Наиболее эффективные формы взаимодействия логопеда и родителей в работе по преодолению речевых нарушений у детей.
материал по теме

Лобанова Марина Анатольевна

В материале описаны формы работы логопеда с рдителями по преодалению ОНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Наиболее эффективные формы взаимодействия логопеда и родителей в работе по преодолению речевых нарушений у детей.

Задача логопеда состоит в том, чтобы помочь родителям осо знать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правиль ное направление домашнего обучения, вооружить определенны ми знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием до машние занятия с детьми по усвоению и закреплению получен ных знаний.

В дошкольных учреждениях сложилась определенная система работы логопедов с родителями, которая включает в себя:

собрания;

консультации;

открытые занятия;

информационные выставки.

Как же логопед обычного детского сада должен построить свою работу? С чего начать?

В первую очередь нужно установить доверительные отношения, психологический контакт с родителями. Только когда логопеду доверяют, убеждаются в его компетентности, в том, что он все сделает для ребенка, с ним будут благотворно сотрудничать. Но, предположим, логопед молодой, только начинает работать. Все родители хотят, чтобы их дети занимались с опытным специалистом. Как в этом случае быть? Вот здесь и пригодятся знания психологии. При первой же встрече с родителями, которая бывает на родительском собрании, необходимо представить себя в более выгодном свете. Не надо изображать чрезмерную компетентность, это будет выглядеть фальшиво. Не стоит и трястись от страха, показывая свое волнение: можно добиться обратного эффекта.

В течение года проводится несколько родительских собраний (от 3 до 5), тематика которых планируется в зависимости от рече вого диагноза и возраста детей.

Первое собрание проводится в конце мая, после комплектова ния логопедических групп медико-психолого-педагогической ко миссией и ознакомления логопедов с медицинскими заключени ями специалистов, обследовавших детей при поступлении в груп пы с речевой патологией.

Логопеды в доступной форме объясняют родителям суть рече вого дефекта детей, знакомят с популярной литературой по рече вому нарушению.

Большинство родителей, имеющих детей с ОНР, не осознают тяжести этого речевого нарушения, отмечая, как правило, толь ко дефектное произношение некоторых (не всех) звуков, редко кого из них волнует недоразвитие лексико-грамматической сто роны речи, несовершенство связной речи.

Нарушение звуконаполняемости и слоговой структуры слов родители, как правило, относят к возрастным особенностям речи детей, не замечают бедности, неточности словаря, умиляются ошибкам грамматического плана.

Поэтому родителям на первом собрании предлагается список литературы для ознакомления с некоторыми видами работы по коррекции ОНР.

На родительском собрании в сентябре необходимо расположить к себе родителей. Логопед должен четко обрисовать общие проблемы детей группы, не переходя на личности, представить несколько вариантов развития событий как позитивных, так и негативных, рассказать об общих правилах режима ДОУ и объяснить, почему их обязательно надо выполнять. Родители сразу должны уяснить важность своего участия в общей работе. Конкретно о каждом ребенке лучше говорить в индивидуальной беседе, даже если родители не против озвучивания своей проблемы при всех. Никогда не давать гарантий и не делать дальних прогнозов. «Посмотрим, как пойдут дела. Сделаем все, что можно, думаю, что он справится», - вот примерный набор фраз, которые следует использовать в работе со слишком настойчивыми родителями.

Родителей знакомят с целями и задачами программы обуче ния, методами ее реализации, информируют об особенностях поведения ребенка, которые могут сопутствовать коррекционной работе, дают четкое представление о характере и мере их участия в коррекционных занятиях.

Логопед должен постараться разрушить иллюзию, весьма рас пространенную среди родителей, о возможности магического, «вол шебного» разрешения всех проблем развития и воспитания ребен ка только в результате посещения им коррекционных занятий. Не обходимо сформировать адекватные ожидания родителей в отно шении результатов обучения, подчеркнуть, что, какие бы значи тельные позитивные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию.

На собрании родители получают задание: к первой индивиду альной беседе с логопедом, которая проводится в начале учебно го года (в сентябре), подготовиться к сообщению достоверных анамнестических сведений об особенностях течения беременно сти, родов и раннего речевого развития ребенка. Предполагается, что родители с должной ответственностью отнесутся к этому пред ложению. Анализ анкет, которые заполняют при этом родители, позволяет логопеду более направленно вести индивидуальную ра боту с родителями.

По результатам анализа анкет логопед должен сделать выводы и выявить:

  1. уровень и профиль образования родителей;
  2. общий культурный уровень семьи;

-состояние здоровья, наличие вредных привычек у родителей;

  1. психологический микроклимат семьи;
  2. уровень материальной обеспеченности;
  3. жилищно-бытовые условия.

Данные анкет дополняются сведениями из бесед с родителя ми, в результате которых можно сделать вывод о взаимоотноше ниях в семье, об особенностях воспитания ребенка, влияющих на его психологическое развитие, на формирование его эмоциональ но-волевой сферы, а также умственных способностей. Необходимо при анализе анкет учесть готовность родителей к сотрудничеству со специалистами не только педагогического, но и медицинского учреждения (если это будет необходимо) по пре одолению имеющихся у ребенка проблем.

Определить и оценить уровень готовности родителей к сотруд ничеству можно по таким параметрам:

  1. адекватность оценки родителями и другими взрослыми членами семьи (что не менее важно) состояния речи ребенка в данный период его развития;
  2. степень инициативы родителей в плане сотрудничества;
  3. признание ведущей роли специалистов и продуктивное использование как психолого-педагогических, так и медицинских
    рекомендаций.

В последние годы население страны резко разделилось на несколько уровней по доходам. Если раньше имелись более и менее обеспеченные семьи, и это не имело принципиального значения при работе с детьми в ДОУ, то сейчас ситуация в корне изменилась. Кроме того, что открылось много частных и полукомерческих детских садов. Другим стало отношение родителей  к образованию своих детей. Можно выделить следующие взгляды на эту проблему:

  1. Родные (чаще – бабушки) хотят дать ребенку все, чего не могли когда-то получить сами. Материальный достаток, как они считают, позволяет теперь позволяет сделать это. В результате, не обращая внимания на объективные речевые, а часто и психологические проблемы ребенка, его с самого раннего возраста отдают в различные прогимназии, пролицеи и т.д., где он зачастую получает ненужный багаж знаний, а насущные задачи своевременно не решаются. Таким образом, к моменту поступления в школу речевые проблемы усугубляются, и уже в 1-м классе ребенок делается отстающим учеником со всеми вытекающими последствиями;
  2. Родители, имеющие высокий достаток и считающие, что за деньги можно купить все, устраняются от рабаты с ребенком. Их подход к специалистам таков: « Я заплачу любые деньги, только не вмешивайте меня в это, мне некогда». Опытные логопеды считают этот вариант одним из самых сложных. Технически работа может быть выполнена блестяще, но при отсутствии поддержки родных ребенок не закрепляет результат, не имеет заинтересованности, его окружает крайне не благоприятный психологический фон;
  3. Родители, которые не только заинтересованы в современной помощи своим детям, но подходят к этой работе. Как говорят специалисты, с такими родителями сотрудничать одно удовольствие. Эти мамы, и все чаще папы, интересуются методической и популярной педагогической и психологической литературой, много читают, но при этом очень взвешенно подходят к применению каких-либо приемов в отношении своего ребенка. Они не редко приходят к логопеду и психологу ДОУ, советуются, вносят свои предложения. К выполнению домашних заданий такие родители подходят очень творчески, и, конечно, результат работы в таких семьях намного лучше, чем в других. Здесь только одна опасность,  от которой должен уберечь молодых родителей специалист, - чрезмерное увлечение новомодными непроверенными педагогическими технологиями;
  4. Родители составляющие основную массу, которые недостаточно серьезно относятся к проблемам своих детей, считая, что это издержки возраста и потом все пройдет. Они приводят массу оправданий речевым недостаткам своих детей, припоминая всех родственников, которые в детстве тоже плохо говорили. После неоднократных напоминаний, такие родители иногда будут выполнять рекомендации и задания логопеда, ходить на консультации к специалисту. Объяснения у них обычные ( нехватка времени, зарабатывание денег,  проблемы со здоровьем), но когда им подсказывают, как можно хотя бы 10 минут в день посвятить своему ребенку, они и тут находят причины для ничего не делания;
  5. Родители совсем не обращают внимания на своих детей, что происходит в так называемых неблагополучных семьях. Здесь задача специалистов сказать ребенку максимально возможную помощь без поддержки родителей;
  6. Есть еще не мало семей выбивающихся из общего ряда ( религиозные, беженцы, неполные), и к каждой необходим очень взвешенный и дифференцированный подход.

Эффективность коррекционных мероприятий, таким образом, будет прямо пропорциональна тому, насколько эмоциональная обстановка воздействует на разные аспекты психической деятель ности ребенка и его отношения с родителями.

В первые две недели учебного года логопед проводит полное обследование ребенка для уточнения диагноза, выявления психологических особенностей.

В середине октября проводят следующее собрание, на котором родители знакомятся с результатами завершенного обследования, и логопед может сказать, как ребенок начал работать, на что надо обратить внимание в первую очередь.

Логопед дает рекомендации по организации ежедневных заня тий дома, по работе с индивидуальной тетрадью ребенка.

Родители получают полную информацию об организации лого педической помощи их детям в условиях логопедической группы.

Многим родителям знакомство с результатами обследования дает истинное представление о речевом развитии их детей и зна чении работы логопедов и воспитателей. Некоторые из них прояв ляют обеспокоенность и активно включаются в коррекционно-воспитательный процесс, другие, к сожалению, предпочитают не замечать трудностей в развитии ребенка, его успехи и неудачи их не волнуют.

Третье собрание проводится в январе, когда родителей знако мят с итогами обучения детей за истекший срок. Это собрание
может иметь форму деловой игры, круглого стола, родительской
гостиной и т.п. Можно провести открытое занятие по звукопроизношению или занятие-развлечение (например, «Праздник звука л», если этот звук к этому времени введен в речь всех детей), обсудить опыт работы отдельных семей по обучению и воспитанию детей.        

Четвертое собрание проводится по итогам коррекционного обучения (в мае), на нем даются рекомендации по закреплению полученных навыков правильной речи в летний период.

В подготовке родительского собрания могут участвовать роди тели, воспитатели.

Примерные этапы подготовки родительского собрания могут быть следующими.

1.        Анкетирование по теме собрания.

Проводится за две-три недели до собрания, результаты анали зируются, после чего используются в ходе собрания.

  1. Подготовка выставок, конкурсов и т. п. по теме собрания.
  1. Проведение заседания родительского комитета (за две-три
    недели, лучше за один месяц до проведения собрания), на котором утверждаются план и форма проведения собрания, распреде ляются обязанности членов родительского комитета по подготовке и проведению собрания.

Эти обязанности могут включать:

работу по оформлению помещения, где занимаются дети;       организацию и подготовку анкет, тестов, обобщение опыта семейного воспитания и т. п.

Этапы проведения собрания включают:

  1. Выступления ведущего, воспитателей, педагогов — специа листов в определенной области.
  1. Выступления, магнитофонные записи образцов речи детей.
  2. Показ открытых занятий или их фрагментов.
  3. Анализ выступлений детей и обмен опытом родителей.
  4. Обсуждение анкет. Выводы специалистов.

Кроме собраний важным видом взаимосвязи в работе логопеда и родителей являются консультации.

Они бывают фронтальные и индивидуальные.

 Фронтальные проводятся один раз в месяц, например в третью среду месяца. Это своеобразный логопедический всеобуч родителей. Тематика таких консультаций определяется на весь период обуче ния или целый учебный год, при необходимости она может ме няться. Перед очередной консультацией, за одну - две недели, ро дители могут ознакомиться (информацию можно найти в специ альной папке) с вопросами, выносимыми на консультацию, пред ложить свои для обсуждения.

Индивидуальные консультации проводятся по приглашению логопеда или по просьбе родителей один раз в неделю, в определенный день. В этот день логопед работает во второй половине дня. На этих консультациях он демонстрирует успехи ребенка в пре одолении дефекта, объясняет, какая помощь необходима со сто роны родителей на данном этапе обучения.

Иногда фронтальные и индивидуальные консультации сопро вождаются показом открытых занятий. Родители имеют право по сещать занятия логопеда и воспитателей в течение всего периода обучения и могут слышать, оценивать и сравнивать речь собствен ного ребенка и других детей. Видя проблемы своего ребенка воочию, родители по-иному начинают относится и к ним, и к нелегкому труду логопеда.

Принцип открытости обучения всегда увеличивает, усиливает эффект воздействия на речь и в целом на личность ребенка.

На родительских собраниях и консультациях логопед дает ре комендации по выполнению заданий, подчеркивая необходимость и важность использования наглядных средств и манипуляций с предметами в домашних условиях.

Родители во время занятий с детьми имеют более широкие воз можности дать им опыт практического наблюдения. Дети в домаш них условиях не только на глаз и на ощупь определяют, например, форму, размер, цвет, твердость или мягкость предметов; если пред мет знакомства — пищевые продукты, они могут попробовать их на вкус, убедиться в сочности одних овощей и фруктов и не сочно сти других, ощутить разницу в затрате мышечных усилий при пе режевывании различных видов пищи — принять непосредственное участие в любом из предложенных предметных действий.

Преимущества непосредственного опыта очевидны и при на блюдениях за явлениями природы (роса, туман, метель, снежная крупа, иней, наст), которые трудно или невозможно видеть в часы занятий.

Родители получают также информацию о необходимости до зирования нагрузки детей, выполнения санитарно-гигиенических требований по оборудованию места для занятий ребенка дома.

Большим удобством в работе является возможность использо вать карточки с заданиями, материал для которых собран в ре зультате многолетней работы. Карточки помогают родителям ак тивнее участвовать в процессе обучения, более грамотно вклю чаться в коррекционную программу воздействия на речевой де фект. Родители в них находят домашнее задание, с их помощью выбирают наглядный материал для закрепления лексики и грам матики, а также отвечающие теме сюжетно-ролевые игры, опре деляют режимные моменты, которые позволяют использовать дан ный материал.

Особый разговор о домашних заданиях, которые логопед будет давать детям. С самого начала необходимо очень четко обрисовать роль родителей в их выполнении. Здесь может быть две крайности: одни ретивые родители заставляют ребенка делать их, как школьника, абсолютно игнорируя рекомендации об игровой форме работы, развивая у него все предпосылки для будущей низкой учебной мотивации; другие относятся к этим заданиям крайне небрежно, считая это чем-то необязательным и несерьезным. На первом же собрании надо объяснить родителям, что, не выполняя требований логопеда сегодня, завтра они не смогут потребовать от школьника собранности, самостоятельности, ответственности. Дети воспитываются прежде всего на примерах старших. Вот и надо пользоваться моментом, чтобы привить им необходимые в будущем навыки. И, конечно, ни в коем случае не делать задания за детей. Лучше не сделать задание вообще, чем учить ребенка такому обману – потом это обернется против самих родителей.

Нужно, чтобы дети в понедельник обязательно приносили тетрадь логопеду, даже если домашнее задание не сделано. Первое время об этом должны напоминать родители. Но они, зачастую, относятся к этому легкомысленно. Необходимо, чтобы они усвоили следующую мысль: если сейчас дети решат, что нет ничего страшного в невыполненном задании, в том, что они забыли принести тетрадь в детский сад, а родители попустительствовали им, то в будущем никто из взрослых не сможет потребовать от них твердого выполнения школьных правил.

Самое главное, что должны понять родители, без их участия поддержки результат работы будет минимальным.

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

СОМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ.

Выполнила: студентка 4 курса, з.о. логопедии, 41 группы

Лобанова М.А.

Руководитель:  Криворотова М.Ю.      

Москва.

2007.

Содержание.

  1. Опишите наиболее эффективные формы взаимодействия логопеда и родителей в работе по преодолению речевых нарушений у детей.
  2. Составьте календарный план по коррекционно-воспитательной работе на 3 месяца по одному из разделов обучения (дети 5-ти лет со стертой формой дизартрии, состояние речи ОНР 3 уровня).
  3. Литература.

Литература.

Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей. — М., 1994.

Сохин Ф.А. Основные задачи развития речи // Развитие речи детей дошкольного возраста. — М., 1979.

Филичева Т. Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с недоразвитием речи. — М., 1991.

Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с ОНР. - М., 1993.

Монахова Т.В. «Преемственность в работе детского сада и семьи». – журнал «Логопед» №5 2006г.

Свободина Н.Г. «Логопед и родители: как правильно строить взаимоотношения». – журнал «Логопед» №2 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коррекционный час-одна из форм работы по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОВЗ"-мастер-класс для воспитателей ДОУ.

Предлагаю мастер-класс для воспитателей ДОУ по проведению коррекционного часа во второй половине дня....

Рабочая программа учителя-логопеда коррекционно-развивающей работы по преодолению речевых нарушений у детей 3-8 лет в условиях логопедического пункта

Рабочая программа учителя-логопедакоррекционно-развивающей работы по преодолениюречевых нарушений у детей 3-8 летв условиях логопедического пункта...

Участие родителей в коррекционно-воспитательной работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Дошкольное детство - важный период в речевом, нравственном и психическом становлении личности....

Логопедический ликбез для родителей «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в работе по преодолению речевых нарушений у детей с тяжёлыми нарушениями речи»

  Одним из главных условий результативности обучения детей с тяжёлыми нарушениями речи является привлечение родителей к процессу. Именно родители являются тем авторитетом, который может бл...

Памятка-буклет Участие родителей в коррекционно-воспитательной работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Освещен вопрос особенностей участия родителей в коррекционно-воспитательной работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста...

"Инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями по профилактике и коррекции речевых нарушений у детей в ДОУ"

Инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями  по профилактике и коррекции  речевых нарушений у детей в ДОУ....