Дидактические игры и упражнения по развитию зрительного восприятия бинокулярного зрения у детей с нарушением зрения
консультация по коррекционной педагогике на тему
Дидактические игры и упражнения по развитию зрительного восприятия бинокулярного зрения у детей с нарушением зрения
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дидактические игры для упражнений по развитию зрительного восприятия бинокулярного зрения
«В игре ребенок открывает для себя целый мир образов и красок. Насколько яркий, богатый и реальный будет этот мир, зависит от нас, взрослых».
К. Ушинский
В процессе обучении дошкольников с нарушением зрения особенное место занимает дидактическая игра, заключающая в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, для стимулирования самостоятельности и активного мышления.
Являясь одним из ведущих видов обучения, дидактические игры дают возможность закреплять и уточнять знания, получаемые детьми на занятиях. Увлеченный игровым занятием ребенок незаметно выполняет дидактическое задание, то есть обучается играя.
Опыт работы в специализированных дошкольных заведениях для детей с нарушением зрения показывает, что зрительное восприятие этих детей имеет свои особенности: неполноценное зрение не дает возможности ясно видеть качества, признаки, строение, взаиморасположение в отдельных предметов, их положение в пространстве.
То есть это дети с сенсорными нарушениями. А поскольку познавательная деятельность детей формируется на бедной сенсорной основе - представления детей неточные , носят фрагментальный характер.
Полученная с помощью неполноценного зрения информация слабо закрепляется в памяти, это так называемые забытые зрительные впечатления (то есть не сохранение в памяти признаков предметов, что в свою очередь, затрудняет воссоздание образа).
Дети с нарушениями зрения имеют не только особенности восприятия, а при тяжелых формах зрительного заболевания отличаются и особенности развития игровой деятельности: /
- низкая заинтересованность игрой (уровень манипуляции с игровым
материалом);
. отсутствие заинтересованности к выигрышу;
- отступление от правил игры;
. использование игрового материала не по назначению;
- кратковременность игры (в случае утраты интереса к дидактическому заданию);
- свернутость речи.
Все это требует своевременного вмешательства. И дидактическая игра с учетом индивидуальных особенностей детей, их зрительных возможностей - чудесный способ осуществление такой коррекции. Под воздействием систематического использования доступных дидактических игр с коррекционной направленностью появляются возможности, ускоряющие темпы развития ребенка, формирующие новые способы овладения знаниями и умениями. Что в свою очередь осуществляет внимание на улучшения зрительного внимания, развитию зрительного внимания и стимуляцию деятельность зрительной системы в целом. При целенаправленном содержательном восприятии, обеспеченном дидактической игрой, улучшается различительная способность (узнавание и выделение предмета), расширяется поле зрения объектов, их динамическое восприятие, развивается бинокумерное зрение, обеспечивающее восприятие трехмерного пространства и являющееся необходимым условием формировании стереоскопического зрения у детей и формирование полноценного зрительного образа.
Накопление зрительного опыта, в свою очередь, ведет к усовершенствованию приемов восприятие реальных предметов окружающей действительности и является важным условием усвоения знаний детей с нарушением зрения.
На первом этапе работы, детям предлагают дидактические игры, направленные на формирование правильных представлений о сенсорных эталонах на основе отличительных черт каждого качества предмета путем зайдествия всех доступных анализаторов, то‘есть на полисенсорной основе. В
дидактических играх «Назови цвет», «Подбери по форме», «Узнай по описанию», «цвета» и т. п. Стимулируется зрительная исследовательская деятельность.
На следующем этапе в серии дидактических игр уточняются и расширяются представление детей о предмете. Дети выделяют существенные, характерные признаки и качества объектов, называют основные части их строения и устанавливают пространственные отношения между ними, сравнивают, находят сходства и отличие. С детьми ведется работа по овладению зрительно-тактильным способом обследования предметов с выделением их опознавательно-сенсорных признаков в дидактических играх «Веселые пальчики», «Чудесный мешочек», «Узнай на ощупь», «Угадай по описанию».
А так же дидактические игры, позволяющие шире использовать внешние данные предмета и манипуляционные действия с ним (измерение, сравнение и сопоставление): «Каждый в свой домик», «Чашки и блюда».
На третьем этапе работы акцентируется внимание на группировке предметов и классификации по характерным признакам или родовым понятиям: «Жители леса», «Сад - огород».
Дидактические игры планируют по развитию предметных представлений, сенсорных функций, анализирующего наблюдение в речевом развитии (уточнение словари, развитие связной речи) и т.п. по ознакомлению с окружающим миром, ориентацией в пространстве и формированию элементарных математических представлений.
Содержание дидактических игр . В них отображены
явление природы, быт людей, реалии окружающего мира. Такие игры, как «Что для чего», «Кому что?» - уточняют представление детей о ближайшем окружении о предметах первой необходимости.
Умение выделять признаки, анализировать, обобщать закрепляется в играх «Новоселье», «Умелые руки».
Большую группу составляют игры по сенсорному воспитанию детей, развитию форм мыслительной деятельности, психических процессов. Это такие
игры: «Составь из частей», «Чего не хватает?», «Найди пару», «На что похоже?».
Дидактические игры на закрепление понятий о форме предметов: «Большой - маленький» и т.п.
Большое значение для развития зрительного восприятия, стимуляции зрительного поиска имеют дидактические игра по развитию навыков ориентации в пространстве и во времени.
«Когда это бывает?», «Что где стоит?».
Особое место занимают дидактические игры по развитию речи и ознакомлению с природой. А этих играх формируется представление о предмете, конкретизируется значение слов, обозначающих названия предметов, развивается обобщающая речевая деятельность. Во время слухового восприятия зрительный анализатор остается в состоянии покоя, что снимает спазм аккомодации.
Дидактические игры на темы:
Игра | Тема |
«Игрушки» | «Магазин» |
«Времена года» | «Когда это бывает?», «Подбери по сезону» |
«Части тела» - «Доктор Айболит» | «Доктор Айболит» |
«Мебель» | «Магазин», «мы в гостях» |
«Посуда» | «Накорми куклу», «Делай как мама» |
«Дикие и домашние животные» | «Зоологическое лото», «Что кто ест?», «Чей хвост?» |
«Семья» | «Ты и я - дружная семья», «Семейный портрет» |
«Предметы быта» | «Кому что нужно?», «Что это стоит?» |
«Транспорт» | «На нашей улице», «Разные рельсы», «Светофор» |
«Птицы» | «Угадай по описанию», «Чей хвост?» L |
«Профессии» «Кому что нужно?», «Кто что делает?»
Дидактические игры для практического овладения грамматическими формами родного языка
«Кто или что?» | Живые и не живые предметы |
«О ком она говорит?» | Род существительных |
«Один и много» | Число существительных |
«Кто это?» «Кого видишь?» «Опиши игрушку» | Падеж существительных |
«Кто о ком заботится?» | |
«Радуга» | Прилагательные |
«Посмотри, сравни» | Употребления сравнительных степеней прилагательных |
Правильный подбор и качество изготовлении дидактических игр, их систематическое применение обеспечивают оптимальные условия окружающего мира.
Дидактические игры расширяют бедные представления детей с нарушениями зрения, развивают важные сенсорные функции, формируют способы и приемы полисенсорного восприятия сохранными анализаторами. Дидактические игры способствуют развитию координации движений, ориентировке в пространстве, активизируют речь, умения пользоваться ослабленным зрением, закладывают основу компенсаторной деятельности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционной образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия для подготовительной группы детей с нарушением зрения по теме «Наша армия родная»
Расширить представления детей об армии.Формировать целеустремленность, осмысленность зрительного рассматривания картинок с изображением военной техники, военной тематики.Учить понимать заслоненн...
Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения
Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения...
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия «Поможем Федоре…» для детей с нарушением зрения подготовительной к школе группы
В конспекте автор используемые технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, приемы эйдотехники, мнемотехники....
«Дидактическая игра со светом на развитие зрительного восприятия для воспитанников 5-7 лет с нарушением зрения»
Методический материал представляет собой подбор дидактических игр со светом для детей с ОВЗ (нарушение зрения)....
Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия
Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия...
Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения...
«Коррекционные дидактические игры и упражнения на развитие цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения»
laquo;Коррекционные дидактические игры и упражнения на развитие цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения»...