Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа
рабочая программа (старшая группа) на тему

ЭРЕНТРАУТ СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА

Индивидуальный образовательный маршрут

для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата

- старшая группа

Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)".

Маршрут разработан  по программе "Ладушки"  И.Каплуновой, И.Новоскольцевой.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individ._marshrut_erentraut.docx41.83 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к программе

по музыкальному воспитанию

старшей группы

Индивидуальный образовательный маршрут

для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата

- старшая группа

Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)".

Маршрут разработан  по программе "Ладушки"  И.Каплуновой, И.Новоскольцевой.


Фамилия, имя ребенка
     -     ____________________________________________________ 

Группа  -  ________________________________________________________

Дата рождения___________________________________________________________________

Адрес, дом.телефон_______________________________________________________________

Посещает МКДОУ - детский сад № 2  » с_______20____г.

Цель маршрута: Развитие музыкальности на основе оценки индивидуальных качеств личности дошкольника

Задачи.

 1. Создать благоприятное образовательное пространство в ДОУ и семье с достаточно

высокой степенью свободы музицирования.

2. Реализовать индивидуальный образовательный маршрут по музыкальному

развитию и образованию ребенка.

 3. Анализировать достижения ребенка в контексте реализации целевых

ориентиров, заявленных ФГОС

4. Формировать чувство ритма через игру на детских музыкальных инструментах

 

Основные  направления  коррекционной работы

Учитывая  специфические особенности  ребенка, состояние его здоровья,   на музыкальных занятиях  и  в самостоятельной музыкальной деятельности создаются   специальные педагогические условия для поддержания  его  образовательных и  творческих  интересов.  В процессе музыкальных занятий  обеспечивается  правильное распределение его умственной и физической нагрузок, создается  радостное,  позитивное  настроение  на  участие  во всех видах музыкальной деятельности  (слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах).

Принципы и подходы индивидуально – образовательного маршрута: 

1. Принцип системности опирается на повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения.

2. Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего

развития ребенка.

3. Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ДОУ.  Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей.

4. Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных и музыкальных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарногигиеническими и возрастными нормами.

5. Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными

частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие, а также имеет место интегрированный и личностноориентированные подходы.

Планируемые результаты освоения образовательного маршрута: 

  • наличие повышенного интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, участие в концертах);
  • владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова — артикулировать при исполнении);
  • участие в конкурсах и концертах, уметь двигаться под музыку; умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм);
  • выразительно передавать эмоции через песни, попевки, инсценировки, музыкальные игры;
  • самостоятельно давать оценку качеству пения;
  • умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.

Дата

Вид деятельности

Задачи

Содержание

Результат

Сентябрь

Диагностическое обследование

Исследование общих музыкальных способностей  ребенка:

1. Эмоциональная отзывчивость на музыку.

2. Познавательные музыкальные способности   -  сенсорные   (мелодический, тембровый и динамические компоненты музыкального слуха и чувство ритма) и интеллектуальные способности;

3. Музыкальная память.

1.Движение.

2. Чувство ритма.

3. Слушание музыки.

4. Пение.

Музыкальное занятие

1.Играть на ложках,  четко выполняя ритмический рисунок музыкального произведения.

2. Выполнять  «воротики» вместе с воспитателем, слышать окончание музыкальной фразы.

3.Передавать образ зверей  сидя на стуле.

4.Повышать интерес к пению, солировать.

1. Танец «Приглашение». Укр.нар. мел.

2. Игра «Воротики». «Полянка». Рус.нар.мел.

3. Игра «Плетень» муз. В.Калинникова

4. Игра  «Шел козел по лесу». Рус..нар.песня - игра

Самостоятельная музыкальная деятельность

1. Формирование музыкальных способностей посредством  музыкально-дидактической игры  на развитие ритмического восприятия.

2. Побуждать ребенка выполнять творческие задания.

3. Выполнять психогимнастические упражнения на:

- расслабление мышщ;

-отображение положительных черт характера.

1. «Разукрасим музыку "

2.» Музыка с родителями»

Дата

Вид деятельности

Задачи

Содержание

Результат

Октябрь

Музыкальное занятие

1. Различать 2-х частную музыку. Играть на бубне применяя приемы ритмического постукивания пальцами по его перепонке и мягкой частью ладони

2. Развивать внимание и умение действовать с платочком сидя на стуле.

3. Эмоционально отзываться на музыку. Выполнять ритмические  шлепки по коленям.

4. Повышать интерес к пению, выполнять движения по тексту песни.

1. «Пляска с притопами» Укр.нар.мел.

2. «Чей кружок скорее соберется?». «Как под яблонькой». Рус.нар.мел.

3. Игра «Ловишки»  И.Гайдн

4. Игра «Ворон» рус.нар.прибаутка.

Самостоятельная музыкальная деятельность

1. Формирование музыкальных способностей посредством  музыкально-дидактической игры  на развитие тембрового и динамического  слуха.

2. Побуждать ребенка выполнять творческое задание на развитие песенного творчества.

3. Выполнять психогимнастические упражнения на:

- выражение внимания, интереса и сосредоточенности;

- выразительность жеста;

1.  «Музыкальное лото по памяти»

2.» Музыкальный паровоз»

3. « Музыка с родителями»

Ноябрь

Музыкальное занятие

1. Играть на погремушке, четко выполняя ритмический рисунок  2-х частной музыки.

2. Выразительно передавать образ кошки мимикой лица. Выполнять танец на стуле.
3. Выполнять  образ  кота.  Реагировать на окончании музыки соответствующими действиями.  

4.  Активно участвовать в игре.

5.  Знакомится с  национальной одеждой других народов, различать характер музыкального произведения. Развивать музыкальную память.

6.  Эмоционально отзываться на музыку веселого характера используя игрушку-собачку.

1. Танец «Отвернись–повернись». Карельская нар.мел.

2. «Кошачий танец». Рок-н-рол.

3.  Игра «Кот и мыши». Т.Ломовой

4.  Игра «Догони меня» . Рус.нар.мел.

5. «Веселый танец». Еврейская нар. мел.

6. Игра «Займи место» Рус.нар.мел.

Самостоятельная музыкальная деятельность

1. Формирование музыкальных способностей посредством  музыкально-дидактической игры  на развитие звуковысотного восприятия.

2. Побуждать ребенка выполнять творческие задания.

3. Выполнять психогимнастические упражнения на:

- расслабление мышщ;

- выражение удовольствия и радости;

1. "Ритмические карточки"

2.« Музыкальная гусеница»

3. « Ступеньки»

Декабрь

Музыкальное занятие

1.Повышать интерес к пению, на проигрыш выполнять ритмическую игру на  бубне.

2. Выполнять образы знакомых зверей сидя на стуле.

3. Эмоционально отзываться на музыку.

4. Развивать музыкальную память применяя знакомые движения под веселую музыку.

1. Танец «Потанцуй со мной дружок». Анг.нар.песня

2. «Танец в кругу» Финская нар.мелодия

3. Игра «Не выпустим»

4. «Творческая пляска». Рок-н рол.

Самостоятельная музыкальная деятельность

1. Формирование музыкальных способностей посредством  музыкально-дидактической игры  на развитие ритмического слуха.

2. Побуждать ребенка выполнять творческие задания.

3. Выполнять психогимнастические упражнения на:

- выражение удовольствия и радости;

-выражение страдания и печали.

1. "Какой инструмент лишний».

2. « Музыка с родителями»

3. « Игра на развитие тембрового слуха»

Январь

Музыкальное занятие

1. Различать 2-х частную музыку, выполняя игру на бубне.

2. Петь песню с выразительно исполняемыми жестами.

3. Развивать сноровку, внимание и  быстроту реакции.

4. Повторение знакомых игр.

1. «Парная пляска». Чешская нар. мел.

2. «Что нам нравится зимой?» Е.Теличеевой

3. «Игра со снежками». Рус.нар.мел.

4. «Чей кружок скорее соберется?».»Как под яблонькой». Рус.нар.мел.; «Ловишки»  И.Гайдна;  «Шел козел по лесу». Рус..нар.песня – игра.

Самостоятельная музыкальная деятельность

1. Формирование музыкальных способностей посредством  музыкально-дидактической игры  на развитие  звуковысотного слуха.  

2. Побуждать ребенка выполнять творческие задания.

3. Выполнять психогимнастические упражнения на:

- выразительность жеста;

-развитие памяти;

1. "Узнай песенку по 2-м звукам"

2. « Музыкальные загадки.

3. « Музыка с родителями»

Февраль

Музыкальное занятие

1. Выполнять ритмический рисунок  хлопками   и ладошками   по коленям.

2. Выполнять ритмический рисунок   ложками.

3. Повторение знакомых танцев и игр.

1. Игра «Будь внимательным». Датская нар.мел.

2.  «Озорная полька»  Н.Вересокиной

3. «Кошачий танец». Рок-н-рол;

    «Веселый танец». Еврейская нар. мел.

    «Что нам нравится зимой?» Е.Теличеевой;

    «Займи место» Рус.нар.мел.

Самостоятельная музыкальная деятельность

1. Формирование музыкальных способностей посредством  музыкально-дидактической игры  на развитие  тембрового и динамического слуха.

2. Побуждать ребенка выполнять творческое задание на развитие музыкальной памяти и внимания.

3. Выполнять психогимнастические упражнения на:

- расслабление мышщ;

-выражение удивления.

1. "Громко - тихо"

2. «Раскрась свой инструмент и назови его».

3. «Ритмические карточки»

Март

Музыкальное занятие

1. Различать 2-х частную музыку, выполняя игру на погремушке.

2. Эмоционально откликаться на музыку веселого, бодрого характера.

3. Запоминать слова, чисто интонировать песню, выполнять роль «Сапожника», развивать реакцию на окончание пения.

4. Повторение знакомых игр, развитие музыкальной памяти.

1. Танец «Дружные тройки» И.Штрауса

2. Игра «Найди себе пару». Латвийская нар. мел.

3. Игра «Сапожник». Польская нар.песня.

4. Игры «Ловишки»  И.Гайдна;  «Шел козел по лесу». Рус..нар.песня – игра.

Самостоятельная  музыкальная деятельность

1. Формирование музыкальных способностей посредством  музыкально-дидактической игры  на развитие  звуковысотного слуха.  

2. Побуждать ребенка выполнять творческое задание «Нарисуй музыку» на развитие музыкальной памяти.

3. Выполнять психогимнастические упражнения на:

- выражение удовольствия и радости;

-выражение страдания и печали.

1. "Музыкальное лото".

2.  «Марш деревянных солдатиков», «Баба Яга» -П.И.Чайковский

3. « Музыка с родителями»

Апрель

Музыкальное занятие

1.  Различать музыку 2-х частного характера, выполнять игру на  бубне на первую часть музыки, на вторую часть музыки  ритмично притопывать ногой сидя на стуле.

2. Эмоционально откликаться на музыку веселого, бодрого характера.

3. Приобщать к активному пению.

4. Повторять знакомые игры, различать музыку по характеру.

1. Хоровод «Светит месяц». Рус.нар.мел.

2. Пляска  «Ну и до свиданья». Полька. И.Штрауса.

3. Игра «Горошина» В.Карасевой

4. Игры: «Найди себе пару». Латвийская нар. мел.;

                 «Кот и мыши». Т.Ломовой

Самостоятельная музыкальная деятельность

1.Формирование музыкальных способностей посредством  музыкально-дидактической игры  на развитие  звуковысотного слуха.  

2. Побуждать ребенка выполнять творческое задание на развитие внимания.

3. Выполнять психогимнастические упражнения на:

- выражение отвращения и презрения;

-выражение удовольствия и радости.

1. « Назови композитора»

2. « Музыкальный паровоз»

3. « Музыка с родителями"

Май

Музыкальное занятие

1.Четко проговаривать слова, развивать словарный запас. Воспитывать бережное отношение к природе.

2. Запомнить ритмическую формулу (ТА-ТА, ти-ти-ТА), подыгрывать на  ложках.

3. Создавать радостное настроение, выполнять ритмические хлопки под игру  солирующего ребенка на бубне.

4. Развивать музыкальную память, запоминать слова. Предложить выполнить роль перепелки, но в конце игры заменить движение бега на движение «взмахи руками как  «крыльями», т.е птица  пугает детей.

1. Хоровод «Земелюшка-чернозем». Русская нар.песня.

2.  Пляска «Веселые дети». Литовская нар.мел.

3. «Игра с бубнами». М Красева.

4. Игра «Перепелка». Чешская нар. песня

Самостоятельная музыкальная деятельность

1. Формирование музыкальных способностей посредством  музыкально-дидактической игры  на развитие памяти и слуха.

2. Побуждать ребенка выполнять творческое задание на воображение.

3. Выполнять психогимнастические упражнения на:

- расслабление мышщ;

-выражение удовольствия и радости.

1. « Ритмические рисунки»

2. «Угадай, какой инструмент играет»

3. «Музыка с мамой»

Контрольно-итоговый этап

Оценка  динамики  изменений общих  музыкальных способностей.  

 

1.Слушание музыки.

2. Пение

3. Музыкально-ритмические движения.

4. Игра на детских музыкальных инструментах.

Условное обозначение результатов:

Высокий  уровень (3 балла)–  имеет высокий уровень знаний, самостоятельно выполняет задание. Действует планомерно, помнит о выполнении задания на протяжении всей деятельности. Проявляет активный интерес, направлен на самостоятельность;

Средний уровень (2 балла) –  имеет средний уровень знаний. В большинстве случаев проявляет активный познавательно-музыкальный интерес. Выполняет  самостоятельно задание, но допускает 1-2 ошибки. Прибегает  к помощи взрослого.  

Низкий уровень (1 балл) –  познавательно- музыкальный интерес неустойчив, малоактивен, стремление к самостоятельному выполнению заданий не выражено. Затрудняется выполнить задание даже с помощью педагога.

Данные об усвоении ОО «Художественно-эстетическое развитие» (Музыкальное воспитание)

__________________________________________________________________________

Дата обследования

Соответствует

Ниже

Другие особенности

возрасту

возрастной

(наличие гипотонуса,

нормы

гипертонуса и др.)

Период занятий

1 квартал

2 квартал

3 квартал

Количество пропусков за период занятий

Динамика состояния ребенка:

Состояние на начало учебного года:__________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результативность занятий (на середину учебного года) _________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результативность занятий (на конец учебного года) ____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа с родителями

Дата

Форма работы

Тема

Октябрь

Консультация

«Музыкальное воспитание в детском саду»

Ноябрь

Консультация

«Музыкотерапия»

Декабрь

Консультация

«Классическая музыка и ребенок, ее оздоравливающий эффект».

Январь

Индивидуальное  занятие

«Музыка на кухне»

Февраль

Консультация

«Влияние музыкальной сказки на психику ребенка»

Март

Памятка

«Пойте ребенку колыбельные песни»

Апрель

Консультация

Перечень музыкальных произведений для слушания  музыки дома.

Май

Беседа

Результаты диагностических обследования за учебный год.

Табель посещения индивидуальных занятий

месяц

дата

дата

дата

дата

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

                  март

                апрель

                  май

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Задачи работы

Вид помещений

Оснащение

- развитие музыкально-

художественной деятельности

- приобщение к музыкальному искусству

Музыкальный зал

 Музыкальный центр

Пианино

Разнообразные музыкальные инструменты для детей

Подборка аудиозаписей с музыкальными произведениями

Пособия, игрушки, атрибуты

 Ширма для кукольного театра

Детские и взрослые костюмы

Шумовые коробочки

Дидактические наборы («Музыкальные инструменты», «Русские композиторы»)

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания         

Программа  «Ладушки» И.Каплуновой, И.Новоскольцевой. Издательство «Композитор. Санкт-Петербург», 2010г. ;  Л.Н.Комиссаровой, Э.П.Костиной

 «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников». Москва «Просвещение», 1986г.;Н.Г.Кононовой «Музыкально-дидактические игры для дошкольников». Москва «просвещение», 1982г.

  М.А.Михайлова. «Развитие  музыкальных способностей детей». Популярное пособие для родителей и педагогов, Ярославль. «Академия развития» 1997г.

С.Вохранцева. «Методические пособия с дидактическим материалом к программам детского сада и начальной школы». Издательство «Страна Фантазий»

М.И. Чистякова. «Психогимнастика»   под  редакцией кандидата медицинских наук М.И.Буянова, Москва. «Просвещение» 1990г.

                                                                                                                                                                   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа

Образовательная область - "Музыка". Маршрут разработан  по программе "Ладушки"  И.Каплуновой, И.Новоскольцевой, 2009 год....

Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в образовательной организации

Актуальность выбранной темы заключается в том, что с увеличением количества  детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, особую значимость приобретает задача их интеграции в со...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново

Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...

Карта индивидуального образовательного маршрута для ребенка, имеющего нарушение зрения.

Основная цель современного дошкольного образования — развитие и воспитание будущего школьника с помощью всех доступных педагогических ресурсов. Однако программа обучения малышей ориентирована на...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушениями связной речи

Содержание современного дошкольного образования тесно связано с идеями индивидуализации и гуманизации.В Конвенции о правах ребенка(1989 г., Конвенции ООН о правах инвалидов (2006г....

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО- ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Методы работы:1.Наглядный     Данный метод подразделяется на две большие подгруппы: метод иллюстраций и метод демонстраций. Способствует концентрации внимания на важных аспектах во...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушениями интеллекта и тяжелыми множественными нарушениями (ТМНР) в детском саду.

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – определенная последовательность предъявления ребенку содержания образовательной программ, рекомендованной ПМПК конкретному обучающемуся. ИОМ формал...