Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вместе со сказкой»
рабочая программа по коррекционной педагогике
Дополнительная общеобразовательная программа "Вместе со сказкой" ориентирована на дошкольный возраст 6-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vmeste_so_skazkoy.docx | 102.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Наименование организации
РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета Протокол №___________ От «____» _________2019г. | УТВЕРЖДЕНО Приказом заведующего № ____ От «____»_____2019г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Вместе со сказкой»
Возраст: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
2019 г.
Раздел 1 «Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы»
Пояснительная записка к дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе
Дополнительная образовательная программа «Вместе со сказкой» - это комплекс мероприятий с детьми группы старшего дошкольного возраста, включая детей с ограниченными возможностями здоровья. Сказки, игры и упражнения, входящие в программу воздействуют на эмоционально-поведенческие проблемы детей, способствуют снижению уровня тревожности, оптимизируют формы общения детей со сверстниками, а самое главное - способствуют успешной социальной адаптации дошкольника и ребёнка с ОВЗ. Программа разработана на основе программы педагога- психолога Вязовцевой Елены Исхаковны.
Данная программа соответствует следующим нормативно-правовым документам:
- Федеральному закону Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту в скобках ссылки на статьи данного закона);
- Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ № 1008);
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14 (утвержден Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014года № 41);
- Методическими рекомендациями по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных программ.- Москва, 2015;
- с учетом положений Концепции развития дополнительного образования детей от 04.09.2014г. № 1726-р (далее - Концепция);
- Уставом ДОУ.
Направленность программы коррекционно-развивающая.
Актуальность.
Наблюдения и анализ психолого-педагогической деятельности выявили, что у большинства нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ зарегистрирован низкий уровень самооценки, у детей отмечается высокий уровень тревожности, высокий уровень агрессивности, низкий уровень коммуникативных навыков. В связи с этим возникает потребность в коррекции эмоционально-поведенческих проблем, формированию у детей социальной компетентности (проявления доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия), развитию духовно-нравственных качеств детей. С этой целью была разработана программа дополнительного образования по формированию успешной социальной адаптации дошкольников «Вместе со сказкой»». Программы по формированию успешной социальной адаптации дошкольников с помощью сказок (сказкотерапии).
Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом т.к. именно сказки несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений. При помощи сказок можно развивать духовно-нравственные качества: мудрость, мужество, справедливость, дружбу, добро, милосердие, долг, отзывчивость, смелость, щедрость и др... Сильной стороной сказок является их активная, действенная направленность на победу добра. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость: добрые люди выходят из беды, а злые погибают, т. е. зло наказано, добро восторжествовало. Дети хотят, чтобы и в жизни всегда так было.
Сказка учит детей слушать и слышать других людей. Сказкотерапия позволяет взглянуть на любую жизненную ситуацию с разных сторон и увидеть различные пути решения проблемы. Это дает возможность выработать эффективный план действий.
Цель программы: успешная социальная адаптация ребенка, ребёнка с ОВЗ в окружающем его мире.
Задачи программы
- Формировать позитивное отношение ребенка к своему «Я»;
- Развивать произвольность поведения;
- Развивать воображение;
- Формировать умение у детей осознавать свои переживания и чувства, свой внутренний мир;
- Учить ребенка управлять своими желаниями;
- Формировать социальную компетентность (проявления доброты, внимания, сопереживания и содействия);
Адресат программы. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 6-7 лет.
Объем часов программа рассчитана на 36 часов.
Форма реализации программы. Групповая форма. В группах 10-12 детей.
Срок освоения программы 9 месяцев.
Периодичность и продолжительность занятий, режим занятий: 1 раз в неделю, 1 час.
Учебный план
№ п/п | Перечень разделов, тем | Количество часов | Форма аттестации, контроля | ||
теория | практика | всего | |||
| |||||
1.1 | Знакомство. «Здравствуй, Сказка!» «Здравствуйте, я – Сказка!» | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение за детьми в деятельности. Методика диагностики форм общения (М.И. Лисина). |
| |||||
2.1 | «Я» «Кто Я?» | 0,5 | 0,5 | 1 | Методика «Лесенка» (Исследование самооценки). |
2.2 | «Какой Я?» | 0,5 | 0,5 | 1 | |
2.3 | «Я и мои родители» | 0,5 | 0,5 | 1 | |
2.4 | «Я и мои близкие» | 0,5 | 0,5 | 1 | |
2.5 | «Я и мои друзья» | 0,5 | 0,5 | 1 | |
2.6 | «Я и те, кто меня окружают» | 0,5 | 0,5 | 1 | |
2.7 | «Я и моя группа» | 0,5 | 0,5 | 1 | Проективная рисуночная методика «Мой портрет» |
2.8 | «Любимые герои моих сказок» «Баба Яга», «Змей Горыныч», «Серый Волк», «Медведь», «Золушка»,»Иванушка-дурачок», «Три поросёнка», «Семеро козлят», «Мальчик с пальчик» | 6,5 | 6,5 | 13 | Проективная рисуночная методика «Любимый сказочный герой» |
3.Мои чувства. Умение владеть собой | |||||
3.1 | «Сильный человек – это человек с сильной волей» | 1 | 1 | 2 | |
3.2 | «Сила человека-это сила его воли» | 1 | 1 | 2 | |
3.3 | «Уметь терпеть» | 1 | 1 | 2 | Методика. Игра. «Пословицы». |
4. Я учусь дружить. Дорога к школе | |||||
4.1 | «Школа – это трудный и радостный путь к Знаниям» | 0,5 | 0,5 | 1 | |
4.2 | «Трудности дороги к Знаниям преодолеем сообща» | 1 | 1 | 2 | |
4.3 | «Я преодолею трудности» | 0,5 | 0,5 | 1 | |
4.4 | «В стране Знаний» | 0,5 | 0,5 | 1 | |
4.5 | «Мне скоро в школу» | 1 | 1 | 2 | |
7.3 | Итоговое занятие «До свидания детский сад» | 1 | 1 | 2 | Методика «Закончи историю». |
Итого: | 18 | 18 | 36 |
Содержание учебного плана
Раздел I. Тайна моего «Я».
Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость общение детей между собой и со взрослыми. Непонимание другого часто становится причиной страха, отчужденности, враждебности.
С этого раздела дети постепенно входят в мир сказки, понимают иосознают смысл рассказанной истории, переносят поведение героев на себя.
Именно в этом разделе детям читаются сказки о добре и зле, о чувствах, о честности, отзывчивости, о капризах и как с ними справляться.
В сказке в символической форме содержится информация о том: как устроен этот мир, кто его создал; что происходит с человеком в разные периоды его жизни, какие трудности и препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться; как приобретать и ценить дружбу и любовь; какими ценностями руководствоваться в жизни; как строить отношения с родителями и детьми; как прощать.
В игре дети часто подражают взрослым, повторяют их слова и выражения, движения и действия. Эта способность к подражанию помогает им развивать символическое мышление, а также способствует закреплению образов поведения, свойственных взрослым.
Раздел II. Мои чувства. Умение владеть собой
Важную роль в процессе общения играет умение управлять своим поведением, контролировать свою речь и поступки, развивать внимание к окружающим людям. В процессе формирования личности ребенка складывается определенная система отношений: к себе, к другим, к жизни.
К себе – с чувством собственного достоинства, но без зазнайства, без переоценки своих возможностей, без эгоизма. К другим – с чувством собственного достоинства, но уважая при этом чувство достоинства других, на равноправной основе. К жизни – с чувством собственного достоинства, со знанием своих прав, обязанностей, оптимистично.
Уже с пяти лет ребенок может идентифицировать себя с человеческими персонажами. Примерно с 5 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. Читая или слушая их, ребенок «вживается» в повествование. Он может идентифицировать себя с главным героем и с другими одушевленными персонажами. При этом развивается способность децентрироваться, вставать на место другого.
Сказка служит одним из доступных путей переноса своих собственных переживаний на другого и, наоборот, осознания своих собственных чувств через окружающих. Поэтому, воспринимая сказку, дети на занятиях, во-первых, сравнивают себя со сказочным героем, и это позволяет чувствовать и понимать, что не у них одних есть проблемы и переживания. Во-вторых, посредством ненавязчивых сказочных образов детям предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка их возможностей и веры в себя.
В играх дети учатся помогать друг другу, учатся достойно проигрывать. В игре формируется самооценка.
Раздел III. Я учусь дружить. Дорога к школе
Форма общения между дошкольниками отличаются от тех, которые свойственны младенцам. Старшие дошкольники лучше контролируют свое поведение и поэтому с большим успехом налаживают сотрудничество с другими детьми при достижении какой-то общей цели. К шести годам коммуникабельность значительно возрастает. Общаясь ребенок научится не только считаться с другими, но и постоять за себя. В этом возрасте появляются первые привязанности, которые представляют зародыши дружбы. Поэтому в этом разделе подбирались сказки и игровые ситуации о дружбе, чувствах, которые мешают дружить, о том, как помочь изменить чувства другого человека, о силе воле.
К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных умений. В процессе приобретения этих знаний формируется необходимая будущему первокласснику интеллектуальная активность, рождается радость познания. Сказки и специально подобранные игровые ситуации помогают детям принять роль ученика, формировать положительное отношение к школе.
Реализовывая программу, планируеся активно привлекать ближайшее социальное окружение. Окружение ребенка – родители, воспитатели, предметно-развивающая среда – играет решающую роль в его психическом развитии.
Структура занятий состоит из следующих этапов:
- Приветствие
- Сюрпризный момент
- Мысленная картинка
- Игровые приемы
- Чтение сказки
- Беседа, обсуждение сказки
- Рисование
- Прощание.
Занятие делится на несколько этапов:
- Создания положительной эмоциональной атмосферы в группе детей - «сюрпризный момент».
- Создание «мысленной картинки» – дети мысленно рисуют картинку на определенную тему, а затем рассказывают о том, что у них получилось;
- в ходе обсуждения рассказов педагог подводит детей к определенному выводу;
- проводится игра на эту же тему;
- далее идет работа со сказкой (сказки подбираются по тематике);
- после прочтения сказки, педагог вместе с детьми, обсуждает сказку.
В зависимости от содержания, вопросы по сказке могут быть примерно такими:
- О чем сказка?
- Что запомнилось больше всего?
- Какие герои запомнились? Почему?
- Что случилось с тем или иным персонажем?
- Какие чувства возникали во время чтения?
- В какие моменты было радостно, а в какие – грустно?
- Было ли жалко кого-нибудь?
- Какие чувства, какое настроение после сказки?
- Случается ли такое в жизни, по-настоящему?
- Случались ли у тебя похожие ситуации?
- Чему мы можем научиться у этой сказки?
- Как можно применить полученные знания в жизни?
- В программу включены упражнения, приемы которые позволяют оказывать на разных детей различное воздействие и усиливают эффект прочитанной сказки
Планируемые результаты программы: У детей сформированы качества:
- владеют средствами общения и конструктивными способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- способны осознанно управлять своим поведением и планировать свои действия;
- эмоционально-отзывчивы, откликаются на эмоции близких людей и друзей, сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов;
- способны решать личностные проблемы, адекватные возрасту, могут применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых проблем, поставленных как взрослым, так и им самим;
- имеют первичные представления о себе, семье, обществе.
Раздел 2 « Комплекс организационно-педагогических условий»
Календарный учебный график
«у» - учебные занятия
«к» - каникулярный период
«а» - промежуточная/итоговая аттестация
Год обучения | Временные периоды | Всего недель | Всего часов | |||
Сентябрь-Май | ||||||
1-11 | 12 | 13-36 | ||||
1 | У | К | У | 36 | 36 |
Условия реализации программы
Для эффективности реализации образовательной программы необходимы материальные ресурсы: игровое оборудование, спокойная музыка, волшебный мешочек с мелкими предметами, тексты сказок, проектор, экран.
Формы аттестации
Контроль осуществляется в форме наблюдения, бесед, интерактивных игр, игровых заданий, рисуночных тестов, участие детей в мероприятиях ДОО.
Диагностика. На диагностическом и контрольном этапе используются следующие диагностические методики:
- Наблюдение за ребенком в регламентированной и нерегламентированной деятельности.
- Методика диагностики форм общения (М.И. Лисина).
- Методика «Лесенка» (Исследование самооценки).
- Методика. Игра «Пословицы» .
- Методика «Закончи историю» (Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко)
Методика «Диагностики форм общения » (по М. И. Лисиной)
Для использования методики М.И.Лисиной по диагностике форм общения необходимо познакомиться с предлагаемой автором классификацией форм общения и их основных параметров дошкольном возрасте, которая представлена в таблице 1.
В предлагаемой М. И. Лисиной методике исследуются три формы общения за исключением ситуативно-личностной, так как она проявляется лишь у детей раннего возраста (до 6 месяцев).
1. Ситуативно-деловая (СД) форма общения. Для ее изучения организуется игра с участием взрослого. Он предварительно рассказывает, в чем состоит игра, как пользоваться игрушками. Затем ребенок разворачивает свою деятельность. Взрослый наблюдает, оказывает при необходимости помощь: отвечает на вопросы, откликается на предложения ребенка. Здесь общение протекает на фоне практических действий с игрушками.
2. Внеситуативно-познавательная (ВП) форма общения. С целью изучения этой формы общения осуществляется чтение обсуждение книг. Книги подбираются соответственно возрасту
детей и имеют познавательный характер (о зверях, машинах...). Взрослый читает книжку, объясняет, что нарисовано на картинках, дает возможность ребенку сообщить о своих знаниях в соответствующей области, подробно отвечает на вопросы ребенка. Тему беседы и конкретную книжку ребенок выбирает сам из ряда предложенных.
3. Внеситуативно-личностная (ВЛ) форма общения. С детьми проводится беседа на личностные темы. Экспериментатор задает вопросы ребенку о его семье, друзьях, отношениях в группе. Взрослый рассказывает о себе, о поступках разных людей, оценивает свои достоинства и недостатки, старается быть равноправным и активным участником беседы.
Формы общения и их основные параметры
Таблица 1
Формы общения | Параметры форм общения | |||||
Время проявления | С кем и где общается ребенок | Вид потребности | Ведущий мотив общения | Средство общения | Продукты общения | |
1. Ситуативно-личностная (непосредственно-эмоциональная) | 2 мес. (от 2 до 6 мес.) | Мать, родные, которые обеспечивают выживание ребенка и удовлетворяют его первичные потребности | Потребность в доброжелательном внимании взрослого | Личностный: взрослый – это ласковый доброжелательный человек | Экспрессивно-мимические реакции: улыбка, взгляд, мимика | Неспецифическая общая активность. Подготовка к акту хватания |
2. Ситуативно-деловая (предметно-действенная) | 6 мес. (от 6 мес. до 3 лет) | Совместная деятельность со взрослым в ходе предметной деятельности | Потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве | Деловой: взрослый – образец для подражания, эксперт, помощник | Предметно-действенные операции | Развитие предметной деятельности. Подготовка к овладению речью |
3. Внеситуативно-познавательная | 3 – 4 года (с 3 лет до 5 лет) | Совместная деятельность со взрослыми и самостоятельная деятельность ребенка | Потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении | Познавательный: взрослый – источник познания. Партнер по обсуждению причин и связей | Речевые операции | Развитие наглядно-образного мышления и воображения |
4. Внеситуативно-личностная | 5 – 6 лет (с 5 до 7 лет) | Общение разворачивается на фоне самостоятельной деятельности ребенка | Потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении. Ведущая роль – стремление к взаимопомощи и сопереживанию | Личностный: взрослый как целостная личность, обладающая знаниями и умениями | Речь | Накопление морально-нравственных ценностей. Развитие логического мышления. Готовность к обучению. Система мотивов, произвольность поведения |
Описание методики
Цель: определение ведущей формы общения ребенка со взрослыми.
Проведение обследования. Диагностика форм общения проводится следующим образом. Педагог приводит ребенка в комнату, где на столе разложены игрушки и книжки, и спрашивает, что бы он хотел: поиграть с игрушками (I ситуация); почитать книжку (II ситуация) или поговорить (III ситуация). Затем педагог организует ту деятельность, которую предпочел ребенок. После этого ребенку предлагается на выбор один из двух оставшихся типов деятельности. Если ребенок не может самостоятельно сделать выбор, педагог предлагает последовательно поиграть, потом почитать, а затем поговорить. Каждая ситуация длится не более 15 мин.
Во время обследования при выборе каждой новой ситуации психолог (педагог) заполняет на ребенка отдельный индивидуальный лист протокола (табл. 2). Таким образом, в каждом обследования будет заполнено три протокола — на каждую ситуацию.
В случае, если ребенок вновь и вновь выбирает, например, игровую ситуацию, не проявляя интереса к познавательному и личностному общению (это отмечается в протоколе, см. графы 2, 3, 4), взрослый после самостоятельного выбора ребенка мягко, но настойчиво предлагает ему отдать предпочтение двум оставшимся ситуациям общения (отмечается в графах 5—10 протокола).
В протоколах фиксируются 6 показателей поведения детей:
- порядок выбора ситуаций;
- основной объект внимания в первые минуты опыта;
- характер активности по отношению к объекту внимания;
- уровень комфортности во время эксперимента;
- анализ речевых высказываний детей;
- желательная для ребенка продолжительность деятельности.
Типы общения выделяют по предпочтению одной из трех ситуаций:
1-я ситуация (совместная игра) — ситуативно-деловое общение;
2-я ситуация (чтение книг) — внеситуативно-познавательное общение;
3-я ситуация (беседа) — внеситуативно-личностное общение.
Обработка результатов
При определении ведущей формы общения у детей показатели их действий оцениваются в баллах. Особое внимание уделяете тематике и содержанию речевых высказываний. Наибольшее количество баллов выставляется за внеситуативные, социально-значимые, оценочные высказывания, свидетельствующие о способности ребенка к внеситуативно-личностному общению со взрослыми.
Во всех ситуациях подсчитывается общее количество баллов, которыми оценивается каждый показатель. Ведущей считается та форма общения, которая оценивается наибольшей суммой баллов.
Методика «Лесенка».
Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
«Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.
Рисунок «лесенки» для изучения самооценки Исследование самооценки ребенка проводят, когда ребенок находится в хорошем настроении и позитивно настроен на работу. При работе с ребенком важно использовать простые слова антиподы. Слова «хорошие» и «плохие» заменяют на «добрые» и «злые».
Инструкция выполнения при индивидуальном занятии.
Ребенка просят представить следующую ситуацию и ответить на вопросы. «Перед тобой лесенка. Если рассадить на ней ребят, то на трех верхних ступеньках будут сидеть самые лучшие и добрые ребята. Они очень послушны и не хвастливы, а еще они добрые, сильные и умные. Чем выше ступенька, тем лучше они проявляют себя. А вот на трех нижних сидят не очень хорошие дети, особенно на самой нижней ступени. Ребята здесь расположились балованные, глупые, злые и завистливые. Они плохи, самые плохие и очень плохие. На самой широкой части лесенки находятся и не плохие и не хорошие дошкольники. Куда бы ты поставил себя? (если, согласно другой методике, ребенку определили место на средней ступени, то вопрос последний не задается). Почему ты принял именно такое решение? А куда бы ты поставил папу, маму, брата?» Все это время необходимо фиксировать, как ребенок справляется с поставленной целью, какие аргументы он учитывает и учитывает ли их вообще? Если по каким-либо причинам ребенок не дает поясняющих ответов самостоятельно, необходимо ему подсказывать, задавать наводящие вопросы: «Почему ты сюда не поставил? Как так произошло?»
Инструкция выполнения при групповом занятии.
Инструкция выполнения при групповом занятии похожа на предыдущий вариант изучения самооценки. Разница заключается в том, что «Лесенку» рисуют на доступных всем участникам зонах видимости, например, на настенной доске. Важно, что ни в том, ни в другом случае номера ступенькам не присваивают. Групповые занятия показывают степень важности каждого человека в участии самооценки дошкольником. Такие «беседы» проводят в детских садах. При групповых занятиях исключается возможность работы более детально с каждым обследуемым. Иногда по результатам групповых вариантов исследования отбирают кандидатов на индивидуальные беседы.
Интерпретация результатов тестирования
Для интерпретации результатов используют следующую таблицу типа самооценки.
- Неадекватно завышенная самооценка (Самая верхняя ступень). Ребенок, не задумываясь, поставил себя. Аргументирует свой выбор мнение взрослого. Считает себя только хорошим
- Завышенная самооценка. Несколько раздумывал перед выбором варианта. Считает, что имеет недостатки и промахи, связанные с независящими от него факторами. Мнение окружающих может быть ниже своего собственного.
- Адекватная самооценка. Обдумывает задание, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации. Оценка взрослого совпадает с собственной оценкой.
- Немного заниженная самооценка. При выборе данной ступени обосновывает решение, словами взрослого по отношению к себе, скрывая свое несогласие.
- Заниженная самооценка Самооценка порой связана со сложившейся ситуацией
- Низкая самооценка Ребенок считает себя плохим. Опасность заключается в том, что низкая самооценка остается на всю жизнь.
- Резко заниженная самооценка. (Самая нижняя ступень). Расстройство личности. Отнеся себя к «плохим парням» накапливается комплекс негативных факторов. Данная самооценка может устойчиво сохраняться у ребенка.
Следует учесть, что если ребенок поставил себя на среднюю ступень, значит, он либо не понял суть задания, либо не желает его выполнять. В возрасте 6-7 лет самооценка приближена к реалистичной и адекватной оценке ситуации.
Методика Игра. «Пословицы»
В пословице заключается оценка жизни, наблюдения народного ума, утверждаются общечеловеческие ценности, нравственные качества.Пословицы и поговорки украшают и обогащают речь человека, расширяют словарный запас, развивают воображение.
Цель: определить уровень нравственной воспитанности и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.
Условие соответствие пословиц возрасту детей.
Методы диагностики социально-нравственного развития
детей дошкольного возраста
Для исследования развития нравственной сферы детей (когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты нравственного развития) используются психодиагностические методики Л.А. Головей и Е.Ф. Рыбалко.
Метод «Беседа». С помощью метода беседы можно выявить этические знания и представления о нравственных качествах детей дошкольного возраста.
Цель. Изучение представлений детей о нравственных качествах.
Подготовка исследования. Подготовить вопросы для беседы:
- Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?
- Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?
- Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?
- Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?
- Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?
Проведение исследования. Беседы проводятся индивидуально. Ребенку задаются вопросы, внимательно выслушиваются.
Обработка данных. Выделение количества качеств, объяснение которых смогли дать дети. Данные соотнести с примерным содержанием представлений дошкольника о нравственно-волевых качествах:
В 3-4 года. Складываются элементарные этические знания и представления о том, «что такое хорошо, а что такое плохо». Формируется отрицательное отношение к грубости и жадности. На основе примеров из опыта ребенка, его конкретных поступков развиваются знания и представления о доброте, взаимопомощи,дружбе,правдивости.
4-5 лет. Развиваются этические знания и представления о справедливости, доброте, дружбе, отзывчивости на основе анализа повседневных ситуаций и литературных произведений.
5-6 лет. Развиваются обобщенные этические знания и представления о правдивости, справедливости, смелости, скромности, вежливости, трудолюбии, отзывчивости, заботливости на конкретных примерах («Правдивый — тот, кто не берет чужих вещей, всегда говорит правду и т. п.»).
6-7лет. Продолжают развиваться обобщенные этические знания и представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким аморальным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.
Метод наблюдения, в том числе включенного наблюдения, когда в играх, совместных делах разговорах с детьми оцениваются:
- эмоциональные проявления детей: с каким настроением ребенок чаще всего приходит на занятие, как часто бывает весел, печален, сердит, с чем связаны такие проявления ребенка, как часто и по какому поводу вступает в конфликт со взрослым и сверстниками, проявляет упрямство, негативизм агрессивность;
- коммуникативные умения дошкольников со сверстниками и взрослыми: проявляют ли инициативность, активность в общении или застенчивость, робость, нерешительность; умеют ли взаимодействовать со сверстниками — разрешать конфликты, договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты; вежливо общаться, вступать в контакт, принимать предложения сверстников и взрослых;
- проявления детей в различных видах деятельности (умения самостоятельно выдвинуть идею, план действий, умения действовать в соответствии с планом, исправлять ошибки, оценивать свою деятельность, отношения к указаниям взрослого, советам сверстников и т. д.).
Методика «Закончи историю»
Методика предназначена для изучения осознания детьми нравственных норм. Исследование проводят индивидуально.
Инструкция к тесту«Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи».
Тестовый материал
История 1. Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила…
Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему?
История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила…Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?История 3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, – сказала Люба, – можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил…Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?
История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил… Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему? Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются в протоколе.
Обработка результатов теста. Обработка предложена Р.Р.Калининой.
- 0 баллов – ребенок не может оценить поступки детей.
- 1 балл – ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.
- 2 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.
- 3 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.
Список использованной литературы
- Алексеенко В.В., Лощинина Я.И. «Играем в сказку. Воспитание и развитие личности ребенка 2-7 лет». – М.: ООО Издательство «Дом. 21 век», 2008.
- Алябьева Е.А. «Занятия по психогимнастике с дошкольниками: Методическое пособие» - М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Веракса А.Н., ГутороваМ.Ф. «Практический психолог в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика – Синтез, 2011.»
- Годовникова Л.В., Возняк И.В., Морозова А.А., Белицкая А.В. «Коррекционно-развивающие технологии в ДОУ: программы развития личностной, познавательной, эмоционально-волевой сферы детей, диагностический комплекс» - Волгоград: Учитель, 2013.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. СПб.: Речь, 2008.
- Куликовская Т.А. «Тренинги по сказкам для детей дошкольного возраста». – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс»», 2012.
- Микляева Н.В., Толстикова С.Н, Целикина Н.П. Сказкотерапия в ДОУ и семье. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. «Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция». М.: 2003.
- Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2010.
- Чистякова М.И. «Психогимнастика». М., 1990.
- Широкова Г.А. «Школа общения для дошкольников». – Ростов на Дону: Феникс, 2012.
Тематическое планирование | |||
Месяц | Название | Цели; № занятия | Совместная деятельность детей и педагога |
Тематическое планирование Сентябрь | «Здравствуй, Сказка!» «Здравствуйте, я – Сказка!» (№ 1) | Игра «Танец на островке» Цель: сформировать представления о правилах и их гуманистической основе; привить чувство ответственности за совершенную оплошность; способствовать развитию координации сложных движений. | |
1. Будем знакомы. | Цель: умение детей образовать слова с уменьшительно-ласкательным значением. | ||
2. Сюрпризный момент | Цель: налаживание положительного психоэмоционального контакта с детьми. | ||
3. Чтение «Песенка про сказку» Ю.Мориц. | Цель: продолжать развитие у детей психических процессов (памяти, внимание, воображения) | ||
4. Рисование по замыслу «Герои сказок» | Цель: развивать творческие способности, умение в рисунке передавать образ сказочных героев. | ||
5. Рефлексия | Кого ты нарисовал? Какие сказочные герои тебе больше всего нравятся? Ты хотел бы быть на кого то из них похожим? | ||
6. Ритуал прощания «Всем, всем до свидания» | Дети обнимают каждого по очереди, говоря что-то приятное, прощаются. | ||
Сентябрь | «Я» «Кто Я?» (№2) | Игра «Ты мне нравишься» Цель: помочь ребенку почувствовать свою значимость; помочь увидеть свое отличие от других людей. | |
1. «Назови себя». | Цель: сохранение психологического здоровья; продолжать учить детей использовать в речи слова с суффиксами уменьшительности, ласкательности, увеличительности. | ||
2. Сюрпризный момент | Цель: налаживание положительного психоэмоционального контакта с детьми. | ||
2. Чтение «Случай в лесу» О.В.Хухлаева | Цель: формирование социальной компетентности (проявления доброты, внимания, сопереживания и содействия); способствование обогащению словарного запаса. | ||
3. Рисование «Рисуем себя» | Цель: развитие творческого воображения, оригинальности мышления; стимулирование творческого самовыражения. | ||
4. Рефлексия | Какое задание тебе понравилось больше всего или меньше? Нравишься ли ты себе? Почему? Как ты себя чувствуешь сейчас? Какое у тебя настроение? | ||
5. Ритуал прощания «Всем, всем до свидания» | Дети обнимают каждого по очереди, говоря что-то приятное, прощаются. | ||
Сентябрь | «Какой Я?» (№ 3) | Игра «Дровосек» Цель: помочь детям осознать свои умения; рассказать о необходимости укрепления здоровья, оздоровительных упражнений; развивать правильное речевое дыхание. | |
1. «Какой я?». | Цель: продолжать упражнять детей принимать себя таким какой есть; обогатить словарный запас детей. | ||
2. Сюрпризный момент | Цель: налаживание положительного психоэмоционального контакта с детьми. | ||
2. Чтение «Сказка о вороненке» О.В.Хухлаева | Цель: сохранение психологического здоровья; дать ребенку почувствовать свою значимость; умение сотрудничать. | ||
3. Рисование «Рисуем себя в виде птицы» | Цель: развитие воображения; гармонизация эмоционального состояния. | ||
4. Рефлексия | Вспомни, что почувствовал вороненок, когда мама сказала, что ему пора летать? Как ты думаешь, вороненок хотел летать? Чего он боялся? Почему Вороненок все таки полетел? Хочется ли тебе измениться? В чем? | ||
5. Ритуал прощания «Всем, всем до свидания» | Дети обнимают каждого по очереди, говоря что-то приятное, прощаются. | ||
Сентябрь | «Я и мои родители» (№ 4) | Игра «Встреча» Цель: выработать понимание, что дружеское отношение сверстников зависит от того, как ребенок взаимодействует с другими; способствовать развитию координации сложных движений. | |
1. «Домашний фотоальбом». | Цель: осознание чувства привязанности и взаимосвязи с семьей; гармонизация эмоционального состояния. | ||
2. Сюрпризный момент | Цель: налаживание положительного психоэмоционального контакта с детьми. | ||
2. Чтение «Гномик» О.В.Хухлаева | Цель: сохранение психологического здоровья; умение понимать чувства других людей; умение сотрудничать. | ||
3. Рисование «Мои родители» | Цель: развитие творческих способностей; выявить благополучие ребенка в семье. | ||
4. Рефлексия | Почему мама отругала гномика? Была ли она права? За что гномик обиделся на маму? Обиделся бы ты на его месте? Зачем гномик простил маму? Мог бы он этого не делать? Что бы тогда было? | ||
5. Ритуал прощания «Всем, всем до свидания» | Дети обнимают каждого по очереди, говоря что то приятное, прощаются.. | ||
Октябрь | «Я и мои близкие» (№ 5) | Игра «Бабушка и внук» Цель: научить, как по набору предметов сделать умозаключение: детям какого возраста и пола они нужны; научить детей правильно отвечать, согласуя местоимения «мой», «моя» с существительными. | |
1. «Домашний фотоальбом». | Цель: гармонизация эмоционального состояния; осознание чувства привязанности и взаимосвязи с семьей. | ||
2. Сюрпризный момент | Цель: налаживание положительного психоэмоционального контакта с детьми. | ||
2. Чтение «Рассказ про семью карандашиков» О.В.Хухлаева | Цель: помогать детям усваивать необходимые жизненные ценности; развитие произвольного внимания, памяти, воображения; гармонизация эмоционального состояния. | ||
3. Рисование «Мои близкие люди» | Цель: развитие творческого воображения, оригинальности мышления; умение в рисунке передавать образ близкого человека. | ||
4. Рефлексия | Зачем хитрый карандаш ушел из дома? Почему, когда его нашли, то не отругали? Почему карандаш решил больше не уходить из дома? | ||
5. Ритуал прощания «Всем, всем до свидания» | Дети обнимают каждого по очереди, говоря что то приятное, прощаются.. | ||
Октябрь | «Я и мои друзья» (№ 6) | Игра «Здравствуй, сосед!» Цель: научить детей правилам самоконтроля, приемам сопоставления своих действий с образом; способность развитию координации сложных движений. | |
1. «С кем я дружу». | Цель: снятие психоэмоциональных барьеров; установление доброжелательной обстановки для общения. | ||
2. Сюрпризный момент | Цель: налаживание положительного психоэмоционального контакта с детьми. | ||
2. Чтение «Сказка о маленьком Тигренке» О.В.Хухлаева | Цель: помогать детям усваивать необходимые жизненные ценности; помогать детям находить внутренние ресурсы для преодоления потребительского отношения к окружающим. | ||
3. Рисование «Мои друзья» | Цель: совершенствование мелкой моторики рук; развитие творческого воображения, оригинальности мышления; воспитание жизнерадостного отношения к миру. | ||
4. Рефлексия | У тебя много друзей? Иметь друга-это хорошо или плохо? А ты можешь стать хорошим другом? Что для этого нужно? | ||
5. Ритуал прощания «Всем, всем до свидания» | Дети обнимают каждого по очереди, говоря что то приятное, прощаются.. | ||
Октябрь | «Я и те, кто меня окружают» (№ 7) | Игра «Два друга» Цель: научить детей выражать свое отношение к дружбе; развивать стремление к согласованным действиям; обратить внимание детей на слова, обобщающие обобщенные понятия. | |
1. «Комплименты». | Цель: снятие психоэмоциональных барьеров; установление доброжелательной обстановки для общения. | ||
2. Сюрпризный момент | Цель: налаживание положительного психоэмоционального контакта с детьми. | ||
2. Чтение «Приключения медвежонка» О.В.Хухлаева | Цель: формировать социальную компетентность; вырабатывать навыки в культуре общения. | ||
3. Рисование «Все мои друзья» | Цель: формирование умения выражать характер с опорой на художественное изображение; развивать фантазию и творческие способности. | ||
4. Рефлексия | У тебя есть друзья? Ты ими доволен? Ты их чаще хвалишь или ругаешь? Хочешь изменить в себе что-то? Что для этого ты делаешь? | ||
5. Ритуал прощания «Всем, всем до свидания» | Дети обнимают каждого по очереди, говоря что то приятное, прощаются.. | ||
Октябрь | «Я и моя группа» (№ 8) | Игра «А ну-ка повтори!» Цель: привить детям знания о культуре поведения; научить элементам самоконтроля; способствовать развитию артикуляционной моторики. | |
1. «Скажи другу комплимент». | Цель: сохранение психологического здоровья; продолжать учить детей использовать в речи слова с суффиксами уменьшительности, ласкательности, увеличительности. | ||
2. Сюрпризный момент | Цель: налаживание положительного психоэмоционального контакта с детьми. | ||
2. Чтение «Сказка по кругу» дети сочиняют сказку на тему: моя группа, добавляя каждый 2-3 предложения. | Цель: сплочение детского коллектива; приучать детей выражать свои замыслы доходчиво и понятно для окружающих; развитие памяти и воображения. | ||
3. Рисование коллективное «Моя группа» | Цель: сплочение детского коллектива; развитие творческого воображения, оригинальности мышления. | ||
4. Рефлексия | Трудно или легко тебе было выполнить задание? Мешало ли тебе что-нибудь? Что? Понравилось тебе рисовать сообща? Если бы снова предложили рисовать всем вместе, ты бы выбрал это задание или рисовал бы один? | ||
5. Ритуал прощания «Всем, всем до свидания» | Дети обнимают каждого по очереди, говоря что то приятное, прощаются.. | ||
Ноябрь | «Любимые герои моих сказок» «Баба Яга» (№ 9) | Игра «Штрафной смех» Цель: привить детям знания о культуре поведения; научить элементам самоконтроля; помочь детям правильно употреблять местоимения с предлогом «у». | |
1. «Мыслительная картинка» (я сержусь). | Цель: продолжать упражнять детей угадывать по выразительному исполнению эмоциональные ситуации; способствовать налаживанию дружеских отношений. | ||
2. Сюрпризный момент | Цель: налаживание положительного психоэмоционального контакта с детьми. | ||
2. Чтение «Медвежонок и баба Яга» О.В.Хухлаева | Цель: развитие уверенности в себе; создание положительного настроя; помогать детям преодолевать свои страхи. | ||
3. Рисование «Моя Баба Яга» | Цель: формирование умения выражать характер с опорой на художественное изображение; развивать фантазию и творческие способности. | ||
4. Рефлексия | Кого ты нарисовал? Какая у тебя баба Яга добрая или злая? Вспомни, а как медвежонок справился со страхом? Что ему помогло? Почему Баба Яга превратилась из злой в добрую? | ||
5. Ритуал прощания «Всем, всем до свидания» | Дети обнимают каждого по очереди, говоря что то приятное, прощаются.. | ||
Ноябрь | «Баба Яга» (№ 10) | Игра «Танец Бабы Яги» (дети встают в круг и придумывают танец Б.Я.) Цель: создание положительного настроения; продолжать учить детей угадывать по выразительному исполнению эмоциональные ситуации. | |
1. «Когда Баба Яга была маленькой» мысленная картинка. | Цель: развитие творческого воображения, оригинальности мышления; упражнять детей в приемлемой форме выплеснуть накопившийся гнев; снятие эмоционального напряжения. | ||
2. Сюрпризный момент | Цель: налаживание положительного психоэмоционального контакта с детьми. | ||
2. Чтение «Сказка по кругу» дети сочиняют сказку на тему: Баба Яга, добавляя каждый 2-3 предложения. | Цель: способствовать обогащению словарного запаса; учить детей выражать свои замыслы доходчиво и понятно для окружающих. | ||
3. Рисование «Баба Яга в гостях в нашем детском саду» | Цель: стимулирование творческого самовыражения; формирование умения выражать характер с опорой на художественное изображение; развивать фантазию и творческие способности. | ||
4. Рефлексия | Какую Бабу Ягу нарисовал ты? Почему она бывает разная? Что нужно сделать, чтобы Баба Яга была добрая? | ||
5. Ритуал прощания «Всем, всем до свидания» | Дети обнимают каждого по очереди, говоря что-то приятное, прощаются.. | ||
Ноябрь | «Змей Горыныч» (№11) | Игра «Гипноз» Цель: выработать стремление к согласованным действиям; привить стремление к самоконтролю на основе известных правил; способствовать развитию координации сложных движений. | |
1. «Мыслительная картинка» на тему: самое страшное. | Цель: продолжать упражнять детей угадывать по выразительному исполнению эмоциональные ситуации; способствовать налаживанию дружеских отношений. | ||
2. Сюрпризный момент | Цель: налаживание положительного психоэмоционального контакта с детьми. | ||
2. Чтение «Слоненок с шариками» Н.А.Сакович | Цель: коррекция нежелательных черт характера и поведения; помогать детям усваивать необходимые жизненные ценности. | ||
3. Рисование «Змей Горыныч» | Цель: совершенствование мелкой моторики рук; развитие творческого воображения, оригинальности мышления. | ||
4. Рефлексия | Кого ты нарисовал? Какой у тебя Змей Горыныч? Какое у него настроение? Какое у тебя настроение? | ||
5. Ритуал прощания «Всем, всем до свидания» | Дети обнимают каждого по очереди, говоря что-то приятное, прощаются.. | ||
Ноябрь | «Змей Горыныч» (№ 12) | Игра «Змея и дракон» Цель: развить стремление к согласованным действиям; способствовать развитию координации сложных движений. | |
1. «Когда Змей Горыныч был маленьким» мысленная картинка. | Цель: развитие творческого воображения, оригинальности мышления; научит детей в приемлемой форме выплеснуть накопившийся гнев; снятие эмоционального напряжения. | ||
2. Сюрпризный момент | Цель: налаживание положительного психоэмоционального контакта с детьми. | ||
2. Чтение «Сказка по кругу» дети сочиняют сказку на тему: один день из жизни Змея Горыныча, добавляя каждый 2-3 предложения. | Цель: способствовать обогащению словарного запаса; учить детей выражать свои замыслы доходчиво и понятно для окружающих. | ||
3. Рисование «Смешной Змей Горыныч» | Цель: формирование умения выражать характер с опорой на художественное изображение; развивать фантазию и творческие способности. | ||
4. Рефлексия | Какого Змей Горыныча нарисовал ты? Трудно было рисовать смешного Змей Горыныча? Какое у тебя сейчас настроение? | ||
5. Ритуал прощания «Всем, всем до свидания» | Дети обнимают каждого по очереди, говоря что-то приятное, прощаются. | ||
Декабрь | «Серый Волк» (№13) | Игра «Рыба, зверь, птица» Цель: помочь овладеть правилами самоконтроля, приемами сопоставления своих действий с образом; продолжать учить детей правильно употреблять местоимения с предлогом «у». | |
1. «Веселая мысленная картинка» на тему Серый Волк. | Цель: продолжать упражнять детей угадывать по выразительному исполнению эмоциональные ситуации; способствовать налаживанию дружеских отношений. | ||
2. Сюрпризный момент | Цель: налаживание положительного психоэмоционального контакта с детьми. | ||
2. Чтение «Ссора» Н.А.Сакович | Цель: коррекция нежелательных черт характера и поведения; помогать детям усваивать необходимые жизненные ценности. | ||
3. Рисование «Серый Волк» | Цель: стимулирование творческого самовыражения; формирование умения выражать характер с опорой на художественное изображение; развивать фантазию и творческие способности. | ||
4. Рефлексия | Кого ты нарисовал? Какой у тебя получился Серый Волк? Как можно сделать волка добрым? Можно подружиться с Серым Волком? | ||
5. Ритуал прощания «Всем, всем до свидания» | Дети обнимают каждого по очереди, говоря что-то приятное, прощаются. | ||
Декабрь | «Серый Волк» (№ 14) | Игра «Тяжелый Карандаш» Цель: способствовать развитию мелкой моторики рук; развивать стремление к согласованным действиям. | |
1. «Мысленная картинка» на тему маленький Серый Волк. | Цель: продолжать упражнять детей угадывать по выразительному исполнению эмоциональные ситуации; способствовать налаживанию дружеских отношений. | ||
2. Сюрпризный момент | Цель: налаживание положительного психоэмоционального контакта с детьми. | ||
2. Чтение «Сказка по кругу» дети сочиняют сказку на тему: как волк дружить научился, добавляя каждый 2-3 предложения. | Цель: способствовать обогащению словарного запаса; учить детей выражать свои замыслы доходчиво и понятно для окружающих. | ||
3. Рисование «Веселый Серый Волк» | Цель: совершенствование мелкой моторики рук; развитие творческого воображения, оригинальности мышления. | ||
4. Рефлексия | Трудно или легко было рисовать смешного Серого Волка? Каким еще может быть Серый Волк? Можно подружиться с Серым Волком? | ||
5. Ритуал прощания «Всем, всем до свидания» | Дети обнимают каждого по очереди, говоря что-то приятное, прощаются. | ||
Декабрь | «Медведь» (№15) | Игра «Медведь Мишенька» Цель: сформировать стремление к новым знаниям; научить способам установления речевых контактов со взрослыми. | |
1. «Мысленная картинка» на тему добрый Мишка. | Цель: сохранение психологического здоровья; продолжать учить детей использовать в речи слова с суффиксами уменьшительности, ласкательности, увеличительности. | ||
2. Сюрпризный момент | Цель: налаживание положительного психоэмоционального контакта с детьми. | ||
2. Чтение «Маленький медвежонок» О.В.Хухлаева | Цель: помочь найти внутренние ресурсы для преодоления потребительского отношения к окружающим. | ||
3. Рисование «Медвежонок» | Цель: стимулирование творческого самовыражения; формирование умения выражать характер с опорой на художественное изображение; развивать фантазию и творческие способности. | ||
4. Рефлексия | Кого ты нарисовал? Почему Медвежонок думал, что все его хотят обидеть? Почему дети в детском саду сказали Медвежонку, что они не будут с ним дружить? Что помогло Медвежонку подружиться со зверятами? Что бы ты еще ему посоветовал сам? | ||
5. Ритуал прощания «Всем, всем до свидания» | Дети обнимают каждого по очереди, говоря что - то приятное, прощаются. | ||
Декабрь | «Медведь» (№16) | Игра «Не ползи» Цель: развивать стремление к согласованным действиям; способствовать развитию координации сложных движений. | |
1. «Животные в волшебных сказках». | Цель: помочь детям овладеть элементарным самоконтролем, приемами сопоставления своих действий с образом. | ||
2. Сюрпризный момент | Цель: налаживание положительного психоэмоционального контакта с детьми. | ||
2. Чтение «Сказка по кругу» дети сочиняют сказку на тему: Мишка в гостях у ребят в д/с, добавляя каждый 2-3 предложения. | Цель: способствовать обогащению словарного запаса; учить детей выражать свои замыслы доходчиво и понятно для окружающих | ||
3. Рисование «Мой друг Мишка» | Цель: развивать творческое воображение; формировать эмпатийное проявление по отношению к окружающим. | ||
4. Рефлексия | Кого ты нарисовал? Может Мишка стать твоим другом? Почему? Какой у тебя Мишка на рисунке? | ||
5. Ритуал прощания «Всем, всем до свидания» | Дети обнимают каждого по очереди, говоря что-то приятное, прощаются. | ||
Январь | «Золушка» (№17) | Игра «Веник» Цель: способствовать развитию мелкой моторики рук; помогать детям усваивать необходимые жизненные ценности. | |
1. «Мысленная картинка» дети с помощью мимики и жестов изображают героев из сказки «Золушка» | Цель: продолжать упражнять детей угадывать по выразительному исполнению эмоциональные ситуации; способствовать налаживанию дружеских отношений. | ||
2. Сюрпризный момент | Цель: налаживание положительного психоэмоционального контакта с детьми. | ||
2. Чтение «Кривляки» О.А. Шорохова | Цель: развивать воображение; помочь детям представить собственную позицию образа литературного персонажа; знакомить с фразеологизмом «ворон считать». | ||
3. Рисование «Золушка и ее друзья» | Цель: создание доброжелательной атмосферы на занятиях; повышение самооценки; стимулирование творческого самовыражения. | ||
4. Рефлексия | Вспомните, сказка «Золушка» о чем она? Чему учит эта сказка? А вы бы смогли помочь Золушке? | ||
5. Ритуал прощания «Всем, всем до свидания» | Дети обнимают каждого по очереди, говоря что-то приятное, прощаются. | ||
Январь | «Иванушка дурачек» (№ 18) | Игра «Щекоталки» Цель: создание атмосферы на контакт; развитие адекватных форм поведения. | |
1. «Веселая мысленная картинка» дети закрывают глаза, вслушиваются в музыку и придумывают веселую картинку. | Цель: создание атмосферы на контакт: установить доброжелательную обстановку общения. | ||
2. Сюрпризный момент | Цель: налаживание положительного психоэмоционального контакта с детьми. | ||
2. Чтение «злой принц» О.А. Шорохова | Цель: помочь найти внутренние ресурсы для преодоления потребительского отношения к окружающим. | ||
3. Рисование «Иванушка из сказки» | Цель: стимулирование творческого самовыражения; формирование умения выражать характер с опорой на художественное изображение; развивать фантазию и творческие способности. | ||
4. Рефлексия | Почему сказка называется «Злой принц»? Что бы ты хотел изменить в сказке? С помощью чего можно что-то изменить в жизни? | ||
5. Ритуал прощания «Всем, всем до свидания» | Дети обнимают каждого по очереди, говоря что то приятное, прощаются. | ||
Январь | «Три поросенка» (№19) | Игра «Три веселых братца» Цель: формирование адекватных форм поведения; развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров. | |
1. «Кидаемся словами» дети кидают друг другу мяч, говоря добрые слова. | Цель: сохранение психологического здоровья; продолжать упражнять детей использовать в речи слова с суффиксами уменьшительности, ласкательности, увеличительности. | ||
2. Сюрпризный момент | Цель: налаживание положительного психоэмоционального контакта с детьми. | ||
2. Чтение «Сказка по кругу» дети сочиняют сказку на тему: про трех поросят, добавляя каждый 2-3 предложения. | Цель: способствовать обогащению словарного запаса; упражнять детей выражать свои замыслы доходчиво и понятно для окружающих | ||
3. Рисование по 4 человека «Три поросенка» | Цель: создание доброжелательной атмосферы на занятиях; повышение самооценки; стимулирование творческого самовыражения. | ||
4. Рефлексия | Нравится ли тебе ваш совместный рисунок? Трудно было рисовать вчетвером? Как вы распределяли, что будете рисовать? Если вам предложат рисовать вместе. Вы выберите такое задание? Почему? | ||
5. Ритуал прощания «Всем, всем до свидания» | Дети обнимают каждого по очереди, говоря что-то приятное, прощаются. | ||
Февраль | «Семеро козлят» (№ 20) | Игра «Не зевай» Цель: научить детей сочинять сюжетные рассказы по заданной картинке, руководствуясь своим воображением и опытом. | |
1. «Мысленная картинка» на тему семеро козлят. | Цель: сохранение психологического здоровья; продолжать упражнять детей использовать в речи слова с суффиксами уменьшительности, ласкательности, увеличительности. | ||
2. Сюрпризный момент | Цель: налаживание положительного психоэмоционального контакта с детьми. | ||
2. Чтение «Маленький гном» О.В.Хухлаева | Цель: помочь найти внутренние ресурсы для преодоления потребительского отношения к окружающим. | ||
3. Рисование «Мой сказочный герой» | Цель: стимулирование творческого самовыражения; формирование умения выражать характер с опорой на художественное изображение; развивать фантазию и творческие способности. | ||
4. Рефлексия | Почему Шарли не нравилась жизнь с маленькой сестренкой? Как Шарли рассказал о своих чувствах своим родителям? Почему Шарли изменил свое отношение к сестре? | ||
5. Ритуал прощания «Всем, всем до свидания» | Дети обнимают каждого по очереди, говоря что-то приятное, прощаются. | ||
Февраль | «Мальчик с пальчик» (№21) | Игра «Веселые звуки» Цель: развивать стремление к новым знаниям. Помочь глубже узнать окружающее; научить детей интонационно выделять гласные звуки в слове. | |
1. «Скажи комплимент». | Цель: сохранение психологического здоровья; продолжать учить детей использовать в речи слова с суффиксами уменьшительности, ласкательности, увеличительности. | ||
2. Сюрпризный момент | Цель: налаживание положительного психоэмоционального контакта с детьми. | ||
2. Чтение «Смелый гномик» О.В.Хухлаева | Цель: продолжать упражнять детей внимательно слушать взрослого; помогать усваивать необходимые жизненные ценности. | ||
3. Рисование «Мальчик с пальчик и его друг гном» | Цель: стимулирование творческого самовыражения; формирование умения выражать характер с опорой на художественное изображение; развивать фантазию и творческие способности. | ||
4. Рефлексия | Почему Гномик отправился в лес один? Что бы ты сделал на его месте? Почему Гномик перестал бояться? А ты боишься кого нибудь? Расскажи? | ||
5. Ритуал прощания «Всем, всем до свидания» | Дети обнимают каждого по очереди, говоря что-то приятное, прощаются. | ||
Февраль | «Сильный человек – это человек с сильной волей» (№ 22) | Игра «Танец на островке» Цель: выработать в детях чувство ответственности; способствовать развитию координации сложных движений. | |
1. Мысленная картинка» на тему сильный человек. | Цель: создание атмосферы на контакт: установить доброжелательную обстановку общения. | ||
2. Сюрпризный момент | Цель: налаживание положительного психоэмоционального контакта с детьми. | ||
2. Чтение «Сказка о двух братьях и сильной воли» О.В.Хухлаева | Цель: помочь найти внутренние ресурсы для преодоления потребительского отношения к окружающим. | ||
3. Рисование «Человек с сильной волей» | Цель: стимулирование творческого самовыражения; формирование умения выражать характер с опорой на художественное изображение; развивать фантазию и творческие способности. | ||
4. Рефлексия | Человек с сильной волей, какой он? Сильный человек – кто он? Кого ты знаешь из людей с сильной волей? | ||
5. Ритуал прощания «Всем, всем до свидания» | Дети обнимают каждого по очереди, говоря что-то приятное, прощаются. | ||
Февраль | «Сила человека – это сила его воли» (№ 23) | Игра «Кто последний встанет» Цель: развивать внимание; закрепить знания детей о цвете; развитие адекватных форм проявления эмоций. | |
1. Мысленная картинка» на тему человек сильной воли. | Цель: создание атмосферы на контакт: установить доброжелательную обстановку общения. | ||
2. Сюрпризный момент | Цель: налаживание положительного психоэмоционального контакта с детьми. | ||
2. Чтение «Сказка по кругу» дети сочиняют сказку на тему человек с сильной силой воли, добавляя каждый 2-3 предложения. | Цель: способствовать обогащению словарного запаса; упражнять детей выражать свои замыслы доходчиво и понятно для окружающих | ||
3. Рисование «Когда мне удалось быть сильным» | Цель: создание доброжелательной атмосферы на занятиях; повышение самооценки; стимулирование творческого самовыражения. | ||
4. Рефлексия | Назови людей с сильной силой воли. В вашей группе есть такие дети? В вашей семье есть человек с сильной волей? | ||
5. Ритуал прощания «Всем, всем до свидания» | Дети обнимают каждого по очереди, говоря что-то приятное, прощаются. | ||
Март | «Уметь терпеть» (№ 24) | Игра «Молчок» Цель: пробудить в детях некоторую критичность по отношению к своим результатам, стремление преодолеть свои недостатки; научить переживать отрицательные чувства в случае совершения неправильного поступка. | |
1. Мысленная картинка» на тему когда мне пришлось терпеть. | Цель: создание атмосферы на контакт: установить доброжелательную обстановку общения; сохранение психологического здоровья. | ||
2. Сюрпризный момент | Цель: налаживание положительного психоэмоционального контакта с детьми. | ||
2. Чтение «Слоненок с шариками» Н.А.Сакович | Цель: коррекция нежелательных черт характера и поведения; негативных поведенческих реакций. | ||
3. Рисование «Слоненок» | Цель: продолжать развивать у детей творческие способности; умение через рисунок передавать свое настроение. | ||
4. Рефлексия | Как вы думаете, о чем задумался Слоненок? Что нужно сделать Слоненку, чтобы снова гулять с мамой и папой? А что бы ты сделал, если бы был рядом со Слоненком? | ||
5. Ритуал прощания «Всем, всем до свидания» | Дети обнимают каждого по очереди, говоря что-то приятное, прощаются. | ||
Март | «Школа – это трудный и радостный путь к Знаниям» (№ 25) | Игра «тяжелый карандаш» Цель: объяснить детям, как важно развивать моторику рук; способствовать развитию координации сложных движений. | |
1. «Здравствуйте». | Цель: продолжать упражнять детей правильно пользоваться речевым дыханием; научить слышать интонационно выделяемый педагогом звук. | ||
2. Сюрпризный момент | Цель: налаживание положительного психоэмоционального контакта с детьми. | ||
2. Чтение «Сказка о котенке Маше» О.В.Хухлаева | Цель: способствовать обогащению словарного запаса; учить детей выражать свои замыслы доходчиво и понятно для окружающих | ||
3. Рисование «Школа, в которой я буду учиться» | Цель: создание доброжелательной атмосферы на занятиях; повышение самооценки; стимулирование творческого самовыражения. | ||
4. Рефлексия | Для чего детям нужна школа? Что нового можно узнать, когда пойдешь в школу? Ты хочешь в школу? Почему? | ||
5. Ритуал прощания «Всем, всем до свидания» | Дети обнимают каждого по очереди, говоря что-то приятное, прощаются. | ||
Март | «Трудности дороги к Знаниям преодолеем сообща» (№ 26) | Игра «телефон» Цель: формировать социальную компетентность; научить детей делить слова на слоги; развивать представление о слогах. | |
1. «Здороваемся плечиком». | Цель: побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоционального состояния. | ||
2. Сюрпризный момент | Цель: налаживание положительного психоэмоционального контакта с детьми. | ||
2. Чтение «Помидор Сашка» О.В.Хухлаева | Цель: помогать ребенку усваивать необходимые жизненные ценности; способствовать обогащению словарного запаса. | ||
3. Рисование коллективное «Мой лучший друг» | Цель: развитие творческого воображения, оригинальности мышления; стимулирование творческого самовыражения. | ||
4. Рефлексия | Как чувствовал себя Сашка в новом доме? Из-за чего он грустил? Какой совет дала Сашке Ира? Как еще можно было бы помочь Сашке? | ||
5. Ритуал прощания «Всем, всем до свидания» | Дети обнимают каждого по очереди, говоря что-то приятное, прощаются. | ||
Март | «Я преодолею трудности» (№ 27) | Игра «Не зевай!» Цель: объяснить детям насколько важно стремление к школе, умение писать, самостоятельно читать книги. | |
1. Мысленная картинка» на тему мои трудности. | Цель: создание атмосферы на контакт: установить доброжелательную обстановку общения; сохранение психологического здоровья. | ||
2. Сюрпризный момент | Цель: налаживание положительного психоэмоционального контакта с детьми. | ||
2. Чтение «Сказка про Енота» О.В.Хухлаева | Цель: формирование социальной компетентности (проявления доброты, внимания, сопереживания и содействия); способствование обогащению словарного запаса. | ||
3. Рисование «Дорога к знаниям» | Цель: создание доброжелательной атмосферы на занятиях; повышение самооценки; стимулирование творческого самовыражения. | ||
4. Рефлексия | Из-за чего грустил Енот? Ты когда нибудь грустил из-за того же? Что мешало Еноту подружиться? Как бы ты поступил на месте Енота, когда мимо него проплывала корзина? Что помогло Еноту подружиться с белочкой? | ||
5. Ритуал прощания «Всем, всем до свидания» | Дети обнимают каждого по очереди, говоря что-то приятное, прощаются. | ||
Апрель | «В стране Знаний» (№ 28) | Игра «Каша во рту» Цель: развить стремление к самостоятельным действиям; научить преодолевать трудности и не спешить сразу же обращаться за помощью к старшим; совершенствовать навыки в правильном звукопроизношении. | |
1. «Мысленная картинка» на тему страна Знаний. | Цель: создание атмосферы на контакт: установить доброжелательную обстановку общения. | ||
2. Сюрпризный момент | Цель: налаживание положительного психоэмоционального контакта с детьми. | ||
2. Чтение «Сказка про большого Воробья Иришку» О.В.Хухлаева | Цель: способствовать обогащению словарного запаса; упражнять детей выражать свои замыслы доходчиво и понятно для окружающих | ||
3. Рисование «Рисуем сказку» | Цель: создание доброжелательной атмосферы на занятиях; повышение самооценки; стимулирование творческого самовыражения. | ||
4. Рефлексия | Куда отвели мама с папой воробья? Кто помогал делать уроки большому Воробью? За что его похвалила мудрая Сова? Что помогло большому Воробью хорошо учиться? | ||
5. Ритуал прощания «Всем, всем до свидания» | Дети обнимают каждого по очереди, говоря что-то приятное, прощаются. | ||
Апрель | «В стране Знаний» (№29) | Игра «По первому звуку» Цель: научить детей объективной оценке своих результатов; помочь преодолевать свои недостатки, переживать отрицательные эмоции; научить детей чисто и правильно произносить все звуки родного языка. | |
1. «Самое – самое в школе». | Цель: сохранение психологического здоровья; снятие психоэмоциональных барьеров. | ||
2. Сюрпризный момент | Цель: налаживание положительного психоэмоционального контакта с детьми. | ||
2. Чтение «Сказка о маленьком приведении Филе»А.Демиденко | Цель: упражнять детей адекватно передавать собственные аффектные состояния; знакомить с образными выражениями, антонимами. | ||
3. Рисование по два человека «Рисуем сказку» | Цель: продолжать упражнять детей фантазировать; уметь в рисунке передавать свое настроение. | ||
4. Рефлексия | Что говорили о Филе его близкие? О чем в школе узнал Филя? Почему было плохо и грустно? Почему Филе было плохо и грустно? Что помогло ему измениться? | ||
5. Ритуал прощания «Всем, всем до свидания» | Дети обнимают каждого по очереди, говоря что-то приятное, прощаются. | ||
Апрель | «В стране Знаний» (№30) | Игра «Пожар» Цель: развить стремление к обучению в школе; желание научиться писать, самостоятельно читать книгу; способствовать развитию координации сложных движений. | |
1. «Урок - перемена». | Цель: продолжать упражнять детей действовать по сигналу; побуждать детей к выразительной передаче в мимике и движении эмоционального состояния; развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров. | ||
2. Сюрпризный момент | Цель: налаживание положительного психоэмоционального контакта с детьми. | ||
2. Чтение «Как Яшок поступал в дом учености» И.Самойлова | Цель: развивать способности помогающие детям в различных жизненных ситуациях; гармонизация эмоционального состояния. | ||
3. Рисование коллективное «Рисуем сказку» | Цель: развивать воображение и фантазию; формировать умение сотрудничать. | ||
4. Рефлексия | Куда должен был отправиться Яшок? Какие трудности он повстречал на своем пути? Что помогло Яшоку справиться с заданиями Феи? | ||
5. Ритуал прощания «Всем, всем до свидания» | Дети обнимают каждого по очереди, говоря что-то приятное, прощаются. | ||
Апрель | «В стране Знаний» (№ 31) | Игра «Пилим» Цель: объяснить детям. Насколько важно стремление к школе, умение писать; научить детей рассказывать о событиях своей жизни. Своих мечтах, планах на будущее; развивать содержательность и связность речи. | |
1. «Мысленная картинка» на тему, что-то очень хорошее. | Цель: создание атмосферы на контакт: установить доброжелательную обстановку общения; сохранение психологического здоровья | ||
2. Сюрпризный момент | Цель: налаживание положительного психоэмоционального контакта с детьми. | ||
2. Чтение «Сказка по кругу» дети сочиняют сказку на тему в стране Знаний, добавляя каждый 2-3 предложения. | Цель: способствовать обогащению словарного запаса; учить детей выражать свои замыслы доходчиво и понятно для окружающих. | ||
3. Рисование «Страна Знаний» | Цель: создание доброжелательной атмосферы на занятиях; повышение самооценки; стимулирование творческого самовыражения. | ||
4. Рефлексия | Расскажите. Что вы нарисовали? Трудно было рисовать страну Знаний? У вас все задуманное получилось? Хотели бы еще получать такие задания? | ||
5. Ритуал прощания «Всем, всем до свидания» | Дети обнимают каждого по очереди, говоря что-то приятное, прощаются. | ||
Май | «Мне скоро в школу» (№32) | Игра «Ученик делает» Цель: побуждать детей к выразительной передаче в мимике и движении эмоционального состояния; развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров. | |
1. «Мысленная картинка» на тему, школа. | Цель: создание атмосферы на контакт: установить доброжелательную обстановку общения; сохранение психологического здоровья. | ||
2. Сюрпризный момент | Цель: налаживание положительного психоэмоционального контакта с детьми. | ||
2. Чтение «Яшок и буква А» И.Самойлова | Цель: помогать ребенку постепенно усваивать необходимые жизненные ценности; способствовать обогащению словарного запаса. | ||
3. Рисование «Что я возьму с собой в школу» | Цель: развитие творческого воображения, оригинальности мышления; стимулирование творческого самовыражения. | ||
4. Рефлексия | Для чего нужны школы? Что ученики делают в школе? Тебе хочется в школу? | ||
5. Ритуал прощания «Всем, всем до свидания» | Дети обнимают каждого по очереди, говоря что-то приятное, прощаются. | ||
Май | «Мне скоро в школу» (№33) | Игра «Ваню в школу провожать – надо нам поколдовать» Цель: помочь овладеть элементарным самоконтролем, приемами сопоставления своих действий с образом. | |
1. «Мысленная картинка» на тему, я ученик. | Цель: создание атмосферы на контакт: установить доброжелательную обстановку общения; сохранение психологического здоровья | ||
2. Сюрпризный момент | Цель: налаживание положительного психоэмоционального контакта с детьми. | ||
2. Чтение «Сказка о Ежике, который хотел, чтобы на него обращали внимание» О.В.Хухлаева | Цель: обращение внимания на проблему понимания человека человеком; формирование адекватных форм поведения. | ||
3. Рисование «Я ученик» | Цель: стимулирование творческого самовыражения; развитие воображения, символических представлений, креативности. | ||
4. Рефлексия | Что хотелось Ежику? Зачем? Тебе хотелось бы того же? Как Ежик пытался привлечь внимание? Как ты думаешь, в чем была его ошибка? Каким теперь стал Ежик? Что изменилось в его жизни? | ||
5. Ритуал прощания «Всем, всем до свидания» | Дети обнимают каждого по очереди, говоря что-то приятное, прощаются. | ||
Май | «До свидания детский сад» (№ 34,35,36) Итоговое | Игра«Школьные чувства» Цель: гармонизация эмоционального состояния; развитие умения выражать свои чувства с помощью изобразительных средств. | |
1. «Любимая игра» дети играют в любимую игру. | Цель: Цель: создание атмосферы на контакт: установить доброжелательную обстановку общения; сохранение психологического здоровья | ||
2. Сюрпризный момент | Цель: налаживание положительного психоэмоционального контакта с детьми. | ||
2. Чтение «Сказка по кругу» дети сочиняют сказку на тему до свидания детский сад, добавляя каждый 2-3 предложения. | Цель: способствовать обогащению словарного запаса; упражнять детей выражать свои замыслы доходчиво и понятно для окружающих. | ||
3. Рисование «Что мне нравится больше всего» | Цель: стимулирование творческого самовыражения; формирование умения выражать характер с опорой на художественное изображение; развивать фантазию и творческие способности. | ||
4. Рефлексия | Было ли тебе легко справляться с заданием? Что было самое интересное для тебя? Что нового ты узнал? Что помогло тебе в этом? | ||
5. Ритуал прощания «Всем, всем до свидания» | Дети обнимают каждого по очереди, говоря что-то приятное, прощаются. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования "В ГОСТЯХ У СКАЗКИ"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «В гостях у сказки»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В гостях у сказки" имеет художественно-эстетическую направленность, направлена на развитие эстети...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сказка» для детей старшего дошкольного возраста
Программа адресована детям 6 - 7 лет, реализуется как дополнительное направление речевого, интеллектуального, художественно-эстетического и социально-эмоционального развития ребёнка,...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сказка на песке»
Программа составлена для воспитанников дошкольных образовательных учреждений с ОВЗ.С учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Программа рассчитана на 2 года. Образовательный процесс стро...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сказка»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сказка" для детей 5-6 лет. Направлена на развитие театральных способностей детей дошкольного возра...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА "ВМЕСТЕ С МАМОЙ"
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА "ВМЕСТЕ С МАМОЙ"...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Вместе к успеху» (Студия индивидуального развития) ( стартовый уровень)
Настоящая программа «Вместе к успеху» (Студия индивидуального развития) имеет социально – гуманитарную направленность. Возраст обучающихся – 3-4 лет. Срок ...