Формирование и коррекция базовых сенсо-моторных взаимодействий
картотека по коррекционной педагогике
Представлена картотека упражнений, направленных на формирование одновременных и реципрокных координаций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_i_korrektsiya_bazovyh_senso-motornyh_vzaimodeystviy.docx | 18.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование и коррекция базовых сенсо-моторных (одновременных и реципрокных) взаимодействийНа формирование одновременных и реципрокных координации оказывают положительное влияние не только упражнения, включающие взаимодействия рук или ног, но также и сочетанные движения правой и левой половин тела. |
Упражнения лежа на спине. 1. Ноги и руки вытянуты вверх перпендикулярно полу и перекрещены Х-образно. Одновременно оттягивается вверх носок (пятка) правой ноги и кисть левой руки. расслабление, то же — для левой ноги и правой руки; повторить для одноименных руки и ноги. 2.Ноги согнуты в коленях, стопы стоят на полу, прямые руки вытянуты в стороны. Руки одновременно передвигаются по полу (одна — вверх, другая — вниз) таким образом, что одна рука оказывается вытянутой вверх, а другая лежащей вдоль тела. При этом голова наклоняется в сторону верхней руки, а колени — в сторону нижней руки и наоборот. 3.Модифицированный вариант «велосипеда» — Р. имитирует ногами езду на велосипеде, касаясь при этом локтем (ладонью) противоположного колена; то же — до одноименного колена; затем снова до противоположного колена. 4.Фиксированы позиции головы и туловища. Выполняются одновременные движения глаз, языка, рук и ног. Вверх, вниз, вправо, влево, сведение к центру (конвергенция глаз, сжатые челюсти, перекрест рук и перекрест ног). |
Упражнения сидя. Отработка сочетанных движений глаз, языка и рук сначала выполняется в свободном темпе, а затем — под хлопки взрослого, ритмичную музыку и т. п. 1. Язык фиксирован в одном из положений — сильно сжатые челюсти; максимально открытый рот, язык спрятан; сильно открытый рот, максимально высунутый вперед язык. Выполняются сочетанные движения рук и глаз: а) руки лежат на коленях параллельно друг другу. Попеременно то правая рука ударяет по правому колену. То левая — по левому, одновременно с ударом выполняется движение глаз в одноименную, затем — в противоположную от руки сторону; б) перекрещенные руки лежат на коленях; попеременно то правая рука ударяет по левому колену, то левая — по правому, одновременно с ударом выполняется движение глаз в одноименную, а затем — в противоположную от руки сторону. 2. Взгляд фиксирован прямо перед собой. Выполняются сочетанные движения языка и рук аналогично предыдущему пункту. |
Упражнения стоя на четвереньках. 1.Ползание вперед, назад, вправо и влево (на локтях и кистях) с одновременным передвижением одноименных руки и ноги, затем противоположных руки и ноги. При этом руки в начале располагаются параллельно друг другу. затем — перекрещиваются, т. е. при движении с каждым «шагом» правая рука заходит за левую, затем левая — за правую и т. д. Аналогично — ноги. 2.Сочетанные движения глаз, языка, рук и ног, ползая на четвереньках (вперед, назад, вправо, влево). Руки и ноги двигаются в последовательности, приведенной , при этом глаза и язык совершают следующие движения: — глаза вместе с языком сначала за ладонью, затем от нее; — глаза фиксированы прямо перед собой, двигается язык — за ладонью, от нее; — язык фиксирован в одном из приведенных выше положений, двигаются глаза — за ладонью, от нее; — глаза за ладонью, язык от нее; — язык за ладонью, глаза от нее. |
Упражнения стоя. «Цыганочка». И.п. — встать ноги на ширине плеч, рук и опущены. Дотронуться правой рукой до поднятого левого колена, вернуться в и.п., затем сзади дотронуться левой рукой до правой пятки (согнутая в колене правая нога отводится назад). Вернуться в и.п. Повторить, соответственно, для левой руки и правого колена и правой руки и левой пятки. Повторить весь цикл 3 раза. «Птенчики», Рот широко открывается так, чтобы тянулись уголки рта, а затем плотно закрывается. Руки согнуты в локтях, ладони на уровне плеч, сжимать и разжимать кулаки, одновременно открывая и закрывая рот, и наоборот. Удерживать рот открытым (2–3 секунды), согласовывая это с движением рук. «Качели». Р. изображает языком движение качелей: поднимать язык вверх, опускать его вниз; то же — с одновременным движением рук сначала в ту же, а затем в противоположную от языка сторону. Аналогично — с движениями глаз. «Часы», Движение языка к уголкам рта направо и налево, то же — с одновременным перемещением рук в одноименную, а затем в противоположную от языка сторону. Аналогично — с движениями глаз. |
Формирование навыков внимания и преодоления стереотипов«Стоп — упражнения». Р. свободно двигается, под музыку, делает какие-либо упражнения и т. д. По условному сигналу он должен замереть и держать позу, пока П. не предложит ему продолжать. По этому же принципу построены известные упражнения «Море волнуется», «Замри — отомри» и др. «Зеваки». Дети идут по кругу. По сигналу все останавливаются, делают три хлопка и поворачиваются кругом, затем продолжают движение. Крайне важны в обсуждаемом контексте упражнения на переключение, на преодоление стереотипа. Здесь задается два — три условных сигнала и соответствующие им реакции, которые Р. должен запомнить. «Условный сигнал». Выполняя какое-либо действие и услышав условный сигнал, дети должны (на каждом занятии выбирается что-то одно): посмотреть по сторонам и сказать, что изменилось в комнате (классе), встать и пробежать по кругу, проговорить скороговорку и т. д. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-воспитательная работа при сенсо-моторной алалии
Алалия.Понятие,формы. Характеристика моторной алалии. Характеристика сенсорной алалии.Диагностические отличия сенсорной и моторной алалии от сходных состояний.Формирование р...
Коррекционно-воспитательная работа по при сенсо-моторной алалии
Коррекционно-воспитательная работа по при сенсо-моторной алалии...
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с сенсо-моторной алалией, задержкой психического развития
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с сенсо-моторной алалией, осложненной наследственными нервно-мышечными заболеваниями, ЗПР....
Система работы с детьми с сенсо-моторной алалией.
В статье представлен система работы с детьми-алаликами, раскрыты основные этапы работы....
Опыт работы по сенсо-моторной интеграции посредством использования сенсорно-динамической комнаты «Дом Совы»
Опыт коррекционной работы с детьми ОВЗ в сенсорно-динамической комнате "Дом Совы" по комплексному воздействию на умственное, физическое, эмоциональное и коммуникативное развитие ....
РАЗВИТИЕ СЕНСО-МОТОРНОГО ОПЫТА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВЫЕ ПРАКТИКИ СТУДИЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОЛСТИ “ГНОМИКИ”
Сенсорно - моторные функции развиваются в тесной и не разрывной взаимосвязи с двигательными навыками. Для детей раннего возраста важно стимулировать накопление чувственного опыта, сочетая его с моторн...
«Двигательная активность – наиважнейшая способность для сенсо-моторного развития ребёнка с ЗРР»
Рекомендации для родителей в использовании нехитрых игр, которые помогут малышу укрепить базовый сенсо-моторный уровень развития, который лежит в основе высших психических функций, в...