Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с сенсо-моторной алалией, задержкой психического развития
рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая группа)
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с сенсо-моторной алалией, осложненной наследственными нервно-мышечными заболеваниями, ЗПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iom_rebenka_s_senso-motornoy_alaliey.docx | 31.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 322 компенсирующего вида»
660130, Красноярск, ул. Гусарова, 31 тел.246-47-79
Согласовано: Заведующий МБДОУ №322
зам.зав.по ВМР _____Ивлева О.А Мухаматгалеева К.А.
Согласовано:
ст.воспитатель_______ Агаева А.В.
Согласовано:
Законный представитель ребенка
Ф.И.О.____________________
Индивидуальный образовательный маршрут
(Младшая группа)
Ф.И.О. ребенка
Разработали:
Учитель-логопед: Зырянова Т.В.
Воспитатели: Шестакова Г.Н., Федосенко Е.В.
Учитель-дефектолог: Герасимова О.П.
Педагог-психолог: Иванова Т.Н.
Музыкальный руководитель: Белова С.Ф.
Инструктор по физической культуре: Машенькина А.В.
2018-2019
Особенности ребенка
Ф.И.О.:
Дата рождения –
Заключение невролога – Наследственные нервно-мышечные заболевания, оливопонтоцеребелярная дистрофия, когнитивные расстройства на резедуально органическом фоне, сенсо-моторная алалия
Заключение учителя-логопеда – ОНР Iур, сенсо-моторная алалия.
Ребенок посещает ДОУ с августа 2017 года.
Контакт устанавливает не сразу (со знакомыми людьми - легче), удерживает непродолжительное время.
Познавательный интерес – не проявляет.
Навыки имитации не выражены. Вербальная имитация отсутствует.
Слова и звукоподражания не произносит. Речевую инструкцию не выполняет. Обращенную речь не понимает, на имя отзывается. Пирамидку собирает без учета величины.
Несформированность всех компонентов речи.
Мелкая моторика развита слабо – может самостоятельно черкать, рисует линию с помощью взрослого, наклеивает на лист кусочек, пытается приклеить самостоятельно. Может стучать палочкой по барабану. Столовыми приборами пользуется.
Любит слушать определенную музыку, хлопает в ладоши.
Навыки самостоятельности не развиты – необходима организующая, направляющая, обучающая помощь, порой массивная.
Во фронтальную образовательную деятельность не включается. Навыки конструктивного взаимодействия сформированы недостаточно, в коммуникацию с детьми не вступает.
ЗУН не соответствуют возрасту.
Обучаемость затруднена. Необходимы все виды помощи, которые не всегда эффективны. Навыки самообслуживания недостаточны –в силу ОВЗ.
Игровая деятельность – предметно-манипулятивная.
Семья занимается ребенком активно и целенаправленно.
Особенности группы
В группе 17 человек. Дети к девочке относятся доброжелательно, но в совместные игры не вовлекают.
Цель:
Развитие личности ребенка (ФИО) в различных видах общения
и деятельности с учетом ее возрастных, индивидуальных психологических и
физиологических особенностей.
Задачи:
1. Стимулировать речевое развитие: учить понимать и реагировать на обращенную речь;
2. Формировать познавательный интерес к окружающему миру;
3. Развивать элементарные представления об окружающем;
4. Развитие умения подражать;
5. Развитие общей и мелкой моторики;
6. Развитие элементарных предметных ЗУН и интеллектуальных умений;
Содержание по предметным областям:
Область | Задача | Ожидаемые результаты | Форма оценивания |
Физическое развитие: | Развитие умения передвигаться самостоятельно, ходьбе на полной стопе и бег по дорожке, по ограниченной поверхности (скамейке), держать в руках большой и маленький мяч, прыжкам на двух ногах, ползанье на четвереньках. | Расширились умения частично воспринимать инструкцию. Ходить по кругу без задания. | Деятельностные пробы. |
Художественно-эстетическое развитие | Формирование умения рисовать элементарные элементы, приклеивать, лепить простые предметы из пластилина. | Приклеивает, мажет клеем, лепит шар, колбаску из пластилина, рисует простые элементы с дозированной помощью взрослого по подражанию. | Деятельностные пробы, анализ продуктов деятельности |
Речевое развитие | Минимизация речевого негативизма. Расширение степени понимания обращенной речи, стимуляция вербальной имитации, обучение умениям работать с картинным материалом, введение способов альтернативной коммуникации | Появилось не менее 2-3 новых инструкций, которые понимает. Появление 2-3 имитационных вербальных актов Показывает на карточке 2 действия. | Система тестов и проб, создание ситуаций применения в реальной жизни |
Познавательное развитие | Обучение умениям соотносить, конструировать по образцу, обучение навыкам элементарной классификации, формирование способа действий с учетом величины, умения собирать простые разрезные картинки из 2 частей. | Соотносит цвета, не менее 3 форм, раскладывает предметы на 2 группы Строит постройку из 2-3 элементов по образцу Собирает вкладыш из 3 частей. | Деятельностные пробы |
Социально-коммуникативное | Формирование умения работать за столом не менее чем 15 минут, коммуницировать с педагогом, удерживать контакт с педагогом и со сверстниками. Формирование элементарного самоконтроля, умения выполнить самостоятельно многократно отработанное действие. Повторение игровых действий по образцу, манипуляция игрушками. Формирование интереса к игровой деятельности. | Работает за столом не менее 15 минут, удерживает контакт. На сенсорном материале может проверить себя при указании на ошибку Элементарные попытки самостоятельной игры. | Деятельностные пробы, наблюдение |
Система работы узких специалистов
- Педагог-психолог
области | проблема | пути решения | Ожидаемые результаты | Форма оценивания |
I.Развитие психических функций II.Развитие коммуникативной деятельности | 1.Восприятие недостаточно развито 2.Внимание недостаточно развито 3.Память недостаточно развита 4.Мышление недостаточно развито 5. Саморегуляция недостаточно развита 6.Мелкая моторика недостаточно развита Взаимодействие с педагогами и детьми | -Развивать подражание действиям педагога; -развивать умение понимать и выполнять односложные, простые инструкции педагога ("дай", "покажи"); -развивать звукоподражание животным, транспорту. Слуховое восприятие: - различение громких-тихих звуков. - Развивать произвольность внимания, умения сосредотачиваться на одном задании в течении 3 минут; - формировать умение работать за столом. -Развивать произвольность внимания, умение сосредотачиваться на одном задании в течении 3 минут; - формировать умение работать за столом. -Развивать умение различать: * основные цвета (красный, зеленый, желтый); * цифры (до 3); * сличать называние животных, игрушек с их картинками; * находить большой-маленький предмет. - Формировать понимание назначения предметов (одежда, посуда, мебель). -Развивать умение выполнять самостоятельно многократно отработанное действие. -Развивать умение раскрашивать изображение не заходя за его границы; -развивать умение обводить контур предмета; -развивать умение нанизывать бусы на веревочку (без указания на принцип сборки, с указанием принципа сборки). -Развитие взаимодействия ребенка с педагогом; - выполняет инструкции педагога; - формирование умения организовывать игровую деятельность с психологом, по правилам, предложенным педагогом:
| -Умеет подражать действиям педагога; -понимает и выполняет односложные, простые инструкции; -подражает звукам животных, транспорта. - Различает громкие-тихие звуки. -Сосредотачивает внимание на одном задании в течении 3 минут; - ребенок работает за столом. -Развивать произвольность внимания, умение сосредотачиваться на одном задании в течении 3 минут; - формировать умение работать за столом. -Развивать умение различать: * основные цвета (красный, зеленый, желтый); * цифры (до 3); * сличать называние животных, игрушек с их картинками; *находит большой-маленький предмет. -Знает и применяет по назначению одежду, посуду, мебель (может одеть и покормить куклу и т.д.). -Выполняет самостоятельно многократно отработанное действие. -Раскрашивает изображение не заходя за его границы; - обводит контур предмета; - умеет нанизывать бусы -Четко выполняет инструкции педагога; - участвует в простой игровой деятельности со взрослым по правилам, предложенным педагогом. | Промежуточный мониторинг по блоку. Наблюдение Промежуточный мониторинг по блоку. Промежуточный мониторинг. Наблюдение. Наблюдение. Наблюдение. |
- Учитель – дефектолог
Области | Проблема | Пути решения | Ожидае мые результаты | Форма оценива ния |
Познание | Навыки коммуникации слабо развиты. Обращённую речь не понимает, инструкции не выполняет, за столом практически не работает. Уровень сформирован. сенсорных эталонов не соотв. возр.норм-м. Ориентировка в пространстве и времени затруднена. Ручная умелость, графические навыки не сформированы. | Формирование навыков коммуникации по системе PECS. Развитие восприятия обращённой речи путём исп. метода визуального расписания, аудио-вокальных средств. Развитие восприятия цвета, формы, величины в соответствии с программными требованиями используя сенсорный уголок. Формирование и развитие элементарных математических представлений. Формирова-ние графических навыков и ручной умелости используя методику KUMON. | Сформированы основные навыки коммуникации, навыки работы за столом. Узнаёт, соотносит основные цвета, плоскостные фигуры в соответствии с возрастными требованиями, предметы по величине. Владеет количественными представлениями. Графические навыки улучшились. | Заполнение диагностического протокола, открытое занятие, анализ продуктов деятельности. |
- Инструктор по физ.воспитанию
области | проблема | пути решения | Ожидаемые результаты | Форма оценивания |
Физическое развитие | Не может самостоятельно выполнять упражнения. | Выполнять задания совместно с педагогом. | Такой способ способствует формированию умения выполнять задания по устной инструкции, и устранению причин возникших трудностей. | Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга). |
- Музыкальный руководитель
Музыкаль ный руководи тель (музыкаль ные способно-сти) | В музыкальной деятельности участие не принимает. | Приобщить к участию в играх и плясках, в подпевании, в муз.-ритм. играх, игре на детских муз. инструментах. | Достижение эмоциональной устойчивости, в процессе муз. деятельности. Возникновение эмоционального отклика на музыку. при помощи зрительной опоры. Включение ребенка в совместное подпевание со взрослым. Выполнение простых муз.-ритм. движений совместно со взрослыми движений с предметами. | Итоговые мероприятия, развлечения досуги, наблюдение в течении года. |
5. Учитель-логопед
Области | Проблема | Пути решения | Ожидаемые результаты | Форма оценивания |
Речевое развитие | Навыки коммуникации слабо развиты. Обращённую речь не понимает, инструкции не выполняет, за столом практически не работает. Артикуляционная и мелкая моторика не развиты. Речь отсутствует. | Формирование навыков коммуникации по системе PECS. Развитие восприятия обращённой речи путём использования метода визуального расписания. Обучение выполнению коротких простых инструкций. Обучение активной речевой подражательности. Формирование артикуляционной моторики: учить выполнять статические и динамические упражнения. Развитие мелкой моторики. | Сформированы основные навыки коммуникации, навыки работы за столом. Артикуляционные упражнения выполняет. Появились звукоподражания и лепетные слова. Графические навыки улучшились. | Заполнение диагностического протокола, анализ продуктов деятельности. |
Виды деятельности, через которые идет реализация:
- игровая деятельность;
- двигательная активность,
- предметно-манипулятивная деятельность;
- самообслуживание;
- действия на основе образца, конструирование;
- музыкальная;
- изобразительная;
За счет чего достигаем результатов?
- обучение работе по образцу и навыкам имитации от простого к более сложному;
- многократное повторение;
- стимулирование активности речи;
- игровая деятельность;
- развитие через искусство;
- метод от простого к сложному;
Условия реализации индивидуального маршрута
1.Режим посещения – полный день;
2. Сопровождение узких специалистов:
- Логопеда
- Дефектолога
- Психолога
- Врача-невролога
Сопровождение узких специалистов осуществляется в индивидуальной форме.
График индивидуальных занятий
Специалист | График | |
дефектолог | Инд. и подгрупп. зан. 2 раза/нед. | |
психолог | Четверг 9.45-10.00 | |
музыка | Индивидуальная поддержка на музыкальных занятиях по расписанию ДОУ. | |
физкультура | Индивидуальная поддержка на физкультурных занятиях по расписанию ДОУ. | |
логопед | Групповое занятие – вт 9.25, подгрупповое – пт 9.00, 9.25 , индивидуально 3 раза в неделю: пн., ср.. чт. |
3. Индивидуальный подход на групповых занятиях
- адаптация содержания по типу упрощения;
-активное включение ребенка в групповые формы работы на доступном материале;
-чередование занятий и отдыха, гибкие занятия исходя из состояния ребенка;
-при проектировании занятия учитывать индивидуальные задачи ребенка;
-планируя проектную деятельность в рамках общей темы ставить индивидуальные задачи для ребенка;
-многократное повторение материала;
-частая смена видов деятельности;
-умеренный темп;
-визуальная поддержка инструкций.
Организация пространства
Параметр | исполнение | Ресурс для исполнения | ответственный |
Организация пространства | |||
Построение комфортной среды: место в группе, организация места, освещение и уровень шума | Музыка, шум без ограничений. | Детский сад | специалисты, воспитатель |
Изменение в помещении | Наличие уголка уединения (семейный альбом, любимые игрушки, картинки - настроение) | Детский сад | Воспитатель |
Материалы для нормализации тонуса | Картотеки физминуток, пальчиковых игр, дыхательных упражнений, игры для релаксации, музыкальные диски, комплексы упражнений. | Детский сад | Воспитатель, логопед |
Визуальная поддержка | Использовние картинок, реальных предметов, схем наглядного моделирования. Визуальное расписание. | Детский сад | воспитатель, логопед |
Организация оптимального временного режима | Время пребывания –полный день. Дозированное сочетание групповых и индивидуальных форм. Присутствие на общих занятиях, музыка и физкультура –сколько способен воспринимать. Чередование отдыха и работы. | Детский сад | воспитатель, дефектолог, специалисты |
Срок реализации ИОМ- 8 месяцев до 31 мая 2018г.
Работа с родителями
Целевая группа | Задачи | Формы |
Работа с родителями (ФИО ребенка) со стороны воспитателей Работа с родителями со стороны логопеда | •изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития девочки, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье; •знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании (Ф.И. ребенка); •информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения (Ф.И. ребенка) и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач; •создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с ребенком; •привлечение семьи (Ф.И. ребенка) к участию в совместных с педагогами мероприятиях; •поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для его удовлетворения в семье. •привлечение родителей к выполнению индивидуальной домашней работы по развитию речи, направленной на понимания обращенной речи, формирование звукопроизношения, накопления словарного запаса, активности речи, развитию фонематических процессов и минимизации речевого негативизма. •акцентирование внимания родителей на индивидуальные успехи ребенка, его динамику развития речи. | Совместная работа по простраиванию индивидуального маршрута ребенка и его реализации в домашних условиях. Консультирование родителей по «Режиму дня дошкольников», адаптация в детском саду, правила поведения в детском саду. Анкетирование родителей по ПДД, ОБЖ, ЗОЖ. Выставки сезонных поделок, участие в конкурсах на уровне ДОУ, района, города. Консультирование •консультации, мастер-классы, беседы. • Тренинг «Артикуляционная гимнастика» • Консультация «Развитие фонематического слуха как важный фактор развития речи» • консультации по результатам промежуточного обследования ребенка с анализом прошлых данных. |
Работа с детьми группы
- Приобщение детей группы к помощи и поддержке (Ф.И. ребенка) в совместной деятельности в игровой форме, в творческой деятельности;
- Формирование коммуникативных навыков в общении с (Ф.И. ребенка);
- Объяснение детям особенностей поведения ребенка;
Организация оценки индивидуального развития ребенка:
Система оценки достижений развития осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за ребенком в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ним, а также в рамках диагностики специалистов. Диагностика проводится через:
- Наблюдение за игровой деятельностью, предметно-манипулятивной деятельностью;
- Беседы по познавательному развитию;
- Анализ продуктов деятельности;
- Анализ карт развития (заполнения протоколов и анализ предыдущих показателей);
- Использование специализированных диагностических комплексов;
- Деятельностные пробы (справляется ли ребенок с образовательной программой).
- Наблюдение за активностью речи во время самостоятельной игровой деятельности и в игре с другими детьми.
Оценка становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка осуществляется с помощью заполнения педагогами карт оценки индивидуального развития (карта развития, протокол, представление)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа с ребенком с задержкой психического развития (ЗПР)
Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях современного образования работы с детьми, имеющими ЗПР....
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия для ребенка с задержкой психического развития в старшей группе
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия для ребенка с задержкой психического развитияв старшей группе (второй год обучения) компенсирующей направленности (с методическим...
Индивидуальная коррекционно- развивающая программа для ребенка с задержкой психического развития 6 - 7 лет.
Предполагаемый результат: Сформированность компонентов психологической готовности к школе, расширение уточнение, увеличение объема внимания и памяти, устойчивости внимания, развитие интегративных каче...
Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ (задержка психического развития)
Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ (задержка психического развития), воспитанника старшей группы комбинированной направленности МБДОУ «Горный ДС...
Индивидуальный план коррекционной работы c ребенком с задержкой психического развития 3-4 года
Индивидуальный план работы...
Индивидуальный образовательный маршрут по сопровождению ребенка с задержкой психического развития специалистами МДОБУ «Детский сад №1»
Индивидуальный образовательный маршрут разработан на основе адаптированной образовательной программы для детей с задержкой психического развития.По заключению ПМПК ребенку рекомендовано обучение по ад...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Индивидуальная образовательная программа (далее ИОП) Фамилия, имя, отчество ребёнка, дата рождения, воспитанницы МАДОУ №100, обучения на 2023 - 2024 учебный год. Программа разработана в соответствии:...