Конспект НОД с детьми по познанию в старшей группе компенсирующей направленности на тему «В гости в осенний лес»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Бруль Ольга Александровна

Закрепить знания детей о диких зверях наших лесов, особенностях их жизни осенью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gosti_v_osenniy_les_-_kopiya.docx37.41 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

детский сад №79 комбинированного вида

Выборгского района Санкт-Петербурга

Конспект НОД с детьми

по познанию в старшей группе

компенсирующей направленности

на тему «В гости в осенний лес» 

Подготовила и провела:

воспитатель гр. «Полянка»

Бруль О.А.

2021 уч. год

Цель: Закрепить знания детей о диких зверях наших лесов, особенностях их жизни осенью.

 Образовательные задачи

  • Закреплять представления детей о диких животных; способности сравнивать и обобщать, знать отличия зверей; уметь группировать животных, используя обобщающие слова.
  • Закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными в роде.
  • Закреплять умение подбирать глаголы к существительным, обогащая словарный запас через участие в словесно-речевых играх.
  • Развивать общие речевые навыки, зрительное восприятие в процессе игрового общения.
  • Упражнять в координации речи с движениями.

Развивающие задачи

  • Формировать зрительно-мыслительный анализ способа расположения фигур.
  •  Развивать мышление, речевой слух, зрительное внимание, мелкую и общую моторику, ориентацию в пространстве.

Воспитательные задачи

  • Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение других.
  • Формировать желание больше знать о родной природе.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Развивать культуру речевого общения.
  • Создавать положительную эмоциональную атмосферу на занятии.

Активизация и обогащение словаря

Существительные:  медведь, медведица, медвежонок; волк, волчица, волчонок; заяц, зайчиха, зайчонок; лиса, лис, лисенок; белка, самец белки, бельчонок; лось, лосиха, лосенок, рога; ёж, ежиха, ежонок; кабан, кабаниха, поросенок; бобер, бобриха, бобренок; лес, лапа, шерсть, когти, копыта, хвост, морда, пасть, звери, детеныши, шатун, плутовка; лежанка, берлога, логово, хатка, дупло, нора, гнездо.

Прилагательные: коварная, трусливый, могучий,

бурый, косолапый, хитрая, хищный, серый, неутомимый, страшный, густая (шерсть), рыжая, дикие, пушистая, ловкая, осторожный, быстрая, белый, трусливый, длинноухий, лопоухий, чуткие (уши), косой, пугливый, бархатная, колючий, волчья, полосатый.

Глаголы: бродит, лазает, ревет, прыгает, скачет, рычит, скалится, охотится, спасается, воет, грызет, роет, бегает, «дал стрекача», собирает, запасает, нюхает, принюхивается, прислушивается, притаился, крадется.

Форма проведения – игровая обучающая ситуация. 

Материалы и оборудование

  • Видеообращение Лесовичка к детям
  • 9 плоскостных картинок-силуэтов зверей
  • Карточки «Кто где живет»
  • Карточки-пазлы «Чьи следы»
  • Карточка «Кто чем питается»
  • 4 карточки «4-ый лишний»
  • 5 силуэтов животных
  • Карточки на каждого ребенка «Дорисуй недостающие детали»

Сюрпризный момент: Видеообращение, картинка «Осень в лесу», угощение.

Предварительная работа

  • Рассматривание иллюстративного и наглядно-дидактического материала  о лесных зверях.
  • Работа с графическими моделями «Кто это?», «Подготовка к зиме»
  • Разучивание загадок, считалок по теме «Дикие животные»
  • Чтение рассказов и сказок серии «Лесная газета» В.В.Бианки, рассказ Е.Чарушина  «Как заяц зимует?», р.н.с. «Мужик и медведь»
  • Составление описательных рассказов о лесных животных.
  • Составление рассказов по опорным картинкам  по теме: «Как звери готовятся  к зиме».
  • Пересказ рассказа Е.Чарушина «Ёж»
  • Разучивание пальчиковой гимнастики «Дикие животные», «Звери зимой»
  • Разучивание игры с иглболом «Ежик»
  • Разучивание физминуток «Звериная зарядка», «Самолет», «Звери»
  • Дидактические игры:
  • «Подбирай, называй, запоминай»,
  • «Назови, о ком говорю»
  • «Чьи следы»,
  • «Звери и их детеныши»,
  • «Кому чем питается»
  • «Кто что делает»
  • «Посчитай»
  • «Назови части животного»

 Интеграция с другими образовательными областями

Область "Познавательное развитие":

-закреплять знания  детей о диких животных;

-расширять представления детей об образе жизни лесных обитателей осенью, как готовятся  к зиме (чем питаются, как спасаются от холода, от своих врагов)

Область "Речевое развитие":

-расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщении знаний о диких животных;

- учить согласовывать существительные, прилагательные, глаголы и числительные в роде, числе и падеже.) 

 -совершенствовать умение участвовать в беседе

-развивать связную речь при составлении описательных рассказов о диких животных по мнемотаблице.

-уметь подбирать глаголы с приставкой «до».

Область "Социально-коммуникативное развитие": 

- воспитывать осознанно - правильное отношение к природе, заботу и внимание ко всему живому;

- побуждать умение включаться в совместную игровую и трудовую деятельности.

Область «Художественно-эстетическое развитие»:

- развивать воображение и творческое мышление.                                                            

Область "Физическое развитие":

- развивать координацию движений, крупную и мелкую моторику рук, умение соотносить речь с движениями.

Ход НОД:                                                   

Эмоциональный настрой «Круг настроения»

Воспитатель вместе с детьми заходит в группу, встают лицом к гостям.

Воспитатель: Какой хороший сегодня день, к нам пришли гости, ребята поздороваемся, улыбнемся нашим гостям.

(Здороваются) После этого звучит телефонный звонок.

В: Ребята, давайте ответим на видеозвонок и узнаем кто и зачем нам звонит.

Звучит запись видеообращения Лесовичка к детям

В: Поможем Лесовичку? Давайте сейчас вместе отправимся в лес и выполним все задания лесных зверей. А отправимся мы на самолете:

Дети встают лицом к зрителям (в это время на полку ставят корзинку с заданиями):

Я построю самолет

(разводим руки широко в стороны)

Шлем надену – и в полет

(показываем «шлем» над головой)

Сквозь волнистые туманы, полечу в другие страны

(шевелим пальчиками)

Над морями и лесами, над горами и полями

(делаем «брызгающие «движения пальцами)

Облечу весь шар земной.

(рисуем шар)

Окажусь в глуши лесной.

(Взмахивающие движения кистями рук)

В: Вот  и корзинка с  заданиями, первое задание: здесь фотографии-загадки. Отгадаете загадки, узнаете кто убежал. Но надо еще и рассказать  о звере, какой он и что делает:

Т-1.Комочек пуха, длинное ухо. Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц: трусливый, косой, серый и т.д.; прыгает, грызет, убегает, заметает следы)

Х-2.Рыжая с пушистым хвостом, живет в норе под кустом. (Лиса: рыжая, хитрая, пушистая, коварная и т.д.; Охотится, бегает, принюхивается)

Т-3.Сама мала, шубка пышна. В дупле живёт, орешки грызёт. (Белка: рыжая, ловкая, прыгучая, шустрая и т.д.; скачет, грызет, запасает)

В-4.Летом ходит без дороги. Возле сосен и берёз. А зимою спит в берлоге. От мороза, пряча нос. (Медведь: косолапый, толстый, неуклюжий, ленивый, лохматый, огромный; лазает, ревет, бродит)

Х-5.Кто зимой холодной. В лесу бродит злой, голодный? (Волк: зубастый, злой, глупый, голодный; рычит, скалится, воет)

В-6. В клубок свернется, а в руки не дается. (Еж: колючий, умный, запасливый; роет, принюхивается, сворачивается в клубок, фырчит)

Т-7. Важно я хожу по бору, съесть могу и мухоморы. Не боюсь в лесу врага — Есть копыта и рога! (Лось: рогатый, большой, сильный; ходит, прислушивается, спасается)

Т-8. Есть в реке работники, не столяры, не плотники. А выстроят плотину, хоть пиши картину. (Бобры: работящие, плавающие, маленькие; грызет, строит, запасает)

В-9. У него клыки торчком, Землю роет пятачком. Грязевых любитель ванн, Он неряшливый…( Кабан:

(Дети берут в руки картинку)

В: Молодцы ребята, справились с этим заданием. А как мы назовём всех этих животных?

Д: Дикие животные или звери.

В: Почему их так называют?

Д: Дикие животные живут на воле, сами добывают себе пищу, сами защищаются от врагов, сами строят жилище, сами выводят и заботятся о потомстве.

В: 1-ое задание мы выполнили. Следующее задание:

У вас в руках  карточки, вы говорите, кто на ней есть. Ваш сосед говорит, что у него нет этого животного, но зато есть то, которое изображено у него на карточке и так далее и прикладывайте на фланелеграф в нужный столбик: травоядные хищники или всеядные:

1-й ребенок. У меня есть волк - хищник

2-й ребенок. А у меня нет волка, но есть бобер - травоядный

3-й ребенок. У меня нет бобра, но есть лиса - хищник

4-й ребенок. У меня нет лисы, но есть белка - травоядное

5-й ребенок. У меня нет белки, но есть медведь - всеядный

6-й ребенок. У меня нет медведя, но есть лось - травоядный

7-й ребенок. У меня нет лося, но есть еж - всеядный

8-й ребенок. У меня нет ежа, но есть заяц - травоядный

9-й ребенок. У меня нет зайца, но есть кабан - всеядный

В: Молодцы, давайте немного отдохнем и расскажем про зверей.

Физминутка:

У зверей четыре лапы,

(показываем  и сгибаем на каждой руке по 4 пальца)

Когти могут поцарапать.

(показываем на обеих руках коготки)

Не лицо у них, а морда

(левой рукой показываем на лицо, правой-оттягиваем пальцы- «морду»)

Хвост, усы и носик мокрый.

( показываем хвост, усы и нос)

И, конечно, ушки, только на макушке.

(показываем ушки)

В: Хорошо! 3-е задание: Надо разгадать, какое животное  спряталось на схеме и назвать всех членов звериной семьи.

Зайчонок-зайчиха  – заяц

Лисенок-лисица – лис

Волчонок-волчица – волк

Лосенок-лосиха – лось

Медвежонок-медведица – медведь

Поросенок-кабаниха-кабан

Бобренок-бобриха-бобер.

В: Отлично! 4-е  задание: Лесные звери забыли у кого какое  жилище. Надо к животному подставить картинку с его жилищем.

Д: Медведь живет в берлоге. Волк живет в логове. Лиса живет в норе. Белка живет в дупле. Заяц живет под кустом. Ежик- в норе. Лось –жилища нет- (лежанка). У бобра –хатка. Кабан-жилища нет-(лежанка).

В: Молодцы! 5-е задание: Ребята, давайте прогуляемся по лесу.(Подходим к столу), Смотрите, здесь следы разных животных. Нам нужно соединить отпечаток следа с нужным животным, какой след оставляет животное?

Совместное рассматривание и обсуждение.

В: Отлично! Посмотрите, у меня в корзине мячики, на какое дикое животное они похожи? Правильно, на ежика. Давайте отдохнем и расскажем про ежика:

Гладь мои ладошки, еж!

(катаем мячик между ладошками)

Ты колючий, ну и что ж!

(перебираем только кончиками пальцев)

Я хочу тебя погладить!

(катаем по кругу по ладошке)

Я хочу с тобой поладить.

(перекладываем мячик из одной руки в другую)

В: Молодцы! Присаживайтесь на стульчики. Следующее задание: Игра «Кто лишний?»  Посмотрите на картинки и скажите, кто здесь лишний и почему? 
1. Медведь, лиса, заяц, 
корова, еж.

2. Волк, заяц, белка, лиса, курица.

3. Лисята, волчонок, бельчата, медвежата, зайчата.

4. Слон, лиса, волк, медведь, заяц.

В: Молодцы! Следующее задание: Посмотрите здесь звери и графические модели. Нам надо назвать зверя и рассказать по моделям  как этот зверь готовится к зиме.

1.Д: Это заяц.  Он меняет шубу летнюю, на зимнюю. Потому что она теплее и помогает зайцу спасаться от хищников.  Не впадает в спячку.

2.Д: Еж. Он  осенью наедается, делает запасы. Утепляет гнездо мхом, листьями, веточками. Всю зиму спит.

3.Д: Это лиса. У нее вырастает новая шерсть, особенно на лапках, чтобы лиса не замёрзла, но цвет шубы не меняется. В сильный мороз лиса прикрывает нос своим пушистым хвостом, чтобы он не замерз. Лиса запасов не делает, голодно бывает ей порой.

4.Д: Это волк. Шерсть у волка к зиме отрастает и становится густой и тёплой. Дом, в котором живёт волк с волчицей называется логово, здесь весной у волчицы рождаются детёныши. Волки зимой живут стаями.

5.Д.Медведь. Осенью делает запасы, много наедается, чтобы проспать всю зиму  не умереть с голоду. Берлогу утепляет мхом, листьями, веточками, шерсть становиться густой, теплой. Весной в берлоге рождаются медвежата. Весной медведи чешут свою спину о кору деревьев.

 В: Зима, это очень трудное, холодное время года, которое очень нелегко пережить. У животных леса - это самая тяжелая пора. Некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих жилищах.

Д: Они сейчас должны как следует есть, накопить много жира, чтобы не замерзнуть и не проголодаться до весны. Они утепляют свои жилища.

В: А кто из вас знает, как можно помочь животным?

Д: люди подкармливают голодных животных: раскладывают сено для лосей, соль для кабанов, шишки и желуди для белок, развешивают кормушки для птиц.

В: Давайте немного отдохнем и разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Дети выполняют упражнения вместе с воспитателем: на первую строчку дотрагиваются большим пальцем по очереди до указательного, среднего, безымянного и мизинца, на вторую – сжимают и разжимают все пальцы в кулак, все повторяют левой рукой.

Еж, медведь, барсук, енот

Спят зимою каждый год.

Волка, зайца, рысь, лису-

Их зимой найдешь в лесу.

В: Молодцы! Следующее задание: «Дорисуй недостающие части».

В:  Ребята! На столе приготовлены листы с лесными зверями

Посмотрите, что нужно сделать. (Дорисовать недостающие части тела у диких животных).

 (После выполнения задания дети проговаривают предложения. Например:                  

«Я дорисовал зайцу одно ухо, хвост –маленький кружок, одну заднюю лапу».

Воспитатель следит за тем, чтобы дети согласовывали существительные, прилагательные и числительные в роде, числе и падеже.) 

В: Ну, что ж мы выполнили все задания лесных зверей. Давайте посмотрим вернулись ли звери на картину Лесовичка?

Воспитатель показывает картину.

В: Вы молодцы! Но нам пора возвращаться в детский сад.

 

Я построю самолет

(разводим руки широко в стороны)

Шлем надену – и в полет

(показываем «шлем» над головой)

Сквозь волнистые туманы, полечу в другие страны

(шевелим пальчиками)

Над морями и лесами, над горами и полями

(делаем «брызгающие «движения пальцами)

Облечу весь шар земной.

(рисуем шар)

А потом вернусь домой.

(Взмахивающие движения кистями рук)

Литература:

  1. Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л.А. Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет, -  М.: ТЦ Сфера, 2018. – 192 с.
  2. Кирьянова Р.Я. Игры со словами для развития речи: Картотека игр для детей дошкольного возраста: Пособие для логопедов, воспитателей и внимательных родителей. – СПб.: КАРО, 2010. – 296с.
  3. Куликовская Т.А. Дидактический материал по лексическим темам -С-Пб «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014
  4. Лебедева Л.В., Козина И.В., Кулакова Т.В Обучение дошкольников пересказу. Средняя группа. Учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2016. - 80 с.
  5. Новиковская О.А. Конспекты комплексных занятий с детьми. -  Санкт-Петербург «Паритет»,  2015
  6. Пименова  Е.П. Пальчиковые игры. – Ростов н/Д :Феникс, 2007. – 221 с.
  7. Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е. Физкульт - привет минуткам и паузам! Сборник физических упражнений для дошкольников и школьников: Учебно-методическое пособие для педагогов школьных и дошкольных учреждений. - С-Пб.: «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2016. – 128 с.
  8. Селихова Л.Г.  Ознакомление с природой и развитие речи: интегративные занятия.Для работы с детьми старшего дошкольного возраста(5-7-лет). – М.: Мозаика-Синтез , 2014. – 160с.
  9. Загадки : Источник: https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-dikix-zhivotnyx-s-otvetami.html
  10. Источники рисунков-силуэтов:

-Медведь https://st.depositphotos.com/1033002/3465/v/950/depositphotos_34650029-stock-illustration-bear.jpg  (17.06.21)

-Лось https://thumbs.dreamstime.com/b/%D1%81%D0%B8-%D1%83%D1%8D%D1%82-%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D1%89%D0%B5%D0%B3%D0%BE-%D0%BE%D1%81%D1%8F-91560235.jpg (17.06.21)

-Лиса https://i.pinimg.com/originals/aa/66/57/aa665741cb16bc95531fe117d099e339.png 

(17.06.21)

- Заяц https://static3.depositphotos.com/1001052/125/i/950/depositphotos_1254331-stock-photo-silhouette-of-the-rabbit.jpg (17.06.21)

- Белка https://fashion-stickers.ru/45213-thickbox_default/belka.jpg (17.06.21)

- Волк https://c0.klipartz.com/pngpicture/810/380/gratis-png-silueta-de-perro-lobo-thumbnail.png (17.06.21)

Рисунки-дорисуй:

-Лиса https://sad9.ru/images/u/pages/882/5.jpg (26.06.21)

- Заяц https://raskraski.link/uploads/6/9/2/6925-raskraska-zayats.jpg (28.06.21)

- Белка https://mishka-knizhka.ru/wp-content/uploads/2019/02/raskraska_belka7.jpg (28.06.21)

- Лось https://животные.og9.ru/uploads/9/4/6/1753324.gif (28.06.21)

- Волк http://3.bp.blogspot.com/-ijwWQX29ONo/T-HcszxxRYI/AAAAAAAANv0/kvZubGkuG1g/s1600/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%BA+05.jpg (28.06.21)

- Бобер https://i.pinimg.com/originals/20/2c/ed/202cede9853068aff0ac59a136e35b48.gif (28.06.21)

- Медведь https://lh3.googleusercontent.com/proxy/ziEktvTfySGIQf5R_e6-6Nb7HSlXRoexUG87CACoM5OkXOXXUN4QNj-2T7CnEz_i4Ut0QL-4xaj_OAIfhWDW_K9tcH7dKv9zg-VKvME (28.06.21)

- Еж http://podelki-raskraski.ru/wp-content/uploads/2017/08/Detskaya-raskraska.jpg (28.06.21)

11. Картина Лесовичка https://www.toyway.ru/upload/iblock/40f/40f1d7bf99ed40f3ec381f5e24c124f1.jpg (26.06.2021)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Айболит в гостях у детей» (технология ЗОЖ)

В гости к детям приходит Айболит и рассказывает о стране, в которой никто никогда не болеет. Это страна – Неболейка....

Методическая разработка интегрированной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий для детей старшей группы компенсирующей направленности по теме «Шаль для королевы Осени»

Совершенствование и обобщение знаний об осени; активизация знаний об осенних явлениях; развитие фантазии и воображения в процессе вспоминания образов, связанных с осенью, знакомство с техникой рисован...

Конспект НОД по художественному творчеству (лепка) в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Светофорики»

Формирует  интерес к работе с пластилиномРазвивает мелкую моторику, воспитывать желание к выполнению и соблюдению ПДД;Закрепляет представления о светофоре и знании сигналов светофора (красный, же...

Конспект ООД  по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Фунтик в гости к нам пришёл»

Продолжать знакомить детей с представлением об игрушках, материалах, из которых они сделаны. Учить детей составлять рассказы описания об игрушках при помощи алгоритма. Продолжать учить детей образовыв...