ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ТЕМА: «РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ К УСПЕШНОМУ ОБУЧЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
материал по психологии

Шеламова Ольга Николаевна

Я хотела поделиться с вами практическим опытом работы с детьми по подготовке к школе , имеющими проблемы в поведении, развитии и здоровье. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_pedagoga_-psihologa.docx22.73 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ       ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

ТЕМА: «РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ  ГОТОВНОСТИ  К ШКОЛЕ  У  ДЕТЕЙ  С  ОВЗ  К  УСПЕШНОМУ  ОБУЧЕНИЮ  В НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЕ.

Я хотела поделиться с вами практическим опытом работы с детьми по подготовке к школе , имеющими проблемы в поведении, развитии и здоровье. У нас воспитываются разные дети, имеющие не только отклонения в речевом развитии, но и агрессивные, застенчивые, тревожные, гиперактивные, с ЗПР, с аутистическими проявлениями. И в каждом из этих случаев формы и методы работы будут разными. В своей работе мы учитываем тот факт, что многое зависит от взрослого, но еще больше зависит от возможностей ребенка.

Работать с детьми, имеющими разные проблемы в развитии, воспитании и здоровье легко, но и в то же время не просто.

Что необходимо, важно, результативно, чтобы работать с нашими детьми:

-надо обладать профессиональными знаниями, которые постоянно применяешь на практике и адаптируешь к ребенку. Только через ошибки приобретаешь свой собственный профессиональный опыт;

- в коллективе должно быть тесное взаимосотрудничество между всеми педагогами (мы приходим к единому мнению на консилиуме, затем выходим на родителя, озвучиваем проблемы, плюсы (на которые в дальнейшем можем опираться), минусы, которые будем корректировать, пользуясь помощью врачей. Чем тяжелей болезнь, чем больше «клубок» проблем, тем более ребенок нуждается во враче.

Более 50% детей проходят лечение в Туле и Москве, Казани,Самаре… У нас уесть выходы на клиники, врачей, даже , где лечить зубы ребенку с аутистическими чертами со сложным поведением.. Конечно, это работа возможна только при наличии согласия, понимания и большого желания оказать помощь своему ребенку со стороны родителей. Поэтому большая работа проводится с родителями. Работа с родителями самая сложная: тяжело принять диагнозы, проблемы ребенка, проводим работу осторожно, учитывая прошлые ошибки, мы выстроили тактику убеждения до 2-х подходов по оказанию помощи ребенку и родителю…Работа строится тактично, гибко. Не дается информация родителям, мы нарушаем этический кодекс. Родители первыми должны знать о проблемах ребенка. Но бывают ситуации,  когда время идет, родители после проведенной нами работы, ничего не предпринимают, время уходит, а спохватываются они только перед  школой, и то не всегда. Как правило, проблема становятся явной для родителя в среднем, когда ребенку 9 лет.  Наша задача – предупредить, озвучить проблему, дать выходы. Много зависит от родителей, готовы они это воспринимать или нет, применяем убеждения).

-принимать ребенка таким, какой он есть, уметь играть с ним, любить. Дети чувствуют, когда их не любят. Когда взрослый умеет играть, это дает возможность ребенку получать удовольствие учиться, узнавать новое. Все это является залогом успешности для ребенка. Я провожу занятия на адаптацию в начале года в течении 2-х недель. Во всех возрастных группах. Также  работаю по программе в старшей группе «Мое настроение», где мы учимся сочувствию, пониманию, эмпатии (Взрослый показывает на испуганное настроение (пиктограмму) спрашивает девочку стар.гр.: Какое настроение? Кричит. Почему кричит? Что чувствует? От чего кричит? От бешенства.),

, и готовлю детей к школе в подготовительной группе  по программе «Хочу в школу!». И все время, обучаясь, мы играем. Почему? Общаясь с учителями начальных классах, мы получили информацию о тех проблемах, с которыми сталкиваются учителя в начальной школе.

О школе….

ТРУДНОСТИ, С КОТОРЫМИ  СТАЛКИВАЮТСЯ  УЧИТЕЛЯ  ПРИ ПОСТУПЛЕНИЕ  ДЕТЕЙ  В  ШКОЛУ

1.Дети приходят в школу не наигравшиеся (играют под партой, во время урока, везде, из-за этого трудности в усвоении материала, играют вплоть до 4-ого класса).

2.Дети не знают правил (не собран портфель, безалаберное отношение к книгам, тетрадям, забывают); залазиют в шкаф, стол учителя без разрешения). Причины: попустительство родителей, не умеют общаться.

3. Не удерживают вербальную информацию более 2-х минут, «сползают» с материала. Причина: отсутствие правильного общения – умения слушать и слышать.

4.Нарушения в моторном развитии: не поставлена рука, дети быстро устают писать, неправильно держат карандаш, не умеют закрашивать.

5. Дети приходят читающими, но при этом не понимают чего читают, отсутствует звуко-буквенный анализ слова.

Работая с ребенком, мы помогаем ему развиваться. От условий жизни, от нас взрослых, зависят дальнейшие перспективы его развития.

Знаешь проблему, ищешь причину, находишь выход.

    Работаем  на успех….. и здоровье детей. Успешен, значит здоров! Об этом сейчас все забыли все  крутится на буквах, цифрах, чтении, репетиторах к школе, а потом через время «вылазеет» нездоровье, психосоматика, родителями кругами ходят по врачам, а причины не в плохом учителе и школе , а  в неправильной построенной установке, учете возможностей ребенка к школу.

1 раз в неделю я провожу коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе по программе «Хочу в школу»(20 занятий)по подготовке к школе.

В чем заключается готовность к школе?

Быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться

Л.А. Венгер, А.Л. Венгер.

УСПЕХ для ребенка – АДАПТИРОВАННОСТЬ, АВТОНОМЕН, САМОДОСТАТОЧЕН, МОТИВИРОВАННОСТЬ (ЖИТЬ ХОРОШО), РЕБЕНОК КРИТИЧЕН, ВЫСКАЗЫВАЕТ СВОЕ МНЕНИЕ, ЧУВСТВУЕТ САМ СЕБЯ И ДРУГИХ ЛЮДЕЙ!

Вся программа по подготовке к школе построена на игровом сюжете, (каждое занятие), ритуалах – звенит звонок, начинается урок и переменах,  где дети учатся снимать психоэмоционал ьное напряжения и контролировать свое поведение с помощью саморегуляции, проблемных ситуациях, положительных установках, индивидуальном подходе, коммуникативном взаимодействии, элементах нейропсихологии. Потренировать ребенка в преодоление трудностей. Дети должны быть заняты полезным для них делом. Ребенок должен быть  занят, но не перегружен.

Главное помнить об

Условиях   сохранения психического здоровья ребенка:

  Необходимо создать условия для возникновения адекватной самооценки (признать, исправить свои минусы, ошибки, осознавать свои положительные стороны; умения соотносить собственные возможности, силы, ресурсы с действительностью, то есть умение ставить реалистичные цели), причем адекватно высокой самооценки.

 Что ребенок должен понимать, что он способен добиться успеха, Родителям надо верить в ребенка всегда, даже, когда он сам в себя не верит. Поэтому стоит хвалить его за  продвижения, достижения!Это касается тревожных, нервных детей с пониженной самооценкой, флегматиков.

  Очень важно формировать у ребенка право на ошибку, принимать разные ситуации, находить из них выход. Дошкольник, уверенный в своих силах, оказавшись в школьных условиях, может растеряться, начать сомневаться в своих способностях.

  Адекватно реагировать на замечание, отметку. Необходимо помочь  совладать с негативными переживаниями, неудачей предварительно, узнав, чем вызван подобный протест, затруднение и исходя из этого, организовывать свою деятельность. (Пример)

  Создавать ситуациюуспеха!  Давать  положительные установки «Ты сможешь», «Ты справишься», «У тебя все получится», «Давай попробуем вместе».(Пример: « Я чуть переборщил, значит Я – КЛУША», Взрослый зовет девочку старшей группы, специально искажая фамилию ребенка. Девочка подходит. Взрослый спрашивает: разве ты Петрушкина? Нет, я Козлова. Кто тебя так называет? Бабушка. Мне кирдык. Что это значит? Это значит мне хана. А хана – что это?  Хана- мне конец. А конец что это пора домой? Нет, конец это у меня ничего не получается.)

  Ребенок должен знать, зачем он идет в школу – учиться писать, считать, решать задачи, много знать, познакомиться с новыми друзьями – его нужно замотивировать.  Никогда не пугайте школой!

- Создание теплой душевной атмосферы в группе (когда тебе рады принимают таким, какой ты есть)

Мы рекомендуем  родителям в какую школу идти, а выбор за ними. Важно не забывать о том, будет ли там ребенок успешным, будет ли ему там комфортно. Одного желания родителей мало, надо учитывать возможности ребенка, уровень его развития.

        С помощью данной программы реализуем решение актуальных проблем у детей с ОВЗ в сфере познавательного и социально-личностного развития.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа педагога-психолога по формированию психомоторики у детей с нарушениями речи

Проблема психомоторного развития ребенка-дошкольника принадлежит к числу наиболее значимых в современной общей и специальной педагогике, психологии, физиологии. Трудно переоценить роль движений в жизн...

Работа педагога-психолога по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении.

В статье описан алгоритм работы педагога-психолога по формированию толерантного отношения детей к детям с ОВЗ....

Выступление педагога-психолога на тему «Игры и упражнения с детьми раннего возраста для создания эмоционального благополучия в работе педагога-психолога в период адаптации»

Выступление педагога-психолога на тему «Игры и упражнения с детьми раннего возраста для создания эмоционального благополучия в работе педагога-психолога в период адаптации»Игровую деятельн...

Выступление педагога-психолога на тему «Игры и упражнения с детьми раннего возраста для создания эмоционального благополучия в работе педагога-психолога в период адаптации»

Выступление педагога-психолога на тему «Игры и упражнения с детьми раннего возраста для создания эмоционального благополучия в работе педагога-психолога в период адаптации»Игровую деятельн...

Работа педагога-психолога по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении.

В современном мире стремительно растет количество детей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья), и ограничения эти по самым различным критериям. У кого- то это нарушения речи, слуха, зрения, опорно-...

Презентация "Опыт работы педагога-психолога по формированию толерантного отношения старших дошкольников к детям с ограниченными возможностями здоровья"

Формирование основ толерантной культуры раскрывается в данном опыте работы педагога-психолога через экологизацию человеческих отношений у старших дошкольников и базируется на обучении их навыкам беско...