Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
материал

Францкевич Юлия Анатольевна

-

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с СДВГ

Цель:

Повысить объем внимания, увеличить концентрацию внимания, произвольности и самоконтроля; Элиминация гиперактивности и импульсивности как компонент коррекционно-логопедической работы.

Задачи:

1. Разработать и апробировать  систему взаимодействия учителя – логопеда, педагога-психолога,   воспитателей и родителей, направленную на гармонизацию эмоционально-волевой сферы,   профилактику и коррекцию отклонений в поведении ребёнка.

2. Повысить эффективность традиционных  форм взаимодействия с ребёнком, за счет нового взгляда на решение задач воспитательно-образовательного процесса для достижения достаточного уровня развития  стрессоустойчивости, «социальной компетентности» и успешной социализации и адаптации к  школьному обучению.

3. Повысить психолого-педагогическую компетентность  родителей в вопросах  гармоничного развития личности ребенка. Способствовать принятию родителями воспитанников позиции активного участника педагогического процесса.

 Ожидаемые результаты:

1. Повысится уровень социальной компетентности.

2. Сформируются навыки рефлексии и эмпатии, что приведет к сокращению эгоцентрических установок.

3. Снизится  уровень  агрессивных и импульсивных поведенческих реакций, проявляемых ребенком в группе сверстников.

4. Повысится уровень произвольности всех психических процессов:

      восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения.

5. Расширится, уточнится и активизируется  словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках  лексических проектов 1 полугодия. Повысится эффективность коррекционно-логопедической работы.

Оценка результатов:

Оценка эффективности результатов определяется в течение года путем проведения промежуточной  диагностики  и  определением уровня готовности ребенка к переходу к следующему обучаемому звену.

Анкетные данные:

ФИО ребёнка

_____________________________________________________________________________                                                                    

Дата рождения________________________________________________________________                                                                                

Домашний адрес

_____________________________________________________________________________                                                                              

Из какого д/с поступил  

_____________________________________________________________________________                                                                

Дата поступления в речевую группу______________________________________________                                            

Решение медико-педагогической комиссии от______________________________________                          

Протокол №__________принят на срок____________________________________________

Диагноз медико-педагогической комиссии:  

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Анамнез:

Мать_________________________________________________________________________  

Отец_________________________________________________________________________

Наличие нервно-психических хронических соматических заболеваний

до рождения ребёнка___________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Анамнез отягощён:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Лор

_____________________________________________________________________________

Окулист

_____________________________________________________________________________

Хирург

_____________________________________________________________________________

Психоневролог

_____________________________________________________________________________

Социальный статус:

_____________________________________________________________________________

Уточнённый логопедический диагноз:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Психологический статус:

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ

ПЕРВИЧНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

  1. Психические процессы
  1. Восприятие:
  • Зрительное
  • Слуховое
  1. Внимание
  • Зрительное
  • Слуховое

  1. Память
  • Зрительная
  • Слуховая

  1. Мышление
  • Вербальное
  • Невербальное

  1. Воображение

  1. Психомоторика
  • Общая моторика
  • Мелкая моторика
  • Ведущая рука

Уровень развития ребёнка

Ребенок часто неспособен удерживать внимание на деталях, обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игры. Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь.

Легко отвлекается, часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности. Часто проявляет бесцельную двигательную активность, сидя на стуле, крутится, вертится.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника.

Подбирая игры (особенно подвижные) для ребенка на логопедических занятиях, необходимо учитывать следующие особенности: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. В игре ему трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать его в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

Игры на тренировку одной функции: 

Функция, на тренировку которой направлены игры

Индивидуальные

Групповые

Внимание

"Найди отличие" "Запрещенное движение"

"Запрещенное движение"

 "Передай мяч"

"Броуновское движение"

Контроль двигательной

функции

"Разговор с руками"

"Море волнуется"

Контроль импульсивности

"Говори!" "Съедобное-несъедобное"

"Съедобное-несъедобное"

 "Говори!"

"Сиамские близнецы"

"Слепой и поводырь"

 Игры на тренировку двух и трех функций

 Тренируемые функции

Игры

Внимание и контроль импульсивности

"Кричалки — шепталки— молчалки" "Гвалт"

Внимание и контроль двигательной активности

"Колпак мой треугольный"

 "Расставь посты"

 "Замри"

Контроль импульсивности и контроль двигательной активности

"Час тишины и час "можно""

Внимание, контроль импульсивности и контроль двигательной активности

"Слушай команду"

 "Слушай хлопки"

 "Морские волны"

 

"Найди отличие" (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует любую несложную картинку ( котик, домик и др) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

"Ласковые лапки" (Шевцова И.В.)

Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым. Взрослый подбирает 6—7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить "зверек" и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой "зверек" прикасался к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: "зверек" будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

"Кричалки—шепталки—молчалки" (Шевцова И.В.)

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — "кричалку" можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — "шепталка" — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал "молчалка" — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует "молчанками".

"Гвалт" (Коротаева Е.В., 1997)

Цель: развитие концентрации внимания. Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку.

Желательно, чтобы до того как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.

"Менялки"

Цель: развитие коммуникативных навыков, активизация детей.

Игра проводится в кругу, участники выбирают водящего, который встает и выносит свой стул за круг, таким образом получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: "Меняются местами те, у кого ... (светлые волосы, часы и т. д.). После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.

"Разговор с руками" (Шевцова И.В.)

Цель: научить детей контролировать свои действия. Если ребенок подрался, что -то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: "Кто вы, как вас зовут?", "Что вы любите делать?", "Чего не любите?", "Какие вы?". Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно "заключением договора" между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

"Говори!" (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.

Скажите детям следующее. "Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: "Говори!" Давайте потренируемся: "Какое сейчас время года?"(Педагог делает паузу) "Говори!"; "Какого цвета у нас в группе (в классе) потолок?"... "Говори!"; "Какой сегодня день недели?"... "Говори!"; "Сколько будет два плюс три?" и т. д."

Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.

"Броуновское движение" (Шевченко Ю.С., 1997)

Цель: развитие умения распределять внимание. Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры — установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

"Час тишины и час "можно"" (Кряжево Н.Л., 1997)

Цель: дать возможность ребенку сбросить накопившуюся энергию, а взрослому — научиться управлять его поведением. Договоритесь с детьми, что, когда они устанут или займутся важным делом, в группе будет наступать час тишины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будет час "можно", когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т.д.

"Часы" можно чередовать в течение одного дня, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в вашей группе или классе. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены.

С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослый адресует гиперактивно-му ребенку (а тот их "не слышит").

"Передай мяч" (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: снять излишнюю двигательную активность. Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей.

"Сиамские близнецы" (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними. Скажите детям следующее. "Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище, и две руки. Попробуйте походить по помещению, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т.д." Чтобы "третья" нога действовала "дружно", ее можно скрепить либо веревочкой, либо резинкой. Кроме того, близнецы могут "срастись" не только ногами, но спинками, головами и др.

"Зеваки" (Чистякова М.И., 1990)

Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции.

Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выпол нить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное слово песни (оговоренное заранее).

"Колпак мой треугольный" (Старинная игра)

Цель: научить концентрировать внимание, способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять движениями и контролировать свое поведение. Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: ^Колпак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак. После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово "колпак" заменяют его жестом (например, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове). В еле дующий раз уже заменяются 2 слова: слово "колпак" и слово "мой" (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а "показывают" на одно больше. В завершающем повторе дети изображают только жестами всю фразу.

Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.

"Слушай команду" (Чистякова М.И., 1990)

Цель: развитие внимания, произвольности поведения. Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: "Положите правую руку на плечо соседа") и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии хорошо слушать и выполнять задание. Игра поможет воспитателю сменить ритм действия расшалившихся ребят, а детям — успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.

"Расставь посты" (Чистякова М.И., 1990)

Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определенном сигнале. Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир, который выбирает направление движения. Как только командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Все остальные продолжают маршировать и слушать команды. Таким образом, командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (в линейку, по кругу, по углам и т. д.). Чтобы слышать команды, дети должны передвигаться бесшумно.

"Король сказал..." (Известная детская игра)

Цель: переключение внимания с одного вида деятельности на другой, преодоление двигательных автоматизмов. Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять только в том случае, если он добавит слова "Король сказала. Кто ошибется, выходит на середину круга и выполняет какое-нибудь задание участников игры, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.д. Вместо слов "Король сказал" можно добавлять и другие, например, "Пожалуйста" или "Командир приказал".

"Запрещенное движение" (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем. Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры "пять"-. Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).

"Слушай хлопки" (Чистякова М.И., 1990)

Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.

Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу "аиста" (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу "лягушки" (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

"Замри" (Чистякова М.И., 1990)

Цель: развитие внимания и памяти. Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны — вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Если кому-то из участников это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка — оставшиеся продолжают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в круге ни останется лишь один играющий.

"Давайте поздороваемся"

Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.

Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:

1 хлопок — здороваемся за руку;

2 хлопка — здороваемся плечиками;

3 хлопка — здороваемся спинками. Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

"Веселая игра с колокольчиком" (Карпова Е.В., Лютова Е.К., 1999)

Цель: развитие слухового восприятия. Все садятся в круг, по желанию группы выбирается водящий, однако, если желающих водить нет, то роль водящего отводится тренеру. Водящему завязывают глаза, а колокольчик передают по кругу, задача водящего — поймать человека с колокольчиком. Перебрасывать колокольчик друг другу нельзя.

Стратегии:

Стратегии  при ООД, СД, ИД

  1. Изменение окружения

Егор  должен всегда находиться перед глазами логопеда. Представить возможность быстро обратиться к логопеду за помощью в случае затруднения. Направлять энергию в полезное русло ( что-то раздать, вымыть)

  1. Создание положительной мотивации на успех

Чаще хвалить Егора, большие задания разбивать на последовательные части, контролируя каждую из них. Создавать ситуации, в которых Егор может показать  свои сильные стороны. Помнить, что с ребёнком необходимо договариваться, а не стараться подчинить его. Строить процесс коррекции и обучения на положительных эмоциях.

  1. Коррекция негативных форм поведения

Обучать необходимым нормам и правилам общения.

  1. Регулирование ожиданий

Объяснять родителям, что положительные изменения  наступят не так скоро, как хотелось бы. Объяснять родителям, что улучшение состояния ребёнка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения

Стратегии в детско-родительских отношениях

1.        Изменение поведения родителей и их отношения к ребенку:

Проявлять достаточно твердости и последовательности в воспитании;

помнить, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность Егора  не являются умышленными;

Контролировать  поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;

Не давать ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;

Строить  взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;

2.        Изменение психологического микроклимата в семье

Проводить  досуг всей семьей;

Не допускать ссор в присутствии ребенка.

3.        Организация режима дня и места для занятий:

Установить твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;

Снижать  влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;

Оградить Егора от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач; Помнить, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;        

4.        Специальная поведенческая программа родителей

Не прибегать  к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка; Чаще хвалить ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрению.

Постепенно расширять обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;

Не разрешать откладывать выполнение задания на другое время; Помогать  ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;

КРИТЕРИИ ВЫЯВЛЕНИЯ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА В ГРУППЕ

ОЦЕНКА ВНИМАНИЯ

• имеет много незаконченных проектов

• непоследователен в поведении

• не может долго удерживать внимание

• не слышит, когда к нему обращаются

• с большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его

• имеет трудности в организации поведения

• теряет вещи

• избегает задач скучных и тех, которые требуют умственных усилий

• часто бывает забывчив

ОЦЕНКА СВЕРХАКТИВНОСТИ

• ерзает, как червяк

• беспокоен (барабанит пальцами, двигается в кресле, забирается куда-либо)

• спит намного меньше, чем другие дети (даже в младенчестве)

• находится в постоянном движении, «с мотором»

• очень говорлив

ОЦЕНКА ИМПУЛЬСИВНОСТИ

• отвечает до того, как его спросят

• не может дождаться своей очереди в игре, на занятиях

• часто вмешивается, прерывает говорящего

• плохо сосредоточивает внимание

• не может отложить вознаграждение

• не может регулировать свое поведение, не умеет подчиняться правилам

• на некоторых занятиях спокоен, на других – нет (вариативность выполнения

• заданий)

Если в возрасте до семи лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных характеристик, можно предположить, что ребенок является гиперактивным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы с родителями на год "Ребёнок с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью"

Гиперактивный ребёнок, как никто другой, требует внимание взрослых и чуткого отношения к нему, поскольку он очень эмоционален и решителен. Главная цель педагогов дошкольного учреждения - профессиональ...

консультация для воспитателей: "Ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью"

Гиперактивность (синдром дефицита внимания с гиперактивностью — СДВГ) проявляется у де­тей не свойственной для нормального развития им­пульсивностью, двигательной расторможенностью,...

консультация для воспитателей: "Ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью"

Гиперактивность (синдром дефицита внимания с гиперактивностью — СДВГ) проявляется у де­тей не свойственной для нормального развития им­пульсивностью, двигательной расторможенностью,...

Шпаргалка для родителей. Как помочь ребенку с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Помощь гиперактивному ребенку – это очень сложный процесс, и много подводных камней встретится на пути к полному выздоровлению.Рекомендации помогут родителям построить взаимоотношения с ребенком...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с синдромом Дауна (старшая группа)

Индивидуальный образовательный маршрут, разработан для ребенка с ОВЗ. Включает в себя описание основных направлений работы. Для ребенка также разработана тетрадь для индивидуальной работы, где указаны...