», «мой», «треугольный».

Игру можно повторить несколько раз, ускоряя темп.

  • Игра «Нос-пол-потолок»

Взрослый показывает рукой на свой нос, затем на потолок, затем на пол, одновременно называя их. Ребёнок повторяет. Затем взрослый, увеличивая скорость, начинает путать ребёнка, показывая одно, а называя другое. Ребёнок должен показывать то, что называет взрослый, игнорируя его показывание.

На базе образовательной кинезиологии американскими психологами Полом и Гейлом Деннисон разработана гимнастика мозга (нейрогимнастика).

Такая «гимнастика для мозга» состоит из определенного комплекса упражнений, которые достаточно просты в выполнении. По этой причине нейрогимнастику практикуют для детей дошкольного возраста, которая помогает сбалансировать развитие обоих полушарий головного мозга. Плюс этих упражнений в том, что их можно выполнять практически в любом месте.

Специалисты используют: шишки, орехи, су-джок шарики, карандаши, сухие бассейны, счетные палочки, прищепки и т.д..

НЕЙРОМОТОРИКА – уникальный метод. Направление, связывающее мозговую и моторную активность.

Нейромоторные упражнения и игры включают:

- двуручное рисование

- нейропрописи

- нейротренажеры

- упражнения и игры с предметами двумя руками

Данные упражнения развивают:

- межполушарные взаимодействия.

- зрительно-моторную координацию

- графомоторные навыки

- умение ориентироваться на плоскости

Двуручное рисование активизирует работу обоих полушарий мозга. Когда мы сосредоточиваемся на выполнении непривычных движений, то мы становимся более внимательными. Улучшится пространственная ориентировка.

Во время рисования листок должен быть неподвижен, по середине должна быть линия – граница для левой и правой стороны. Простой вариант рисования – обвести несложную фигуру. Самостоятельное создание рисунка, в этом случае начинать всегда от линии симметрии. Еще вариант – дорисовывание половины рисунка. Если ведущая правая – то дорисовать надо левую сторону, и наоборот. Ведущая рука - обводит готовый контур.

  • «Зеркальное рисование»

Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Сначала можно пробовать рисовать двумя руками в воздухе.

Речевое сопровождение:

Раз купили мы арбуз,

Он хороший был на вкус.

А еще купили дыню –

Сразу съели половину.

Рисование на листке бумаги двумя руками (тренажеры).

Готовые и самодельные межполушарные тренажеры развивают плюсом и мелкую мускулатуру кисти рук.

  • Нейроигры двумя руками с использованием нестандартного оборудования.

- выкладывание блоков, карандашей

- Игра «Перчатки»

- Игра «Переложи помпоны с помощью ложек»

- обводить готовые контуры правой и левой рукой

- с прищепками

- выкладывать по схеме крышечки

- пересыпание круп двумя руками

- с мячами

- и т.д.

Показ - демонстрация методического материала на развитие межполушарного взаимодействия.

Заключительная часть.

Что ж, вы молодцы! Давайте поблагодарим друг друга аплодисментами и предлагаю оценить наш мастер-класс и потренироваться в выполнении одного из кинезиологических упражнений. Если вам понравилось, и вы будете применять данные упражнения в своей практике - покажите положение руки в кулачке с большим пальцем вверх, если нет, то палец вниз, если сомневаетесь на одной руке палец вверх, на другой вниз.

И в заключение маленький совет:

Большинство из нас выполняют рутинные ежедневные физические действия «удобной» рукой. Попробуйте сами и предложите детям чистить зубы, причесываться, доставать предметы, рисовать и даже писать другой рукой. Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга. Так что пробуйте, экспериментируйте. Это не только полезно, но и весело!

Вы хотите видеть детей здоровыми и умными? Займитесь кинезиологией и пусть ваши дети освоят её вместе с вами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс"Вышивка как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста" Презентация.

Вашему вниманию представляется мастер-класс "Вышивка как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста"....

Мастер-класс для родителей на тему: "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста как средство развития их речи"

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста как средство развития их речи....

Использование игровых заданий, способствующих развитию межполушарных связей для увеличения познавательного интереса у детей дошкольного возраста

Развитие познавательного интереса (инициативы) детей дошкольного возраста через организацию нетрадиционных видов деятельности...

Мастер-класс для родителей "Оригами -как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста"

laquo;Оригами – как всестороннее развитие личности ребенка"Оригами – японское искусство складывания  бумаги. Оно привлекло внимание  многих жителей России, в том числе...

«Мастер-класс по теме: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ ШУЛЬТЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНЫХ СВЯЗЕЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Работа с таблицами Шульте в настоящее время является очень актуальной. Это базовое упражнение, своего рода тренажер для мозга, для поддержания его в хорошем рабочем тонусе....

«Кинезиологические игры и упражнения как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста».

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.Это – универсальный метод развития умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Именно эти упражнения ...

Мастер-класс для педагогов на тему: «Пескография, как инновационная деятельность развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»

laquo;Пескография, как инновационная деятельность развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»Цель: Распространение педагогического опыта работы среди воспитателей по развитию у детей м...