Доклад "Представление педагогического опыта работы на тему «Использование музейной педагогики, как инновационной технологии в создании развивающей среды ДОУ в соответствии ФГОС.»
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
МБДОУ Детский сад « Ласточка» с.Тарбагатай.
Воспитатель: Трифонова Н.Е
Представление
педагогического опыта работы
на тему «Использование музейной педагогики, как инновационной технологии в создании развивающей среды ДОУ в соответствии ФГОС.»
Я, Трифонова Надежда Елизаровна, воспитатель МБДОУ Детский сад «Ласточка» хочу предложить Вашему вниманию опыт своей работы!
Целью моей работы в детском саду является гармоничное развитие детей дошкольного возраста.
Задачи, которые я перед собой ставлю:
- Формирование интегративных качеств дошкольников
- Реализация образовательных областей
- Развитие познавательных психических процессов дошкольников
- Расширение собственной методологической культуры.
Направления работы моей деятельности реализуются через применение педагогических технологий, основными являются:
1- личностно-ориентированная технология реализуется через психологическую поддержку, организацию воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.
2 - Личностно-ориентированное взаимодействие является основой для всех последующих технологий и способствует формированию всех интегративных качеств портрета выпускника детского сада;
3- здоровье сберегающая технология реализуется через организацию динамических пауз, подвижных и спортивных игр, релаксацию, гимнастики: пальчиковую, для глаз, дыхательную, бодрящую; физкультурные занятия, занятия по ЗОЖ, и др.
Здоровье сберегающая технология способствует формированию положительного социально-психологического климата в группе детей, может использоваться в ходе непосредственно образовательной деятельности и самостоятельно как совместная деятельность педагога и детей;
4- игровая технология реализуется через такие методы как: игры с правилами, подвижные игры, игры - драматизации, сюжетно – ролевые игры, режиссерские игры, сказка- терапия, создание проблемных ситуаций с элементами самооценки.
Одним из основных направлений в своей работе я использую музейную педагогику деятельность которой в воспитательно-образовательном процессе ДОУ носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка;
Музейная инновационная технология целью которой является ;
- создание условий для гражданского и патриотического воспитания дошкольников посредством музейной деятельности, формирования социальной активности , интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность;
- – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.
- Проект предполагает создание музейной базовой среды в дошкольном образовательном учреждении, целью которого является: сохранение исторического наследия и культуры , развитие краеведения дошкольника через
создание и использование многообразной деятельности музеев (мини- музеев) в дошкольном учреждении. - -воспитание любви к родному краю, селу, формирование представлений о достопримечательностях села;
- - воспитание чувства гордости за свою малую родину, её достижения и культуру;
- -обобщить и систематизировать знания о родном крае.
Дает возможность решать следующие задачи;
На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
-- Воспитание у дошкольников основ музейной культуры.
- Формирование системы ценностей ребенка, приобщение к историческому, культурному, природному наследию; воспитание толерантности, гражданственности и патриотизма; развитие познавательных, творческих, эмоциональных и речевых процессов.
- Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
- Развитие сотрудничества педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.
- повышать авторитет и престиж ДОУ, привлекать ответственность, родителей к организации процесса патриотического воспитания и обучения детей.
- Воспитывать любовь к родному селу.
- Формировать интерес к прошлому и настоящему села Тарбагатай.
- Углублять краеведческие знания о родном селе.
- Бережно относиться к историческому наследию нашего села.
Использование музейной технологии дает возможность в игровой форме провести работу;
Направленную на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями.
• Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.
• Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.
• Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением учителей предметников и педагогов дополнительного образования.
- План предварительных мероприятий к проекту:
- Рассказ воспитателя об истории развития села.
- Рассматривание фотографий и беседа на тему «Старый и новый Тарбагатай».
- Беседа на тему «Гордимся тобой, наш Тарбагатай родной».
- Экскурсии:
- Музей « Истории старообрядческой культуры в с. Тарбагатай»
- Посещение православной церкви нашего села.
- - Игра « путешествие в прошлое села».
- - Растительный и животный мир нашего края.( презентация)
Для организации работы по музейной педагогике я использую такие формы организации работы с детьми:
- I. Ежедневные
- коллекционирование вместе с детьми;
- создание мини-музеев;
- II. Еженедельные:
- Игры музейного содержания по формированию художественной культуры.
- игры-развлечения «В царстве дымковской игрушки», «Барыню сударыню принимайте в гости», «На стойбище у хозяина тайги», « Мы летим на воздушном шаре», «Мода из бабушкиного сундука».
- Игры путешествия: «Едем в цирк», «Путешествие на стойбище», «Откуда родом бабушкин сундук».
- Интеллектуально – творческие игры: «Волшебный кружок», «Заседание клуба знатоков культуры»;
- Игры – эстетические упражнения:
- «Закрась поднос», «Закончи узор»;
- Заполнение музейных словариков (рисунки, коллажи т .д.).
- Выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку)
- Рисование «Улица, на которой я живу», «Мой любимый детский сад», «Профессия моих родителей», «Как я отдыхаю?», «Что мы видели в музее?».
- Игровая деятельность
- Сюжетно-ролевые игры
- Построим улицу города , деревни ( конструирование)
- Подвижные народные игры на прогулке
- Игры- ситуации
- Развивающие игры
- III. Периодические. ; Проведение в мини-музеях тематических занятий, образовательных и обзорных экскурсий, конкурсов и викторин (приз самому любопытному посетителю музея)
Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОО заключается в следующем:
- У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.
- Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
- У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».
Музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Практика показывает, что создание музея поспособствовало возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых желания узнать больше. Это подтверждают рассказы воспитанников о посещениях в выходные дни выставок, залов краеведческого музея, а также активная помощь родителей в подборе материалов для музея.
Ожидаемые результаты:
- --Сформированность у детей представлений о родном крае и родном селе.
- --Умение видеть красоту родного края , радоваться ей.
- --Знание народных игр и народных ( русских и бурятских) праздников, традиций. . Сформированность эмоционально – личностного отношения к окружающему миру.
- -- Проявление познавательного интереса к народным играм. Сформированность основ логического мышления.
- -- Усвоение основ целостного видения окружающего мира.
- -- Сформированность коммуникативных навыков.
- -- Использование результатов в игровой деятельности.
- - речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы);
- - развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать друг с другом, потребности отстаивать свою точку зрения);
- Итог работы: Музей « русская изба» ДОУ « Ласточка»
- Воспитательная ценность:
- У детей появилось чувство гордости за свое село, за людей участвовавших в его создании, за их труд, за его неповторимую красоту.
- Познавательная ценность:
- У детей и родителей появился интерес к историческому прошлому нашего села, активность в поиске краеведческого материала, интерес к неповторимой природе родного края.
Для разработки технологии использования музейной педагогики как инновационной в процессе воспитания нравственности детей выделены следующие принципы:
- Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями.
- Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.
- Доступность.
- Наглядность.
- Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать их любознательность).
- Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).
- Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).
- Требования к проведению занятий в музее, актуальных и сегодня:
- - каждое посещение музея – это занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель;
- - воспитатель и дети должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему;
- - посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию;
- - следует отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не только для сознания ребёнка, но и взрослого»;
- - отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребёнка;
- - итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.).
Музейная педагогика дает возможность:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности.
- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на детей.
- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование музейной педагогики, как инновационной технологии в создании развивающей среды ДОУ в соответствии ФГОС
Проект предполагает создание музейной базовой среды в дошкольном образовательном учреждении, целью которого является: сохранение исторического наследия и культуры , развитие краеведения дошкольника че...
«Использование элементов музейной педагогики как инновационной технологии в формировании информационной культуры дошкольников»
Введение в образовательный процесс нетрадиционной технологии – музейной педагогики как условие просвещения воспитанников в области развития вычислительной техники, эволюции материальн...
статья по теме "Использование элементов музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры. "
Музейная педагогика – одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое быстро развивается. Мини-музей стал новой особой формой работы с детьми и родителями.Основной целью музейной педаго...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ЛЭПБУК» В СОЗДАНИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО
В статье приводится пример использования лэпбуков для организации развивающей предметно-пространственной среды в качестве инновационного метода работы с детьми дошкольного возраста....
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ По теме «Использование кинезиологии как нетрадиционной здоровьесберегающей технологии в физическом развитии и оздоровлении дошкольников»
Происходящие изменения в обществе и принятые стандарты дошкольногообразования выдвинули новые требования к системе образования. Дошкольноеучреждение призвано создать условия для интеллектуального, тво...
Участие в республиканском форуме: «Использование музейной педагогики, как инновационной технологии в создании развивающей среды ДОУ в соответствии ФГОС.»
laquo;Использование музейной педагогики, как инновационной технологии в создании развивающей среды ДОУ в соответствии ФГОС.» Музейная педагогика — это научно-практическая дисци...
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ По теме «Использование кинезиологии как нетрадиционной здоровьесберегающей технологии в физическом развитии и оздоровлении дошкольников»
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫПо теме «Использование кинезиологии как нетрадиционной здоровьесберегающей технологии в физическом развитии и оздоровлении дошкольников»...