Работа по формированию аналитико-синтетической активности при подготовке детей к обучению грамоте начинается со 2-ой младшей группы.
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)
Работа по формированию аналитико-синтетической активности при подготовке детей к обучению грамоте начинается со 2-ой младшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_k-rr.docx | 30.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа по формированию аналитико-синтетической активности при подготовке детей к обучению грамоте начинается со 2-ой младшей группы.
Целью является: Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Детей учат правильно произносить гласные звуки; твердые и мягкие согласные звуки (м,б,п,т,д,н,к,г,х,ф,в,л,с,ц); слышать специально интонируемый в речи воспитателя звук; развивать правильное речевого дыхания, слухового внимания, фонематического слуха, моторики речевого аппарата.
Работа по обучению грамоте проводится в несколько этапов.
I этап - Подготовительный этап.
Начинается в младших группах и продолжается на всем периоде.
Начинается работа со знакомства с неречевыми звуками. На этом этапе даётся понятие "звук" (все, что мы слышим это звуки, давайте послушаем тишину, что услышали). Сначала даются звуки сильноконтрастные по звучанию (дудка-барабан); затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен); узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, фольги; стук карандашей, ложек).
Предлагаемые игры:
"Узнай, что звучит?" (закройте глаза: хлопок, музыкальный инструмент, разрезание бумаги),
“Найди по звучанию такую же коробочку с крупой”
"Покажи картинку ( что звучало: шум дождя, крики птиц, стук молотка, пение- звуки животного мира, звуки природы, звуки человека),
"Повтори по заданию" (интонационная выразительность карточки «эмоции» -«Мы пришли в детский сад),
"Кто сказал?" (кто поздоровался: закройте глаза до кого дотронулись здоровается, другие угадывают)
Так же необходимо научить детей в правильной последовательности и в правильном направлении выполнять заданные действия с предметами. Сначала детей учат ориентироваться в схеме собственного тела (левой рукой дотронуться до правого уха, и т.д), затем уточняется ориентировка в пространстве (что вверху, внизу комнаты.). Заканчивается обучение ориентировкой на листе бумаги.
Предлагается поиграть в игры: «Встань в круг, шеренгу, колонну» дети наглядно видят, кто стоит первый, последний, между, за, перед. Это необходимо впоследствии и при звуковом анализе и печатании слов, выкладывании схемы предложения. С детьми младшего возраста можно играть в настольный театр «Репка» уточняя последовательность слева-направо, кто 1, 2, последний, между. Далее проводятся игры с картинками по изучаемой лексической теме (Например «Одежда»). На этом этапе проводится работа по делению слов на части (слоги), дети определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание пальцев, приседание, поднесение ладошки к подбородку):
Можно использовать игры, в соответствии с лексической темой, например, при изучении темы "Овощи"(делим на слоги слова: лук, капуста, кабачок, перец). Передаем по «Телеграфу», и в соответствии с этим применяем следующие дидактические пособия, которые помогают наглядно увидеть части: (разрезанная ваза, разорви полоску бумаги на части, домики: количество окон соответствует количеству слогов). В подготовительной группе дети с помощью, схем, экспериментов со словами начинают понимать правило :в слове столько слогов, сколько гласных звуков.
«Прошагай слово»-наглядно увидеть короткое и длинное (кот, картошка, карта);
«Электронная муха-ориентировка на листе бумаги»: (чистый лист бумаги, фишка-середина листа, левый нижний угол и т.д; лист с картинками (геометрическими фигурами, буквами, цифрами)- что нарисовано в верхнем правом углу и.т.д; лист с расчерченными квадратами в них предметы, буквы, цифры, геометрические фигуры, выполнить задания: 2 клеточки вверх, влево стоп –что нарисовано?). (дети собирают слово из букв, выполняя инструкции. На столах квадрат-сетка в нем вписаны буквы. Начинаем собирать слово с буквы С в руках детей небольшие игрушки или карандаши, вниз 1шаг, вправо 2-стоп, вниз 2 шага, влево 4-стоп. Собрали слово СОК.
II этап - Знакомство с гласными звуками.
Необходимость данного этапа в том, чтобы научить детей слышать гласные звуки. Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Подробнее остановимся на звуке [а]. Девочка Аня укладывает куклу спать и поет песенку ААА . Какую она поет песенку? Когда она ее поет, как открывается ротик? (посмотрите друг на друга или в зеркало). Затем детям рассказываем сказку (пособие Ткаченко основывается на утрированной артикуляции). После дети рассматривают артикуляцию произношения звука, рот широко открыт (используем символ). Рассматривая артикуляцию звука, выясняем, что воздух не встречает препятствие, ниточка не рвется и говорим, что этот звук гласный (используем карточку красного цвета). Говорим, что в образовании звука участвует голос. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков.
Предлагаемые игры:
"Телевизор сломался": педагог показывает артикуляцию звука, дети называют его, и наоборот.
"Фотография звука": педагог произносит звук, дети показывают карточку символ и наоборот.
"Припоминание слов на заданный звук".
"Разложи картинки": подарим кукле Оле картинки, название которых начинается на звук [о], а Ирине - на звук [и].
На этом этапе ведется работа над позицией звука в слове:
Во-первых, научить детей определять первый звук в слове: необходимо выделять нужный звук голосом, интонационно и закреплять его символом; Затем необходимо научить детей слышать и выделять звук в конце слова, в середине слова.
Пособия:
1. В начале обучения детям можно предложить фигурки птицы, где голова указывает на начало, туловище - на середину, а хвост - на конец слова. Дети поднимают нужную часть (Аист, стена пар)
2. Аналогичная работа проводится со звуковыми линейками.
На этом этапе вводится простейший звуковой анализ, значимых слов (ау, уа, иа), выясняется количество звуков, порядок, характеристика. Рассмотрим слово АУ. Детям предлагается сюжетная картинка с изображением девочки, которая потерялась в лесу. Задаются наводящие вопросы: "Что случилось с девочкой?", " Что она кричит?". Подробно проводится звуковой анализ слова АУ. Дети проговаривают слово, определяют первый звук, второй звук. Дают характеристику каждому звуку. Определяют количество звуков в слове и их последовательность.
III этап - Знакомство с согласными звуками.
Знакомство лучше начинать со звуков [к, т, п, м], потому что , артикуляция очень резко отличается от артикуляции гласных звуков, воздух встречает препятствие. Именно эти звуки позволят легче усвоить детям процесс слияния, необходимый для навыка слогового чтения. При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика, опираясь на тактильный, зрительный, слуховой, двигательный анализаторы. Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть, и почувствовать. Далее дети произносят звук сами, смотрят в индивидуальные зеркала или на друг друга. Рассказываем сказку, что звук хотел спеть песенку, а у него не получается и выясняется, что воздух встречает препятствие – губы, зубы, язык он согласился с этим. Дается понятие согласный звук, и подкрепляем это понятие символом синего цвета. На начальном этапе предлагаем изобразить с помощью рук звуки (кулачек- твердый, ладошка-мягкий).
Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с горлышком - если горлышко "дрожит", значит, звук звонкий, если нет - глухой. Используем символ звонка. Можно применить другой прием - во время произнесения звука плотно прижать ладошки к ушам.
Чтобы детям было понятнее, можно связать твердые звуки с образом старшего большого гнома со строгим, твердым характером, а мягкие звуки с образом гнома младшего маленького с веселым, мягким характером. Старший гном живет в доме с синей крышей и дружит с твердыми согласными звуками. Младший гном живет в доме с зеленой крышей и дружит с мягкими звуками.
Чтобы определить твердость и мягкость, предложите детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются, артикуляция напрягается. Для характеристики согласных звуков используются символы: кирпич - твердый, подушка - мягкий, колокольчик - звонкий звук, перечеркнутый колокольчик - глухой.
Большая работа проводится по дифференциации звуков по акустическим (Т-Д, Г-К, Б-П) и артикуляторным (С-Ш, Т-К, З-Ж) признакам. Звуки сравниваются после знакомства и усвоения смешиваемых звуков. Каждый звук подробно характеризуется, затем эти характеристики сравниваются. Дети под руководством педагога выясняют, чем они похожи и различаются. Слово для звукового анализа можно брать из лексической темы, которую проходите в данный момент. Подробно рассмотрим звуковой анализ слова по теме «Домашние животные».
Игра «Расскажи о себе» (КОТ- появляется картинка). Звуковой анализ слова - сознательное выделение звуков в слове и их качественная характеристика. назвать количество звуков в слове; назвать звуки по порядку; сколько в слове гласных звуков в слове? Назовите их по порядку; сколько согласных; назвать первый звук, последний, третий: звук К-топни, О-хлопни, Т-закрой глаза. Позже работаем со схемой слова Символ слова - это полоска, слоги - короткие полоски. Далее выполняем звуковой анализ каждого слога. Обозначим каждый звук соответствующей буквой. После подробного звукового анализа, слово прочитывается, записывается в тетради. С этим словом можно составить предложения.
При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика.
Для того, чтобы детям было легче рассказывать о звуке, можно использовать схемы:
IV этап - Знакомство с буквами.
Начинаем знакомить детей с буквами параллельно при знакомстве со звуками. Букву произносим как звук. Учим правило: звуки произносим и слышим, буквы видим и пишем (Закройте глаза, какой звук я сказала-вы его видели? Закроите глаза какую букву я написала?). После изучения звука рассказываем, что каждый человек живет в домике, животные в жилище, а звуки нашли себе домики-буквы. Помогаем её запомнить через ассоциации ребёнка. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с - сыр, т - труба, я - яблоко). Рассматриваются элементы, их количество.
Знакомить детей с буквой легче применяя схему «Опорная схема для рассказа о букве».
1.« Имя» буквы в алфавите
2.Какие звуки (звук) обозначаются этой буквой на письме
3.Из скольких элементов состоит
4.Какие элементы используются при написании
5.В какую сторону смотрят элементы буквы и где они находятся
6.Как расположены элементы относительно строчки.
7.На какие вещи, предметы похожа буква.
Можно предложить стишок для запоминания образа буквы.
Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов.
∙ Написать букву в воздухе, на столе;
∙ Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
∙ Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе; спине соседа
∙ Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и других мелких предметов;
∙ Вырывать из бумаги образ буквы;
∙ Вылепить из пластилина, теста;
∙ Написать на листе бумаги букву разных размеров, разного цвета:
∙ Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте-вырезке из газеты.
Печатание букв.
Звуки обозначаются буквами. Важно правильно показать детям, как печатать буквы. Мы знаем, что буквы бывают заглавные (большие) и строчные (маленькие). Учим правило: пишем буквы сверху-вниз, слева-направо.
V этап Работа над предложением.
-Что такое «предложение»? (Предложение - это слово или сочетание слов, с помощью которого человек оформляет свои мысли и передает их другим. Ребёнку можно предложить следующее пояснение: у тебя в голове есть мысль, и чтобы мы её услышали, ты говоришь предложение.) Помните, что предложение может состоять из одного слова или из нескольких слов. Ребёнку мы можем сказать, что предложение – это слово или группа слов, выражающих законченную мысль.
Составьте предложение со словом Весна. Определите, сколько слов в вашем предложении? (Участники считают каждое слово предложения, педагог объясняет, что предлоги– это тоже слова, их необходимо тоже считать).
Игра: «Живые слова» (с педагогами)
Работа с графической схемой предложения.
Цель: работа над предложением через его графическую запись значительно сокращает появление ошибок при письме.
А теперь посмотрите на «полоски» - это прямоугольники, которые обозначают слова. Одно слово – один прямоугольник. Как вы думаете, почему есть прямоугольники с выступом слева? (Участники высказывают своё мнение). Да, выступ на прямоугольнике слева обозначает заглавную букву. Всем нам известно, когда пишется заглавная буква. Детям мы объясним, что с большой (заглавной) буквы пишутся имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия, названия улиц, площадей, а на схеме предложения эти слова обозначаются прямоугольником с выступом. А как же графически мы будем обозначать предлоги, и нужен ли вообще для них отдельный знак? (Участники высказывают своё мнение) Да, Вы правы, выделять предлоги отдельным знаком обязательно: дети будут воспринимать их как отдельные слова, а, значит, не будут писать их слитно с другими словами. Выкладывая предложение графически, предлоги мы будем обозначать треугольником. А что обозначает маленький кружок? (Участники высказывают своё мнение). Это точка, которая ставится в конце предложения и графической записи предложения.
Итак, предложение Вы составили, давайте запишем его графически. (Участники выкладывают схему предложения. Педагог поясняет, что прямоугольники, треугольники (слова) важно выкладывать на расстоянии друг от друга, что бы ребёнок видел раздельность написания отдельных слов). Затем, проводится работа над предложением. Сосчитайте, пожалуйста, сколько слов в Вашем предложении? Назовите первое слово? Второе?... Назовите слово, которое третье по счёту, второе... Назовите предлог слова. Какой он по счёту? Какое слово справа от предлога? Слева? Есть ли точка в вашем предложении? Сколько слов с заглавной буквы? Назовите эти слова? А теперь разобьём слова на слоги. Выкладываем полную схему предложения.
Важно заметить, что все эти 5 этапов работы не сменяют, а дополняют друг друга.
Таким образом, система работы по формированию звуковой аналитико-синтетической активности детей дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте является актуальной в нашем современной обществе.
Планирование групповой коррекционно – развивающей работы
с воспитанниками второй младшей группы для детей с ОНР на апрель 2021 года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Из опыта работы по подготовке детей к обучению грамоте".
В презентации представлены дидактические материалы, используемые в работе с детьми....
"Система работы по подготовке детей к обучению грамоте"
Система занятий с детьми в подготовительной группе....
Статья на тему: «Система работы по формированию аналитико-синтетической активности детей как предпосылки к овладению грамотой у дошкольников с ОНР».
Автор: Песоцкая Наталья Александровна, учитель-логопед МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 267", г. о. СамараОписание материала: Предлагаю вам статью на тему: " Система работы по формированию а...
Индивидуальный план работы по самообразованию. «Повышение профессионального уровня по подготовке детей к обучению грамоте»
Цель: Повышение собственного уровня знаний путём изучения необходимой литературы....
Элементы логопедической работы по подготовке детей к обучению грамоте с использованием дидактического пособия «Секрет».
Дисграфия начинается не в школе, а значительно раньше: у детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте возможно выявление предпосылок дисграфии, которая неизбежно появится у некоторых детей с нач...
Конспект НОД «Насекомые» (по сказке К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха»).(подготовка детей к обучению грамоте и формирование грамматических категорий) Старшая группа
Цель: продолжать формировать у детей фонематический слух, звуковой анализ и синтез....
Мастер-класс учителя-логопеда Петровой И.Ю. по подготовке детей к обучению грамоте Работа со звуком-буквой «Ж»
Развиваем фонетический слух, звуко-буквенный анализ и синтез слов и умение составлять из слов предложения....