Мастер-класс для педагогов "Игровые приёмы в работе учителя-логопеда"
консультация по логопедии
Мастер-класс для педагогов "Игровые приёмы в работе учителя-логопеда"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_no3.docx | 17.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов
Игровые приёмы в работе учителя-логопеда
Одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических приёмов и методов по предупреждению и устранению дефектов речи у дошкольников, что способствует предотвращению школьной неуспеваемости. Эффективность логопедической работы в значительной мере определяется тем, как сам ребенок участвует в процессе ее проведения, какая ему при этом отводится роль, какова степень ее инициативности. Закрепление любого навыка требует систематического повторения. Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий. Нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям.
В своей работе я очень часто использую различные игры и упражнения по развитию речи детей. Игры и упражнения использую как на занятиях, так и индивидуально. В нашем детском саду «Журавушка» предусмотрено тематическое планирование занятий, т.е. в течение недели изучается определенная лексическая тема, например «Домашние животные». По данной теме уточняем, расширяем, активизируем словарь, а так же работаем над развитием связной речи детей. Поэтому стараюсь использовать различные игры и упражнения.
«Сухое» объяснение артикуляции и скучные тренировочные упражнения утомительны и малоинтересны детям. Поэтому артикуляционные движения преподносятся детям в виде разных «песенок», которые поет «Веселый Язычок». «Песенки» связываются со зрительными картинками-символами, так как это эффективные вспомогательные средства. Рассказы «Веселого Язычка» стимулируют развитие правильного звукопроизношения по подражанию. Игры и игровые упражнения помогают детям развивать умение правильно, длительно произносить изолированный звук (кроме взрывных, которые произносятся кратко), четко произносить и выделять его голосом в слове, говорить в нормальном темпе фразы с этим звуком.
Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. У него снижается интерес к занятиям. Отсутствие заинтересованности ведет к снижению результативности коррекционной работы. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, достаточное количество дидактического материала. Использование различных игровых приемов и упражнений позволит решить сразу несколько задач:
- пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления;
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать глазодвигательные функции;
- формировать графомоторные навыки;
- формировать навыки ориентировки (в схеме тела, в пространстве, на плоскости);
- оптимизировать процесс автоматизации за счет включения в работу слухового, двигательного, зрительного анализаторов;
- расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
- повысить познавательную активность и работоспособность детей.
Игровые приемы на занятии я подбираю с учетом сбережения здоровья детей:
- чередование работы на горизонтальной и вертикальной поверхностях,
- расположение материала вблизи и вдали,
- частая смена динамических поз,
- работа в движении.
Занятия часто начинаю с элементов игры, сюрпризных моментов – неожиданного появления игрушек, вещей, прихода «гостей» и пр. Это заинтересовывает и активизирует малышей.
В логопедической работе следует применять и использовать следующие приёмы: игровые, наглядные, словесные.
В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы:
> рассматривание;
> наблюдение;
> экскурсия;
> образец логопеда;
> показ логопеда.
Словесный метод включает в себя:
> беседу;
> рассказ;
> использование образцов педагога;
> художественное слово.
Методы и приемы коррекционного обучения должны не только соответствовать интересам детей, их потребностям в игре, но и обеспечивать интеллектуальное развитие ребенка.
Из словесных приемов можно выделить следующие: словесный образец; одновременное произнесение звука ребенком и логопедом; повторение; объяснение; указание; словесные упражнения; вопрос как стимул речевой активности ребенка; оценка детской речи.
Наглядные приемы подразумевают показ игрушек, картинок, иллюстраций в книгах, действий, что способствует формированию элементарных понятий, расширению знаний об окружающем мире и развитию способности к обобщению.
Игровые приемы реализуются в использовании различных персонажей, сказочных сюжетов, театрализации, инсценирования (произнесение фраз от имени персонажей или зверей), слов-перевертышей, намеренных ошибок, в эмоциональной подаче материала. Дети очень любят исправлять «ошибки», допущенные взрослым или каким-либо персонажем, учить сказочных гостей, выступать в какой-либо роли.
Занятия должны содержать максимум информации, которая способствует обогащению памяти детей образами и представлениями. Разнообразие заданий, быстрый темп проведения занятий препятствуют утомлению, развивают переключаемость внимания и позволяют поддерживать интерес детей на протяжении всего занятия.
Для успешного преодоления неблагоприятных моментов, большую помощь может оказать использование игровых приемов и форм работы. Поэтому лучше всего объединить игровой материал, например, по коррекции звукопроизношения с одновременной тренировкой тонких движений пальцев рук, позволяющих многократно повторять поставленный звук изолированно, в слогах и словах, в связной речи.
Использую игры на развитие речевого дыхания и воспитания воздушной струи, сказочные истории по артикуляционной гимнастике, “компьютерные” игры по автоматизации поставленных звуков изолированно, в слогах и словах, игры – сказки, воспитывающих выразительность речи и умение изменять тембр голоса.
Опыт показывает, что использование различных игровых приёмов способствует наилучшему усвоению знаний детей, что облегчает коррекционный процесс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Роль интерактивных технологий Mimio в работе учителя-логопеда"
Современное образование невозможно без использования интнрактивных технологий. В своей работе учителя-логопеды также успешно применяют интерактивные технологии Mimio в тои числе и для повышения мотива...
Мастер класс "Использование современных интерактивных игр в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО»
Мастер класс предназначен для логопедов ДОО. Приведены примеры использования интерактивных игр портала "Мерсибо" в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения....
Отзыв о проведении мастер-класса для педагогов ДОУ «Секреты в работе учителя-логопеда по постановке и автоматизации звуков»
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Секреты в работе учителя-логопеда по постановке и автоматизации звуков». 10 декабря 2018 года в детском саду воспитателем Яшновой Л.Ю. был провед...
Мастер-класс «Использование инновационных моделей в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ»
Использование информационных технологий на коррекционных занятиях с детьми...
Мастер-класс «Использование песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда»
Мастер-класс для педагогов «Использование песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда»....
Мастер - класс "Использование хромотерапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда"
В последнее время становится актуальным внедрять в образовательный процесс разнообразные здоровьесберегающие технологии. В педагогической деятельности учителя-логопеда большинство дошкольников с ТНР, ...
МАСТЕР-КЛАСС ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КОНСТРУКТОРА ЛЕГО В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
Современное образование предполагает использование новых развивающих педагогических технологий, одной из которых является ЛЕГО-технология, позволяющая, ребёнку думать, фантазировать и действовать, не ...