Конспект НОД с детьми по познанию в старшей группе компенсирующей направленности на тему «В гости в осенний лес»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Закрепить знания детей о диких зверях наших лесов, особенностях их жизни осенью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gosti_v_osenniy_les_-_kopiya.docx | 37.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
детский сад №79 комбинированного вида
Выборгского района Санкт-Петербурга
Конспект НОД с детьми
по познанию в старшей группе
компенсирующей направленности
на тему «В гости в осенний лес»
Подготовила и провела:
воспитатель гр. «Полянка»
Бруль О.А.
2021 уч. год
Цель: Закрепить знания детей о диких зверях наших лесов, особенностях их жизни осенью.
Образовательные задачи
- Закреплять представления детей о диких животных; способности сравнивать и обобщать, знать отличия зверей; уметь группировать животных, используя обобщающие слова.
- Закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными в роде.
- Закреплять умение подбирать глаголы к существительным, обогащая словарный запас через участие в словесно-речевых играх.
- Развивать общие речевые навыки, зрительное восприятие в процессе игрового общения.
- Упражнять в координации речи с движениями.
Развивающие задачи
- Формировать зрительно-мыслительный анализ способа расположения фигур.
- Развивать мышление, речевой слух, зрительное внимание, мелкую и общую моторику, ориентацию в пространстве.
Воспитательные задачи
- Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение других.
- Формировать желание больше знать о родной природе.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Развивать культуру речевого общения.
- Создавать положительную эмоциональную атмосферу на занятии.
Активизация и обогащение словаря
Существительные: медведь, медведица, медвежонок; волк, волчица, волчонок; заяц, зайчиха, зайчонок; лиса, лис, лисенок; белка, самец белки, бельчонок; лось, лосиха, лосенок, рога; ёж, ежиха, ежонок; кабан, кабаниха, поросенок; бобер, бобриха, бобренок; лес, лапа, шерсть, когти, копыта, хвост, морда, пасть, звери, детеныши, шатун, плутовка; лежанка, берлога, логово, хатка, дупло, нора, гнездо.
Прилагательные: коварная, трусливый, могучий,
бурый, косолапый, хитрая, хищный, серый, неутомимый, страшный, густая (шерсть), рыжая, дикие, пушистая, ловкая, осторожный, быстрая, белый, трусливый, длинноухий, лопоухий, чуткие (уши), косой, пугливый, бархатная, колючий, волчья, полосатый.
Глаголы: бродит, лазает, ревет, прыгает, скачет, рычит, скалится, охотится, спасается, воет, грызет, роет, бегает, «дал стрекача», собирает, запасает, нюхает, принюхивается, прислушивается, притаился, крадется.
Форма проведения – игровая обучающая ситуация.
Материалы и оборудование
- Видеообращение Лесовичка к детям
- 9 плоскостных картинок-силуэтов зверей
- Карточки «Кто где живет»
- Карточки-пазлы «Чьи следы»
- Карточка «Кто чем питается»
- 4 карточки «4-ый лишний»
- 5 силуэтов животных
- Карточки на каждого ребенка «Дорисуй недостающие детали»
Сюрпризный момент: Видеообращение, картинка «Осень в лесу», угощение.
Предварительная работа
- Рассматривание иллюстративного и наглядно-дидактического материала о лесных зверях.
- Работа с графическими моделями «Кто это?», «Подготовка к зиме»
- Разучивание загадок, считалок по теме «Дикие животные»
- Чтение рассказов и сказок серии «Лесная газета» В.В.Бианки, рассказ Е.Чарушина «Как заяц зимует?», р.н.с. «Мужик и медведь»
- Составление описательных рассказов о лесных животных.
- Составление рассказов по опорным картинкам по теме: «Как звери готовятся к зиме».
- Пересказ рассказа Е.Чарушина «Ёж»
- Разучивание пальчиковой гимнастики «Дикие животные», «Звери зимой»
- Разучивание игры с иглболом «Ежик»
- Разучивание физминуток «Звериная зарядка», «Самолет», «Звери»
- Дидактические игры:
- «Подбирай, называй, запоминай»,
- «Назови, о ком говорю»
- «Чьи следы»,
- «Звери и их детеныши»,
- «Кому чем питается»
- «Кто что делает»
- «Посчитай»
- «Назови части животного»
Интеграция с другими образовательными областями
Область "Познавательное развитие":
-закреплять знания детей о диких животных;
-расширять представления детей об образе жизни лесных обитателей осенью, как готовятся к зиме (чем питаются, как спасаются от холода, от своих врагов)
Область "Речевое развитие":
-расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщении знаний о диких животных;
- учить согласовывать существительные, прилагательные, глаголы и числительные в роде, числе и падеже.)
-совершенствовать умение участвовать в беседе
-развивать связную речь при составлении описательных рассказов о диких животных по мнемотаблице.
-уметь подбирать глаголы с приставкой «до».
Область "Социально-коммуникативное развитие":
- воспитывать осознанно - правильное отношение к природе, заботу и внимание ко всему живому;
- побуждать умение включаться в совместную игровую и трудовую деятельности.
Область «Художественно-эстетическое развитие»:
- развивать воображение и творческое мышление.
Область "Физическое развитие":
- развивать координацию движений, крупную и мелкую моторику рук, умение соотносить речь с движениями.
Ход НОД:
Эмоциональный настрой «Круг настроения»
Воспитатель вместе с детьми заходит в группу, встают лицом к гостям.
Воспитатель: Какой хороший сегодня день, к нам пришли гости, ребята поздороваемся, улыбнемся нашим гостям.
(Здороваются) После этого звучит телефонный звонок.
В: Ребята, давайте ответим на видеозвонок и узнаем кто и зачем нам звонит.
Звучит запись видеообращения Лесовичка к детям
В: Поможем Лесовичку? Давайте сейчас вместе отправимся в лес и выполним все задания лесных зверей. А отправимся мы на самолете:
Дети встают лицом к зрителям (в это время на полку ставят корзинку с заданиями):
Я построю самолет | (разводим руки широко в стороны) |
Шлем надену – и в полет | (показываем «шлем» над головой) |
Сквозь волнистые туманы, полечу в другие страны | (шевелим пальчиками) |
Над морями и лесами, над горами и полями | (делаем «брызгающие «движения пальцами) |
Облечу весь шар земной. | (рисуем шар) |
Окажусь в глуши лесной. | (Взмахивающие движения кистями рук) |
В: Вот и корзинка с заданиями, первое задание: здесь фотографии-загадки. Отгадаете загадки, узнаете кто убежал. Но надо еще и рассказать о звере, какой он и что делает:
Т-1.Комочек пуха, длинное ухо. Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц: трусливый, косой, серый и т.д.; прыгает, грызет, убегает, заметает следы)
Х-2.Рыжая с пушистым хвостом, живет в норе под кустом. (Лиса: рыжая, хитрая, пушистая, коварная и т.д.; Охотится, бегает, принюхивается)
Т-3.Сама мала, шубка пышна. В дупле живёт, орешки грызёт. (Белка: рыжая, ловкая, прыгучая, шустрая и т.д.; скачет, грызет, запасает)
В-4.Летом ходит без дороги. Возле сосен и берёз. А зимою спит в берлоге. От мороза, пряча нос. (Медведь: косолапый, толстый, неуклюжий, ленивый, лохматый, огромный; лазает, ревет, бродит)
Х-5.Кто зимой холодной. В лесу бродит злой, голодный? (Волк: зубастый, злой, глупый, голодный; рычит, скалится, воет)
В-6. В клубок свернется, а в руки не дается. (Еж: колючий, умный, запасливый; роет, принюхивается, сворачивается в клубок, фырчит)
Т-7. Важно я хожу по бору, съесть могу и мухоморы. Не боюсь в лесу врага — Есть копыта и рога! (Лось: рогатый, большой, сильный; ходит, прислушивается, спасается)
Т-8. Есть в реке работники, не столяры, не плотники. А выстроят плотину, хоть пиши картину. (Бобры: работящие, плавающие, маленькие; грызет, строит, запасает)
В-9. У него клыки торчком, Землю роет пятачком. Грязевых любитель ванн, Он неряшливый…( Кабан:
(Дети берут в руки картинку)
В: Молодцы ребята, справились с этим заданием. А как мы назовём всех этих животных?
Д: Дикие животные или звери.
В: Почему их так называют?
Д: Дикие животные живут на воле, сами добывают себе пищу, сами защищаются от врагов, сами строят жилище, сами выводят и заботятся о потомстве.
В: 1-ое задание мы выполнили. Следующее задание:
У вас в руках карточки, вы говорите, кто на ней есть. Ваш сосед говорит, что у него нет этого животного, но зато есть то, которое изображено у него на карточке и так далее и прикладывайте на фланелеграф в нужный столбик: травоядные хищники или всеядные:
1-й ребенок. У меня есть волк - хищник
2-й ребенок. А у меня нет волка, но есть бобер - травоядный
3-й ребенок. У меня нет бобра, но есть лиса - хищник
4-й ребенок. У меня нет лисы, но есть белка - травоядное
5-й ребенок. У меня нет белки, но есть медведь - всеядный
6-й ребенок. У меня нет медведя, но есть лось - травоядный
7-й ребенок. У меня нет лося, но есть еж - всеядный
8-й ребенок. У меня нет ежа, но есть заяц - травоядный
9-й ребенок. У меня нет зайца, но есть кабан - всеядный
В: Молодцы, давайте немного отдохнем и расскажем про зверей.
Физминутка:
У зверей четыре лапы, | (показываем и сгибаем на каждой руке по 4 пальца) |
Когти могут поцарапать. | (показываем на обеих руках коготки) |
Не лицо у них, а морда | (левой рукой показываем на лицо, правой-оттягиваем пальцы- «морду») |
Хвост, усы и носик мокрый. | ( показываем хвост, усы и нос) |
И, конечно, ушки, только на макушке. | (показываем ушки) |
В: Хорошо! 3-е задание: Надо разгадать, какое животное спряталось на схеме и назвать всех членов звериной семьи.
Зайчонок-зайчиха – заяц
Лисенок-лисица – лис
Волчонок-волчица – волк
Лосенок-лосиха – лось
Медвежонок-медведица – медведь
Поросенок-кабаниха-кабан
Бобренок-бобриха-бобер.
В: Отлично! 4-е задание: Лесные звери забыли у кого какое жилище. Надо к животному подставить картинку с его жилищем.
Д: Медведь живет в берлоге. Волк живет в логове. Лиса живет в норе. Белка живет в дупле. Заяц живет под кустом. Ежик- в норе. Лось –жилища нет- (лежанка). У бобра –хатка. Кабан-жилища нет-(лежанка).
В: Молодцы! 5-е задание: Ребята, давайте прогуляемся по лесу.(Подходим к столу), Смотрите, здесь следы разных животных. Нам нужно соединить отпечаток следа с нужным животным, какой след оставляет животное?
Совместное рассматривание и обсуждение.
В: Отлично! Посмотрите, у меня в корзине мячики, на какое дикое животное они похожи? Правильно, на ежика. Давайте отдохнем и расскажем про ежика:
Гладь мои ладошки, еж! | (катаем мячик между ладошками) |
Ты колючий, ну и что ж! | (перебираем только кончиками пальцев) |
Я хочу тебя погладить! | (катаем по кругу по ладошке) |
Я хочу с тобой поладить. | (перекладываем мячик из одной руки в другую) |
В: Молодцы! Присаживайтесь на стульчики. Следующее задание: Игра «Кто лишний?» Посмотрите на картинки и скажите, кто здесь лишний и почему?
1. Медведь, лиса, заяц, корова, еж.
2. Волк, заяц, белка, лиса, курица.
3. Лисята, волчонок, бельчата, медвежата, зайчата.
4. Слон, лиса, волк, медведь, заяц.
В: Молодцы! Следующее задание: Посмотрите здесь звери и графические модели. Нам надо назвать зверя и рассказать по моделям как этот зверь готовится к зиме.
1.Д: Это заяц. Он меняет шубу летнюю, на зимнюю. Потому что она теплее и помогает зайцу спасаться от хищников. Не впадает в спячку.
2.Д: Еж. Он осенью наедается, делает запасы. Утепляет гнездо мхом, листьями, веточками. Всю зиму спит.
3.Д: Это лиса. У нее вырастает новая шерсть, особенно на лапках, чтобы лиса не замёрзла, но цвет шубы не меняется. В сильный мороз лиса прикрывает нос своим пушистым хвостом, чтобы он не замерз. Лиса запасов не делает, голодно бывает ей порой.
4.Д: Это волк. Шерсть у волка к зиме отрастает и становится густой и тёплой. Дом, в котором живёт волк с волчицей называется логово, здесь весной у волчицы рождаются детёныши. Волки зимой живут стаями.
5.Д.Медведь. Осенью делает запасы, много наедается, чтобы проспать всю зиму не умереть с голоду. Берлогу утепляет мхом, листьями, веточками, шерсть становиться густой, теплой. Весной в берлоге рождаются медвежата. Весной медведи чешут свою спину о кору деревьев.
В: Зима, это очень трудное, холодное время года, которое очень нелегко пережить. У животных леса - это самая тяжелая пора. Некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих жилищах.
Д: Они сейчас должны как следует есть, накопить много жира, чтобы не замерзнуть и не проголодаться до весны. Они утепляют свои жилища.
В: А кто из вас знает, как можно помочь животным?
Д: люди подкармливают голодных животных: раскладывают сено для лосей, соль для кабанов, шишки и желуди для белок, развешивают кормушки для птиц.
В: Давайте немного отдохнем и разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Дети выполняют упражнения вместе с воспитателем: на первую строчку дотрагиваются большим пальцем по очереди до указательного, среднего, безымянного и мизинца, на вторую – сжимают и разжимают все пальцы в кулак, все повторяют левой рукой.
Еж, медведь, барсук, енот
Спят зимою каждый год.
Волка, зайца, рысь, лису-
Их зимой найдешь в лесу.
В: Молодцы! Следующее задание: «Дорисуй недостающие части».
В: Ребята! На столе приготовлены листы с лесными зверями
Посмотрите, что нужно сделать. (Дорисовать недостающие части тела у диких животных).
(После выполнения задания дети проговаривают предложения. Например:
«Я дорисовал зайцу одно ухо, хвост –маленький кружок, одну заднюю лапу».
Воспитатель следит за тем, чтобы дети согласовывали существительные, прилагательные и числительные в роде, числе и падеже.)
В: Ну, что ж мы выполнили все задания лесных зверей. Давайте посмотрим вернулись ли звери на картину Лесовичка?
Воспитатель показывает картину.
В: Вы молодцы! Но нам пора возвращаться в детский сад.
Я построю самолет | (разводим руки широко в стороны) |
Шлем надену – и в полет | (показываем «шлем» над головой) |
Сквозь волнистые туманы, полечу в другие страны | (шевелим пальчиками) |
Над морями и лесами, над горами и полями | (делаем «брызгающие «движения пальцами) |
Облечу весь шар земной. | (рисуем шар) |
А потом вернусь домой. | (Взмахивающие движения кистями рук) |
Литература:
- Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л.А. Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет, - М.: ТЦ Сфера, 2018. – 192 с.
- Кирьянова Р.Я. Игры со словами для развития речи: Картотека игр для детей дошкольного возраста: Пособие для логопедов, воспитателей и внимательных родителей. – СПб.: КАРО, 2010. – 296с.
- Куликовская Т.А. Дидактический материал по лексическим темам -С-Пб «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014
- Лебедева Л.В., Козина И.В., Кулакова Т.В Обучение дошкольников пересказу. Средняя группа. Учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2016. - 80 с.
- Новиковская О.А. Конспекты комплексных занятий с детьми. - Санкт-Петербург «Паритет», 2015
- Пименова Е.П. Пальчиковые игры. – Ростов н/Д :Феникс, 2007. – 221 с.
- Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е. Физкульт - привет минуткам и паузам! Сборник физических упражнений для дошкольников и школьников: Учебно-методическое пособие для педагогов школьных и дошкольных учреждений. - С-Пб.: «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2016. – 128 с.
- Селихова Л.Г. Ознакомление с природой и развитие речи: интегративные занятия.Для работы с детьми старшего дошкольного возраста(5-7-лет). – М.: Мозаика-Синтез , 2014. – 160с.
- Загадки : Источник: https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-dikix-zhivotnyx-s-otvetami.html
- Источники рисунков-силуэтов:
-Медведь https://st.depositphotos.com/1033002/3465/v/950/depositphotos_34650029-stock-illustration-bear.jpg (17.06.21)
-Лось https://thumbs.dreamstime.com/b/%D1%81%D0%B8-%D1%83%D1%8D%D1%82-%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D1%89%D0%B5%D0%B3%D0%BE-%D0%BE%D1%81%D1%8F-91560235.jpg (17.06.21)
-Лиса https://i.pinimg.com/originals/aa/66/57/aa665741cb16bc95531fe117d099e339.png
(17.06.21)
- Заяц https://static3.depositphotos.com/1001052/125/i/950/depositphotos_1254331-stock-photo-silhouette-of-the-rabbit.jpg (17.06.21)
- Белка https://fashion-stickers.ru/45213-thickbox_default/belka.jpg (17.06.21)
- Волк https://c0.klipartz.com/pngpicture/810/380/gratis-png-silueta-de-perro-lobo-thumbnail.png (17.06.21)
Рисунки-дорисуй:
-Лиса https://sad9.ru/images/u/pages/882/5.jpg (26.06.21)
- Заяц https://raskraski.link/uploads/6/9/2/6925-raskraska-zayats.jpg (28.06.21)
- Белка https://mishka-knizhka.ru/wp-content/uploads/2019/02/raskraska_belka7.jpg (28.06.21)
- Лось https://животные.og9.ru/uploads/9/4/6/1753324.gif (28.06.21)
- Волк http://3.bp.blogspot.com/-ijwWQX29ONo/T-HcszxxRYI/AAAAAAAANv0/kvZubGkuG1g/s1600/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%BA+05.jpg (28.06.21)
- Бобер https://i.pinimg.com/originals/20/2c/ed/202cede9853068aff0ac59a136e35b48.gif (28.06.21)
- Медведь https://lh3.googleusercontent.com/proxy/ziEktvTfySGIQf5R_e6-6Nb7HSlXRoexUG87CACoM5OkXOXXUN4QNj-2T7CnEz_i4Ut0QL-4xaj_OAIfhWDW_K9tcH7dKv9zg-VKvME (28.06.21)
- Еж http://podelki-raskraski.ru/wp-content/uploads/2017/08/Detskaya-raskraska.jpg (28.06.21)
11. Картина Лесовичка https://www.toyway.ru/upload/iblock/40f/40f1d7bf99ed40f3ec381f5e24c124f1.jpg (26.06.2021)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Айболит в гостях у детей» (технология ЗОЖ)
В гости к детям приходит Айболит и рассказывает о стране, в которой никто никогда не болеет. Это страна – Неболейка....
Методическая разработка интегрированной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий для детей старшей группы компенсирующей направленности по теме «Шаль для королевы Осени»
Совершенствование и обобщение знаний об осени; активизация знаний об осенних явлениях; развитие фантазии и воображения в процессе вспоминания образов, связанных с осенью, знакомство с техникой рисован...
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы компенсирующей направленности по теме "Лес. За грибами"
Данный материал будет полезен воспитателям логопедических групп...
Конспект НОД по художественному творчеству (лепка) в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Светофорики»
Формирует интерес к работе с пластилиномРазвивает мелкую моторику, воспитывать желание к выполнению и соблюдению ПДД;Закрепляет представления о светофоре и знании сигналов светофора (красный, же...
Конспект ООД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Фунтик в гости к нам пришёл»
Продолжать знакомить детей с представлением об игрушках, материалах, из которых они сделаны. Учить детей составлять рассказы описания об игрушках при помощи алгоритма. Продолжать учить детей образовыв...
Конспект организационной образовательной деятельности по рисованию в старшей группе компенсирующей направленности по теме"Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи"
Технологическая карта занятия на тему "Декоротивное рисование по мотивам городецкой росписи"...
Паспорт проекта старшей группы компенсирующей направленности на тему: « В гостях у ненцев на Ямальской земле»
Паспорт проекта разработан для группы компенсирующей направленности....