ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЁЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА, ВОСПИТАТЕЛЯ КАК УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ОСОБЫХ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ДЕТСКОМ САДУ
статья по психологии

Павленко Наталья Викторовна

. В данной статье авторами рассматривается значение и содержание профессиональной компетентности, а также роль взаимодействия педагогов и психолога детского сада с семьями особых детей. Авторами раскрывается свой практический опыт организации работы с родителями воспитанников. Рассматриваются такие формы взаимодействия, как индивидуальные и групповые консультации, тренинги, разработка и рассылка информационных материалов и другие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЁЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА, ВОСПИТАТЕЛЯ КАК УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ОСОБЫХ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ДЕТСКОМ САДУ

Воеводина Ирина Ивановна, педагог-психолог

Павленко Наталья Викторовна, воспитатель

(Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ёлочка», г. Надыма, Россия)

Аннотация. В данной статье авторами рассматривается значение и содержание профессиональной компетентности, а также роль взаимодействия педагогов и психолога детского сада с семьями особых детей. Авторами раскрывается свой практический опыт организации работы с родителями воспитанников. Рассматриваются такие формы взаимодействия, как индивидуальные и групповые консультации, тренинги, разработка и рассылка информационных материалов и другие.

Ключевые слова: взаимодействие, компетентность, социализация, тренинги, особые дети, родители

INTERACTION WITH FAMILY AND PROFESSIONAL COMPETENCE OF A TEACHER-PSYCHOLOGIST AS CONDITIONS FOR SOCIALIZATION OF SPECIAL CHILDREN IN A MODERN KINDERGARTEN

Voevodina Irina Ivanovna, teacher-psychologist

Pavlenko Natalia Viktorovna, educator

(Municipal preschool educational institution «Kindergarten «Herringbone», Nadym, Russia)

Abstract. In this article, the authors consider the meaning and content of professional competence, as well as the role of interaction between teachers and a kindergarten psychologist with families of special children. The authors reveal their practical experience of organizing work with the parents of pupils. Such forms of interaction as individual and group consultations, trainings, development and distribution of information materials and others are considered.

Keywords: interaction, competence, socialization, trainings, special children, parents

Количество особых детей, под которыми мы понимаем детей с особыми образовательными потребностями, детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в современном мире ежегодно в силу ряда причин увеличивается. В связи с этим всё большую актуальность приобретают вопросы организации воспитательного и образовательного процесса для таких детей, который будет способствовать социализации и их гармоничному развитию в коллективе сверстников. Важным условием эффективной работы с детьми с ОВЗ является профессиональная компетентность воспитателей и психологов, а также качественная организация процесса взаимодействия с семьями воспитанников.

В данной статье раскрывается наш опыт работы по развитию своей профессиональной компетентности и взаимодействию с родителями особых детей в детском саду. Поставлена задача: раскрыть особенности применения разнообразных форм взаимодействия с родителями особых детей.

Прежде всего, отметим, что в соответствии с законодательством Российской Федерации, обучение детей с ОВЗ может осуществляться совместно с другими детьми или в отдельных группах. В нашем детском саду действуют группы общей и комбинированной направленности, а также группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью, тяжелыми нарушениями речи, аутизмом.

В целях организации успешной психологической и методической поддержки воспитателей и родителей нами, прежде всего, проводится непрерывная работа над самообразованием. Психолог и воспитатель, работающий с детьми с ОВЗ, должен обладать знаниями в сфере детской психологии, знать специфику развития особых детей, основные методики работы с такими детьми, уметь применять их в своей практической работе. Также должны быть развиты навыки коммуникации, поиска подхода к детям и их родителям, что является крайне важным.

Чтобы развивать свою профессиональную компетентность, мы посещаем семинары, конференции, тренинги, проходим курсы повышения квалификации, также изучаем опыт других психологов и педагогов, психолого-педагогическую литературу. Ценным для нашей работы являются исследования Л.И. Плаксиной [1], Е.И. Рогова [2], Е.В. Хлыстовой [4] и других авторов по вопросам организации деятельности детского психолога, исследования С.Н. Юревич [5] и других по проблеме взаимодействия с семьями воспитанников.

Наш опыт работы показывает, что чрезвычайно важным является развитие компетенций в области взаимодействия с семьями воспитанников с ОВЗ, так как успешное взаимодействие является ключевым условием включения родителей в совместный процесс воспитания и обучения детей, повышение качества этого процесса. Развитие компетенций в данной сфере включает в себя участие в тренингах по взаимодействию с родителями, изучение новых подходов и методик для работы с семьями, а также дистанционный обмен опытом с коллегами из других регионов России, работающих с детьми с ОВЗ и их родителями.

Проводимая нами работа с родителями направлена на то, чтобы помочь им правильно воспринимать своего ребенка, показать его особенности и потребности, дать рекомендации, как взаимодействовать с ребенком и решать возникающие проблемы. Отметим, что в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, партнерство семьи и детского сада является важнейшим условием решения задач воспитания и обучения [3].

Рассмотрим подробнее формы взаимодействия с семьями особых детей, которые показали высокую эффективность в нашей работе.

В качестве одной из наиболее распространенных форм нашей работы следует отметить групповые консультации для родителей. На консультациях предоставляем родителям информацию и рекомендации по воспитанию, развитию и обучению детей с ОВЗ. Организуем очные и дистанционные консультации. Предварительно перед консультацией мы проводим беседы с родителями и анкетирование, чтобы лучше понять их имеющиеся проблемы. Непосредственно в ходе консультаций мы предлагаем родителям методики и техники, которые могут помочь им. В заключение мы рекомендуем родителям методическую литературу. Нами разработаны и проводятся с родителями консультации на темы «Адаптация ребенка в обществе», «Как повысить мотивацию ребенка к учебе», «Роль семьи в развитии особого ребенка», «Эмоциональное благополучие особого ребенка», «Организация среды для особого ребенка дома» и др.

Другой формой взаимодействия с родителями, которая нашла отклик у многих семей, являются тренинги. Тренинги помогают родителям научиться взаимодействовать с детьми, развивать навыки и способности детей. Во время тренингов мы обучаем родителей, как понимать свои эмоции и чувства по поводу проблем детей, переживания детей. Важно, что в ходе тренингов родители получают поддержку не только от воспитателя и психолога, но и друг от друга. Родители имеют возможность поделиться своими переживаниями, рассказать о своих способах обучения и воспитания детей. Регулярно нами проводятся с родителями тренинги на темы «Как научиться слышать своего ребенка?», «Совместное творчество с ребенком» и другие.

Приведем подробнее в качестве примера проведенный нами тренинг на тему «Регуляция своих эмоций как важный навык формирования толерантного отношения к детям с ОВЗ». Целью тренинга было научить родителей справляться с эмоциональным напряжением, это важно при воспитании детей. Во время тренинга родители узнали о методах управления своими эмоциями, о том, как создать благоприятную атмосферу для развития ребенка и как поддерживать свою внутреннюю гармонию. Родители выполняли упражнения «Полное дыхание», «Корзина советов», «Молекула», «Визитка», «Формула на сегодня». Также родители совместно создали цветок, на лепестках которого написали лучшие качества своих детей. В ходе тренинга родители и психолог работали вместе, чтобы решить различные проблемы, которые могут возникнуть при общении с детьми. Мы научили родителей технике благодарности, которая помогает решать проблемы и чувствовать себя счастливым.

Одной из форм взаимодействия является разработка и предоставление родителям воспитанников с ОВЗ информационных материалов, посредством которых родители узнают об эффективных методиках общения с ребенком, способах его воспитания и обучения дома. Например, нами разработаны буклеты для родителей. В этих буклетах содержится информация о том, как помочь ребенку развиваться, какие методы обучения можно использовать, как общаться с ребенком и т.д. Буклеты предоставляются родителям в печатном и электронном виде.

Также мы подготавливаем и рассылаем родителям полезную информацию дистанционно на электронную почту и в чат. Понимаем, что родители очень заняты и времени у них на всё недостаточно, таков современный ритм жизни. Поэтому мы создаем краткие и иллюстрированные информационные материалы для родителей. Те родители, которые хотели бы узнать о теме подробнее, могут перейти по соответствующим ссылкам, которые приводятся нами в конце информационных материалов.

На наш взгляд, одной из наиболее сложных, но при этом важных форм взаимодействия с родителями, воспитывающих особых детей, являются индивидуальные очные консультации, которые мы проводим в кабинете психолога. Индивидуальные консультации позволяют более детально разобраться в проблеме каждого конкретного родителя, его ребёнка и предложить наиболее подходящие методы решения.

В ходе индивидуальных консультаций с родителями, как правило, мы решаем следующие вопросы. Во-первых, это вопросы адаптации и социализации детей в группе детского сада. Обсуждаем, какие существуют проблемы, как родители могут помочь своему ребенку. Во-вторых, анализируем способы повышения мотивации детей к обучению, методы поддержки детей с учетом особенностей их здоровья. В-третьих, помогаем родителям найти подход к своему ребенку, справиться с его и своими эмоциональными переживаниями. Следует отметить, что родители приходят обсудить самые разные темы. Иногда родителям требуется не столько рекомендация, сколько возможность высказаться, и через вербализацию своих мыслей к ним приходит осознание того, как решить проблему в их конкретной ситуации.

Считаем, что крайне важным является организация обратной связи от родителей. Благодаря обратной связи мы можем уточнять потребности родителей, учитывать эту информацию в своей работе, что позволяет повысить качество психолого-педагогической поддержки семей. Факты и мнения от родителей мы получаем с помощью анкетирования, которое проводим непосредственно и дистанционно. Обратную связь мы также получаем посредством личных бесед и общения с родителями по телефону.

Результаты исследования мнений родителей о психологической и педагогической поддержке показывают, что частое проведение мероприятий (особенно тренингов и консультаций) повышает удовлетворенность родителей процессом взаимодействия, снижает страхи и переживания.

Важным направлением своей работы мы считаем также обучение воспитателей тому, как взаимодействовать с семьями воспитанников с ОВЗ. Необходимость такой методической работы с воспитателями связана с тем, что именно воспитатели наиболее часто контактируют с родителями и видят динамику развития каждого конкретного ребенка в своей группе. Методическая работа с воспитателями организуется нами в форме мастер-классов, консультаций, тренингов, разработки и предоставления информационных материалов. Особое внимание мы обращаем на то, как воспитателям необходимо общаться с родителями, какие слова можно употреблять, а какие нет, как устанавливать психологический контакт.

Таким образом, можно сделать вывод, что от того, как организован в детском саду процесс взаимодействия с семьями, воспитывающих особых детей, во многом зависит качество психолого-педагогической работы с детьми и поддержки родителей, а в конечном итоге развитие детей. Психолог, воспитатели и родители являются союзниками, но для того, чтобы сотрудничество было не формальным, а по-настоящему комфортным и эффективным, педагогам важно непрерывно повышать свою профессиональную компетентность и быть искренне заинтересованными в развитии каждого ребенка.

Список литературы

1. Плаксина, Л. И. Инклюзивное обучение детей с ОВЗ. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушениями / Л. И. Плаксина, Л. Б. Осипова, Л. А. Дружинина – Москва: Инфра-М, 2022. – 192 с. – ISBN: 978-5-16-017120-3. – Текст : непосредственный.

2. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. Часть 1 / Е. И. Рогов. – Москва: Юрайт, 2023. – 412 с. – ISBN: 978-5-534-04419-5. – Текст : непосредственный.

3. Российская Федерация. Приказы. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : Приказ Министерства образования и науки РФ №1155 от 17.10.2013 // Российская газета. – 2013. – 25 ноября. – Текст : непосредственный.

4. Хлыстова, Е. В. Специальная психология. Работа психолога в дошкольной образовательной организации / Е. В. Хлыстова, Л. В. Токарская. – Москва: Флинта, 2022. – 140 с. – ISBN: 978-5-9765-4355-3. – Текст : непосредственный.

5. Юревич, С. Н. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина. – Москва: Юрайт, 2023. – 182 с. – ISBN: 978-5-534-10051-8. – Текст : непосредственный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет на тему: «Современные дети в современном детском саду»

Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад  и не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерн...

План перспективного развития профессиональной компетентности педагога-психолога на 2018-2020 годы

Эффективная программа профессионального развития - набор конкретизированных по времени действий с указанием ориентиров и, если это возможно, с четким количественным измерением качества достижения пост...

«Детская мультипликация и игровая технология «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича как способ поддержки детской инициативы и развития творчества в практике современного детского сада»

Современная образовательная система требует внедрения в учебный процесс инновационных технологий. В МБДОУ "Подгоренский детский сад №2" в  анимационной студии «Анимашка» в р...

Выступление на ММО педагогов-психологов, тема: «Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов-психологов по вопросам организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ»

В настоящее время  в России, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Категория таких детей кра...