Статья.Коррекционно-педагогическая работа по преодолению нарушений развития связной речи у дошкольников с ОНР.
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Коррекционно-педагогическая работа по преодолению нарушений развития связной речи у дошкольников с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
st.docx | 17.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья.Коррекционно-педагогическая работа по преодолению нарушений развития связной речи у дошкольников с ОНР.
Общие основы формирования связной речи детей с ОНР.
В программе коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР и методических указаниях к ней приводятся рекомендации по формированию связной речи детей в соответствии с периодами обучения. В 1 периоде 1 года обучения дети должны овладеть навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям и по картинам, с последующим составлением коротких рассказов. Во 2 периоде совершенствуются навыки ведения диалога, вводится обучение детей составлению простого описания предмета, коротких рассказов по картинам и их сериям, рассказов- описаний, простых пересказов. В 3 периоде наряду с совершенствованием диалога и навыков в указанных видах рассказывания, предусматривается обучение составлению рассказа по теме (в т.ч. с придумыванием его конца и начала, дополнение эпизодов и др.). Главная задача этого периода - развитие самостоятельной связной речи детей. Содержание логопедической работы на 2 году обучения предусматривает дальнейшее развитие связной речи. Особое внимание уделяется закреплению навыков связного и выразительного пересказа литературных произведений, значительное место отводится упражнениям по составлению сложных сюжетных рассказов, сказок, сочинений на основе личного опыта.
Таким образом, можно выделить основные этапы работы по формированию связной речи:
1.Подготовительный этап- предварительная работа по двум линиям:
- интеллектуальное развитие;
- речевое развитие: развитие понимания речи, обогащение лексики, формирование грамматических категорий, исправление произношения.
2.Начальный этап- овладение диалогической речью.
3.Основной этап - формирование монологической речи: обучение рассказыванию (пересказу, составлению рассказов).
Деление на этапы чисто условное. Например, на подготовительном этапе используются элементы диалогической речи, отрабатываются как однословные ответы, так и в случае положительной динамики, простые двухсловные ответы и постановка репродуктивных вопросов: кто? что? что делает?
На втором этапе в процессе развития диалогической речи включается элементарная работа над воспроизведением простейшего текста из трех предложений, связанных контекстом.
Что касается высшей планки развития диалога- беседы, то эффективная работа над ней возможна только на завершающей стадии работы над связной речью- стадии формирования монологической речи.
В.В. Коноваленко и С.В. Коноваленко отмечали: «Формирование фразы, являющейся первым шагом к овладению связной речью, происходит в определенной последовательности:
- договаривание предложений по предметным картинкам и без картинок; по образцу и без образца;
- составление предложений по демонстрации действия с помощью вопросов и без вопросов, по образцу и без образца;
- составление предложений сначала по 1-фигурным, затем многофигурным сюжетным картинкам с помощью вопросов и без них; по опорным словам, по образцу и самостоятельно;
- заучивание и воспроизведение 2-3 предложений, составленных по сюжетной картинке, связанных по смыслу.
Дальнейшая работа над совершенствованием фразы продолжается на следующих этапах в процессе непосредственной работы по формированию связной речи:
5. преобразование деформированной фразы;
6. составление предложений по опорным словам;
7. составление предложений с данным словом;
8. распространение предложений по вопросам и путем наращивания слов по цепочке;
9. преобразование предложений путем изменения лица, времени, замены слов синонимами и т.д.»(4).
В работе над диалогом можно выделить 3 задачи:
1.научить детей отвечать на поставленные вопросы (краткие и полные ответы);
2.научить постановке вопросов;
3.воспитать способность свободно, непринужденно вести беседу.
Беседа проводится по содержанию литературного произведения, картины со сложным сюжетом, реже по пейзажу.
Логопед определяет тему беседы, продумывает вопросы, моделирует ожидаемые ответы и предполагаемые вопросы детей, расставляет смысловые акценты в тексте или картине, стимулирует активное участие детей в диалоге, особенно в постановке вопросов, иногда начиная вопрос или подсказывая тему, ключевое слово, направленность вопроса, предлагает свои варианты вопросов и ответов, корректирует высказывания детей.
Проведение полноценной беседы возможно не ранее конца второго, начала третьего года обучения детей, поступивших с ОНР (1 или 2 ур. речевого развития). Для детей с ОНР с 3 ур. речевого развития эту работу можно начинать в конце первого, начале второго года обучения.
Основной и завершающий этап развития связной речи – формирование монологической речи.
Работа по формированию связной речи – это обучение детей рассказыванию. Она проводится по двум направлениям:
1.обучение пересказу;
2.обучение составлению рассказов (придумывание) по картинам, предметам, предложенному сюжету, теме, по данному началу и т.д.
Пересказ – более легкий вид монологической речи.
Схема обучения пересказу:
1.выбор текстов для пересказа;
2.подготовительная работа;
3.непосредственное обучение пересказу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...
Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...
Опыт работы детского сада по развитию связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине или серии сюжетных картинок.
Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения - это огромная ответственность педагогов, занимающихся обучением русскому языку....
Статья "Использование пословиц и поговорок в работе учителя-логопеда над развитием связной речи старших дошкольников с ОНР"
В статье содежатся рекомендации по использованию учителем-логопедом на занятиях по развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста пословиц и поговорок. К материалу прилагается картотека ...
« Коррекционная работа по преодолению нарушений развития у детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи средствами игровых тематических комплексов с использованием развивающего набора «Дары Фребеля»»
laquo; Коррекционная работа по преодолению нарушений развития у детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи средствами игровых тематических комплексов с использованием развивающего набора «...
Передовой педагогический опыт работы Форма: индивидуальный Тема: «Развитие связной речи у дошкольников с ТНР посредством обучения составлению рассказов цепной и параллельной организации»
Передовой педагогический опыт работы Форма: индивидуальный Тема: «Развитие связной речи у дошкольников с ТНР посредством обучения составлению рассказов цепной и параллельной организации». ...
Презентация инновационных техник в коррекционной работе учителя-логопеда по развитию связной речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»
Использование логопедических технологии в коррекции речевых дефектов...