Инновационные технологии в предметно развивающей среде логопедического кабинета как фактор управления качеством логопедической работы в ДОУ
статья по коррекционной педагогике
Инновационные технологии, позволяющие повысить эффективность коррекционной работы в условиях логопедического пункта, в ситуации, когда время коррекционного воздействия ограничено двумя занятиями в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_tehnologii_v_pedmetno-razvivayushchey_srede.docx | 17.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Никулина Н. Н.
«Инновационные технологии в предметно развивающей среде логопедического кабинета как фактор управления качеством логопедической работы в ДОУ».
В последнее время наблюдается неуклонный рост числа детей со сложными формами нарушения речи. Между тем новые образовательные стандарты ставят перед педагогами задачи по повышению качества подготовки детей к школе. В связи с этим логопеды ищут новые подходы для устранения недостатков речи. Хочу представить вашему вниманию инновационные технологии, позволяющие повысить эффективность коррекционной работы в условиях логопедического пункта, в ситуации, когда время коррекционного воздействия ограничено двумя занятиями в неделю. Оптимизировать время работы с каждым ребенком помогает включение в базовые логопедические методики элементов инновационных технологий. Рассмотрим основные направления их применения:
I. Инновационные технологии на этапе развития мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики является неотъемлемой частью каждого занятия и по возможности должно предшествовать речевой активности детей. Пальчиковая гимнастика позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, способствует развитию артикуляционной моторики, помогает снять напряжение.
Большим успехом у детей пользуются массажеры Су Джок и тренажер Травка - это высокоэффективные и доступные методы оздоровления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях рук. Кинезеологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, когда полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы. В ходе систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, наблюдается значительный прогресс в управлении своими эмоциями.
II. Инновационные технологии на этапе развитие моторики речевого аппарата.
К ним относятся:
Артикуляционная гимнастика в сочетании с биоэнергопластикой.
Суть метода биоэнергопластики заключается в том, что ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляется движение кисти.
Систематически применяя данную технологию, я заметила, что у детей значительно ускорился процесс коррекции звукопроизношения. Это объясняется тем, что работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.
III. Игровые технологии, применяемые на всех этапах коррекционной работы.
Успех коррекционной работы напрямую зависит от создания благоприятного психологического климата и положительных эмоций на занятиях. Игровые технологии помогают решать не только проблемы мотивации, развития детей, но и здоровьесбережения, социализации.
1. Игровые технологии в проведении артикуляционной гимнастики:
К ним относятся:
Комплексы артикуляционной гимнастики в картинках, разработанные для постановки всех групп звуков. С Веселым Язычком дети никогда не устают делать артикуляционную гимнастику, ведь для выполнения одного и того же упражнения можно придумать множество условно-игровых ситуаций. На следующем занятии те же упражнения помогают преодолеть все препятствия в игре «Помоги Язычку вернуться домой». Ребенок, опираясь на картинку-символ, вспоминает упражнение, входящее в комплекс и воспроизводит его с учетом всех требований, тем самым продвигаясь по пути к дому.
Игра-упражнение: «Дятлы перестукиваются»
Игра помогает отработать многократное и длительное произнесение звука ДДД… за верхними зубами. Это упражнение, являясь одним из способов постановки звука [Р], с трудом дается многим детям, особенно детям дизартрикам, на начальных этапах работы. Выполнение упражнения представлено как перестук, своеобразное «соревнование» двух дятлов, живущих на разных концах дерева (в роли одного из дятлов может выступать сам логопед). Движущиеся фигурки дятлов и возможность получить большее количество червячков повышают мотивацию ребенка, обеспечивает необходимую длительность и кратность выполнения, а сочетание речи с движением руки стимулируют работу моторных зон головного мозга.
2. Игровые технологии, применяемые на этапе автоматизации звуков:
Для изолированной отработки звуков [С], [З] использую игру «Пильщики». Ребенок произносит звук [С] или звук [З], одновременно распиливая бревно, если звук искажается или произносится недостаточно длительно, результат не достигается и бревно остается не распиленным.
Изолированное произношение звуков [Ш] и [Ж] автоматизируем с помощью игры «Улитка». Ребенок произносит звук [Ш] или [Ж] силой воздушной струи, продвигая шарик по спирали «улитки». Эта игра также может использоваться для выработки длительной воздушной струи направленной посередине языка.
В игре «Самолетики» (изолированная отработка звуков Л, Р) самолет летит только при правильном произнесении отрабатываемого звука. При искажении звука или недостаточной длительности произнесения полет прерывается и самолетик летит вниз - планирует или разбивается.
Весьма длительный и монотонный период проговаривания поставленных звуков в словах становится очень увлекательным, если надо первым добраться до финиша (Игра «Автодром») и получить золотой кубок или покорить горную вершину (Игра «Альпинист»), установив на ней флажок победителя. Фигурка альпиниста или машинка продвигаются вперед, только при правильном произнесении звука в слове, в противном случае остаются на месте или уходят назад на один уступ или деление.
3. Игровые технологии, применяемые на этапе дифференциации звуков:
Игра «Фонетическая рыбалка» может использоваться как для дифференциации, так и для автоматизации различных групп звуков. При дифференциации ребенок вылавливает картинку-рыбку, говорит, какой из дифференцируемых звуков присутствует в данном слове и кладет в «ведро» с соответствующей буквой.
При автоматизации в зависимости от этапа и поставленной задачи:
называет предмет и определяет есть ли в нем автоматизируемый звук;
называет предмет, правильно проговаривая автоматизируемый звук;
- определяет, в какой позиции: в начале, в середине или в конце слова находится автоматизируемый звук.
Игра «Расставь пальчики» используется для дифференциации смешиваемых групп звуков и одновременного развития мелкой моторики. В игре участвует два ребенка. Один получает волчок со стрелкой, другой карточку с изображением дифференцируемых звуков. Ведущий крутит волчок и в зависимости от указателя стрелки говорит, что третий палец надо поставить на картинку, в названии которой есть звук З, второй ребенок ставит палец на нужную картинку и проговаривает: «Я поставил палец на «собаку», потому что это слово начинается со звука С. Задача: поставить максимальное количество пальцев, не отрывая ни одного от карточки. Наличие на карточке нескольких картинок с одним и тем же звуком дает ребенку возможность выбрать наиболее удобный вариант постановки пальцев.
В игре «Шипит – свистит - жужжит – звенит» для дифференциации звуков используются артикуляционные признаки звуков и символы звуков в картинках звук Ж – жук, звук З – комар. Вариантов их использования множество в зависимости от дифференцируемых звуков логопед называет слова, а ребенок должен поднять символ звука, который услышал в слове или логопед показывает символ звука, а ребенок должен придумать с этим звуком слово и т.д.
«Домик Звуков» – игра универсальная, съемные окошки и кармашки для картинок позволяют придумать множество игровых ситуаций, и решить любую коррекционную задачу.
4. Инновационные технологии во взаимодействии с родителями.
Сложно переоценить важность включения родителей в коррекционный процесс. Стараясь повысить эффективность домашних заданий, практические игровые разработки можно оформить в файлы - папки. Еженедельно пополнять эту папку игровыми заданиями. Выполняя задания, ребенок проговаривает звуки, играет, фантазирует, просит родителей принять участие в его работе. В итоге папка становится совместным творчеством логопеда – ребенка - родителей. В начале альбома есть лист, на который ребенок приклеивает фотографию или рисует свой портрет. Этот же лист является и листом его достижений и признания одержанных побед в виде полученных наклеек.
Подводя итог, хочу сказать, что совокупность классических и инновационных технологий в предметно развивающей среде логопедического кабинета как фактор управления качеством логопедической работы в ДОУ, о которых шла речь, приводит к высоким результатам, наши дети не уходят в школу без поставленных звуков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация предметно-развивающей среды в кабинете педагога-психолога.
Расположение, зонирование, оборудование материалами и т.д.......
Организация предметно-развивающей среды в кабинете педагога-психолога
Организация предметно-развивающей среды в кабинете педагога-психолога.1.Я, Юрьева Анна Сергеевна, педагог-психолог представляю свой рабочий кабинет. Мой кабинет встречает дошкольников своей расп...
создание предметно-развивающей среды в кабинете учителя-логопеда
материал в статье будет полезен педагагам ДОУ и учителям-логопедам...
Проект "Предметно-развивающая среда в кабинете логопеда"
Краткосрочный модульный проект логопедического кабинета «Предметно-развивающая среда в кабинете логопеда»...
Доклад "Представление педагогического опыта работы на тему «Использование музейной педагогики, как инновационной технологии в создании развивающей среды ДОУ в соответствии ФГОС.»
МБДОУ Детский сад « Ласточка» с.Тарбагатай.Воспитатель: Трифонова Н.Е Представлениепедагогического опыта работы ...
Предметно-развивающая среда в кабинете логопеда
Методическая разработка в помощь практикующим логопедам дошкольных учреждений для детей с ТНР. Раскрыты цели и задачи, предметно-пространственные ресурсы и оснащение логопедического кабинета....
Создание предметно-развивающей среды в кабинете учителя-дефектолога ДОУ
В представленном материале можно познакомиться с приемами создания предметно-развивающей среды в кабинете дефектолога, с фотоматериалами....