Педогогическая статья: «Коррекционная работа по преодолению речевых нарушений аспект требований ФГОС»
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Взаимодействие коррекционной работы логопеда с воспитателями и родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnaya_raboty_po_preodoleniyu_rechevyh_narusheniy_aspekt_trebovaniy_fgos.docx | 34.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Тришина Т. Г., учитель-логопед
ГБДОУ детский сад №11 Калининского района
Санкт-Петербурга
«Коррекционная работа по преодолению речевых нарушений аспект требований ФГОС»
Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе воспитания и обучения детей, очень заметным стало количество детей, имеющих речевую патологию.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, особое внимание уделяется обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья. Среди детей, отнесённых к категории детей с ОВЗ в дошкольных учреждениях это дети с тяжелыми нарушениями речи. Тяжелые нарушения речи (ТНР) - это стойкие специфические отклонения формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока, отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте. Речевые нарушения не исчезают самостоятельно, без специально организованной коррекционной работы. Поэтому детям с нарушениями речи необходимо оказывать не только логопедическую помощь, но и психологическую, то есть создавать систему коррекционно-развивающих занятий, направленных на развитие основных психических процессов таких, как восприятие, память, внимание, мышление, пространственная ориентация, развивать навыки самоконтроля, общую и мелкую моторику, навыки речевого общения. Одной из важнейших задач коррекционной педагогики на современном этапе ее развития является совершенствование логопедической работы, направленной на определение путей и способов эффективного преодоления речевых нарушений при общем недоразвитии речи. В соответствии с ФГОС ДО этим детям необходимо оказание коррекционно – развивающей помощи. Эта помощь должна осуществляться всеми специалистами ДОУ. Каждый из них, решая свои задачи, определённые образовательной программой, должностными обязанностями, принимает участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов. Для того, чтобы устранить речевые нарушения и сформировать устно-речевую базу, необходимо глубокое взаимодействие всех участников педагогического процесса, т.е. комплексный подход, где ведущая и координирующая роль принадлежит учителю-логопеду.
Комплексный подход предполагает сочетание коррекционно-педагогической работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и познавательных психических процессов, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом. Именно поэтому сегодня, говоря о работе с детьми с речевыми нарушениями, нельзя рассматривать только деятельность учителя-логопеда. Эта работа носит согласованный комплексный характер. Активно воздействуя на ребенка специфическими профессиональными средствами, педагоги строят свою работу на основе общих педагогических принципов. При этом, определяя объективно существующие точки соприкосновения различных педагогических областей, каждый педагог осуществляет свою работу не обособлено, а дополняя и углубляя влияние других. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с нарушениями речи, специалисты намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательной, интеллектуальной, речевой и социально-эмоциональной сфер развития личности ребенка. Во ФГОС ДО речевое развитие выделено в самостоятельную образовательную область и включает в себя следующие компоненты:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
Коррекционная работа учителя-логопеда по устранению нарушенных звуков у детей проводится с сентября по май (в зависимости от сложности речевых дефектов). Коррекционная работа учителя-логопеда. проводится последующим направлениям: 1.Развитие общей и мелкой моторики; 2.Развитие общих речевых навыков, артикуляционной моторики звукопроизношения: 3. Развитие фонематических представлений 4.Развитие лексико-грамматического строя речи. 5.Развитие неречевых психических процессов 6. Развитие связной речи Для более эффективного коррекционного воздействия дети распределяются на подгруппы по каждому направлению логопедической работы, в зависимости от уровня развития и степени выраженности речевых нарушений. Эффективность коррекционно –развивающей работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя. Логопедическая работа осуществляется на индивидуальных, подгрупповых занятиях и микрогруппами.
Таким образом, взаимосвязь динамики речевого развития и познавательных процессов дает основание полагать, что взаимодействие всех участников образовательного процесса приводит к положительным результатам; данное взаимодействие эффективно за счет координирующей роли учителя-логопеда, разработанной системы мониторинга не только речевого, но и познавательного развития детей с речевыми патологиями. В каждом направлении коррекционно-логопедического воздействия выделяются следующие задачи: Задачи коррекционной работы по развитию общей и мелкой моторики -Развитие пространственной координации; - Обогащение двигательного опыта детей в процессе упражнений в ходьбе, беге, прыжках, в действиях с предметами - Выработка динамической координации движений: четких и точных движений, выполняемых в определенном темпе и ритме; - Выработка динамической координации движений: четких и точных движений, выполняемых в определенном темпе и ритме; - Обучение выполнению правил в подвижных играх, согласованию своих движений с движениями других детей. -Развитие движений кистей рук в специальных упражнениях: сжимание, разжимание, встряхивание и помахивание кистями с постепенным увеличением амплитуды движений . - Формирование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса: игры с настольным конструктором; составление узоров из крупной и мелкой мозаики; изображение предметов и геометрических форм с помощью палочек (по образцу, по инструкции); складывание разрезных картинок; обводка, раскрашивание, штриховка (вертикальная и горизонтальная) трафаретов; шнуровка и т. д
Задачи по развитию артикуляционной моторики и звукопроизношения: - Подготовка артикуляторного аппарата к естественному формированию правильного звукопроизношения в процессе выполнения артикуляторных и игровых упражнений по подражанию; ,развитие двигательной организации губ, языка ; - Развитие физиологического дыхания с помощью специальных упражнений. - Формирование движений мимической мускулатуры по подражанию -постановка поставленных логопедом звуков; -автоматизация в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных), словах (в начале слова, середине, конце); в словосочетаниях, предложениях, в коротких, а затем длинных рассказах; связной и самостоятельной речи поставленных логопедом звуков; - автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах -дифференциация звуков в слогах, словах, в словосочетаниях, предложениях, в коротких, а затем длинных рассказах; связной и самостоятельной речи . Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно. Задачи по развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза предполагает формирование умения выделять отрабатываемый звук в слове, определять его место, дифференцировать от других звуков, прежде всего от далеких артикуляторно и акустически. С учетом уровня овладения фонематической стороной речи можно проводить работу и над сложными формами фонематического анализа: определить какой по счету звук в словах, нарисовать графическую схему слова и отметить на ней место звука. При этом необходимо помнить, что на этом этапе фонематический анализ осуществляется детьми только на основе слухового восприятия слова, без его произнесения. - Распознавание звука в ряде звуков, слогов; слов; в предложении; в тексте. - Выделение звука на фоне слова; выделение первого и последнего звука в слове; - Определение места звука в слове; - Определение количества и последовательность звуков в словах; -Подбор слов на заданный звук; -Составление слов из последовательно данных звуков; -Составление слов из звуков, расположенных не по порядку ; - Осуществлять слуховую и слухо - произносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам; Задачи по развитию лексико-грамматического строя речи
-Расширение объема и уточнение предметного, предикативного и адъективного словаря импрессивной и экспрессивной речи параллельно с расширением представлений об окружающей действительности и формированием познавательной деятельности уточнение значения слов, обозначающих названия предметов, действий, состояний, признаков, свойств и качеств. личностных характеристик, с эмотивным значением; - Усвоение значения новых слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира. - Совершенствование понимания значения и употребления приставок: в - , вы - , при - , на - и их различения. Формирование понимания значений приставок с - , у - , под -, от -, за-, по-, пере-, до-,и их различение («Покажи, где мальчик входит в дом, а где выходит из дома») - Обучение детей пониманию логико-грамматических конструкций: обогащение лексики родственными словами, родовыми понятиями; -совершенствование процесса словообразования и словоизменения; - Обучать подбору родственных слов (зима ,зимушка, зимний ) , синонимов (веселый—радостный, прыгать — скакать, грустно — печально) , антонимов (стоять—бежать, далеко —близко), омонимов ( ножка стола--ножка гриба, ушко ребенка—ушко иголки, песчаная коса—длинная коса у девочки), составление предложений с данными словами. - Обучение детей осмыслению образных выражений в загадках, объяснению смысла поговорок. формирование синтаксической структуры предложения; -развитие понимания логико-грамматических отношений. -Употреблять слова, обозначающие личностные характеристики, с эмотивным значением; -Уметь подбирать однокоренные слова, образовывать сложные слова; -Развитие просодической стороны речи; Этапы логопедической работы по коррекции звукопроизношения. Этапы коррекции звукопроизношения Подготовительный этап Цель: подготовка речедвигательного и речеслухового анализатора к правильному восприятию и произнесению звуков. Коррекция произносительной стороны речи. При коррекции нарушений звукопроизношения выделяют следующие этапы логопедической работы: Развитие новых произносительных умений и навыков. На этапе постановки звука большое внимание уделяется развитию речевой моторики (кинетической и кинестетической основы артикуляторных движений). Продолжается работа по закреплению навыков речевого дыхания, по развитию голоса, артикуляторных движений. Развитие артикуляторной моторики проводится в виде артикуляторной гимнастики. подготовка речедвигательного и речеслухового анализатора к правильному восприятию и произнесению звуков. Артикуляторная гимнастика представляет собой определенный комплекс упражнений для губ, языка, подготавливающий правильное произнесение звука. Целью артикуляторной гимнастики является отработка каждого элемента артикуляторного уклада. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков Постановка звука. Цель: добиться правильного произношения изолированного звука. 1. Постановка звука - комплекс артикуляторных упражнений определяется нормальной артикуляцией звука и характером дефекта. Для каждого звука рекомендуется определенная система артикуляторных упражнений. 2. Дифференциация звука. Цель: научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи. Дифференциация поставленного звука в произношении с оппозиционными фонемами. Работа над слоговой структурой слова; совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза. Во второй половине дня воспитатель работает, согласуясь со своей сеткой занятий, по закреплению произносимых навыков и развитию речи. Желательно планировать фронтальные занятия по развитию речи и познавательному развитию во второй половине дня.
Во время режимных моментов, самообслуживания, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях воспитатель осуществляет также коррекционную работу, значимость которой в том, что она предоставляет возможность практики речевого общения детей и закрепления речевых навыков в их жизнедеятельности. Воспитатели должны создавать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей: - организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий, побуждать внимательно, слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний; - создавать ситуацию общения; - формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи; - организовывать игры на развитие звуковой культуры речи; - привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове; - проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти; - привлекать внимание к интонационной стороне речи.
- обогащение активного словаря; Словарная работа с детьми направлена на расширение их пассивного и активного запаса, на уточнение понимания смысла слов ,На первом этапе основное внимание в работе должно быть уделено накоплению лексических средств, на втором — их упорядочиванию (т.е. установлению между ними различных отношений). На втором этапе работы, помимо дальнейшего расширения словарного запаса ребенка, должна проводиться целенаправленная работа по установлению более сложных отношений между словами. Этот этап коррекционно-развивающей работы должен быть специально посвящен систематизации (упорядочиванию) лексических единиц в языковом сознании ребенка. В первом периоде обучения:
- развитие понимания устной речи;
- подготовку к овладению диалогической формой общения;
- практическое усвоение способов словообразования (уменьшительный суффикс существительных и приставки глаголов); усвоение сочетаний притяжательных местоимений с существительными;
- преобразование глаголов повелительного наклонения;
- составление простых предложений по вопросам.
Во втором периоде обучения:
- практическое образование относительных прилагательных;
- согласование прилагательных с существительными в роде и числе;
- изменение формы глаголов третьего лица единственного числа;
- употребление предлогов "в, на, под, из";
- совершенствование навыка ведения диалога.
В третьем периоде:
- образование глаголов с помощью приставок;
- образование относительных прилагательных;
- образование притяжательных прилагательных;
- образование прилагательных с помощью ласкательных суффиксов;
- образование антонимов и синонимов;
- согласование прилагательных с существительными к роде, числе, падеже;
- употребление предлогов "к, от, с";
составление разных типов предложений. предлагают следующую последовательность работы по восполнению пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка:
- практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и адекватного их употребления;
- практическое овладение навыками образования слов при помощи приставок и адекватного их употребления;
- понятие о родственных словах ( в практическом плане);
- понятие о предлогах и способах их использования; дифференциация предлогов и приставок;
- практическое овладение навыком подбора антонимов, синонимов и способов их употребления; понятие о многозначности слов.
Направления в работе при формировании грамматического строя речи:
· Формирование понимания и употребления категории единственного и множественного числа;
· Развитие понимания и употребления категории рода;
· Развитие умения использовать в речи предложно-падежные конструкции;
· Обучение согласованию частей речи в роде, числе, падеже;
· Развитие словарного запаса;
Коррекционная работы проводится в три взаимосвязанных этапа.
I этап
1. Формирование навыка построения связных высказываний. Детей учат:
- соблюдать заданный порядок слов при записи предложения;
- отличать связный текст от набора слов, словосочетаний, предложений и т.д.;
- составлять предложения из заданного набора слов без пропуска членов предложения и повторов;
- составлять тексты из 2-3 предложений, связывая их между собой по смыслу и используя для этого лексические повторы, личные местоимения, наречия.
2. Закрепление навыков словообразования. Детей учат:
- образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением (с использованием суффиксов -к-, -ик-, -чик- и т.п.);
- образовывать и различать возвратные и невозвратные глаголы;
- образовывать притяжательные прилагательные с суффиксом -ин-.
3. Формирование продуктивных и простых по семантике форм. Детей учат:
различать формы именительного падежа единственного числа и именительного падежа множественного числа имен существительных;
- образовывать имена существительные в форме единственного числа косвенного падежа без предлогов;
- согласовывать существительные и глаголы настоящего времени 3-го лица в числе.
II этап
1.Усвоение различных способов связи слов в словосочетаниях и предложениях. Детей учат: образовывать словосочетания и предложения различных видов; характеризовать и различать между собой части речи.
2. Работа над словообразованием непродуктивных форм
словоизменения. Детей учат:
- образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением (с использованием суффиксов -онък-, -енък-, -ышк- и т.п.);
- образовывать существительные с суффиксом -ниц-;
- образовывать существительные с суффиксом -инк-/ -енк-, с суффиксом -ин-;
- образовывать и различать между собой глаголы совершенного и несовершенного вида;
- образовывать притяжательные прилагательные с суффиксами -ин, -нин, -ов, -ев и др.;
- образовывать относительные прилагательные с суффиксами -н-, -ан-, -ян-, -енн-.
3. Формирование наиболее сложных для детей непродуктивных форм словоизменения. Детей учат:
- понимать и использовать в речи предложно-падежные конструкции с именами существительными в косвенных падежах;
- закреплять навык использования в речи имен существительных в форме множественного числа без предлогов;
- использовать в речи и различать между собой глаголы 1, 2, 3-го лица настоящего и прошедшего времени;
- согласовывать существительные и глаголы прошедшего времени в числе и роде;
- согласовывать имена прилагательные и имена существительные в числе.
III этап
1. Усвоение наиболее сложных для детей способов связи
слов в словосочетаниях и предложениях. Детей учат:
- самостоятельному составлению связных текстов из предложений разных типов.
2. Уточнение знаний детей о непродуктивных непродуктивных формах словоизменения. Детей учат:
- образовывать названия животных;
- образовывать притяжательные прилагательные с различными суффиксами;
- образовывать относительные прилагательные с различными суффиксами.
3. Закрепление сложных для детей непродуктивных форм словоизменения. Детей учат:
- использовать в речи предложно-падежные конструкции с именами существительными в косвенных падежей
- согласовывать имена прилагательные с именами существительными в форме косвенного падежа;
- согласование притяжательных, указательных и определительных местоимений с именами существительными проводят по следующим направлениям:
- расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);
- уточнение значений слов;
- формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов;
- организация семантических полей, лексической системы;
- активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.
Логопедическая работа по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой - оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем. В процессе формирования словообразования у дошкольников с ОНР необходимо уделить основное внимание организации, прежде всего системы продуктивных словообразовательных моделей. Для формирования и закрепления этих моделей, прежде всего, уточняют связь между значением морфемы и её знаковой формой (звучанием). Закрепление этой связи осуществляют на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего, сходного значения слов с общей морфемой (дом-ик, стол-ик), выделения этой общей морфемы, уточнения её значения. Заключительным этапом работы является закрепление словообразовательных моделей в процессе специально подобранных упражнений.
Этапы логопедической работы по коррекции фонематических процессов
Коррекция фонетико-фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития. 1 этап: узнавание неречевых звуков 2 этап: развитие высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз 3 этап: различение слов, близких по звуковому составу 4 этап: дифференциация слогов
5 этап: дифференциация фонем 6 этап: развитие навыков элементарного звукового анализа 1. Подготовительный этап. Цель: формирование базы для развития фонематического восприятия. В этот этап входит работа по развитию слухового восприятия, внимания, памяти и по развитию речевого слуха. 2. Основной этап. Цель: развитие фонематического восприятия. 3 формирование звукового анализа и синтеза состоит в следующем:
I этап
Цель: Формирование навыка связной речи с опорой на демонстрацию действий, включает следующие этапы работы:
1. Формирование навыка воспроизведения рассказа, составленного по демонстрируемым действиям;
2. Формирование навыка составления рассказа по демонстрируемым действиям.
II этап
Цель: Формирование навыка связной речи с опорой на картинный материал, включает следующие этапы работы:
1. Формирование навыка пересказа:
- по серии сюжетных картинок;
- по сюжетной картинке;
- по набору предметных картинок.
2. Формирование навыка составления рассказа:
- по предметно-графической схеме;
- по серии сюжетных картинок;
- по сюжетной картинке.
3. Формирование навыка составление рассказа-описания по картинке:
- формирование навыка составления простого рассказа-описания;
- формирование навыка составления развернутого рассказа-описания.
III этап
Цель: Формирование навыка связной речи без зрительной опоры, включает следующие этапы работы:
1. Формирование навыка пересказа литературного произведения.
2. Формирование навыка составления рассказа:
- по опорным словам;
- по сюжетам из личного опыта детей;
- творческие рассказы.
3. Формирование навыка составления рассказа-описания по представлению.
Таким образом, взаимосвязь динамики речевого развития и познавательных процессов дает основание полагать, что взаимодействие всех участников образовательного процесса приводит к положительным результатам; данное взаимодействие эффективно за счет координирующей роли учителя-логопеда, разработанной системы мониторинга не только речевого, но и познавательного развития детей с речевыми патологиями.
Содержание коррекционной работы обеспечивает:
Выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и речевом развитии; Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с учетом особенностей психофизического и речевого развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого -медико-педагогической комиссии);
Содержание программы обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей. Содержание подгрупповых занятий отражено в календарно-тематическом планировании. При планировании занятий учитель-логопед и воспитатель учитывают тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. При изучении каждой темы определяется словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. Тему рекомендуется соотносить со временем года, праздниками, яркими событиями в жизни детей. В рамках изучения каждой темы учитель -логопед и воспитатели проводят работу по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, развитию связного высказывания. Обязательным требованием к организации обучения является создание условий для практического применения формируемых знаний. Возрастные особенности психического развития детей. Рассмотрим формы коррекционной работы с детьми в образовательной деятельности:
Виды образовательной деятельности. Формы работы с детьми.
Непосредственно образовательная деятельность (НОД):- беседа; - рассказывание, - экспериментирование; - игры: игровые упражнения для постановки звука; игровые ситуации для решения конкретных задач по развитию речи, настольно-печатные и дидактические игры; - упражнения; - восприятие художественной литературы; - драматизация знакомых произведений; - рассматривание иллюстраций; - выполнение практических заданий в тетрадях; - продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация.
Образовательная деятельность в режимных моментах (ОДРМ) - ситуативный разговор, беседа; - анализ проблемных ситуаций; - речевые и артикуляционные гимнастики; - отгадывание загадок, разучивание потешек, стихов, чистоговорок; - подвижные игры с правилами; - игры на основе готовых сюжетов: игры - драматизации, театрализованные, подражательные игры; - развитие трудовых навыков, - музыкальная деятельность: слушание музыкальных произведений, музыкально - ритмические движения, игра на музыкальных инструментах.
Самостоятельная деятельность (СДД) - игры, с сюжетами придуманными детьми: игры - фантазии, игры-проекты, сюжетно-ролевые, режиссерские; - самостоятельная речевая, музыкальная и художественная деятельность. Таким образом, эффективность коррекционной работы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников. На этапе завершения коррекционной логопедической работы в соответствии с программой Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной по преодолению ОНР
Ребенок понимает обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы Фонетически правильно оформляет звуковую сторону речи Правильно передает слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи Пользуется в самостоятельной речи ПРП и СП, владеет навыками объединения их в рассказ Владеет элементарными навыками пересказа Владеет навыками диалогической речи Владеет навыками словообразования Грамматически правильно оформляет самостоятельную речь в соответствии с нормами языка Использует в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий Владеет элементами грамоты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наиболее эффективные формы взаимодействия логопеда и родителей в работе по преодолению речевых нарушений у детей.
В материале описаны формы работы логопеда с рдителями по преодалению ОНР....
"Основные принципы работы по преодолению речевых нарушений"
Для преодоления каждого речевого расстройства применяются свои методы, соответствующие особенностям происхождения и проявления этих нарушений. Но вместе с тем применяемые в логопедии методы построены ...
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы по преодолению речевых нарушений у детей 5-7 лет в условиях логопедического пункта.
Рабочая программа составлена с учетом специфики работы в условиях логопедического пункта, на основе классических логопедических методик, новых педагогических технологий и авторских разработок. По всем...
Организация взаимодействия специалистов в процессе коррекционно - развивающей работы по преодолению речевых нарушений в условиях логопедического пункта в соответствии с ФГОС ДО.
В статье представлена организация взаимодействия педагогов ДОУ в коррекционно - развивающей работе по преодолению речевых нарушений в условиях логопедического пункта...
Статья.Коррекционно-педагогическая работа по преодолению нарушений развития связной речи у дошкольников с ОНР.
Коррекционно-педагогическая работа по преодолению нарушений развития связной речи у дошкольников с ОНР....
«Коррекционно-развивающая работа по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
Подробная психолого-педагогическая характеристика на воспитанника с речевыми нарушениями.Подбор игр и упражнений по коррекции выявленных особенностей у ребенка с ОВЗ.Разработка конспекта занятия с дет...
Логопедический ликбез для родителей «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в работе по преодолению речевых нарушений у детей с тяжёлыми нарушениями речи»
Одним из главных условий результативности обучения детей с тяжёлыми нарушениями речи является привлечение родителей к процессу. Именно родители являются тем авторитетом, который может бл...