Конспект ООД по подготовке детей к обучению грамоте Тема: «Пять заданий Белоснежки». Подготовительная группа
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Цель: закреплять знания умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной командной деятельности.
Задачи:
-выявить умения на слух выделять гласные и согласные звуки из слов;
- определять количество слогов в слове;
- упражнять в умении проводить звуковой и звукобуквенный анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласные, согласные твѐрдые и мягкие);
- выделять первый согласный звук в слове;
- совершенствовать практические умения и навыки детей; развивать грамматический строй речи;
Развивающие:
.-Развивать фонематическое восприятие.
- Развивать память и внимание.
- Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.
- Развивать умение ориентироваться в пространстве.
- Развивать и укреплять мелкие мышцы рук.
- Развивать самостоятельность, инициативу.
- Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память.
Воспитательные:
-Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества, аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.
-Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения, проявлять настойчивость
при выполнении заданий.
- Воспитывать любовь к родному языку;
- формировать навыки контроля и самоконтроля;
- совершенствовать навыки коммуникативного общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_obuchenie_gramote.docx | 671.29 КБ |
zadaniya.docx | 586.11 КБ |
analiz_zanyatiya.docx | 19.85 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ставрополя детский сад №25
Конспект ООД по подготовке детей к обучению грамоте
Тема: «Пять заданий Белоснежки».
Подготовительная группа
Воспитатель: Рудько Н.П.
.
г.Ставрополь,2023 г.
Тема: «Пять заданий Белоснежки».
Цель: закреплять знания умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной командной деятельности.
Задачи:
-выявить умения на слух выделять гласные и согласные звуки из слов;
- определять количество слогов в слове;
- упражнять в умении проводить звуковой и звукобуквенный анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласные, согласные твѐрдые и мягкие);
- выделять первый согласный звук в слове;
- совершенствовать практические умения и навыки детей; развивать грамматический строй речи;
Развивающие:
.-Развивать фонематическое восприятие.
- Развивать память и внимание.
- Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.
- Развивать умение ориентироваться в пространстве.
- Развивать и укреплять мелкие мышцы рук.
- Развивать самостоятельность, инициативу.
- Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память.
Воспитательные:
-Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества, аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.
-Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения, проявлять настойчивость
при выполнении заданий.
- Воспитывать любовь к родному языку;
- формировать навыки контроля и самоконтроля;
- совершенствовать навыки коммуникативного общения.
Оборудование: конверт с письмом; ключи, вырезанные из бумаги; картинки с изображением Белоснежки, колдуньи; волшебного замка; картинки с изображением букв; слоговые таблицы; карточки с заданиями; квадраты синего, зелёного, красного цветов; цветные карандаши; мяч.
Ход занятия:
Организационный момент.
Дети сидят на стульчиках.
Раз, два, три, четыре, пять, (загибают поочерёдно пальцы правой руки)
Будем мы сейчас играть, (руки перед грудью, движения руками вверх, вниз)
Смотреть, слушать, размышлять, (прикладывают указательные пальцы поочередно к наружным уголкам глаз, ушам, вискам)
Но друг другу не мешать, («грозят» указательным пальцем)
Внятно четко говорить, (очерчивают область рта)
Не вертеться, не шалить. («грозят» указательным пальцем)
Все хотим мы заниматься,
Все хотим мы много знать.
Основная часть.
Сюрпризный момент.
– Ребята, я хочу рассказать вам о случае, который произошел со мной сегодня утром. Когда я пришла в детский сад, то увидела у дверей нашей группы, лежало вот это письмо. Сейчас я его прочитаю.
«Здравствуйте, ребята, пишет вам Белоснежка, из сказки «Белоснежка и семь гномов» я узнала, что в группе « Росинка» очень добрые и отзывчивые дети и поэтому решила именно вас попросить о помощи. Меня похитила зла баба Яга и заточила в каменный замок. Мне смогут помочь те дети, которые справятся с заданиями, которые будут встречаться у них на пути. За каждое правильно-выполненное задание вы будете получать ключ. К концу пути вы узнаете кому нужно отдать ключи чтобы освободить меня. »
– Ребята, ну что поможем Белоснежке? Освободим её?
– Ребята, дорога длинная, нас ждёт много испытаний.
Палочкой волшебной
В воздухе взмахнём
Волшебство начнётся,
В сказку попадем!
– Для того, чтобы получить первое задание, нужно ответить на вопросы.
– Готовы? (Да)
Вопросы:
– Когда мы общаемся друг с другом, мы слышим звуки. Это звуки речи.
– Какие бывают звуки речи? (гласные и согласные)
– Назовите гласные звуки (А, О, У, Ы, И, Э).
– Почему они называются «гласные»? (они произносятся только с помощью голоса, их можно петь).
– Назовите согласные звуки (Л, М, Н, Р, Г, К, В, Ф, З,С ).
– Почему они не поются? Что мешает?
– Чем отличается «звук» от «буквы»? (звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем).
– А какие бывают согласные звуки? (звонкие и глухие)
Игра с мячом «Твёрдый – мягкий».
– Я буду называть твёрдый звук, а вы мне мягкий. (С-сь, М-мь, В-вь, Л-ль, К-кь, Т-ть, П-пь, Н-нь, Р-рь, Ф-фь, Г-гь, Д-дь, З-зь)
– Молодцы, и так, мы можем перейти к первому заданию, чтобы получить первый ключик.
Задания за столами.
Гимнастика для глаз
Закрываем мы глаза
Вот такие чудеса
Наши глазки отдыхают,
Упражнения выполняют
(закрывают глаза, стоят с закрытыми глазами)
А теперь мы их откроем,
Через речку мост построим.
Нарисуем букву «О»
Получается легко
(открывают глаза, взглядом рисуют мост)
Вверх поднимем,
Глянем вниз,
Вправо- влево повернем,
(глаза поднимаем вверх, вниз, вправо, влево.)
Заниматься вновь начнем.
(Моргают глазами)
– А сейчас давайте пройдём к столам. Дети занимают места за столами.
(После каждого задания воспитатель вывешивает ключ).
- Задание «Лишняя буква».
– Перед вами лежат две карточки с буквами. Найдите и зачеркните в каждой карточке лишнюю букву и объясните, почему вы зачеркнули именно эту букву. Например, (Я зачеркнул букву К, потому что она согласная, а все остальные – гласные буквы).
К У А О И Е Л | Л А В Т С М К |
- Задание «Твёрдый или мягкий звук».
– Я вам называю слова, а вы слушаете внимательно, какой первый звук в слове. Если первый звук в слове твёрдый – вы поднимаете синий квадрат, а если первый звук в слове мягкий, то поднимаете зелёный квадрат.
– Приготовились, слушаем внимательно: сад, синий, мыло, мила, луч, нитка, телефон, Зина, корзина, рысь, волк, зеркало, мука, ночь, вилка, лимон.
3.Задание .Разделите слова на слоги.
– И вот, новое препятствие. Чтобы получить следующее задание ответьте на вопросы.
– Ребята, на что делятся слова? (слова делятся на слоги)
– Отгадайте загадки. Слова-отгадки разделите на слоги.
Они ходят, но стоят
Всем о времени твердят,
Когда спать, когда вставать,
Когда можно погулять…
(Часы)
Кто зимой холодной,
В лесу ходит злой и голодный?
(Волк)
Белый хвост, чёрный нос
Наши тапочки унёс
В уголок под кровать
И не хочет отдавать.
(Собака)
4Задание .«Зашифруй слово».
– Ребята, прочитайте слова на доске и зашифруйте их с помощью знаков – квадратов синего, зелёного и красного цветов. (Луна, Лена)
– И снова нужно отдохнуть.
Физкультминутка
В старом дереве дупло
Это домик буквы «О»
(круговые движения руками)
Рядом с нею на суку
Примостилась буква «У»
( присесть на корточки)
В гости к нам издалека
Прибежала буква «А»
(бег на месте)
Прилетела буква «Я»
На спине у воробья.
(махи руками, как крыльями)
Буквы стали веселиться,
И смеяться, и кружиться.
То попрыгают немножко,
То похлопают в ладошки,
То присядут, отдохнут,
То опять плясать начнут.
– Подтянули плечи, спинки. А сейчас конец разминке.
5.Задание «Составь схему предложения».
Посмотрите на буквы на ключиках. Давайте прочитаем Кто возьмет эти ключики и отворит замок.
ГНОМЫ.
Какие мы с вами молодцы. Мы отправим эти ключики гномам, и они освободят Белоснежку.
– Ребята, Белоснежка вам очень благодарна и приготовила для вас небольшие подарочки.
Заключительная часть.
Палочкой волшебной
В воздухе взмахнём
Волшебство закончится,
В группу попадем!
Рефлексия деятельности.
– Чем мы сегодня занимались на занятии?
– Что вам больше всего понравилось на занятии?
Использованная литература:
- Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Подготовительная группа / Под ред. О. М. Дьяченко,—М.: Гном-Пресс, 1999.
- Журова Л.E. Обучение грамоте в детском саду. —М.: Просвещение, 1974.
- Е.В.Колесникова Авторская педагогическая технология по обучению дошкольников элемнтам грамоты.
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/obuchenie-gramote/2020/04/29/otkrytoe-zanyatie-po-obucheniyu-gramote-podgotovitelnaya
Схема предложения.
Предварительный просмотр:
Организационный момент.
Дети сидят на стульчиках.
Раз, два, три, четыре, пять, (загибают поочерёдно пальцы правой руки)
Будем мы сейчас играть, (руки перед грудью, движения руками вверх, вниз)
Смотреть, слушать, размышлять, (прикладывают указательные пальцы поочередно к наружным уголкам глаз, ушам, вискам)
Но друг другу не мешать, («грозят» указательным пальцем)
Внятно четко говорить, (очерчивают область рта)
Не вертеться, не шалить. («грозят» указательным пальцем)
Все хотим мы заниматься,
Все хотим мы много знать.
«Здравствуйте, ребята, пишет вам Белоснежка, из сказки «Белоснежка и семь гномов» я узнала, что в группе « Росинка» очень добрые и отзывчивые дети и поэтому решила именно вас попросить о помощи. Меня похитила зла баба Яга и заточила в каменный замок. Мне смогут помочь те дети, которые справятся с заданиями, которые будут встречаться у них на пути. За каждое правильно-выполненное задание вы будете получать ключ. К концу пути вы узнаете кому нужно отдать ключи чтобы освободить меня. »
Палочкой волшебной
В воздухе взмахнём
Волшебство начнётся,
В сказку попадем!
– Для того, чтобы получить первое задание, нужно ответить на вопросы.
– Готовы? (Да
Вопросы:
– Когда мы общаемся друг с другом, мы слышим звуки. Это звуки речи.
– Какие бывают звуки речи? (гласные и согласные)
– Назовите гласные звуки (А, О, У, Ы, И, Э).
– Почему они называются «гласные»? (они произносятся только с помощью голоса, их можно петь).
– Назовите согласные звуки (Л, М, Н, Р, Г, К, В, Ф, З,С ).
– Почему они не поются? Что мешает?
– Чем отличается «звук» от «буквы»? (звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем).
– А какие бывают согласные звуки? (звонкие и глухие)
Игра с мячом «Твёрдый – мягкий».
– Я буду называть твёрдый звук, а вы мне мягкий. (С-сь, М-мь, В-вь, Л-ль, К-кь, Т-ть, П-пь, Н-нь, Р-рь, Ф-фь, Г-гь, Д-дь, З-зь)
– Молодцы, и так, мы можем перейти к первому заданию, чтобы получить первый ключик.
Задания за столами.
Гимнастика для глаз
Закрываем мы глаза
Вот такие чудеса
Наши глазки отдыхают,
Упражнения выполняют
(закрывают глаза, стоят с закрытыми глазами)
А теперь мы их откроем,
Через речку мост построим.
Нарисуем букву «О»
Получается легко
(открывают глаза, взглядом рисуют мост)
Вверх поднимем,
Глянем вниз,
Вправо- влево повернем,
(глаза поднимаем вверх, вниз, вправо, влево.)
Заниматься вновь начнем.
(Моргают глазами)
– А сейчас давайте пройдём к столам. Дети занимают места за столами
- Задание «Лишняя буква».
– Перед вами лежат две карточки с буквами. Найдите и зачеркните в каждой карточке лишнюю букву и объясните, почему вы зачеркнули именно эту букву. Например, (Я зачеркнул букву К, потому что она согласная, а все остальные – гласные буквы).
К У А О И Е Л | Л А В Т С М К |
- Задание «Твёрдый или мягкий звук».
– Я вам называю слова, а вы слушаете внимательно, какой первый звук в слове. Если первый звук в слове твёрдый – вы поднимаете синий квадрат, а если первый звук в слове мягкий, то поднимаете зелёный квадрат.
– Приготовились, слушаем внимательно: сад, синий, мыло, мила, луч, нитка, телефон, Зина, корзина, рысь, волк, зеркало, мука, ночь, вилка, лимон.
3.Задание .Разделите слова на слоги.
– И вот, новое препятствие. Чтобы получить следующее задание ответьте на вопросы.
– Ребята, на что делятся слова? (слова делятся на слоги)
– Отгадайте загадки. Слова-отгадки разделите на слоги.
Они ходят, но стоят
Всем о времени твердят,
Когда спать, когда вставать,
Когда можно погулять…
(Часы)
Кто зимой холодной,
В лесу ходит злой и голодный?
(Волк)
Белый хвост, чёрный нос
Наши тапочки унёс
В уголок под кровать
И не хочет отдавать.
(Собака)
4Задание .«Зашифруй слово».
– Ребята, прочитайте слова на доске и зашифруйте их с помощью знаков – квадратов синего, зелёного и красного цветов. (Луна, Лена)
Л | у | н | а |
|
Л | е | н | а |
Физкультминутка
В старом дереве дупло
Это домик буквы «О»
(круговые движения руками)
Рядом с нею на суку
Примостилась буква «У»
( присесть на корточки)
В гости к нам издалека
Прибежала буква «А»
(бег на месте)
Прилетела буква «Я»
На спине у воробья.
(махи руками, как крыльями)
Буквы стали веселиться,
И смеяться, и кружиться.
То попрыгают немножко,
То похлопают в ладошки,
То присядут, отдохнут,
То опять плясать начнут.
– Подтянули плечи, спинки. А сейчас конец разминке.
5.Задание «Составь схему предложения».
Посмотрите на буквы на ключиках. Давайте прочитаем Кто возьмет эти ключики и отворит замок.
ГНОМЫ.
Какие мы с вами молодцы. Мы отправим эти ключики гномам, и они освободят Белоснежку.
– Ребята, Белоснежка вам очень благодарна и приготовила для вас небольшие подарочки.
Заключительная часть.
Палочкой волшебной
В воздухе взмахнём
Волшебство закончится,
В группу попадем!
Л | у | н | а |
|
Л | е | н | а |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ставрополя детский сад №25
Самоанализ
ООД по подготовке детей к обучению грамоте
в подготовительной группе
Тема: «Пять заданий Белоснежки».
Воспитатель: Рудько Н.П.
.
г.Ставрополь,2023 г.
Самоанализ воспитателя Рудько Н.П.
ООД по подготовке детей к обучению грамоте
в подготовительной группе
«Пять заданий Белоснежки».
Цель: закреплять знания умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной командной деятельности.
Задачи:
-выявить умения на слух выделять гласные и согласные звуки из слов;
- определять количество слогов в слове;
- упражнять в умении проводить звуковой и звукобуквенный анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласные, согласные твѐрдые и мягкие);
- выделять первый согласный звук в слове;
- совершенствовать практические умения и навыки детей; развивать грамматический строй речи;
Развивающие:
.-Развивать фонематическое восприятие.
- Развивать память и внимание.
- Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.
- Развивать умение ориентироваться в пространстве.
- Развивать и укреплять мелкие мышцы рук.
- Развивать самостоятельность, инициативу.
- Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память.
Воспитательные:
-Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества, аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.
-Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения, проявлять настойчивость
при выполнении заданий.
- Воспитывать любовь к родному языку;
- формировать навыки контроля и самоконтроля;
- совершенствовать навыки коммуникативного общения.
Оборудование: конверт с письмом; ключи, вырезанные из бумаги; картинки с изображением Белоснежки, колдуньи; волшебного замка; картинки с изображением букв; слоговые таблицы; карточки с заданиями; квадраты синего, зелёного, красного цветов; мяч.
Комплексно – игровой метод организации фронтальных занятий дает возможность добиться положительного результата в работе с детьми. Материал легче усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения. Дети, играя, постигают понятие “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”, “буква”, закрепляют правильное произношение звуков .
Для построения своего занятия я использовала персонажи из сказки «Белоснежка и семь гномов»: Белоснежку, злую колдунью и семь гномов.
Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие учебного материала способствует спонтанному развитию связной речи, познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.
Итоговая ООД проводилась с детьми подготовительной группы, присутствовало 16 детей. Дети легко шли на контакт со взрослым, были активны и легко включались во все виды деятельности.
На всех этапах ООД активизировалась речевая, познавательная и двигательная деятельность детей и все этапы были взаимосвязаны, подчинены единой цели и задачам.
Вопросы и задания подбирались так, чтобы все дети могли на равных участвовать в работе.
Мой тон в ходе проведения ООД был доброжелательным, соблюдались нормы педагогической этики и такта. Вопросы к детям были четкими, понятными, доступными для понимания детей. Атмосфера на занятии была доброжелательная.
Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они проявили речевую и познавательную активность, эмоционально реагировали на предложенные задания.
По опросу детей после ООД было выявлено, что детям очень понравилось путешествие в сказку.
Введение в тему занятия, создание положительного настроя на обучение я использовала пальчиковую гимнастику «Будем мы сейчас играть»; сюрпризный момент письмо от Белоснежки и перенос в сказку с помощью волшебной палочки. Далее для повторения материала проведена игра «Вопрос - ответ» и игра с мячом «Твёрдый – мягкий». Для лучшего зрительного восприятия во время работы за столами проведена гимнастика для глаз «Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют» .
Первое задание «Лишняя буква» на закрепление гласных и согласных звуков. Дети с ним справились быстро и без ошибок.
Второе задание «Твёрдый или мягкий звук».
На слух нужно было определить твердость или мягкость первого согласного звука в слове. Показать карточку соответствующего цвета синего или зеленого. Дать объяснение почему. В этом задании некоторые дети испытывали затруднения.
Третье задание «Разделите слова на слоги».
Задание заключалось в отгадывании загадки. Слово –ответ нужно было разделить на слоги. Дети легко выполнили задание.
Четвертое задание «Зашифруй слово».
Это более сложное задание. Нужно выполнить звуковой анализ слов самостоятельно помощью квадратов синего, зелёного и красного цветов. (Луна, Лена). Некоторые дети не сразу могли определить мягкость согласного звука, но с задание выполнили все правильно.
Физминутка «В старом дереве дупло это домик буквы «О», тесно связана с темой занятия и является переходным моментом к следующей части занятия.
сновные задачи физминутки заключаются в:
• снятии усталости и напряжения;
• внесении эмоционального заряда;
• совершенствовании общей моторики;
• выработке четких координированных движений во взаимосвязи с речью.
Пятое задание «Составь схему предложения».
Детям предложены четыре карточки с предложениями. Нужно показать заглавную букву, количество слов и знак препинания.
За каждое задание дети получали ключ с букой. Выполнив задание прочитали слово «гномы».
Как сюрприз пришло СМС : « Ребята, я вам очень благодарна и приготовила для вас небольшие подарки» . Дети находят подарки .С помощью волшебной палочки возвращаемся в группу.
Рефлексия деятельности.
Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия была достаточно эффективной, динамичной. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей. Закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением. Данная структура занятия вполне оправдана. Считаю, что поставленные в занятии задачи были выполнены. Занятие своей цели достигло.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе Воспитатель: Пучкина В. А. МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин
Конспект занятияпо подготовке детей к обучению грамотев подготовительной группеВоспитатель: Пучкина В. А.МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин...
Конспект ИОД по подготовке детей к обучению грамоте по теме: «Звуковой анализ слова «КИТ».
Обучать детей звуковому анализу слова.Закреплять умение придумывать слова с заданным звуком, делить слова на слоги, придумывать предложения и называть сколько слов в предложении. Развивать артику...
Конспект занятия По подготовке детей к обучении грамоте по тему: " Дифференциация звуков П-Т-К"
quot; Дифференциация звуков П-Т-К"...
Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе с использованием дидактического материала "Уроки грамоты"
Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:закреплять понятия «звук», «слово», «буква»;совершенствовать умение...
Технологическая карта ООД № 5 в старшей группе Образовательная область: Подготовка детей к обучению грамоте Тема: Занятие№ 4 Ельцова О.М.
Цель: Формировать умения составлять связный рассказ из предложений.Задачи:Образовательные: формировать быструю реакцию на слово.Развивающие: развивать умение образовывать существительные с уменьшитель...
Технологическая карта ООД № 17 в старшей группе Образовательная область: Подготовка детей к обучению грамоте Тема: Занятие№ 15 Ельцова О.М.
Задачи:Образовательные: упражнять детей произносить слова медленно, интонационно выделяя звук, который отмечается на схеме; произносить слово в соответствии с движением указки по схеме. Знакомить со с...
Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе. Интерактивная технология "Кубик Блума" - адаптированная игра "Грамотеи"
Интерактивные технологии давно и прочно вошли в практику работы дошкольных образовательных учреждений. Их использование в работе со старшими дошкольниками позволило значительно повысить результативнос...