Из опыта работы «ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА»
консультация по коррекционной педагогике

Из опыта работы «ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы «ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА»

Работая на логопункте, мы большую часть времени своей работы отводим на устранение нарушений звукопроизношения (на постановку, автоматизацию и дифференциацию звуков). Однако у некоторых детей не сформированы по возрасту и другие компоненты речи. Поэтому, работая над автоматизацией звуков, дифференциацией звуков выстраиваю свое занятие так, чтобы параллельно решалось ряд других задач (обогащение словаря, развития лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи, развитие пространственных представлений, развитие слухового, зрительного внимания и памяти).

Сегодня поделюсь с вами подборкой игр и игровых приемов, которые помогают решать поставленные задачи на занятиях.

Довольно часто в работе над автоматизацией и дифференциацией звуков во фразе использую различные логопедические лото или другие дидактические игры, в основе которых большое игровое поле и маленькие разрезные картинки. Такие игры идеально подходят для подгруппы детей.

Сначала мы играем непосредственно в эту игру.

Затем, используя разрезные картинки этой игры, играем в самые разные мини-игры:

«Мой, моя, мое»;

«Живое - неживое»;

«Съедобное - несъедобное»;

«Составь предложение»;

«Назови предметы, сделанные руками человека»;

«Про что я сказала?» (На столе много картинок, я называю признаки предмета, действия предмета, предназначение предмета. Например: «Оно круглое, румяное сладкое». «Это животное живет в жарких странах». «Это воздушный транспорт».);

 «Право-лево» («Что находится справа от собаки? «Что находится слева от шапки?);

 «День–ночь». Эта игра всем хорошо известная. Ребенок закрывает глаза, переворачиваю или убираю картинку (меняю две картинки местами). Когда ребенок открывает глаза, я задаю вопрос, в зависимости от того какой звук автоматизирую или какие звуки дифференцирую:

«Чего не стало?» («С», «Л» Не стало совы. Не стало лупы.);

«Что убрала?» (Вы убрали ракету.);

«Какую картинку я перевернула?» (Вы перевернули рыбку);

«Какие картинки поменяла местами?» (Вы поменяли местами собаку и мышку).

Играя в эти мини игры, мы решаем ряд поставленных задач:

автоматизация и дифференциация звуков;

уточнение, активизация, пополнения словаря;

построение фразы;

развитием лексико-грамматического строя речи;

развитие пространственных представлений;

развитие зрительного внимания и памяти.

Есть у меня несколько необычное лото – двустороннее лото, с сюрпризным моментом. Когда дети закрывают игровое поле, прошу их перевернуть все картинки и получатся сюжетная картинка из сказки. Прошу детей найти и назвать все предметы с данным звуком, иногда определяем позицию звука в слове. Беседуем с детьми по сказке, либо вспоминаем фрагмент сказки, либо характерные качества какого-либо героя.

Это покупное лото, но сейчас мы можем сделать такое лото сами, взяв за основу любое логопедическое лото.

Еще хочу поделиться такой очень простой игрой, я ее назвала «Кубик–фишки».

Эту игру я использую при дифференциации «Р»-«Рь»; «Р»-«Рь»-«Л»-«Ль».

Правила игры очень просты. Дети по очереди выбрасывают кубик, сколько очков выбросил ребенок, столько берет фишек. В конце игры подсчитываем у кого сколько фишек.

Игра сопровождается такой фразой: «Я выбросил три очка, я беру три фишки».

Затем мы подсчитываем количество фишек у каждого ребенка и дети проговаривают: «Я набрала 14 фишек» или «Я заработал 21 фишку».

Затем я спрашиваю детей про разные геометрические фигуры: «Сколько у тебя зеленых треугольников, синих прямоугольников и т.д.».

Детям нравится конструировать непосредственно в ходе игры, они выкладывают домики, замки, космические корабли.

Дети очень любят эту игру. Играя в эту игру, мы:

автоматизируем, дифференцируем звуки;

работаем над такой грамматической категорией, как согласование числительных с существительными;

развиваем мелкую моторику;

развиваем воображение детей и навыки конструирование;

закрепляем цвета, геометрические фигуры, счет.

К слову сказать, использую различные фишки, будь то геометрические фигуры, камушки «Марблс», бусинки как счетный материал, во время автоматизации звука в словах. Чтобы это упражнение не было скучным и монотонным, мы соревнуемся: если ребенок правильно называет слово, он берет фишку, если не контролирует звук, фишку беру я. В итоге мы подсчитываем у кого сколько фишек.

Этот игровой прием позволяет повысить интерес к занятию, я бы сказала, повышается эффективность занятия. Здесь идет дополнительно контроль над своей работой – ребенок видит, сколько слов он проговорил правильно, сколько неправильно.

В конце занятия, как правило, ребенок набирает значительно больше фишек, чем я, что придает уверенность ребенку, повышает самооценку.

В моей копилке, как и у всех логопедов, достаточно много разных игр, это и проверенные временем игры и игры-новинки. Но сегодня я решила поделиться незатейливыми игровыми приемами, которые сочетают в себе простоту и эффективность. Игровой материал для этих игр под рукой у каждого логопеда, проиграв в одну логопедическую игру, на том же материале проводится ряд различных игр, быстро меняются задания для ребят. Занятие проходит динамично, увлекательно, при этом решается ряд поставленных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые приёмы коррекционной работы учителя – логопеда по автоматизации поставленных звуков

Автоматизация звука – это один из этапов коррекционной работы по исправлению нарушений звукопроизношения. Цель данного этапа – добиться правильного произношения звука во фразовой речи. Содержание рабо...

Игровые приёмы коррекционной работы по автоматизации поставленных звуков

Игровые методы, так же как упражнение и моделирование, обязательно включаются в логопедическую практику. Это позволяет решить сразу несколько задач:1) пробудить в ребёнке желание самому активно у...

Игровые приёмы в работе учителя-логопеда.

Приёмы, которые позволяют в игровой форме подготовить детей к обучению грамоте....

Игровая деятельность в группах раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО Использование игровых приёмов в работе с детьми . . Использование игровых приёмов в работе с детьми по развитию речи детей раннего возраста"

Представляю вашему вниманию  развивающие игры на липучках, которые стали для меня  очень актуальными.Цель данных пособий: способствовать созданию педагогических условий для ра...

Обогащение сенсомоторного опыта детей посредством игровых технологий в работе педагога – психолога и учителя – логопеда с детьми ОВЗ.

Пирамида обучения Вильямса и Шеленберга.  Сенсорные системы: аудиальная, визуальная, тактильная, проприоцептивная, вестибулярная, густаторная ( вкус и запах). Игры и оборудование....

Мастер-класс для педагогов "Игровые приёмы в работе учителя-логопеда"

Мастер-класс для педагогов "Игровые приёмы в работе учителя-логопеда"...

Выступление из опыта работы «Игровые приёмы для родителей детьми дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения, в условиях работы Консультационного центра»

Все игры направлены на координацию пространственного и зрительного восприятия ведомой и ведущей руки. Во время игры идёт синхронизация работы обоих полушарий головного мозга, левое полушарие человека ...