Система работы с детьми с сенсо-моторной алалией.
статья по логопедии

Андреева Ирина Александровна

В статье представлен система работы с детьми-алаликами, раскрыты основные этапы работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы с детьми, страдающие моторной алалией.

                                                                               «Сделать ученика способным к

                                                                               саморазвитию – вот жизненный

                                                                               принцип педагогики».

Вентцель.

                                                                                                                             

       Это изречение заставило меня задуматься о создании системы работы с ребёнком, страдающим ОНР – 1 уровня, обусловленное моторной алалией с дизартрическим компонентом. Для меня стало главным не просто научить ребёнка говорить, а научить саморазвиваться в ходе игровой и учебной деятельности, вызвать желание самому учиться говорить. Всеобще известно, что моторная алалия – это системное недоразвитие речи органического характера, а отсюда следует, что это медико – психолого – педагогическая проблема. Следовательно, первоначальное место отводится медикаментозному   лечению, а затем на его фоне проводится логопедическая работа.

       Основным принципом работы считаю: последовательное и систематическое воздействие на все стороны речевой деятельности их взаимодействия и развития личности в целом.

 Основными задачами выделяю:

  • Восполнение пробелов в речевом развитии;
  • Преодоление неречевых нарушений: активизация высших психических функций;
  • Обучение грамоте;

Основной акцент в работе делаю на привлечение разных анализаторов – слухового, зрительного, тактильного и д.р.

Вся работа ведётся в следующих направлениях. Каждое из которых дополняет друг друга и складывается в целостную систему:

  1. Формирование психической базы речи.
  2. Развитие общей моторики с элементами логоритмики.
  3. Развитие мелкой моторики рук.
  4. Формирование собственной экспрессивной речи:
  • Работа над словом;
  • Работа над фразой;
  • Формирование связной речи;
  1. Обучение грамоте.

Остановимся на каждом этапе:

  1. Коррекционная работа по развитию речи опирается на развитие психологической базы речи – развитие памяти, внимания, мышления, восприятия. На занятиях предлагаются различные игровые упражнения, где ребёнок учится различать, сравнивать, называть предметы, опознавать по контуру, узнавать наложенные друг на друга предметы, выделять и называть положение предметов. Игры: «Сравни рисунки», «Назови одинаковые», «Найди лишний предмет» «Парные картинки» «Зрительный диктант».
  2. Практически ежедневно использую на занятиях упражнения на развитие общей моторики с элементами логоритмики. Такие упражнения укрепляют костно – мышечный аппарат, развивают моторные функции. Воспитывают правильную осанку, походку. Чем выше двигательная активность, тем интенсивнее развивается речь детей. Для этого были подобраны логопедические разминки с музыкальным сопровождением, объединённые каким – либо сюжетом.
  3. Важным условием овладения учебными навыками, в том числе письмом, является достаточное развитие двигательного анализатора и готовность руки к выполнению точных и сложных движений. Для этого используются ращзличные пальчиковые игры, самомассажи, и игровые тренажёры. Се задания обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки, вызывают эмоциональный подъём.
  4. При работе над пониманием речи учу ребёнка понимать простые и сложные речевые инструкции, выполнять их. Понимать конструкции предложений с предлогами (работа с панно), единственное и множественное число предметов (используя картинки), родовые отношения ( на примере собственных вещей). Для поддержания интереса к занятиям использую. «Игры с семейным альбомом», «Поле чудес».
  5. Формирование собственной экспрессивной речи – это очень сложный и длительный процесс.
  • Основной акцент при работе над словом делаю на методику Кузмичёвой Е.П. «Развитие речи у глухих школьников». Выделяется 2 этапа – это развитие речевого слуха и развитие произносительной стороны речи (различение длинных и коротких слов, различение  и опознавание на слух фраз и слов, развитие длительного выдоха, воспроизведения слитного сочетания из 4-6 слогов. Воспроизведение слитного слова, формирование мини – диалогов). Для отработки произношения звуков, слогов, слов использую учебник «Произношение» для подготовительного класса школы слабослышащих. Весь речевой материал включаю в различные виды речевой деятельности: подражание, сопряжённое и отражённое проговаривание, чтение, называние картинок, ответы на вопросы. Особое внимание уделяю использованию фонетической ритмики, что способствует осуществлению глубокой связи между работой кистей рук, артикуляционного аппарата и голосового аппарата. Раскованность и непринуждённость, приобретаемые при выполнении движений, оказывают положительное влияние и на двигательные расстройства речевых органов.
  • При работе над фразой применяю модели сформулированные Гришпуном Б.М.  Односложная фраза – формируется в процессе определённого действия (иди – иду, сиди – сижу). В побудительной форме заучиваются около 50 глаголов. Затем даётся глагол + В.п. (несу что?- ручку, книжку, машину, куклу). Подбирается 100 моделей. Глагол + П.п. + карточки – сижу на  - траве, диване и т.д (составляется схема, анализ). Затем вводится: подлежащее + сказуемое – Маша поёт (основная модель). Затем: основная модель + В.п. – Маша несёт что? куклу. Основная модель + П.п. – Маша сидит на чём? Траве, стуле. Составляется схема предложения, выполняется анализ предложения.
  • Формирование связной речи начинается с текстов цепной организации, а затем тексты параллельной организации. Сначала с опорой на предметные картинки, затем на сюжетные картинки, на готовые графические схемы, план.

6.  Ёще одним из направлений из направлений является обучение грамоте т.к. оно – расширяет речевые возможности ребёнка. Прочитанный и записанный материал лучше закрепляется, посредством письма и чтения ребёнок контролирует и коррегирует свою речь обучение грамоте проходит по программе подготовительного класса для детей с ТНР -работа с буквами, чтение, составление слогов, игра «Мухомор». При обучении чтению большое внимание уделяю пониманию прочитываемого слова различной степени сложности. На первых этапах ребёнку предлагаю картинку с записанным словом для понимания прочитанного, а затем просто слова. А ученик должен сам показать или рассказать, что он прочитал. Работа по обучению грамоте прежде всего направлена на формировании е языкового анализа и синтеза. Преодолеть эти трудности и придать привлекательность занятиям помогают речевые игры. Порядок включения игровых заданий может быть представлен как совокупность следующих этапов:

  • Совершенствование слухового восприятия, чувство ритма, слухоречевой памяти (прослушать серию звуков, определить сколько их, «Угадай что звучит», «Кто позвал»).
  • Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений (воспроизведи ряд звуков, выдели заданный звук, найди лишний, угадай по артикуляции).
  • Формирование навыков анализа и синтеза звукового и слогового состава слова (найди общий звук в словах, определи первый и последний звуки, место звука в слове, последовательность звуков, сгруппировать слова по количеству звуков). Используя методику Нечаевой Н.В, «Цветик – семицветик», определить слово по первым звукам, азбука – пазлы и т.д. Каждое задание требует самоконтроля, внимания, мыслительной и речевой деятельности.

Каждая начинаемая работа предполагает конечный результат. К таким результатам пришли и мы. На начало обучения ребёнок общался только жестами речи не было ни какой. к концу обучения ребёнок стал общаться с окружающими. Речь для окружающих  стала понятной. Мальчик свободно может рассказывать о себе, составлять рассказы, умеет читать и писать. По окончанию обучения было предложено дальнейшее обучение в школе  для детей с ТНР, но родители отказались и в данным момент ребёнок обучается в обычной массовой школе. Считаем, что это не предел возможностей данного ребёнка. Хотя обучение идёт с трудом, ребёнок теперь ставит сам перед собой сели и старается их добиваться при помощи взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

логопедическая ритмика в системе работы с детьми, страдающими алалией

Методика проведения музыкально-ритмических занятий с детьми,страдающими алалией....

Описание опыта работы на тему: "Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья"

Описание опыта работы на тему: "Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья"...

Система работы с детьми по нравственно – патриотическому воспитанию (из опыта работы).

Система работы с детьми по нравственно – патриотическому воспитанию (из опыта работы)....

«Логоритмика в работе с детьми раннего возраста с алалией»

Логопедическая ритмика - это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Логоритмика – это один из качественных метод...

Система работы с детьми –инвалидами и детьми с ОВЗ по формированию умений и навыков в рисовании нетрадиционными способами

Система работы с детьми –инвалидами и детьми с ОВЗ по формированию умений и навыков в рисовании нетрадиционными способами...

Программа коррекционной логопедической работы с детьми с ОВЗ (РДА, алалия)

Программа коррекционной логопедической работы с детьми с ОВЗ (РДА, алалия)...

Логопедическая ритмика в системе работы с детьми, страдающими алалией.

Одной из основных задач в комплексном психолого-логопедическом, педагогическом и лечебно-оздоровительном воздействии на детей с речевыми и интеллектуальными расстройствами является формирование, разви...