Взаимодействие педагога - психолога с родителями в логике сопровождения развития особого ребенка
статья по коррекционной педагогике

Немцева Юлия Алексеевна

Образовательные потребности, дети с ограниченными возможностями здоровья, сотрудничество, информирование, компетентности, психологическая поддержка, индивидуальные возможности, барьеры общения,  партнеры, образовательный процесс.

В статье обсуждаются вопросы, касающиеся взаимодействия педагога- психолога и родителей на этапе вхождения ребенка с особенностями развития в социум сверстников. Затрагиваются проблемы принятия детей с ОВЗ окружающими людьми, самими родителями ребенка. Автором поэтапно представлен опыт работы в этом направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nemtseva_sp_148_1.docx23.23 КБ

Предварительный просмотр:

Ю.А.Немцева педагог-психолог МАОУ СОШ № 148 СП « Детский сад» г. Красноярск

Научный руководитель: Сырвачева Лариса Анатольевна - к.п.н., доцент кафедры дефектологии

Ю.А.Немцева

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ В ЛОГИКЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОСОБОГО РЕБЕНКА

Образовательные потребности, дети с ограниченными возможностями здоровья, сотрудничество, информирование, компетентности, психологическая поддержка, индивидуальные возможности, барьеры общения,  партнеры, образовательный процесс.

В статье обсуждаются вопросы, касающиеся взаимодействия педагога- психолога и родителей на этапе вхождения ребенка с особенностями развития в социум сверстников. Затрагиваются проблемы принятия детей с ОВЗ окружающими людьми, самими родителями ребенка. Автором поэтапно представлен опыт работы в этом направлении.

Yu. A. Nemtseva

THE INTERACTION OF THE PSYCHOLOGIST WITH PARENTS IN THE LOGIC SUPPORT FOR THE DEVELOPMENT OF A SPECIAL CHILD

Educational needs, children with disabilities, cooperation, information, competence, psychological support, individual opportunities, communication barriers, partners, educational process.

The article discusses the issues related to the interaction of the teacher - psychologist and parents at the stage of entering the child with the peculiarities of development in the society of peers. Addresses the problems of adoption of children with HIA people, by the child's parents. The author presents the experience of work in this direction in stages.

Первого сентября 2013 года принят Закон «Об образовании в РФ», подтверждающий обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В связи с этим у родителей появилось право выбора образовательного учреждения. Все чаще в детские сады поступают дети с ограниченными возможностями здоровья, и системная слаженная работа участников образовательного процесса является залогом успешности в их развитии.

Одними из субъектов сопровождения развития ребенка являются родители или лица их замещающие. Поэтому закономерным является включение их как полноправных партнеров в образовательный процесс.  Родители должны знать и понимать, что предпринимает медико – педагогический персонал учреждения, прилагать усилия к достижению поставленных целей в домашних условиях.

Появление «особого» ребенка в семье предполагает увеличение материальных, психологических, эмоциональных и физических нагрузок. Нередко в таких семьях в большей степени возникают стрессовые ситуации, депрессии, сложности во взаимоотношениях. Родители с трудом принимают исключительность своего ребенка и не могут самостоятельно справиться с возникающими проблемами.

Рождение ребенка, имеющего серьезные проблемы здоровья – это всегда травма для семьи, это вызывает длительную кризисную ситуацию. Процесс преодоления этого кризиса в каждой семье проходит по-разному. Одни родители самостоятельно справляются и обеспечивают ребенку и себе возможности интеграции, другие остаются в состоянии изоляции, требуя социальной поддержки общества.

Поскольку педагогам приходится иметь дело с обеими категориями семей, то важно знать насколько родители готовы говорить о ситуации с другими родителями, готовы к  сотрудничеству со специалистами дошкольного учреждения, каковы их ожидания.

В нашем учреждении работа  с родителями в логике сопровождения развития особого ребенка строится в несколько этапов. На начальном этапе сотрудничества семьи и учреждения важно собрать банк данных о социально – экономической и психолого – педагогической ситуации жизни ребенка. Подобную информацию мы получаем путем анкетирования, социального опроса, при заключении договора с дошкольным учреждением о сотрудничестве.

Перед тем, как ребенок с ОВЗ придет в детский сад необходимо сообщить этот факт родительской общественности группы, которую будет посещать малыш. В период адаптации важно простроить работу с родителями группы в информационном ключе. Цель ее состоит в ознакомлении с универсальными принципами работы с детьми, имеющими особенности в развитии. В процессе установления взаимопонимания родителей и специалистов детского сада нами вводятся такие формы работы как дискуссии, семинары, тренинги. Хорошо себя зарекомендовала работа «круглого стола» с участием приглашенных специалистов разных направлений. Проводимые по мере возникновения проблем блиц консультации оказались более эффективны, чем заранее подготовленные собрания. Они были направлены на обретение компетентностей в вопросах образования  и выстраивания взаимоотношений взрослых и детей независимо от их индивидуальных особенностей и потребностей. Кульминацией стратегии сотрудничества, с семьей имеющей ребенка с особенностями развития, может считаться снятие барьеров в общении взрослых, момент перехода родителей к личным контактам друг с другом, взаимной психологической поддержке, тиражированию личного опыта становления собственной позиции в воспитании ребенка.

С самого начала обнаружения особенностей развития ребенка необходимо тактично  информировать родителей о результатах обследования, о целях индивидуальной программы реабилитации ребенка.  На этом этапе работы с семьей важно проявлять такт, осторожность, гибкость в суждениях для того, чтобы способствовать вовлечению родителей в работу по реабилитации их малыша, формированию адекватной оценки ситуации и возможностей ребенка.  

На начальном этапе работы с семьей родители выражают готовность включиться в образовательный процесс, но столкнувшись с монотонностью процесса и длительностью в получении результата, нередко прекращают свои действия. Поэтому постоянная разъяснительная работа и психологическая поддержка необходима на протяжении всей работы с семьей ребенка с особенностями развития. Реализуя индивидуальную образовательную программу развития ребенка, в работе с родителями мы определяем следующие задачи:

  1.  создание спокойной, доброжелательной внутрисемейной обстановки с необходимыми особенностями режима деятельности;
  2.  обеспечение выполнения медикаментозных назначений, наблюдение за их действием, информирование медицинских специалистов об эффективности лечения;
  3. овладение отдельными элементами реабилитационных процедур: гимнастика, массаж, упражнения, специальные занятия;
  4. систематическое наблюдение за психосоматическим состоянием ребенка;
  5. овладение основами правовых знаний по обеспечению и защите прав ребенка с ОВЗ.

Задачи развития и обучения ставятся с учетом индивидуальных возможностей и потребностей семьи и ребенка.

Практический опыт показывает, что деятельность по сопровождению ребенка с особенностями развития следует проводить комплексно, опираясь на поддержку родителя наиболее подготовленного морально, физически и психологически к осуществлению поставленных целей индивидуальной образовательной программы ребенка с ОВЗ.

Библиографический список:

  1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное консультирование. – М., 1994.
  2. Семья и психологическая консультация. Опыт и проблемы психологического консультирования/Под ред. А.А.Бодалева., В.В. Столина.- М., 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности взаимодействия педагога-психолога с родителями старших дошкольников с различными стилями семейного воспитания

В настоящее время при организации работы с родителями старших дошкольников педагог-психолог использует как традиционные формы и методы работы, так и новаторские, нетрадиционные. При этом акцент ставит...

Взаимодействие педагога-психолога с родителями детей группы компенсирующей направленности.

Семья, первая общественная ступень в жизни человека и роль семьи в воспитании детей огромна, т. к. она влияет на ребенка, приобщая его к окружающей действительности, посредствам родительск...

Инновационные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями через интернет-ресурсы

Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе – это одна из самых новых проблем в отечественной дошкольной педагогике, так как наука и техника не сто...

Презентация "ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В РАМКАХ ФГОС"

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сделан акцент на психолого-педагогических условиях, включающих «…поддержку Организацией и педагогами родите...

Клуб-общение "Влияние взаимодействия педагога-психолога с родителями и педагогами на речь и психологическое здоровье детей"

Цель:  выработка внутренней позиции профессиональной деятельности, ориентирующей психологом на построение взаимоотношений с педагогами и с родителями на основе сотрудничества.Задачи:Актуализирова...

Консультация для педагогов . Тема: "Формы и методы взаимодействия педагога-психолога с родителями."

Представлен  алгоритм психолого-педагогической работы с семьей....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЁЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА, ВОСПИТАТЕЛЯ КАК УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ОСОБЫХ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ДЕТСКОМ САДУ

. В данной статье авторами рассматривается значение и содержание профессиональной компетентности, а также роль взаимодействия педагогов и психолога детского сада с семьями особых детей. Авторами раскр...