Из опыта работы «ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА»
консультация по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Из опыта работы «ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА»
Работая на логопункте, мы большую часть времени своей работы отводим на устранение нарушений звукопроизношения (на постановку, автоматизацию и дифференциацию звуков). Однако у некоторых детей не сформированы по возрасту и другие компоненты речи. Поэтому, работая над автоматизацией звуков, дифференциацией звуков выстраиваю свое занятие так, чтобы параллельно решалось ряд других задач (обогащение словаря, развития лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи, развитие пространственных представлений, развитие слухового, зрительного внимания и памяти).
Сегодня поделюсь с вами подборкой игр и игровых приемов, которые помогают решать поставленные задачи на занятиях.
Довольно часто в работе над автоматизацией и дифференциацией звуков во фразе использую различные логопедические лото или другие дидактические игры, в основе которых большое игровое поле и маленькие разрезные картинки. Такие игры идеально подходят для подгруппы детей.
Сначала мы играем непосредственно в эту игру.
Затем, используя разрезные картинки этой игры, играем в самые разные мини-игры:
«Мой, моя, мое»;
«Живое - неживое»;
«Съедобное - несъедобное»;
«Составь предложение»;
«Назови предметы, сделанные руками человека»;
«Про что я сказала?» (На столе много картинок, я называю признаки предмета, действия предмета, предназначение предмета. Например: «Оно круглое, румяное сладкое». «Это животное живет в жарких странах». «Это воздушный транспорт».);
«Право-лево» («Что находится справа от собаки? «Что находится слева от шапки?);
«День–ночь». Эта игра всем хорошо известная. Ребенок закрывает глаза, переворачиваю или убираю картинку (меняю две картинки местами). Когда ребенок открывает глаза, я задаю вопрос, в зависимости от того какой звук автоматизирую или какие звуки дифференцирую:
«Чего не стало?» («С», «Л» Не стало совы. Не стало лупы.);
«Что убрала?» (Вы убрали ракету.);
«Какую картинку я перевернула?» (Вы перевернули рыбку);
«Какие картинки поменяла местами?» (Вы поменяли местами собаку и мышку).
Играя в эти мини игры, мы решаем ряд поставленных задач:
автоматизация и дифференциация звуков;
уточнение, активизация, пополнения словаря;
построение фразы;
развитием лексико-грамматического строя речи;
развитие пространственных представлений;
развитие зрительного внимания и памяти.
Есть у меня несколько необычное лото – двустороннее лото, с сюрпризным моментом. Когда дети закрывают игровое поле, прошу их перевернуть все картинки и получатся сюжетная картинка из сказки. Прошу детей найти и назвать все предметы с данным звуком, иногда определяем позицию звука в слове. Беседуем с детьми по сказке, либо вспоминаем фрагмент сказки, либо характерные качества какого-либо героя.
Это покупное лото, но сейчас мы можем сделать такое лото сами, взяв за основу любое логопедическое лото.
Еще хочу поделиться такой очень простой игрой, я ее назвала «Кубик–фишки».
Эту игру я использую при дифференциации «Р»-«Рь»; «Р»-«Рь»-«Л»-«Ль».
Правила игры очень просты. Дети по очереди выбрасывают кубик, сколько очков выбросил ребенок, столько берет фишек. В конце игры подсчитываем у кого сколько фишек.
Игра сопровождается такой фразой: «Я выбросил три очка, я беру три фишки».
Затем мы подсчитываем количество фишек у каждого ребенка и дети проговаривают: «Я набрала 14 фишек» или «Я заработал 21 фишку».
Затем я спрашиваю детей про разные геометрические фигуры: «Сколько у тебя зеленых треугольников, синих прямоугольников и т.д.».
Детям нравится конструировать непосредственно в ходе игры, они выкладывают домики, замки, космические корабли.
Дети очень любят эту игру. Играя в эту игру, мы:
автоматизируем, дифференцируем звуки;
работаем над такой грамматической категорией, как согласование числительных с существительными;
развиваем мелкую моторику;
развиваем воображение детей и навыки конструирование;
закрепляем цвета, геометрические фигуры, счет.
К слову сказать, использую различные фишки, будь то геометрические фигуры, камушки «Марблс», бусинки как счетный материал, во время автоматизации звука в словах. Чтобы это упражнение не было скучным и монотонным, мы соревнуемся: если ребенок правильно называет слово, он берет фишку, если не контролирует звук, фишку беру я. В итоге мы подсчитываем у кого сколько фишек.
Этот игровой прием позволяет повысить интерес к занятию, я бы сказала, повышается эффективность занятия. Здесь идет дополнительно контроль над своей работой – ребенок видит, сколько слов он проговорил правильно, сколько неправильно.
В конце занятия, как правило, ребенок набирает значительно больше фишек, чем я, что придает уверенность ребенку, повышает самооценку.
В моей копилке, как и у всех логопедов, достаточно много разных игр, это и проверенные временем игры и игры-новинки. Но сегодня я решила поделиться незатейливыми игровыми приемами, которые сочетают в себе простоту и эффективность. Игровой материал для этих игр под рукой у каждого логопеда, проиграв в одну логопедическую игру, на том же материале проводится ряд различных игр, быстро меняются задания для ребят. Занятие проходит динамично, увлекательно, при этом решается ряд поставленных задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые приёмы коррекционной работы учителя – логопеда по автоматизации поставленных звуков
Автоматизация звука – это один из этапов коррекционной работы по исправлению нарушений звукопроизношения. Цель данного этапа – добиться правильного произношения звука во фразовой речи. Содержание рабо...
Игровые приёмы коррекционной работы по автоматизации поставленных звуков
Игровые методы, так же как упражнение и моделирование, обязательно включаются в логопедическую практику. Это позволяет решить сразу несколько задач:1) пробудить в ребёнке желание самому активно у...
Игровые приёмы в работе учителя-логопеда.
Приёмы, которые позволяют в игровой форме подготовить детей к обучению грамоте....
Игровая деятельность в группах раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО Использование игровых приёмов в работе с детьми . .Использование игровых приёмов в работе с детьми по развитию речи детей раннего возраста"
Представляю вашему вниманию развивающие игры на липучках, которые стали для меня очень актуальными.Цель данных пособий: способствовать созданию педагогических условий для ра...
Обогащение сенсомоторного опыта детей посредством игровых технологий в работе педагога – психолога и учителя – логопеда с детьми ОВЗ.
Пирамида обучения Вильямса и Шеленберга. Сенсорные системы: аудиальная, визуальная, тактильная, проприоцептивная, вестибулярная, густаторная ( вкус и запах). Игры и оборудование....
Мастер-класс для педагогов "Игровые приёмы в работе учителя-логопеда"
Мастер-класс для педагогов "Игровые приёмы в работе учителя-логопеда"...
Выступление из опыта работы «Игровые приёмы для родителей детьми дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения, в условиях работы Консультационного центра»
Все игры направлены на координацию пространственного и зрительного восприятия ведомой и ведущей руки. Во время игры идёт синхронизация работы обоих полушарий головного мозга, левое полушарие человека ...