Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сказка»
рабочая программа (старшая группа)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сказка" для детей 5-6 лет. Направлена на развитие театральных способностей детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doop_skazka.doc | 201.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Алёнка»
города Кирсанова Тамбовской области
Рекомендована к утверждению педагогическим советом МБДОУ «Детский сад «Алёнка» протокол № ____ от «___» _____ 20___г. | «Утверждаю» заведующий МБДОУ «Детский сад «Алёнка» _________________ /Т.В. Дякина Приказ № ____ от «___» _____ 20___г. |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Сказка»
(ознакомительный уровень)
Возраст учащихся: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
музыкальный руководитель
Кувардина И.В.
2019 г.
Информационный паспорт дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Сказка»
Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы»
- Пояснительная записка
Направленность программы – художественная.
Музыкальное воспитание детей – многогранный процесс, который представляет собой целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства.
Воспитать творческую личность — нелёгкая задача. Для этого необходимо создание среды, вызывающей положительный эмоциональный отклик у ребёнка.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы обусловлены великим значением искусства в идейно-нравственном воспитании маленьких граждан. Особенно важно непосредственное участие ребёнка в творческом процессе, когда искусство воспринимается не умозрительно, а проходит через душу и сердце, совершая порой чудо, превращая робкого в смелого, не умеющего смотреть - в зоркого и наблюдательного, равнодушного в заинтересованного. Большой простор для детского творчества даёт занятие в музыкально-театральной студии. Именно театр, являясь синтетическим видом искусства (объединяет слово и движение, в нём звучит музыка, есть работа для юных танцоров), - именно он эмоционально воздействует как на маленьких актёров, так и на зрителей. Вряд ли кто-то усомнится, что состоятельность детского театра как особого феномена культуры связана самым тесным образом и с его просветительскими функциями. Через театр дети многое могут узнать без назиданий, остро почувствовать другое время.
Театрализованная деятельность способствуют развитию фантазии, воображения, памяти, учат передавать различные эмоциональные состояния.
В процессе освоения театрализованной деятельности обогащается словарный запас, формируется звуковая культура речи, навыки связной речи расширяется её интонационный диапазон. Игровые задания на движения, этюды, упражнения, пластические композиции помогают овладеть своим телом.
Неоценима и воспитательная роль театрализованной деятельности. Она учит доброте, чуткости, честности, смелости, формируют понятия добра и зла. Робкому ребёнку театральная игра поможет стать более смелым и решительным, застенчивому — преодолеть неуверенность в себе. Поэтому целью кружка является, не только развитие артистических способностей, но и развитие умения общаться, взаимодействовать между собой, выступать на публике, не бояться её, учить выражать эмоции на публике, при всём при этом у ребёнка повышается самооценка. Театрализованные игры являются средством сохранения эмоционального здоровья ребенка.
Погружение в музыкальное движение способствует психологическому раскрепощению ребёнка, и таким образом через освоение своего собственного тела как выразительного (“музыкального”) инструмента у детей развивается музыкальный слух, потребность в импровизированном движении под музыку.
Так как группа численностью около 12 человек, то есть возможность применить индивидуально-дифференцированный подход к детям.
Новизна программы заключается в использовании инновационных технологий в сфере театрализации и музыкального искусства. Одним из таких инновационных направлений является обучение детей работы с мультимедиа ресурсами при постановках музыкальных спектаклей и театрализации. Программа даёт возможность проведения диагностики развития творческого мышления, что позволяет реализовать принцип единства диагностики и дальнейшего развития, заложенный в концепции развивающего обучения.
В данной образовательной программе предполагается развитие ребенка по нескольким направлениям: развитие творческого мышления и воображения; развитие сценической речи; развитие сценического движения и пластики; развитие активности в познании мира, ознакомлении с окружающим; воспитание коммуникативной активности в творческой деятельности.
Адресат программы
Программа «Сказка» предназначена для занятий с обучающимися 5-6 лет.
Возрастные особенности учащихся старшего дошкольного возраста
Ведущий вид деятельности этого периода - игра, в которой дети учатся взаимодействию друг с другом, учатся подчиняться и придерживаться правил. В этот период также возникает потребность в общественно-значимой деятельности, появляется стремление быть полезным, сотрудничать.
Объём и срок освоения программы
Срок реализации 1 год. Количество учебных недель – 36.
Отличительные особенности программы от ранее существующих.
Программа «Сказка» носит практико-ориентированный характер и направлена на формирование у обучающихся желания изучать отдельные элементы театрального искусства, познакомиться с основными законами пластики, приобщает детей к саморазвитию творческих способностей посредством расширения кругозора. Программа носит ознакомительный характер.
Занятия в театральном объединении способствуют расширению кругозора, повышению эмоциональной культуры, культуры мышления, формированию убеждений и идеалов, они помогают в воспитании театральной культуры обучающихся. Дети, занимающиеся в музыкально-театральной студии, станут лучшими помощниками для воспитателей при проведении разных мероприятий: утренников, досугов, праздников.
- Цель и задачи программы.
Цель программы: воспитание и развитие творческой личности ребенка посредством музыкально- театрального искусства.
Задачи:
1. Активизировать познавательный интерес детей к музыкально-театрализованной деятельности.
2.Учить выражать эмоции на публике.
3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных героев.
4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика), снимать зажатость и скованность.
5. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, совершенствовать диалогическую речь.
6. Формировать опыт социальных навыков поведения, учить детей умению общаться и взаимодействовать между собой.
7. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, фантазию, воображение, образное мышление .
8. Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с основами театральной культуры;
- формировать устойчивый интерес к музыкально-театрализованной деятельности;
- активизировать познавательный интерес детей к музыкально-театрализованной деятельности.
- обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика), снимать зажатость и скованность;
- учить выражать эмоции на публике;
- формировать артистические качества, раскрывать творческий потенциал.
Развивающие:
- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, совершенствовать диалогическую речь;
- развивать музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма;
- развивать зрительное и слуховое внимание, память, фантазию, воображение, образное мышление.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам;
-воспитывать умение доводить начатое дело до конца, не бояться трудностей.
1.3. Предполагаемые результаты обучения:
В результате реализации программы дети
должны знать:
- знать, главные театральные профессии, устройство зрительного зала и сцены, основные театральные термины: театр, опера, балет; оперетта.
- знать элементарные нормы общения и поведения;
должны уметь:
- уметь пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;
-уметь действовать с воображаемыми предметами;
- уметь пользоваться разнообразными жестами;
- уметь общаться с людьми в разных ситуациях;
обладать навыками:
- обладать навыками выступления перед зрителями;
- обладать навыками культуры поведения в театре;
-обладать навыками взаимоуважения и взаимопонимания в коллективе
1.4. Содержание программы.
Основные направления программы:
1.Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве:
· что такое театр, театральное искусство;
· какие представления бывают в театре;
· кто такие актеры;
· какие превращения происходят на сцене;
· как вести себя в театре.
2.Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.
3. Музыкально-театрализованное творчество. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.
4.Работа над спектаклем. Базируется на сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).
Формы работы с детьми:
• игра
• импровизация
• инсценировки и драматизация
• объяснение
• рассказ детей
• чтение воспитателя
• беседы
• просмотр видеофильмов
• разучивание произведений устного народного творчества
• обсуждение
• наблюдение
• словесные, настольные и подвижные игры.
• пантомимические этюды и упражнения.
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 раздел «Театр» | |||||
1.1. | Что такое театр? | 1 | 0,5 | 0,5 | Игра - путешествие в страну «Театр». Начальная диагностика знаний и умений воспитанников. |
1.2. | Виды театра | 1 | 0,5 | 0,5 | Занятие –игра «Зрители и артисты» |
1.3. | Театральный реквизит. Сцена | 1 | 0,5 | 0,5 | Игра «Жил да был…» |
1.4. | Профессии работников театра | 1 | 0,5 | 0,5 | Музыкальная игра «Вопрос – ответ» |
1.5. | Артисты в спектакле | 1 | 0,5 | 0,5 | Импровизация «День рождения белочки» |
1.6. | «Артист и его герой» | 1 | 0,5 | 0,5 | Сюжетно - ролевая игра «Артист, зритель» |
1.7. | Итоговое занятие | 1 | 0 | 1 | Выступление -показ музыкальной сказки «Муха- цокотуха» детям младших групп, родителям. |
2 раздел «Сценическое действие» | |||||
2.1 | Сценическая пластика | 1 | 0 | 1 | Упражнения на воображения: «Гуляет по лесу медведь, лиса» и т.д. «Художник рисует большую картину» |
2.2. | Эмоции на сцене | 1 | 0 | 1 | Упражнение на развития мимики: стих «Ёжик», Стих. «Бычок» Антипиной |
2.3. | Движение и танец на сцене | 1 | 0 | 1 | Инсценировка сказки К. Чуковского «Муха- цокотуха». |
2.4. | Выразительные средства речи человека | 1 | 1 | 0 | Беседа об интонации в речи, темпе речи, динамике. |
2.5. | Выразительные средства речи | 1 | 0 | 1 | Скороговорки на развитие дикции. |
2.6. | Понятие «Пантомима» | 1 | 0,5 | 0,5 | Творчество на воображение: «Ковёр – самолёт» |
2.7. | «Речь артиста. Значение голоса в спектакле» | Инсценирование сказки «Гуси-лебеди». | |||
2.8. | «Жесты и движения» | 1 | - | 1 | Игра «Жесты» |
2.9. | «Пластика и движение» | 1 | - | 1 | Музыкальная пантомима |
2.10 | Итоговое занятие | Игра-пантомима «Был у зайца огород». | |||
3 раздел «Народное творчество» | |||||
3.1. | Народное творчество | 1 | 0,5 | 0,5 | Инсценировка р.н.п. «Как у наших у ворот» и «Ходит Ваня». Скороговорки. Игра «Белочка и дети». |
3.2. | Народное творчество на сцене | 1 | 1 | 0 | Просмотр драматизации русской народной сказки «Гуси – лебеди» по видео. |
3.3. | Итоговое занятие | 1 | - | 1 | Инсценировка рус. народных песен |
4 Раздел «Театр юного зрителя» | |||||
4.1. | Театр юного зрителя | 1 | 0,5 | 0,5 | Игра «Отгадай, кто я?» |
4.2. | «Ребята и зверята». | 1 | 0 | 1 | Придумать своё желание «Цветик – семицветик» |
4.3 | «Поэтическая роль». | 1 | 0 | 1 | Музыкальная игра «Займи место» |
4.4. | «Веселые превращения». | 1 | 0 | 1 | Сюжетно - ролевая игра «Театр» |
4.5. | Итоговое занятие | 1 | 0 | 1 | «Театральные этюды» А. Е. Антипиной, разыграть в парах. |
5раздел «Театральная мастерская». | |||||
5.1. | Творческое задание. | 1 | 0,5 | 0,5 | Игра «Волшебный сундучок» |
5.2 | Театральная мастерская. | 1 | 0 | 1 | Игра «Шляпная коробка» |
5.3. | Итоговое занятие | 0 | 1 | Показ сказки «Гуси- лебеди» родителям | |
6 раздел «Музыкальный театр» | |||||
6.1. | Музыкальный театр | 1 | 0,5 | 0,5 | Сюжетно – ролевая игра «Музыкальный театр» |
6.2. | Музыкальные образы | 1 | 0 | 1 | Игра «Передай образ». |
6.3. | Музыкальный диалог | 1 | 0 | 1 | Игра «Музыкальный диалог». Музыкальная игра «Найди свой инструмент». |
6.4. | Ритмическая гимнастика | 1 | 0 | 1 | Ритмическая разминка «Две подружки». |
6.5. | Движение и танец на сцене | 1 | 0 | 1 | Творческое задание «Новое продолжение знакомой сказки». |
6.6. | Руки и ноги в пляс пустились | 0 | 1 | Закрепление танцев. Работа над сценой – Золушка и Фея. | |
6.7. | Оркестр | 1 | 0 | 1 | Музыкальная игра «Оркестр» |
6.8. | Итоговое занятие | 1 | 0 | 1 | Музыкальная игра «Дирижёр» |
7 раздел «Волшебный мир театра» | |||||
7.1. | Волшебный мир театра | 1 | 0,5 | 0,5 | Музыкальна игра «Прятки» |
7.2. | Настоящий артист | 1 | 0 | 1 | Игра «Мы- артисты». |
7.3. | Драматический театр. Его особенности | 1 | 0 | 1 | Репетиция с использованием всех атрибутов и декораций. |
7.4. | Итоговое занятие «Сказка моей мечты» | 1 | - | 1 | Показ сказки «Золушка» родителям и детям |
ИТОГО: | 36 | 7 | 29 |
Содержание учебного плана:
Раздел 1 «Театр»
1.1. «Что такое театр?» (1 час)
Теория. Показ видеофильма «Волшебный мир театра»
Практика. Игра – путешествие: «Путешествие в страну «Театр»
начальная диагностика знаний и умений воспитанников.
1.2. «Виды театра» (1 час)
Теория. Беседа «Какие бывают театры?»
Практика. Занятие –игра «Зрители и артисты».
1.3. «Театральный реквизит. Сцена» (1 час)
Теория. Показ презентации по теме
Практика. Волшебное превращение предметов на сцене. Игра «Жил да был…». Игра «Шляпная коробка».
1.4.Профессии работников театра. (1 час)
Теория. Беседа о профессиях - осветитель, билетёр, гардеробщик, художник – оформитель.
Практика. Упражнения на творчество музыкально- ритмических движений: «Улитка», «Кукла». Музыкальная игра «Вопрос – ответ»
1.5. «Артисты в спектакле» (1 час)
Теория. Беседа о роли артиста в спектакле, о качествах, которыми обладает артист театра.
Практика. Сюжетно - ролевая игра «Мы - артисты». Импровизация «День рождения белочки». Закрепление всех индивидуальных номеров сказки.
1.6.Артист и его герой. (1 час)
Теория. Беседа «Артист и образ его героя».
Практика. Знакомство детей с понятиями «мимика», «жест»; игры и упражнения на побуждение детей к активному участию в театрализованных действиях. Игра «Мое имя». Игра «Образ и костюм». Сюжетно - ролевая игра
«Артист, зритель»
1.7.Итоговое занятие.
Практика. Выступление-показ музыкальной сказки «Муха- цокотуха» детям младших групп, родителям.
Раздел 2 «Сценическое действие»
2.1. «Сценическая пластика» (1 час)
Практика. Упражнения на развитие воображения: «Гуляет по лесу медведь, лиса» и т.д. «Художник рисует большую картину». Игра «Ковёр – самолёт»
Индивидуальная работа: Танец Бабочек. Танец Комарика и Паука. Танец Мухи и Комара.
2.2. «Эмоции на сцене» (1 час)
Практика. Упражнение на развития мимики: стих «Ёжик», Стих. «Бычок» Антипиной. Стих. Индивидуальная работа: Танец Паука, Песня Мухи.
2.3.Движение и танец на сцене (1 час)
Практика. Инсценировка сказки К. Чуковского «Муха- цокотуха». Занятие-игра «Где мы были…»
2.4.Выразительные средства речи человека. (1 час)
Теория. Беседа об интонации в речи, темпе речи, динамике.
2.5.Выразительные средства речи. (1 час)
Практика. Скороговорки на развитие дикции. Песенное творчество.
Закрепление всех индивидуальных движений в сказке.
2.6.Понятие «Пантомима» (1 час)
Теория. Просмотр видео - записи с выступлением артистов театра пантомим.
Практика. Творческие задания на воображение: «Ковёр – самолёт». Игры на пластику: «Как у наших у ворот».
2.7. «Речь артиста. Значение голоса в спектакле»
Теория. Беседа о театре по теме: Театральные слова и выражения».
Практика. Мимическая психогимнастика. Беседа и пантомима: «Повадки животных». Инсценирование сказки «Теремок».
2.8. . «Жесты и движения»
Практика. Игры и упражнения на воспитание коммуникативных качеств. Игра с мячом «Давайте познакомимся». Жесты и движения. Танец-игра «Здравствуйте». Инсценировка сказки.
2.9. «Пластика и движение»
Практика. Игры и упражнения на развитие выразительности речи, фантазию и умение импровизировать. Приобщение родителей к занятиям и театральным играм. Упражнение для рук «Волна». Театр картинок (домашнее задание). Музыкальные загадки. Этюд «Снежинки».
- Итоговое занятие.
Практика. Игры и упражнения на развитие творческой инициативы и фантазии. Скороговорки. Игра –пантомима «Был у зайца огород»
Раздел 3. «Народное творчество»
3.1. Народное творчество
Теория. Познакомить детей с народными потешками, прибаутками, частушками, пестушками.
Практика. Инсценировка р.н.п. «Как у наших у ворот» и «Ходит Ваня». Скороговорки. Игра «Белочка и дети».
3.2. Народное творчество на сцене
Теория. Беседа о фольклоре, его роли в народном творчестве. Знакомство с русской народной сказкой «Гуси- лебеди». Просмотр видео.
Практика. Песенное творчество: на знакомую потешку сочинить мелодию. Музыкальная игра «Гуси - лебеди»
3.3. Итоговое занятие. Инсценирование русских народных песен.
Раздел 4. «Театр юного зрителя»
4.1. Театр юного зрителя.
Теория. Понятие о ТЮЗе. Просмотр презентации.
Практика. Мимические этюды: «Съел кислое яблоко», «Обжог руку»,
«Купили игрушку». Игра «Отгадай кто я?»
4.2. «Ребята и зверята». Театр юного зрителя
Практика. Вызывать у детей положительный эмоциональный настрой. Игры на формирование умения согласовывать свои действия с действиями партнёров по игре. Пальчиковая гимнастика «Мышки», игра «Подскажи словечко», упражнения на пластическую выразительность при создании образов, игра-танец «Лиса и утята».
4.3. . «Поэтическая роль».
Практика. Игры и упражнения на развитие связной монологической речи, интонационной выразительности. Упражнение-игра «Кот-царапка». Поэтическая роль по стихотворению И. Жукова «Киска». Загадки и отгадки. Музыкальная игра «Кот и мыши». Настольный театр.
4.4. «Веселые превращения».
Теория. Беседа «Кошки в нашей жизни».
Практика. Игры и упражнения на развитие мелкой моторки рук, пантомимические навыки. Пальчиковая гимнастика. Инсценировка стихотворения Степанова В. «Веселые превращения». Инсценировка песни «Цап-царап». Игра «Кошки-мышки».
4.5. Итоговое занятие
Практика. «Театральные этюды» А. Е. Антипиной, разыграть в парах.
Раздел 5. Театральная мастерская.
5.1. Театральная мастерская
Теория. Беседа о театральном реквизите, его значении.
Практика. Игра «Волшебный сундучок», игра «Шляпная коробка»,
импровизация на музыкальных инструментах
5.2. «Творческое задание».
Практика. Игры и упражнения на положительные эмоции и укрепление благоприятных отношений между детьми. Инсценировка стихотворений: «Кот-лентяй» и «Кто поцарапал нашу дверь». Творческое задание: «Продолжи знакомую сказку», «Придумай и расскажи».
5.3. Итоговое занятие.
Практика. Показ сказки «Гуси- лебеди» родителям.
Раздел 6 «Музыкальный театр»
6.1. Музыкальный театр.
Теория. Беседа о жанрах музыкальной культуры: балет, опера, оперетта.
Практика. Сюжетно – ролевая игра «Музыкальный театр». Творческое
задание: представить себя артистом музыкального театра.
6.2. «Музыкальные образы»
Практика. Игры и упражнения на развитие воображения, логического мышления. Упражнение с обручами. Инсценировка песни «Где был, Иванушка». Музыкальные загадки. Игра «Передай образ». Инсценирование стихотворений «Яблоко» и «Петушок».
6.3. «Музыкальный диалог»
Практика. Игры и упражнения на ориентировку в пространстве, развитие речи детей. Упражнение для рук «Крылья самолета и мягкая подушка». Игра «Закончи стихотворение». Оркестр под русскую народную песню «Светит месяц». Игра «Музыкальный диалог». Музыкальная игра «Найди свой инструмент».
6.4. «Ритмическая гимнастика»
Практика. Игры и упражнения на развитие умения использовать жестикуляцию и мимику в соответствии с ситуацией. Ритмическая разминка «Две подружки». Игры: «Эстафета» и «Мой оркестр». Творческое задание на мимику. Музыкальная игра «Карусель». Настольный театр.
6.5. «Движение и танец на сцене»
Практика. Игры и упражнение на развитие фантазии, творческого мышления детей. Упражнение-игра «Кот-царапка». Творческое задание «Новое продолжение знакомой сказки». Пантомима «Ежик в лесу». Песня-инсценировка «Песня ежика».
6.6. «Руки и ноги в пляс пустились».
Практика. Игры и упражнения на побуждение детей к активному участию в театрализованных играх. Пантомима «Мухи». Упражнение на мышечное расслабление и напряжение. Упражнение для рук «Крылья».
6.7. «Оркестр».
Практика. Игры и упражнения на совершенствование умения выражать через мимику и жесты образы героев, воспитывать партнерские отношения в процессе игры. Чистоговорки. Игра «Я оркестр».
6.8. Итоговое задание
Практика. Игра на детских музыкальных инструментах. Музыкальная игра
«Дирижёр».
Раздел 7. «Волшебный мир театра»
7.1. «Волшебный мир театра.
Практика. Музыкальная игра «Прятки». Игры на развитие творческого мышления, воображения, фантазии детей. Пантомимические загадки, задания на развитие силы голоса, ролевая игра.
7.2. «Настоящий артист».
Практика. Игры и упражнения на развитие творческой инициативы и фантазии. Скороговорки. Мини-спектакль «Три мамы». Игра «Мы- артисты».
7.3. «Драматический театр. Его особенности»
Теория. Беседа «Особенности драмтеатра».
Практика. Репетиция с использованием всех атрибутов и декораций.
7.4. «Сказка моей мечты»
Практика. Показ сказки «Золушка» родителям и детям
Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий
реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы»
2.1. Календарный учебный график
Количество учебных недель – 36.
Дата окончания и начала учебных периодов
Начало занятий - с 16 сентября, окончание занятий 29 мая.
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю, вторник каждой недели. Во второй половине дня. Длительность занятия – до 30 минут.
Формы обучения
Основной формой обучения являются групповые и индивидуальные занятия. Занятия проводятся во второй половине дня. Количество обучающихся в группе: 12 человек. Репертуар занятий подбирается таким образом, чтобы заинтересовать всех участников студии.
2.2. Условия реализации программы.
Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям. До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения. В процессе обучения, учащиеся и педагог должны строго соблюдать правила.
Для успешной реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение:
- помещение для занятий;
-планы занятий;
-методическая литература;
-наглядные пособия по темам;
- видео и аудиотехника.
- инструменты и расходные материалы;
- мультимедийное оборудование;
- дидактические пособия, раздаточный материал, таблицы и пособия по программе;
- компьютер, аудио и видеозаписи, блок презентаций по теме.
2.3. Методическое обеспечение программы
№ п/п | Название раздела, темы | Дидактическое обеспечение | Подведение итогов |
1 раздел «Театр» | |||
1.1. | Что такое театр? | Компьютер, презентация, диагностические карты. | Игра - путешествие в страну «Театр». Начальная диагностика знаний и умений воспитанников. |
1.2. | Виды театра | фортепиано, музыкальный центр, мультимедийное оборудование. | Занятие –игра «Зрители и артисты» |
1.3. | Театральный реквизит. Сцена | Знакомство с театр. атрибутами, декорациями. Устройство сцены, Просмотр видеофильмов, презентаций о театре | Игра «Жил да был…» |
1.4. | Профессии работников театра | Знакомство с профессией – режиссёр театра, артист, сценарист. Просмотр презентации. | Музыкальная игра «Вопрос – ответ» |
1.5. | Артисты в спектакле | фортепиано, музыкальный центр, мультимедийное оборудование. | Импровизация «День рождения белочки» |
1.6. | «Артист и его герой» | Атрибуты к игре «Артист, зритель» | Сюжетно - ролевая игра «Артист, зритель» |
1.7. | Итоговое занятие | Костюмы, декорации музыкальной сказке «Муха- цокотуха». | Выступление -показ музыкальной сказки «Муха- цокотуха» детям младших групп, родителям. |
2.1 | Сценическая пластика | Знакомство со различными видами сценической пластики - презентация | Упражнения на воображения: «Гуляет по лесу медведь, лиса» и т.д. «Художник рисует большую картину» |
2.2. | Эмоции на сцене | Знакомство с эмоциями на сцене- презентация | Упражнение на развития мимики: стих «Ёжик», Стих. «Бычок» Антипиной |
2.3. | Движение и танец на сцене | Просмотр видео ролика ««Муха- цокотуха». | Инсценировка сказки К. Чуковского «Муха- цокотуха». |
2.4. | Выразительные средства речи человека | Фортепиано, музыкальный центр, мультимедийное оборудование | Беседа об интонации в речи, темпе речи, динамике. |
2.5. | Выразительные средства речи | Фортепиано, музыкальный центр, мультимедийное оборудование | Скороговорки на развитие дикции. |
2.6. | Понятие «Пантомима» | Фортепиано, музыкальный центр, мультимедийное оборудование, видеоролик. | Творчество на воображение: «Ковёр – самолёт» |
2.7. | «Речь артиста. Значение голоса в спектакле» | Фортепиано, музыкальный центр, мультимедийное оборудование, видеоролик. в. | Инсценирование сказки «Гуси-лебеди». |
2.8. | «Жесты и движения» | Фортепиано, музыкальный центр, мультимедийное оборудование, видеоролик. | Игра «Жесты» |
2.9. | «Пластика и движение» | Фортепиано, музыкальный центр, мультимедийное оборудование, видеоролик. | Музыкальная пантомима |
2.10 | Итоговое занятие | Декорации, костюмы | Игра-пантомима «Был у зайца огород». |
3.1. | Народное творчество | Фортепиано, музыкальный центр, мультимедийное оборудование, декорации. | Инсценировка р.н.п. «Как у наших у ворот» и «Ходит Ваня». Скороговорки. Игра «Белочка и дети». |
3.2. | Народное творчество на сцене | Фортепиано, музыкальный центр, мультимедийное оборудование, презентация. | Просмотр драматизации русской народной сказки «Гуси – лебеди» по видео. |
3.3. | Итоговое занятие | Атрибуты к инсценировке. | Инсценировка рус. народных песен |
4.1. | Театр юного зрителя | Фортепиано, музыкальный центр, мультимедийное оборудование, видеоролик | Игра «Отгадай, кто я?» |
4.2. | «Ребята и зверята». | Атрибуты к инсценировке. | Придумать своё желание «Цветик – семицветик» |
4.3 | «Поэтическая роль». | Фортепиано, музыкальный центр, мультимедийное оборудование, видеоролик | Музыкальная игра «Займи место» |
4.4. | «Веселые превращения». | Фортепиано, музыкальный центр, мультимедийное оборудование, атрибуты к игре | Сюжетно - ролевая игра «Театр» |
4.5. | Итоговое занятие | Фортепиано, музыкальный центр, мультимедийное оборудование, атрибуты к игре | «Театральные этюды» А. Е. Антипиной, разыграть в парах. |
5.1. | Творческое задание. | Фортепиано, музыкальный центр, мультимедийное оборудование, атрибуты к игре | Игра «Волшебный сундучок» |
5.2 | Театральная мастерская. | Атрибуты к игре | Игра «Шляпная коробка» |
5.3. | Итоговое занятие | Фортепиано, музыкальный центр, мультимедийное оборудование, просмотр видео ролика «Гуси-лебеди». | Показ сказки «Гуси- лебеди» родителям |
6.1. | Музыкальный театр | Фортепиано, музыкальный центр, мультимедийное оборудование, музыкальные фонограммы | Сюжетно – ролевая игра «Музыкальный театр» |
6.2. | Музыкальные образы | Фортепиано, музыкальный центр, мультимедийное оборудование, музыкальные фонограммы | Игра «Передай образ». |
6.3. | Музыкальный диалог | Фортепиано, музыкальный центр, мультимедийное оборудование, музыкальные фонограммы | Игра «Музыкальный диалог». Музыкальная игра «Найди свой инструмент». |
6.4. | Ритмическая гимнастика | Фортепиано, музыкальный центр, мультимедийное оборудование, видеоролик | Ритмическая разминка «Две подружки». |
6.5. | Движение и танец на сцене | Фортепиано, музыкальный центр, мультимедийное оборудование, видеоролик | Творческое задание «Новое продолжение знакомой сказки». |
6.6. | Руки и ноги в пляс пустились | Фортепиано, музыкальный центр, мультимедийное оборудование, видеоролик | Закрепление танцев. Работа над сценой – Золушка и Фея. |
6.7. | Оркестр | Фортепиано, музыкальный центр, мультимедийное оборудование, Видеоролик, музыкальные инструменты | Музыкальная игра «Оркестр» |
6.8. | Итоговое занятие | Фортепиано, музыкальный центр, мультимедийное оборудование, Видеоролик, музыкальные инструменты | Музыкальная игра «Дирижёр» |
7.1. | Волшебный мир театра | Фортепиано, музыкальный центр, мультимедийное оборудование, презентация. | Музыкальна игра «Прятки» |
7.2. | Настоящий артист | Фортепиано, музыкальный центр, мультимедийное оборудование, атрибуты к игре | Игра «Мы- артисты». |
7.3. | Драматический театр. Его особенности | Фортепиано, музыкальный центр, мультимедийное оборудование, знакомство с драматическим театром - презентация. | Репетиция с использованием всех атрибутов и декораций. |
7.4. | Итоговое занятие «Сказка моей мечты» | Фортепиано, музыкальный центр, мультимедийное оборудование, атрибуты и декорации к сказке «Золушка», музыкальное сопровождение. | Показ сказки «Золушка» родителям и детям |
ИТОГО: | 36 |
2.3. Формы аттестации.
Диагностика музыкальных и артистических способностей детей
Основные параметры:
- Восприятие музыки:
- Эмоциональная отзывчивость
- Умение соотнести содержание музыки с картинкой
- Песенное творчество:
- Способность отыскать нужную интонацию
3. Танцевальное творчество:
- Самостоятельно подобрать движение в соответствии с эмоционально- образным содержанием музыки
4. Музыкально - игровое творчество:
- Способность отыскать способ оригинальных действий для передачи игрового образа
5. Основные навыки театрального мастерства:
- Способность к созданию выразительного образа в этюдах, играх- драматизациях, песенных, танцевальных драматизациях
- Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагировать на поступки действующих лиц.
2.4. Оценочные материалы.
Имя ребенка | Восприятие музыки | Песенное творчество | Танц. творчество | Музыкально - игровое творчество | Основные навыки театрального мастерства: | Общий балл | Уровень | ||
Эмоциональная отзывчивость | Умение соотнести содержание музыки с картинкой | Способность отыскать нужную интонацию | Самостоятельно подобрать движение в соответствии с эмоционально- образным содержанием музыки | Способность отыскать способ оригинальных действий для передачи игрового образа. | Способность к созданию выразительного образа в этюдах, играх- драматизациях, песенных, танцевальных драматизациях | Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагировать на поступки действующих лиц. | |||
Характеристика уровней:
Высокий уровень (от 2,4 – 3 баллов)
Творческая активность детей, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное исполнение без помощи взрослого, ярко выраженная эмоциональность (во всех видах деятельности).
Средний уровень (от 1,7 – 2,3 балла)
Эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в музыкально-театральную деятельность. Но ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительное объяснение, показ, повтор.
Низкий уровень (от 1 -1, 6 баллов)
Не эмоционален, не активен, равнодушен, без интереса занимается музыкально - театральной деятельностью, не способен к самостоятельности.
- Список литературы:
1. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.- М.: Сфера, 2001.
2.Доронова Т.Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет.- Просвещение, 2004..
3. Буренина А.И. Театр всевозможного. От игры до спектакля.- СПб., 2002.
4.Дерягина Л.Б. Играем в сказку. Сценарии в стихах для постановки в детском саду и начальной школе.- СПб.: Детство – пресс, 2010.
5. Театр для малышей» под ред. Г. Генова,М., Просвещение, 1999 г.
. 6.« Поем, играем, танцуем» под ред. М.А. Михайловой, Е.В. Горбиной,
Ярославль, «Академия развития»,1997
7.« Музыка и движение», под ред. С.А. Бекиной. Т.В. Ломовой. М,.Просвещение,1984 г.
8. «Театрализованные игры дошкольников» под ред. Л.А. Артемовой,М.,
Просвещение.1991 г.
9. «Фольклор- музыка- театр» под ред. С.И. Мерзляковой, М., Владос,
2004г
10. Интернет ресурсы: Сеть творческих учителей- http://www.it-n.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "В гостях у сказки"
Настоящая программа предназначена для обучения с помощью музыкально-театральной деятельности реализовать изначально присущие д...
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Сказки из пластилина»
Лепка – очень важное занятие для ребенка, которое развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов. Занятия л...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сказка» для детей старшего дошкольного возраста
Программа адресована детям 6 - 7 лет, реализуется как дополнительное направление речевого, интеллектуального, художественно-эстетического и социально-эмоционального развития ребёнка,...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности Кружок «Народная кукла»
Актуальностью программы является приобщение ребёнка к народной культуре через изготовление традиционной народной куклы. Новизна пр...
Дополнительная общеобразовательная программа , дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Куделька"
Программа "Куделька" - это программа художественной направленности. Составлена для детей 5-6 и 6-7 лет....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сказка" для обучающих 5-6 лет.
Рабочая программа по театральному кружку "Сказка"...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Благодарность педагогу
Хотим выразить огромную благодарность нашему музыкальному руководителю Кувардиной Ирине Викторовне, педагогу театрального кружка «Сказка». Театральная деятельность помогает нашим детям почувствовать себя уверенными, раскрепощенными, умеющими выражать свои чувства и мысли, сопереживать друг другу, помогает максимально реализовать способности каждого ребенка. Занимаясь в кружке «Сказка», с Ириной Викторовной, мы с уверенностью можем сказать, что она – хороший педагог, знающий секреты сценического мастерства, великодушный человек. Игровые занятия, которые проводит Ирина Викторовна – разнообразны, интересны, содержательны. Дети успешно развивают и тренируют мимику, оттачивают характерные жесты, развивают речь, интонацию, воображение, фантазию, память. Учитывая возрастные особенности детей, Ирина Викторовна применяет разные формы и методы работы: больше игр, игровых моментов. Над каждой фразой детей она работает «до седьмого пота», уделяя внимание дыханию и артикуляции. Ирина Викторовна постоянно удивляет нас своими творческими находками, неиссякаемой энергией, трудолюбием. Видно, что педагог с любовью относится к своей профессии и детям. Хотим пожелать успехов, ярких и содержательных спектаклей, красивых сценических концертных номеров. Вейс Ольга Викторовна
Уважаемая Ирина Викторовна!
Уважаемая Ирина Викторовна! Наша семья благодарна Вам за вклад в развитие детей, за раскрытие их творческого потенциала, за счастье и удовольствие созерцать их актерские работы . Спасибо нашим деткам , за их кропотливый труд, смелость взять на себя ответственность выучить роль и выйти на сцену. Спасибо Ирине Викторовне за то, что организовывала этот чудесный кружок «Сказка». Мы в восторге!!! (Ирина Б., Мама Полины).
Уважаемая Ирина Викторовна!
Когда подрастающее поколение попадает к правильному педагогу, они по определению не могут вырасти плохими людьми. Я точно знаю, что мой ребёнок в очень добрых, в очень правильных и в очень надежных руках. Спасибо Вам, Ирина Викторовна! Ваш кружок «Сказка» помогает нашим детям раскрыть свои таланты!