Взаимодействие педагога- психолога с родителями в ДОО
статья по коррекционной педагогике

Логачева Дарья Павловна

Работа педагога-психолога с родителями в первую очередь связана с созданием единой образовательной среды для максимального раскрытия потенциала каждого ребенка. Индивидуальность ребенка складывается в семье, из этого следует, что  психологическое просвещение родителей является важной задачей педагога-психолога. В детстве закладывается фундамент человеческой личности и его судьбы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логачева Дарья Павловна

Педагог - психолог, МБДОУ детский сад №6

МО Усть - Лабинский район

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ В ДОО

Работа педагога-психолога с родителями в первую очередь связана с созданием единой образовательной среды для максимального раскрытия потенциала каждого ребенка. Индивидуальность ребенка складывается в семье, из этого следует, что  психологическое просвещение родителей является важной задачей педагога-психолога. В детстве закладывается фундамент человеческой личности и его судьбы.[3]

Полноценное развитие детей дошкольного возраста происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между родителями и детским садом строится, как правило, на основе демонстрации достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т.д.[5]

Эксперты считают, что родители, воспитывающие детей, стали больше нуждаются в помощи профессионалов. Консультации нужны не только родителям детей из группы риска. Они также необходимы для успешных семей. По мнению ученых, в наше время, все чаще наряду с детьми, с уравновешенной психикой, встречаются дети эмоционально неустойчивые. Дошкольники часто имеют самые разнообразные варианты различной акцентуации: импульсивность, агрессивность, лживость, а также повышенную уязвимость, чрезмерное движение чувства стыда, замкнутость и т.д. Многие родители хотят научиться лучше понимать своих детей. Для этого не обязательно давать родителям знания, но необходимо ознакомить их с основными подходами, я покажу им, как повысить самооценку ребенка, ее возможности для личностного роста, научить его чувствовать себя лучше, открыто и честно в отношениях между взрослым и ребенком.

Родители осознают важность своего влияния на потребности личности ребенка, учатся способствовать его гармоничному развитию, активно сотрудничают с образовательным учреждением. Психологи, дети и родители могут научиться, лучше понимать друг друга, и помочь друг другу почувствовать себя сильнее и лучше.[1]

Очень жаль, что родители обращаются за помощью к психологу только в кризисных ситуациях. Потому что  взаимодействие детского сада и семьи составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно -образовательную микросреду т.е образовательное пространство. Детский сад и семья передают  ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

В системе взаимодействия педагогов-психологов  и родителей наблюдается ряд проблем, которые  снижают уровень образовательной деятельности.

В настоящее время, заметно возрос интерес педагогов и руководителей дошкольных учреждений к работе с семьей. Согласно, Концепции модернизации российского образования, семья должна быть активным субъектом образовательной политики. Достижение стратегических целей модернизации образования возможно только в процессе постоянного взаимодействия системы образования и различных ее представителей, в том числе и с семьей как социальном институтом.

В этих условиях взаимодействие педагога-психолога с семьей организовано так, чтобы это направление было востребовано со стороны родителей. Следует иметь в виду, что лекционные формы работы, стали, неэффективными. Нужно учитывать потребности и жизненный опыт родителей, также в работе необходимы все способы и формы взаимодействия с семьей, которые доступны психологу. Работа с родителями - это одна из главных причин, по которой нужна психологическая служба, направленная на сохранение и укрепление психического здоровья детей. В то же время усилия психолога и родителей в процессе воспитания детей, это непросто в организационном, психолого - педагогическом плане. Основополагающими условиями ее решения является создание особой формы общения между родителями и психологом, которую можно обозначить как лояльный контакт.[1]

Психологическое просвещение и профилактика осуществляются с использованием педагогом-психологом групповых, индивидуальных и наглядно-информационных форм работы.

Теперь я хочу немного рассказать о каждом из них, которые наиболее распространены.

1. Это совместное мероприятие педагога-психолога, педагогов и родителей: родительские собрания, которые включают выступления педагога-психолога; групповые беседы, лекции и дискуссии педагога-психолога; интеллектуальные игры, упражнения, занятия с элементами тренинга; дискуссии, обсуждение проблемных ситуаций; психологические разминки; родительские конференции; семинары.

2. Каждая из форм работы предназначена для индивидуальной работы с родителями или другими членами семьи учащихся. К ним относятся индивидуальные психологические консультации и беседы. С помощью индивидуальных форм, можно выявить наиболее распространенные причины, по которым родители обращаются к психологу - это могут быть проблемы адаптации ребенка до определенных условий; проблемы с поведением и детские страхи; проблемы в развитии когнитивных процессов, внутрисемейные конфликты; воспитание ребенка в неполной семье; языковые нарушения у ребенка; консультации по психодиагностике, проведение психодиагностики ребенка в присутствии родителей.

3. Визуальные и информационные формы работы педагога-психолога с родителями играют роль косвенного общения психолога и родителя: информационный стенд психолога; страница на сайте учреждения; литература; буклеты.

4. Также стали пользоваться спросом онлайн консультации. Такой вид работы можно использовать как индивидуальной формой так и групповой.

В своей работе я в основном использую индивидуальную форму работы. От правильности выбора методов зависит успешность работы психолога. К ним можно отнести установление доверительных отношений, правильность рекомендации по развитию и воспитанию ребенка.

Так же очень часто родителям стали интересны онлайн консультации. Такой вид экономит время и можно подключиться в любом месте, где находишься.

Чтоб разнообразить свои консультации, я использую QR код. Родители подходят к стенду с консультациями и через мобильный телефон считывают этот код с информацией и могут этой консультацией воспользоваться вне стен детского сада. Этот способ экономит и бережет время, как родителей, так и педагогов.

Взаимодействие дошкольных учреждений и семей с использованием нетрадиционных форм работы обеспечивает порядок создания оптимальных условий, как для удовлетворения потребностей личности ребенка, так и для его ближайшего окружения. В работе соблюдаются нормы взаимодействия: взаимное уважение, открытость к общению, доверие и т.д.[2]

Чтобы ваша работа с родителями строилась успешно, придерживайтесь следующих правил:

- не начинайте разговор с родителями, указывая на негативные аспекты поведения их ребенка;

- сначала обратите внимание на положительные моменты в жизни;

- внимательно и терпеливо выслушивайте комментарии, жалобы родителей, их сомнения, возражения;

-если есть необходимость, тактично указывать родителям на ошибки, которые они совершают;

- внушить родителям веру в своего ребенка;

- щадить родительскую самооценку;

-не принижайте авторитет родителей, каким бы малым ни был их опыт в воспитании детей.

Библиографический список:

  1. Гуров В.Н. Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. – М.: Педагогическое общество России,2003
  2.  Зверева О.Л. Работа детского сада с молодой семьей. М.,1990
  3. Кравцов Г. Личность формируется в семье // Дошкольное воспитание. 1991. № 2.
  4. Макаренко А.С. Лекции о воспитании. М., 1988. 52
  5.  Солодякина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Практическое пособие 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности взаимодействия педагога-психолога с родителями старших дошкольников с различными стилями семейного воспитания

В настоящее время при организации работы с родителями старших дошкольников педагог-психолог использует как традиционные формы и методы работы, так и новаторские, нетрадиционные. При этом акцент ставит...

Взаимодействие педагога-психолога с родителями детей группы компенсирующей направленности.

Семья, первая общественная ступень в жизни человека и роль семьи в воспитании детей огромна, т. к. она влияет на ребенка, приобщая его к окружающей действительности, посредствам родительск...

Инновационные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями через интернет-ресурсы

Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе – это одна из самых новых проблем в отечественной дошкольной педагогике, так как наука и техника не сто...

Презентация "ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В РАМКАХ ФГОС"

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сделан акцент на психолого-педагогических условиях, включающих «…поддержку Организацией и педагогами родите...

"Творческая мастерилка" как форма взаимодействия педагога-психолога с родителями воспитанников ДОУ в рамках ФГОС

Презентация представляет собой опыт работы педагога-психолога с родителями воспитанников ДОУ....

Клуб-общение "Влияние взаимодействия педагога-психолога с родителями и педагогами на речь и психологическое здоровье детей"

Цель:  выработка внутренней позиции профессиональной деятельности, ориентирующей психологом на построение взаимоотношений с педагогами и с родителями на основе сотрудничества.Задачи:Актуализирова...

Консультация для педагогов . Тема: "Формы и методы взаимодействия педагога-психолога с родителями."

Представлен  алгоритм психолого-педагогической работы с семьей....