Индивидуальная программа развития и сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья
материал по коррекционной педагогике

Ребенок находится на домашнем обучении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nezryachiy_rebenok.docx32.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 39»

Индивидуальная программа развития и сопровождения ребенка

с ограниченными возможностями здоровья

Ребёнок:  

Ребенок находится на домашнем обучении

Адрес места  жительства:  .

Составлена:

  старший воспитатель

 учитель-логопед

  педагог-психолог

 тифлопедагог

учитель-дефектолог

фельдшер

Г.М. Лысенко - воспитатель

Ачинск, 2018 г.

Пояснительная записка

Индивидуальная программа развития и сопровождения  ребенка составлена и реализуется на основе «Адаптированной основной образовательной программы  дошкольного образования (для детей с косоглазием и амблиопией) МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 39».  Программа составлена с учетом предоставленного анамнеза, рекомендаций медицинских специалистов, уточненного диагноза и прогноза.

Цель: организация целостной системы, обеспечивающей психолого-педагогические условия для развития и социальной адаптации ребенка в соответствии с его индивидуальными, психофизическими и возрастными особенностями и потребностями

Задачи:  

  1. развитие готовности сохранных анализаторов к работе, обучение способам обследования предметов;
  2. создание условий для развития речевой деятельности ребенка;
  3. развитие осязательно-двигательного анализатора;
  4. умение описать речевыми средствами  происходящие с объектами изменения;
  5. развитие последовательного восприятия с помощью руки;
  6. восприятие рельефного изображения (точка, линия (в пространстве),  плоский предмет (рельеф, контур);
  7. развитие социально-коммуникативных навыков;
  8. формирование педагогической позиции родителей.

Общие сведения о ребёнке

Фамилия:   

Имя:           

 Отчество:       

Дата рождения .2012 г.

 Продолжительность программы:  сентябрь 2018 г. – май 2019 г.

Форма работы:  индивидуальная.

По коллегиальному заключению территориальной ПМПК г. Ачинска протокол № 11 от 13.02.2017 г.: является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья; по результатам психолого-медико-педагогического обследования имеет особенности в физическом и психическом развитии и отклонении в поведении; нуждается в создании условий для получения образования коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Рекомендовано: форма получения образования – в образовательной организации; образовательная программа – адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного общего образования обучающихся с нарушением зрения и задержкой психического развития.

 Специальные условия для получения образования:

- специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования – нуждается;

- предоставление услуг ассистента (помощника) – нуждается;

- обеспечение доступа в здания организаций – нуждается;

 - другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательной программы – занятия с тифлопедагогом.

Организация психолого-медико-педагогической помощи.

Учитель-логопед: обогащение и активизация словарного запаса, коррекция  звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, развитие лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи.

Педагог-психолог: формирование  эмоционального и продуктивного взаимодействия; формирование кинестетической чувствительности, формирование алгоритма действий через различные виды детской деятельности, формирование пространственного гнозиса через тактильное восприятие, формирование сенсомоторных навыков через развитие сенсорных эталонов, развитие вербального компонента деятельности.

Учитель-дефектолог: расширение знаний и представлений об окружающем мире с привлечением сохранных анализаторов; индивидуальная коррекция пробелов общего развития.

Врач: наблюдение офтальмолога, невролога.                   

 

 Направления работы:        

  1. Диагностическое обследование –при необходимости.
  2. Разработка и реализация программы.
  3. Работа с родителями.

Создание «безбарьерной» среды

Построение комфортной среды

Ресурсы для решения

Создание сенсорно-обогащенной среды

Звуковые

Обонятельные

Тактильные

Сигнальные опоры

- Звукоориентиры (колокольчики, бубен, погремушка и др.) для развития ориентировки в большом и малом пространствах

- Звуковые игрушки, сигналы, наборы дисков с шумами для развития слухового восприятия

- Бытовые запахи, запахи фруктов, овощей, цветов; для развития обоняния и обогащение чувственного опыта.

- Различные виды поверхностей, тканей, материалов на узнавание свойств и признаков предметов окружающего мира, природный материал для развития осязательно-двигательного восприятия, обогащения чувственного опыта.

Объекты с усиленными признаками

Звучащие, музыкальные предметы

Специально структурированная информация

-игры  со звучащими предметами, позволяющие познать окружающий мир

Игровые пособия по развитию зрительных функций и зрительно-моторной координации

-материалы для развития тонкой моторики рук (застежки, шнуровки и др.);

- предметы различные  по форме, температуре, характеру поверхности, материалу (дерево, резина, ткань и т.д.);

- рельефные изображения (точка, линия (в пространстве),  плоский предмет (рельеф, контур) и др.

 Организация психолого-медико-педагогической помощи –  коррекционно-развивающая деятельность специалистов и педагогов

Блок

Задачи

Формы реализации

Ответственный

Мониторинговые задачи

- организация комплексного психолого-педагогического изучения ребёнка в целом;

- мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы

- обследования ребенка всеми специалистами;

- разработка рекомендаций для составления индивидуальной программы сопровождения ребёнка;

- наблюдение за динамикой развития ребенка

Педагоги, специалисты, участвующие в сопровождении ребенка

Воспитательные задачи

- решение вопросов социализации, повышения самостоятельности

- становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении

- воспитание положительных личностных качеств

- совместная работа специалистов в этом направлении

- оказание консультативной помощи семьям для решения возникающих проблем

Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка

Коррекционно-развивающие задачи

- развитие компенсаторных механизмов

становления психики и деятельности ребёнка, преодоление и предупреждение у него вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров

- тесное сотрудничество всех специалистов учреждения, участвующих в сопровождении ребенка, в решении коррекционно-развивающих задач

- обучение родителей и воспитателей отдельным психолого-педагогическим приёмам, повышающим эффективность взаимодействия с ребёнком, стимулирующим его активность в повседневной жизни

Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка

Образовательные задачи

- развитие познавательной активности;

- формирование у него всех видов детской деятельности;

- разработка интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики

- организация коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка

Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка

Расписание деятельности из учёта потребностей ребёнка

Направление работы

Дни посещений

Ф.И.О. специалиста

утро

Педагогическое сопровождение

вторник, пятница

воспитатель

Психологическое сопровождение

вторник

педагог-психолог

Тифлопедагогическое сопровождение

пятница

тифлопедагог –

Логопедическое сопровождение

пятница

логопед –

Дефектологическое сопровождение

вторник

учитель дефектолог –

Направление деятельности с ребенком педагогов и специалистов

Специалист

Направление деятельности

Задачи

Предполагаемый результат

1. Учитель-логопед

1. коррекция звукопроизношения;

2. развитие фонематического восприятия;

3. обогащение и активизация словарного запаса;

4. развитие лексико-грамматического строя речи;

5. развитие связной речи

  -развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);

- работа над развитием фонематического восприятия

-формирование умения запоминать и воспроизводить цепочки звуков

-правильно произносит    сонорные звуки,

 -воспроизводит слова различной звуко-слоговой структуры (изолированно и в условиях контекста);

2.Дефектолог

1. .Ориентировка в пространстве.

2 .Социально – бытовая ориентировка

3. Слуховое и осязательное восприятие

4. Общих движений, мелкой моторики

Обучать  воспринимать предметы окружающей действительности на основе сохранных анализаторов;  учить навыкам социального поведения, развивать крупную и мелкую моторику..

Развитие слухового, осязательного восприятия  в соответствии с возрастом; ориентирование  « на себе» и в пространстве в соответствии с возрастом; развитие представление ребенка о своих возможностях

3.Педагог-психолог

4. Педагог

5. Тифлопедагог

- развитие мелкой моторики (развивать умение вкладывать, нанизывать, шнуровать);

 - развитие осязательного восприятия пространства (формировать способы активного осязания (дети могут передвигаться, ощупывая руками стены, шкафы, кровати); умение различать и сопоставлять некоторые свойства предметов по форме, температуре, характеру поверхности, материалу (дерево, резина, ткань);

- развитие слухового восприятия пространства (развивать умения локализовать направление по звуку, голосу (неподвижный и перемещающийся источник в замкнутом пространстве); игры со   звучащим   мячом,   колокольчиком;   узнавать   предметы   по   звукам, сопровождающим действие с ними (предметы обихода, находящиеся в постоянном  пользовании  у  детей  в  детском саду и дома). Формировать умение различать по голосам окружающих людей, узнавать голоса животных);

- развитие зрительного восприятия пространства (формировать умение узнавать предметы знакомого пространства, учить выделять зрительные признаки предметов, наполняющих знакомое пространство (форма, величина));

- ориентировка на своем теле и телах близких людей (формировать  представления  о  собственном  теле  ребенка,  умение находить и показывать части тела и лица, определять парные органы; развивать умение ориентироваться по сторонам собственного тела «на себя» и «от себя», правильно употреблять слова «справа», «слева», различать пространственное направление и уметь показывать: впереди-вперед, сзади- назад,  налево-слева,  направо-справа,  вверху-внизу,  напротив;  правильно употреблять в речи предлоги «за», «перед»; обозначать в речи расположение частей своего тела соответствующими пространственными терминами: правая рука/нога, левая рука/нога, голова вверху, ноги внизу, грудь спереди, спина сзади);

- пространственные признаки предметов ближайшего окружения (формировать представления о предметах, наполняющих знакомое пространство (дом, квартира, детский сад): игрушки, мебель, посуда, одежда; формировать навыки обследования данных предметов; учить использовать эти предметы в практической деятельности и при ориентировке.        Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчёта «от себя»:

 • Внимательно ощупывать игрушки и другие предметы, выделять их пространственные признаки по направляющим инструкциям тифлопедагога, следуя предложенному плану;

• Показывать направления ближайшего пространства с точкой отсчёта «от себя» направо-налево, вверх-вниз, вперёд-назад;

• Находить и располагать игрушки и другие предметы в ближайшем пространстве вокруг себя справа-слева, вверху-внизу, впереди-позади;

• Понимать и выполнять практические действия, связанные с ориентировкой в пространстве, в соответствии со словесными инструкциями педагога: возьми игрушку в правую (левую) руку, поставь машину около стула, поставь пирамиду на стол, возьми игрушку с полки);

- обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространствах (ориентировка в замкнутом пространстве (помещения группы).    Отрабатывать технику ходьбы: правильную постановку стоп, положение тела, координацию движений рук и ног при ходьбе.    Учить ориентировке на основе непосредственного чувственного восприятия (расположение  групповых помещений: раздевалка, игровая комната, спальня, туалет, площадка группы). Изучать пространственную соотнесенность предметов (местоположение предметов: место шкафчика, игрушек). Обучать по различным признакам определять предметы обихода и ближайшего  окружения,  их  положения  в  пространстве,  указывать направление движения этих предметов в пространстве. Формировать навыки все ставить и класть на свои места и навыки безопасного передвижения в пространстве);

- развитие общей моторики (формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентировке. Ориентировка в процессе передвижения. Развивать  умение  ходить  и  бегать,  согласуя  движения  рук  и  ног, сохранять равновесие на ограниченной площади опоры, учить ходить в колонне, парами. Формировать правильный жест, указывающий  направление. Обозначать в речи направление своего движения: я иду направо, я иду налево. Подниматься и спускаться по лестнице, держась за перила, наступая на каждую ступеньку одной ногой. Обозначать в речи спуск и подъём (я иду вверх, я иду вниз));

- совместная ориентировка со зрячими (отрабатывать  правильное  положение  незрячего  ребенка  при  ходьбе  в паре  с  педагогами  и  сверстниками);

- моделирование пространства и пространственных отношений (учить моделировать простейшие пространственные отношения из кубиков (вверху и внизу), игрушек (справа и слева)).

С индивидуальной программой развития  ребёнка ознакомлен (а) и согласен (а)

Ф.И.О. родителей: _____________________________________________________________  

_____________________________________________________________________________                        

Дата  ____________                                                             Подпись ____________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка индивидуальной образовательной программы учащегося 4 класса с ограниченными возможностями здоровья по формированию коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочное время

Под универсальными учебными действиями в современной педагогической науке понимается совокупность обобщенных действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной раб...

Индивидуальная программа реабилитации ребенка с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья)

Индивидуальная программа реабилитации ребенка с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья)...

Индивидуальные музыкальные занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья в Доме ребёнка

Музыкальные занятия очень важны для развития ребёнка дошкольного возраста. А для ребёнка с ОВЗ такие занятия имеют особую ценность. Возможность раскрыться, расслабиться, проявить творческое начало - в...

Конспект индивидуального занятия по программе "Солнышко" для детей с ограниченными возможностями здоровья

Тема занятия:  Живые цифры  Цель:  организации  учебной совместной деятельности взрослых и детей дошкольного и школьного возраста с различным уровнем сенсомоторного развития. ...

Конспект индивидуального занятия по программе "Солнышко" для детей с ограниченными возможностями здоровья

Тема занятия:  Разноцветный мир     Цель:  организации  учебной совместной деятельности взрослых и детей дошкольного и школьного возраста с различным уровнем сенсомоторно...

Конспект индивидуального занятия по программе "Солнышко" для детей с ограниченными возможностями здоровья

Тема занятия :  Цветные дорожки.    Цель:  организации  учебной совместной деятельности взрослых и детей дошкольного и школьного возраста с различным уровнем сенсомоторно...

Индивидуальная программа развития и сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Индивидуальная программа развития и сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья...