Развитие зрительного восприятия и внимания у детей с помощью наложенных (зашумленных) картинок
консультация по коррекционной педагогике

Азовцева Светлана Юрьевна
Одним из эффективных упражнений в формировании зрительных функций у дошкольников является работа с зашумленными (наложенными) рисунками. Это обусловлено тем, что зрительно воспринимаемый предмет или его изображение является комплексным зрительным раздражителем. Представлены варианты упражнений для работы с детьми. Особенно актуально для развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие зрительного восприятия и внимания у детей с помощью наложенных  (зашумленных) картинок

          Зашумлённые картинки (они же наложенные изображения, они же наложенные фигуры Поппельрейтера) пришли на помощь детям из военной психоневрологии. Наложенные изображения были придуманы для изучения зрительных нарушений у солдат, получивших черепно-мозговые травмы на войне. Но как происходит со многими полезными находками, применяются гораздо шире.

               Специалисты отмечают взаимосвязь между сформированностью навыков чтения, письма и состоянием зрительного восприятия.  Психологами доказано: чем выше уровень зрительного распознавания образов, тем выше скорость и качество овладения навыками чтения и письма.

     Все функции, обеспечивающие зрительно пространственное различение предметов, интенсивно формируются в дошкольном возрасте.

         Поле зрения, начиная с 6-летнего возраста, делает громадный скачок в своем развитии, приближаясь к величине поля зрения взрослого человека.

Формирование остроты зрения происходит у ребенка до 7 лет.

Однако у некоторых первоклассников наблюдаются недостатки зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти.

Среди них могут быть:

• Нарушено формирование зрительного образа буквы, цифры, графического элемента. Ребенок не соотносит элементы, путает сходные по конфигурации буквы, цифры; пишет лишние элементы или не дописывает элементы буквы, цифры; заменяет буквы другими по графическому сходству.

• Плохое запоминание конфигурации букв при чтении и, соответственно, медленный темп; угадывание букв; возвратные движения глаз; пропуск, добавление, перестановка букв; затруднение понимания прочитанного.

• Зеркальное написание букв, цифр, графических элементов.

• Плохое выделение геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг-овал, квадрат-ромб-прямоугольник).

  Для того, чтобы избежать подобных трудностей, необходимо вводить упражнения на тренировку зрительного восприятия уже с 4-5 лет.

 

Одним из эффективных упражнений в формировании зрительных функций у дошкольников является работа с зашумленными (наложенными) рисунками.

Это обусловлено тем, что зрительно воспринимаемый предмет или его изображение, как правило, является комплексным зрительным раздражителем, для правильного восприятия, которого необходим ряд условий:

  • рассматривание объекта;
  • выделение его существенных признаков;
  • установление отношений этих признаков и синтез их в известные группы, которые определяют конечное восприятие зрительного объекта;
  • торможение признаков, которые не имеют существенного значения.

           

Анализ зашумлённых картинок

Цель дидактической игры: узнавание предметов по их контурам среди нескольких наложенных изображений.

   Предъявите ребенку не рисунок с контурами четырёх предметов, лежащих поверх друг друга (пример зашумлённого изображения).

Ход игры: рассмотреть картинку, а потом назвать всё, что здесь нарисовано. Когда предмет ребёнком узнан, предложите ему : «Обведи его пальчиком».

Обратите внимание! Соскальзывает ли пальчик ребенка при обведении контура предмета на другие изображения или нет. Соскальзывание – это минус зрительному восприятию. Если ребёнок ещё не показал все фигуры, но уже бездействует, стимулируйте вопросами: «А что-нибудь ещё есть на картинке? Покажи, пожалуйста».

     Предъявлять зашумлённые картинки надо от простого к сложному.

 Варианты игры с наложенными изображениями

  • Найти и выделить среди овощей – фрукт (или наоборот: фрукт среди контуров овощей).
  • Найти и выделить среди контуров домашних животных – дикого зверя (или наоборот).
  • Найти и выделить указанную цифру и букву.
  • Отыскать среди силуэтов морских животных – контур сухопутного животного.
  • Выделить контуры животных жарких стран.
  • Отыскать и выделить указанную геометрическую фигуру (либо несколько геометрических фигур).
  • Выделить силуэты северных животных.
  • Найти и выделить среди силуэтов домашних птиц – дикую (или наоборот).
  • Найти контур животного посреди насекомых.
  • Найти среди ветвей контуры животных и/или птиц.
  • Назови все предметы и всех животных на картинках. Как их можно назвать одним словом?
  • Кто спрятался на рисунках? Назови и сосчитай!
  • Кого увидел волк?
  • Посмотри внимательно на картинку, найди и сосчитай всех черепах.
  • Какие животные спрятались на рисунке?

Указанный контур дети могут выделить разными способами:

• обвести, заштриховать, раскрасить прозрачными красками или светлыми фломастерами (чтобы было видно контур), карандашами, восковыми мелками или пастелью;

• закрасить контур клеем ПВА, а затем посыпать песком, манкой, солью;

• вырезать силуэт ножницами.

Наложенных изображений в интернете море. Но иногда надо создать материал под конкретную тему. Это легко сделать с помощью трафаретов.

Для детей младшего возраста подбирают трафареты с более крупным и простым рисунком. Для старших детей можно использовать от 3 до 5 более мелких и сложных силуэтов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционной образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия для подготовительной группы детей с нарушением зрения по теме «Наша армия родная»

Расширить представления детей об армии.Формировать целеустремленность, осмысленность зрительного рассматривания картинок с изображением военной техники, военной тематики.Учить понимать заслоненн...

Методическая разработка «Использование Рамок Монтессори в развитии зрительного восприятия и памяти у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»

В материале даны конкретные методические рекомендации  для работы с рамками Монтессори в развитии зрительного восприятия и памати у детей, которые могут использовать в своей работе дефектологи, п...

Дидактические игры и упражнения по развитию зрительного восприятия бинокулярного зрения у детей с нарушением зрения

Дидактические игры и упражнения по развитию зрительного восприятия бинокулярного зрения у детей с нарушением зрения...

Коррекционная помощь по развитию зрительного восприятия и внимания у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Коррекционная помощь по развитию зрительного восприятия и внимания у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта...

Коррекция развития зрительного восприятия и внимания у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста

Особенности восприятия и внимания детей с задержкой психического развития, упражнения способствующие коррекции и развитию...