Предметно-развивающая среда в кабинете логопеда
методическая разработка
Методическая разработка в помощь практикующим логопедам дошкольных учреждений для детей с ТНР. Раскрыты цели и задачи, предметно-пространственные ресурсы и оснащение логопедического кабинета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetno-razvivayushchaya_sreda_v_kabinete_logopeda.docx | 787.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Сазонова Т.И.
Предметно-развивающая среда в логопедическом кабинете |
Методическая разработка |
В помощь практикующим логопедам дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи. |
Сазонова Татьяна Ивановна |
23.11.2021 |
Оглавление
Глава 1 . ПАСПОРТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА 2
Глава 2 . ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА 2
Задачи коррекционного обучения 2
Назначение логопедического кабинета 3
Глава 3 . ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА 3
Глава 4 . ОСНАЩЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА 8
Преодоление нарушений звукопроизношения 8
Развитие мелкой и общей моторики 9
Зона методического сопровождения 10
Рабочий стол учителя-логопеда 10
. ПАСПОРТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 компенсирующего вида
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Учитель-логопед | Сазонова Татьяна Ивановна |
Образование | Высшее |
Стаж педагогической работы | 34 года |
Категория | Высшая |
Дата последней аттестации | январь 2017 |
Дата последних курсов повышения квалификации | октябрь 2021 |
. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА
- Диагностика речевого развития с целью социальной адаптации и коррекционного обучения.
- Коррекция нарушений речевого развития детей дошкольного возраста.
- Консультативная работа, пропаганда логопедических занятий.
Задачи коррекционного обучения
Основное содержание коррекционной работы определяется в соответствии образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи) ГБДОУ, возрастом детей, особенностями нарушений развития.
В соответствии с профилем ДОУ образовательная область «Речевое развитие» выдвинута на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности.
Образовательная область «Речевое развитие» включает следующие задачи:
- Развитие словаря;
- Формирование и совершенствование грамматического строя речи;
- Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа:
- развитие просодической стороны речи, коррекция произносительной стороны речи;
- работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов;
- совершенствование фонематического восприятия,
- развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза;
- Развитие связной речи
- Формирование коммуникативных навыков
- Обучение элементам грамоты.
Назначение логопедического кабинета
Основное назначение логопедического кабинета – создание рациональных условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами. Это предполагает, во-первых предметную среду с корригирующим, развивающим, и оздоравливающим компонентами; во-вторых, научно-методическое сопровождение образовательного процесса; в-третьих, наличие логопедической документации и, в-четвертых, информативный блок для педагогов и родителей.
. ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА
Самым привычным местом проведения индивидуальных и подгрупповых занятий является логопедический кабинет.
В пространстве логопедического кабинета условно можно выделить несколько основных и вспомогательных зон (уголков). К основным зонам следует отнести:
- учебную – зона для проведения подгрупповых занятий. Она включает рабочие места детей, демонстрационные поверхности, настенные панно;
- звукокоррекционную – стол с зеркалом для индивидуальных занятий и занятий в малых подгруппах [1]по коррекции звукопроизношения, приборы дополнительного освещения зеркала, стеллаж для пособий и приспособлений, используемых для дыхательной и артикуляционной гимнастики, для зондов, шпателей, экран для лица логопеда;
- рабочую зону учителя-логопеда – рабочий стол, шкафы для наглядных пособий, книжная полка для методической литературы, место для ТСО;
- двигательно-релаксационную – свободное место на ковре, небходимое для психогимнастики, логоритмических упражнений и релаксации.
Многие учителя-логопеды активно используют инновационные и традиционные педагогические технологии, это необходимо учитывать при моделировании развивающей среды, предусматривая вспомогательные зоны и уголки:
- Монтессори-зона (зона свободного доступа детей к дидактическим материалам);
- Сенсорный уголок (материалы для развития зрительного, слухового, тактильного, пространственного восприятия);
- Уголок сказкотерапии и куклотерапии (куклы и персонажи сказок, используемые для проведения сюрпризных моментов на занятии, для развития связной речи, преодоления логофобии[2])
- Уголок пескотерапии и акватерапии , пальчиковый бассейн (для развития кистевых движений, стимуляции рецепторов на пальцах рук и активизации речевой деятельности);
Компоненты предметной среды
Предметный аспект локальной образовательной среды логопедического кабинета может включать следующие компоненты:
№ п/п | Наименование | Компонент предметной среды |
1 | Аппаратура | Компьютер с обучающими, развивающими и диагностическими программами, комплексами, магнитофон, диктофон, песочные часы, таймер, часы и др. |
2 | Инструментарий | Наборы логопедических зондов, шпатели, зондозаменители, салфетки бумажные, влажные, спиртовые, дезинфицирующий материал |
3 | Мебель и специальное оборудование | Настенное зеркало, индивидуальные зеркала, стулья, столы, полки, стеллажи, ковер, светильники дополнительного освещения |
4 | Демонстрационное оборудование | Настенные и переносные доски, наборное полотно, фланелеграф с фигурками, картинками, коврограф, настенное панно из различных материалов |
5 | Канцелярские принадлежности, раздаточный материал | Карандаши, ручки, маркеры, индивидуальные тетради детей, листы бумаги или альбомы для раскрашивания |
6 | Дидактический материал | Наглядно-иллюстративный материал (картины, картинки, серии предметных и сюжетных картинок, альбомы), игрушки (образные, звучащие, дидактические и др.); муляжи, конструкторы, настольно-дидактические игры, макеты, наглядные и схематические модели, , счетный материал, касса букв и слогов, пособия для развития диафрагмально-речевого дыхания, фонематического слуха, ручного праксиса и мелкой моторики |
7 | Методические пособия и методическая литература, документация учителя-логопеда | Справочники, энциклопедии, методические рекомендации, хрестоматии, альбомы для обследования речи, альбомы с иллюстрациями и репродукциями, сборники, рабочие тетради, детская художественная литература; Документация учителя-логопеда (законы, методические письма, положения, инструкции, программы, планы, речевые карты, протоколы обследования детей, протоколы выпуска-продления, отчеты, мониторинги и т.д.). |
Условия предметной среды
Создавая в логопедическом кабинете оптимальные условия для речевого и интеллектуального развития ребенка, следует помнить об эстетической составляющей пространственной среды. В оформлении интерьера желательно соблюдать единство стиля.
Известно, что цвет стен, мебели, предметов оформления интерьера оказывает непосредственное влияние на эмоциональное состояние занимающихся детей, способствует стимуляции, или напротив, подавлению их речевой активности, снижению внимания, работоспособности.
Основной или оттеночный цвет | Воздействие на человека |
Синий | Оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает головные боли, понижает аппетит, стимулирует умственную деятельность |
Голубой | Оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении |
Фиолетовый | Угнетает психические и физиологические прцессы, снижает настроение |
Красный | Активизирует, повышает физическую работоспособность; вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы |
Зеленый | Успокаивает, создает хорошее настроение; повышает защитные силы организма, способствует угасанию воспалений, стимулирует зрение |
Розовый | Оказывает тонизирующее действие |
Желтый | Вызывает чувство покоя, нейтрализует негативные и агрессивные реакции |
Санитарно-гигиенические правила (СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций») выдвигают свои требования к предметно-развивающей среде образовательного учреждения:
- безопасность для жизни и здоровья детей;
- соответствие кубатуры;
- соответствие освещенности;
- соответствие вентиляции;
- соответствие теплоизоляции;
- соответствие мебели.
В основном в зданиях детских дошкольных учреждений не предусмотрены специальные помещения для логопедических кабинетов, их нередко организовывают в неприспособленных комнатах, как правило, маленького метража. Трудно соблюдать правило соответствия кубатуры. Поэтому учителю-логопеду рекомендуется двигательно-насыщенные виды работы на занятиии (динамические паузы, упражнения с применением мяча, речевые игры с движением) выносить за стены «малометражного кабинета».
Не менее важное значение уделяется соблюдению воздушно-теплового режима, предусматривающего постоянную температуру в помещении (+18…+20 ° С), регулярное сквозное проветривание.
Следует позаботиться о том, чтобы в кабинете логопеда была достаточная звукоизоляция, т.к. посторонние звуки отвлекают и дезорганизуют дошкольников.
Особое место занимает режим освещенности. В кабинете должно быть светло. Основной вид освещения – естественное , солнечное. Недостаток света приводит к снижению остроты зрения, к нарушению осанки. Искусственное освещение включают лишь по необходимости в соответствии с астрономическим календарем определенной местности. Дополнительного освещения требуют настенное зеркало в звукокоррекционной зоне и уголок продуктивной деятельности (где ребенок пишет, рисует…)
Физиологическую комфортность ребенка на занятии во многом определяет мебель: ее соответствие антропометрическим показателям ребенка, многофункциональность, дизайн.
Основные размеры столов и стульев для детей раннего возраста и дошкольного возраста [3]
Группа роста детей (мм) | Группа мебели | Высота стола (мм) | Высота стула (мм) |
до 850 | 00 | 340 | 180 |
свыше 850 до 1000 | 0 | 400 | 220 |
с 1000-1150 | 1 | 460 | 260 |
с 1150-1300 | 2 | 520 | 300 |
с 1300-1450 | 3 | 580 | 340 |
с 1450-1600 | 4 | 640 | 380 |
. ОСНАЩЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА
По целенаправленному оснащению и применению кабинет можно условно разделить на несколько рабочих зон:
Образовательная зона
Образовательная зона по развитию лексико-грамматических категорий и подготовке к освоению грамоты. Это пространство оборудовано:
- многофункциональной магнитной доской;
- двумя учебными столами и девятью стульями;
- ковром напольным детским;
- дидактическим и раздаточным материалом по лексическим темам:
- комплектом цветных магнитов (10 шт), комплектом цветных магнитов-смайликов(20 шт);
- указками (1 деревянная и 1 лазерная);
- мячами из различных материалов и размеров (4 шт)
- мнемотаблицей «Характеристика звука»;
- цветными домиками (зеленый, красный, синий);
- дидактическим и раздаточным материалом по обучению грамоте;
- материал для работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза;
- настольно-печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза («Подбери схему», «С чего начинается слово», «Фонематика» и т.п.);
- тетрадями для детей по развитию лексики и подготовке к обучению грамоте;
- азбука настольная,
- буквы из различных материалов,
- обводки, материал для штриховки букв.
- Кроссворды, ребусы, слоговые таблицы для чтения.
- Игровой материал «Составь слог, слово, предложение и др.
Преодоление нарушений звукопроизношения
Здесь располагаются:
- стол с зеркалом и светильником;
- набор постановочных зондов и зондозаменителей;
- салфетки;
- наборы деревянных одноразовых шпателей (2 набора);
- дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания («Мыльные пузыри» (5шт), «Фонтанчик» (5шт), «Трубочки с шариком» (5 шт), «Вертушки» (5 шт), перышки, сухие листочки , снежинки, самолетики, тучки на ниточках и т.п.);
- тренажеры для отработки изолированных звуков «Логопедические спиральки»;
- материал для автоматизации и дифференциации звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты, словесные игры).
- игры для автоматизации и дифференциации звуков («Дубль», «Магазин», «УНО», «Выбери картинку», «Логопедическое лото», «Летает-не летает», «Сет», «Ходилки» «Что везет самолет?», «Необычные цветы», « Да-нетка», пазлы «Собери картинку-назови предметы», методическое пособие «Упрямые звуки» – с, ш, ж, л, р и др.).
- картинный материал по звукам;
Развитие мелкой и общей моторики
- «Гонзики» - 5 шт;
- «Пальчиковые бассейны» с различными наполнителями (желудями, каштанами, фасолью, горохом, чечевицей, мелкими морскими камешками и т.д.) – 1 шт.
- «Улитка Пиаже»;
- бусины и леска для их нанизывания – 5 шт.
- бусы для игры в «Бусляндию» - 6 шт;
- игры «Составь из частей» для коврографа и магнитной доски по лексическим темам;
- конструктор «Репейник» - 1 коробка;
- кубики «Собери картинку» - 2 коробки;
- массажные шарики «Су-Джок»– 10 шт.
- мелкие игрушки-фигурки животных, посуды, продуктов питания;
- мозаика – 2 шт.;
- муляжи овощей, фруктов;
- набор «Математический планшет» - 1шт.;
- плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по лексическим темам;
- разноцветные помпоны;
- разноцветные прищепки и занимательные фигурки к ним;
- разрезные картинки и пазлы по лексическим темам;
- цветные карандаши – 5 стаканов-карандашниц (из18 коробок).
- цветные счетные палочки Кюизенера – 1 коробка;
- мячи.
Зона методического сопровождения
Она представлена книжным шкафом и содержит следующие разделы:
- справочная литература по логопедии и детской психологии;
- методическая литература по коррекции звукопроизношения;
- методическая литература по преодолению ОНР;
- методический комплект к образовательной программе Н. В. Нищевой (в соответствии с рабочей программой учителя-логопеда);
- методический комплект для обследования речевого и общего развития детей;
Рабочий стол учителя-логопеда
В рабочем столе находится документация:
- рабочая программа;
- приложение к рабочей программе (календарный план, план индивидуальной работы с детьми);
- нормативные документы;
- речевые карты;
- тетрадь взаимосвязи с воспитателями;
- паспорт логопедического кабинета;
- журнал профработы;
Информационная зона
Информационная зона для педагогов и родителей расположена на планшетах «Советы логопеда» в раздевалке, и содержит популярные сведения, советы и рекомендации о развитии и коррекции речи детей.
[1] Малые подгруппы – 2-3 человека
[2] Логофобия, или глоссофобия — навязчивый страх перед речью, связанный с логоневрозом (заиканием).
[3] СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
предметно-развивающая игровая среда в дошкольном образовательном учреждении
Игра -это ведущий вид деятельности дошкольников и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру....
Предметно-развивающая игровая среда самых маленьких
особености организации предметно-развивающей игровой среды для детей 2-3 лет...
Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста
Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...
"Организация предметно-развивающей музыкальной среды в группе"
Консультация для воспитателей ДОУ...
Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста.
Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в ...
Предметно - развивающая, игровая среда в 1 младшей группе
В период детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача — сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно ...
Предметно-развивающая.игровая среда в средней группе в соответствиис ФГОС
По 5 областям.Содержание центров....