Развитие зрительного восприятия и внимания у детей с помощью наложенных (зашумленных) картинок
консультация по коррекционной педагогике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_zritelnogo_vospriyatiya_cherez_zashumlennye_kartinki.docx | 974.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие зрительного восприятия и внимания у детей с помощью наложенных (зашумленных) картинок
Зашумлённые картинки (они же наложенные изображения, они же наложенные фигуры Поппельрейтера) пришли на помощь детям из военной психоневрологии. Наложенные изображения были придуманы для изучения зрительных нарушений у солдат, получивших черепно-мозговые травмы на войне. Но как происходит со многими полезными находками, применяются гораздо шире.
Специалисты отмечают взаимосвязь между сформированностью навыков чтения, письма и состоянием зрительного восприятия. Психологами доказано: чем выше уровень зрительного распознавания образов, тем выше скорость и качество овладения навыками чтения и письма.
Все функции, обеспечивающие зрительно пространственное различение предметов, интенсивно формируются в дошкольном возрасте.
Поле зрения, начиная с 6-летнего возраста, делает громадный скачок в своем развитии, приближаясь к величине поля зрения взрослого человека.
Формирование остроты зрения происходит у ребенка до 7 лет.
Однако у некоторых первоклассников наблюдаются недостатки зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти.
Среди них могут быть:
• Нарушено формирование зрительного образа буквы, цифры, графического элемента. Ребенок не соотносит элементы, путает сходные по конфигурации буквы, цифры; пишет лишние элементы или не дописывает элементы буквы, цифры; заменяет буквы другими по графическому сходству.
• Плохое запоминание конфигурации букв при чтении и, соответственно, медленный темп; угадывание букв; возвратные движения глаз; пропуск, добавление, перестановка букв; затруднение понимания прочитанного.
• Зеркальное написание букв, цифр, графических элементов.
• Плохое выделение геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг-овал, квадрат-ромб-прямоугольник).
Для того, чтобы избежать подобных трудностей, необходимо вводить упражнения на тренировку зрительного восприятия уже с 4-5 лет.
Одним из эффективных упражнений в формировании зрительных функций у дошкольников является работа с зашумленными (наложенными) рисунками.
Это обусловлено тем, что зрительно воспринимаемый предмет или его изображение, как правило, является комплексным зрительным раздражителем, для правильного восприятия, которого необходим ряд условий:
- рассматривание объекта;
- выделение его существенных признаков;
- установление отношений этих признаков и синтез их в известные группы, которые определяют конечное восприятие зрительного объекта;
- торможение признаков, которые не имеют существенного значения.
Анализ зашумлённых картинок
Цель дидактической игры: узнавание предметов по их контурам среди нескольких наложенных изображений.
Предъявите ребенку не рисунок с контурами четырёх предметов, лежащих поверх друг друга (пример зашумлённого изображения).
Ход игры: рассмотреть картинку, а потом назвать всё, что здесь нарисовано. Когда предмет ребёнком узнан, предложите ему : «Обведи его пальчиком».
Обратите внимание! Соскальзывает ли пальчик ребенка при обведении контура предмета на другие изображения или нет. Соскальзывание – это минус зрительному восприятию. Если ребёнок ещё не показал все фигуры, но уже бездействует, стимулируйте вопросами: «А что-нибудь ещё есть на картинке? Покажи, пожалуйста».
Предъявлять зашумлённые картинки надо от простого к сложному.
Варианты игры с наложенными изображениями
- Найти и выделить среди овощей – фрукт (или наоборот: фрукт среди контуров овощей).
- Найти и выделить среди контуров домашних животных – дикого зверя (или наоборот).
- Найти и выделить указанную цифру и букву.
- Отыскать среди силуэтов морских животных – контур сухопутного животного.
- Выделить контуры животных жарких стран.
- Отыскать и выделить указанную геометрическую фигуру (либо несколько геометрических фигур).
- Выделить силуэты северных животных.
- Найти и выделить среди силуэтов домашних птиц – дикую (или наоборот).
- Найти контур животного посреди насекомых.
- Найти среди ветвей контуры животных и/или птиц.
- Назови все предметы и всех животных на картинках. Как их можно назвать одним словом?
- Кто спрятался на рисунках? Назови и сосчитай!
- Кого увидел волк?
- Посмотри внимательно на картинку, найди и сосчитай всех черепах.
- Какие животные спрятались на рисунке?
Указанный контур дети могут выделить разными способами:
• обвести, заштриховать, раскрасить прозрачными красками или светлыми фломастерами (чтобы было видно контур), карандашами, восковыми мелками или пастелью;
• закрасить контур клеем ПВА, а затем посыпать песком, манкой, солью;
• вырезать силуэт ножницами.
Наложенных изображений в интернете море. Но иногда надо создать материал под конкретную тему. Это легко сделать с помощью трафаретов.
Для детей младшего возраста подбирают трафареты с более крупным и простым рисунком. Для старших детей можно использовать от 3 до 5 более мелких и сложных силуэтов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по сенсорному развитию на тему:"Планирование по развитию зрительного восприятия и внимания у детей 2-3 года обучения".
Планирование по развитию зрительного восприятия и внимания у детей 2-3 года обучения...
Конспект коррекционной образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия для подготовительной группы детей с нарушением зрения по теме «Наша армия родная»
Расширить представления детей об армии.Формировать целеустремленность, осмысленность зрительного рассматривания картинок с изображением военной техники, военной тематики.Учить понимать заслоненн...
Методическая разработка «Использование Рамок Монтессори в развитии зрительного восприятия и памяти у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»
В материале даны конкретные методические рекомендации для работы с рамками Монтессори в развитии зрительного восприятия и памати у детей, которые могут использовать в своей работе дефектологи, п...
Дидактические игры и упражнения по развитию зрительного восприятия бинокулярного зрения у детей с нарушением зрения
Дидактические игры и упражнения по развитию зрительного восприятия бинокулярного зрения у детей с нарушением зрения...
Коррекционная помощь по развитию зрительного восприятия и внимания у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Коррекционная помощь по развитию зрительного восприятия и внимания у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта...
Коррекция развития зрительного восприятия и внимания у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста
Особенности восприятия и внимания детей с задержкой психического развития, упражнения способствующие коррекции и развитию...