Индивидуальная программа развития и сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья
материал по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 39»
Индивидуальная программа развития и сопровождения ребенка
с ограниченными возможностями здоровья
Ребёнок:
Ребенок находится на домашнем обучении
Адрес места жительства: .
Составлена:
старший воспитатель
учитель-логопед
педагог-психолог
тифлопедагог
учитель-дефектолог
фельдшер
Г.М. Лысенко - воспитатель
Ачинск, 2018 г.
Пояснительная записка
Индивидуальная программа развития и сопровождения ребенка составлена и реализуется на основе «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования (для детей с косоглазием и амблиопией) МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 39». Программа составлена с учетом предоставленного анамнеза, рекомендаций медицинских специалистов, уточненного диагноза и прогноза.
Цель: организация целостной системы, обеспечивающей психолого-педагогические условия для развития и социальной адаптации ребенка в соответствии с его индивидуальными, психофизическими и возрастными особенностями и потребностями
Задачи:
- развитие готовности сохранных анализаторов к работе, обучение способам обследования предметов;
- создание условий для развития речевой деятельности ребенка;
- развитие осязательно-двигательного анализатора;
- умение описать речевыми средствами происходящие с объектами изменения;
- развитие последовательного восприятия с помощью руки;
- восприятие рельефного изображения (точка, линия (в пространстве), плоский предмет (рельеф, контур);
- развитие социально-коммуникативных навыков;
- формирование педагогической позиции родителей.
Общие сведения о ребёнке
Фамилия:
Имя:
Отчество:
Дата рождения .2012 г.
Продолжительность программы: сентябрь 2018 г. – май 2019 г.
Форма работы: индивидуальная.
По коллегиальному заключению территориальной ПМПК г. Ачинска протокол № 11 от 13.02.2017 г.: является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья; по результатам психолого-медико-педагогического обследования имеет особенности в физическом и психическом развитии и отклонении в поведении; нуждается в создании условий для получения образования коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Рекомендовано: форма получения образования – в образовательной организации; образовательная программа – адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного общего образования обучающихся с нарушением зрения и задержкой психического развития.
Специальные условия для получения образования:
- специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования – нуждается;
- предоставление услуг ассистента (помощника) – нуждается;
- обеспечение доступа в здания организаций – нуждается;
- другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательной программы – занятия с тифлопедагогом.
Организация психолого-медико-педагогической помощи.
Учитель-логопед: обогащение и активизация словарного запаса, коррекция звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, развитие лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи.
Педагог-психолог: формирование эмоционального и продуктивного взаимодействия; формирование кинестетической чувствительности, формирование алгоритма действий через различные виды детской деятельности, формирование пространственного гнозиса через тактильное восприятие, формирование сенсомоторных навыков через развитие сенсорных эталонов, развитие вербального компонента деятельности.
Учитель-дефектолог: расширение знаний и представлений об окружающем мире с привлечением сохранных анализаторов; индивидуальная коррекция пробелов общего развития.
Врач: наблюдение офтальмолога, невролога.
Направления работы:
- Диагностическое обследование –при необходимости.
- Разработка и реализация программы.
- Работа с родителями.
Создание «безбарьерной» среды
Построение комфортной среды | Ресурсы для решения | ||
Создание сенсорно-обогащенной среды | Звуковые | Обонятельные | Тактильные |
Сигнальные опоры | - Звукоориентиры (колокольчики, бубен, погремушка и др.) для развития ориентировки в большом и малом пространствах - Звуковые игрушки, сигналы, наборы дисков с шумами для развития слухового восприятия | - Бытовые запахи, запахи фруктов, овощей, цветов; для развития обоняния и обогащение чувственного опыта. | - Различные виды поверхностей, тканей, материалов на узнавание свойств и признаков предметов окружающего мира, природный материал для развития осязательно-двигательного восприятия, обогащения чувственного опыта. |
Объекты с усиленными признаками | Звучащие, музыкальные предметы | ||
Специально структурированная информация | -игры со звучащими предметами, позволяющие познать окружающий мир | ||
Игровые пособия по развитию зрительных функций и зрительно-моторной координации | -материалы для развития тонкой моторики рук (застежки, шнуровки и др.); - предметы различные по форме, температуре, характеру поверхности, материалу (дерево, резина, ткань и т.д.); - рельефные изображения (точка, линия (в пространстве), плоский предмет (рельеф, контур) и др. |
Организация психолого-медико-педагогической помощи – коррекционно-развивающая деятельность специалистов и педагогов
Блок | Задачи | Формы реализации | Ответственный |
Мониторинговые задачи | - организация комплексного психолого-педагогического изучения ребёнка в целом; - мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы | - обследования ребенка всеми специалистами; - разработка рекомендаций для составления индивидуальной программы сопровождения ребёнка; - наблюдение за динамикой развития ребенка | Педагоги, специалисты, участвующие в сопровождении ребенка |
Воспитательные задачи | - решение вопросов социализации, повышения самостоятельности - становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении - воспитание положительных личностных качеств | - совместная работа специалистов в этом направлении - оказание консультативной помощи семьям для решения возникающих проблем | Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка |
Коррекционно-развивающие задачи | - развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребёнка, преодоление и предупреждение у него вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров | - тесное сотрудничество всех специалистов учреждения, участвующих в сопровождении ребенка, в решении коррекционно-развивающих задач - обучение родителей и воспитателей отдельным психолого-педагогическим приёмам, повышающим эффективность взаимодействия с ребёнком, стимулирующим его активность в повседневной жизни | Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка |
Образовательные задачи | - развитие познавательной активности; - формирование у него всех видов детской деятельности; | - разработка интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики - организация коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка | Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка |
Расписание деятельности из учёта потребностей ребёнка
Направление работы | Дни посещений | Ф.И.О. специалиста |
утро | ||
Педагогическое сопровождение | вторник, пятница | воспитатель |
Психологическое сопровождение | вторник | педагог-психолог |
Тифлопедагогическое сопровождение | пятница | тифлопедагог – |
Логопедическое сопровождение | пятница | логопед – |
Дефектологическое сопровождение | вторник | учитель дефектолог – |
Направление деятельности с ребенком педагогов и специалистов
Специалист | Направление деятельности | Задачи | Предполагаемый результат | |
1. Учитель-логопед | 1. коррекция звукопроизношения; 2. развитие фонематического восприятия; 3. обогащение и активизация словарного запаса; 4. развитие лексико-грамматического строя речи; 5. развитие связной речи | -развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова); - работа над развитием фонематического восприятия -формирование умения запоминать и воспроизводить цепочки звуков | -правильно произносит сонорные звуки, -воспроизводит слова различной звуко-слоговой структуры (изолированно и в условиях контекста); | |
2.Дефектолог | 1. .Ориентировка в пространстве. 2 .Социально – бытовая ориентировка 3. Слуховое и осязательное восприятие 4. Общих движений, мелкой моторики | Обучать воспринимать предметы окружающей действительности на основе сохранных анализаторов; учить навыкам социального поведения, развивать крупную и мелкую моторику.. | Развитие слухового, осязательного восприятия в соответствии с возрастом; ориентирование « на себе» и в пространстве в соответствии с возрастом; развитие представление ребенка о своих возможностях | |
3.Педагог-психолог 4. Педагог 5. Тифлопедагог | - развитие мелкой моторики (развивать умение вкладывать, нанизывать, шнуровать); - развитие осязательного восприятия пространства (формировать способы активного осязания (дети могут передвигаться, ощупывая руками стены, шкафы, кровати); умение различать и сопоставлять некоторые свойства предметов по форме, температуре, характеру поверхности, материалу (дерево, резина, ткань); - развитие слухового восприятия пространства (развивать умения локализовать направление по звуку, голосу (неподвижный и перемещающийся источник в замкнутом пространстве); игры со звучащим мячом, колокольчиком; узнавать предметы по звукам, сопровождающим действие с ними (предметы обихода, находящиеся в постоянном пользовании у детей в детском саду и дома). Формировать умение различать по голосам окружающих людей, узнавать голоса животных); - развитие зрительного восприятия пространства (формировать умение узнавать предметы знакомого пространства, учить выделять зрительные признаки предметов, наполняющих знакомое пространство (форма, величина)); - ориентировка на своем теле и телах близких людей (формировать представления о собственном теле ребенка, умение находить и показывать части тела и лица, определять парные органы; развивать умение ориентироваться по сторонам собственного тела «на себя» и «от себя», правильно употреблять слова «справа», «слева», различать пространственное направление и уметь показывать: впереди-вперед, сзади- назад, налево-слева, направо-справа, вверху-внизу, напротив; правильно употреблять в речи предлоги «за», «перед»; обозначать в речи расположение частей своего тела соответствующими пространственными терминами: правая рука/нога, левая рука/нога, голова вверху, ноги внизу, грудь спереди, спина сзади); - пространственные признаки предметов ближайшего окружения (формировать представления о предметах, наполняющих знакомое пространство (дом, квартира, детский сад): игрушки, мебель, посуда, одежда; формировать навыки обследования данных предметов; учить использовать эти предметы в практической деятельности и при ориентировке. Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчёта «от себя»: • Внимательно ощупывать игрушки и другие предметы, выделять их пространственные признаки по направляющим инструкциям тифлопедагога, следуя предложенному плану; • Показывать направления ближайшего пространства с точкой отсчёта «от себя» направо-налево, вверх-вниз, вперёд-назад; • Находить и располагать игрушки и другие предметы в ближайшем пространстве вокруг себя справа-слева, вверху-внизу, впереди-позади; • Понимать и выполнять практические действия, связанные с ориентировкой в пространстве, в соответствии со словесными инструкциями педагога: возьми игрушку в правую (левую) руку, поставь машину около стула, поставь пирамиду на стол, возьми игрушку с полки); - обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространствах (ориентировка в замкнутом пространстве (помещения группы). Отрабатывать технику ходьбы: правильную постановку стоп, положение тела, координацию движений рук и ног при ходьбе. Учить ориентировке на основе непосредственного чувственного восприятия (расположение групповых помещений: раздевалка, игровая комната, спальня, туалет, площадка группы). Изучать пространственную соотнесенность предметов (местоположение предметов: место шкафчика, игрушек). Обучать по различным признакам определять предметы обихода и ближайшего окружения, их положения в пространстве, указывать направление движения этих предметов в пространстве. Формировать навыки все ставить и класть на свои места и навыки безопасного передвижения в пространстве); - развитие общей моторики (формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентировке. Ориентировка в процессе передвижения. Развивать умение ходить и бегать, согласуя движения рук и ног, сохранять равновесие на ограниченной площади опоры, учить ходить в колонне, парами. Формировать правильный жест, указывающий направление. Обозначать в речи направление своего движения: я иду направо, я иду налево. Подниматься и спускаться по лестнице, держась за перила, наступая на каждую ступеньку одной ногой. Обозначать в речи спуск и подъём (я иду вверх, я иду вниз)); - совместная ориентировка со зрячими (отрабатывать правильное положение незрячего ребенка при ходьбе в паре с педагогами и сверстниками); - моделирование пространства и пространственных отношений (учить моделировать простейшие пространственные отношения из кубиков (вверху и внизу), игрушек (справа и слева)). |
С индивидуальной программой развития ребёнка ознакомлен (а) и согласен (а)
Ф.И.О. родителей: _____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Дата ____________ Подпись ____________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка индивидуальной образовательной программы учащегося 4 класса с ограниченными возможностями здоровья по формированию коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочное время
Под универсальными учебными действиями в современной педагогической науке понимается совокупность обобщенных действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной раб...
Индивидуальная программа реабилитации ребенка с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья)
Индивидуальная программа реабилитации ребенка с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья)...
Индивидуальные музыкальные занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья в Доме ребёнка
Музыкальные занятия очень важны для развития ребёнка дошкольного возраста. А для ребёнка с ОВЗ такие занятия имеют особую ценность. Возможность раскрыться, расслабиться, проявить творческое начало - в...
Конспект индивидуального занятия по программе "Солнышко" для детей с ограниченными возможностями здоровья
Тема занятия: Живые цифры Цель: организации учебной совместной деятельности взрослых и детей дошкольного и школьного возраста с различным уровнем сенсомоторного развития. ...
Конспект индивидуального занятия по программе "Солнышко" для детей с ограниченными возможностями здоровья
Тема занятия: Разноцветный мир Цель: организации учебной совместной деятельности взрослых и детей дошкольного и школьного возраста с различным уровнем сенсомоторно...
Конспект индивидуального занятия по программе "Солнышко" для детей с ограниченными возможностями здоровья
Тема занятия : Цветные дорожки. Цель: организации учебной совместной деятельности взрослых и детей дошкольного и школьного возраста с различным уровнем сенсомоторно...
Индивидуальная программа развития и сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Индивидуальная программа развития и сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья...