Коррекционное занятие: "В гостях у осени".
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя, старшая группа)

Мельникова Елена Павловна

Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения произносить многосложные слова со стечением согласных в полном звуко-слоговом составе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

детский сад №75 компенсирующего вида Красногвардейского

района г. Санкт-Петербурга

Конспект
коррекционного занятия:
«В гостях у осени»
с детьми старшей группы
(диагноз:
ТНР-ОНР II-ого уровня развития, дизартрия и ТНР-ОНР
III-ого уровня развития, дизартрия
).

С использованием ЭОР и современных методик обучения.

                                                                                   Автор: Учитель логопед:

                                                                                          Мельникова Е.П.

        

Санкт-Петербург
2020 г.


Цель: Формирование умения произносить многосложные слова со стечением согласных в полном звуко-слоговом составе.

I. Коррекционно-образовательные задачи:

 1) Упражнять детей в передаче ритмического рисунка 2-х сложных слов кинетически и интонационно с выделением ударного слога.

 2) Расширять и активизировать словарь по теме: «Фрукты в осеннем саду».

3) Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных).

4) Закреплять умение строить нераспространенное предложение с предлогом в.

5) Формирование фонематических процессов: слоговой анализ и синтез слов разной слоговой структуры.

II. Коррекционно-развивающие задачи:

1) Формирование у детей зрительного, слухового внимания, чувства рифмы.

2) Работать над выработкой плавной целенаправленной воздушной струи.

3) Формирование точных артикуляционных движений под речевое сопровождение.

4) Совершенствование навыков координации речи с движением, мелкой моторики.

III. Коррекционно-воспитательные задачи:

1)  Развитие выразительных средств языка, развитие коммуникативных навыков ведения диалога.

2) Развитие чувства сплоченности, сопереживания, инициативы.

3) Формирование умения выхода из сложившейся проблемной ситуации.
                       Предварительная подготовка к занятию:
Рассматривание иллюстраций фруктов и пейзажных картин «Золотая осень»; беседа: «Что нам осень подарила?»; разучивание стихотворений о дарах осени.

                         Оборудование и материалы к занятию:

1. Экран мультимедиа:
                   Изображение королевы осени на экране, наложение силуэтов фруктов, изображение даров осени, интерактивная игра: «Чудо-дерево» (найти нужные слоги, входящие в названия фруктов:
манго, финик, банан, лимон).

2. Бумажные яблоки для развития дыхания.

3. Предметные картинки – фрукты.

4. Панно: «Дары осени».

5. Обводки фруктов для раскрашивания и оформления слоговых схем слова.

                Методики, использованные для организации игровой
                 образовательной деятельности детей на занятии.

1 . Сказкотерапия.
2 . Самомассаж.
3. Образовательная кинезиология.
4. ИКТ.


Структура организованной деятельности

Деятельность логопеда

Деятельность детей

1. Организационный момент.

На экране появляется изображение королевы Осени.

2. Основная часть занятия:

Демонстрация панно, на котором изображены колосья, грибы, овощи, фрукты.

Проводится упражнение: «Закончи предложение правильным ответом».



Гимнастика для тренировки мышц глаз.


Дыхательная гимнастика: «Яблоки» (проводится стоя).




Ритмизация речи, отхлопывание названий фруктов по слогам.
Используются предметные картинки.


Игра: «Подбери фрукт в рифму».



Комплекс артикуляционной гимнастики: «Яблоки».


Самомассаж «Фруктовый  сад».



Образование слов, использование изображения на экране.


Релаксация.
Речь с движением: «Компот».








Проблемная ситуация.













Интерактивная игра: «Чудо-дерево» на составление слов из слогов.


Игра: «Наложенные силуэты».


Мелкая моторика. Звуко-слоговой анализ слов – названий фруктов. Раскрашивание  фруктов,задуманных детьми.

3. Рефлексия.







Логопед загадывает загадку: «Время года отгадай, тучи по небу гуляют, птицы к югу улетают, грибники в леса спешат, листья желтые летят. Кто скажет, кто знает, когда это бывает?».

Сегодня мы отправляемся в царство королевы Осени, она нас спрашивает: «Что бывает только осенью?».

Логопед помогает вопросом: «Урожай чего собирают люди осенью?».

Предложения логопеда:
«Угрожай грибов собирают в поле»; «Урожай овощей собирают в саду»; «Урожай зерна собирают в лесу»; «Урожай фруктов собирают в огороде».


Логопед: «
Сейчас мы отправимся в осенний сад».
Слова логопеда:
Вот растет фруктовый сад,
Побывать там каждый рад!
Слева сливы,
Справа – груши,
Сверху – яблоки получше,
А внизу – лежат горой.
Глазки ты открой, закрой,
Яблок набери домой.
Вопрос логопеда:
Почему яблоки под яблоней лежат горой?

Логопед: Мы яблоки осенние, на ветках мы сидим. Дунул ветер – полетели; полетели, полетели и на землю тихо сели.

Логопед:  А теперь мы дружно встали, правильно фрукты назвали. Сядет тот, кто правильно отхлопает фрукт.



Слова логопеда:  
Сладкая на дереве так красива, синяя …
Очень, очень кислый он, называется … .
Ты её  покушай,  это сладкая … .
Он из жарких стран, растёт в тропиках … .
Сладких зёрнышек в коробочке склад, это же … .
Абрикоса друг, с пушком вокруг, сам невелик … .
На грушу похожа, но твёрда, отгадаешь едва, а это … .

Логопед:  Осень к нам пришла, в сад нас позвала.
Выросла яблонька высокая, высокая. На ней висят крупные яблоки. Твёрдые они. Ползёт червячок. Залез в яблоки, не прокусить, твёрдые! Пришла мама, набрала яблок целую корзинку. Сварила варенье. Вкусное, сладкое. Такие яблоки детям нравятся!

Логопед: Как можно назвать сад, в котором растут фрукты?

Хорошо у бабушки растёт фруктовый сад.
Там на деревьях  сливы и яблоки висят.
И груши, прямо с дерева могу я собирать.
Как хорошо у бабушки мне летом отдыхать.






Логопед:
Что любят бабушки и мамы готовить  из фруктов?

Образование слов: апельсиновый, яблочный, ананасовый сок. Сливовое, грушевое, яблочное, абрикосовое варенье.


Логопед совместно с детьми проговаривает текст:
«
Варим, варим мы компот,
Фруктов много надо вот:
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот,
Угостим честной народ».

Логопед: Представим, что надо помочь бабушке сварить компот. Что для этого надо сделать?
Логопед предлагает на ощупь под салфеткой отгадать фрукты: апельсин, киви, сливы, яблоко.
Логопед:
Давайте расскажем, что будет внутри сливы, апельсина, киви, яблока.




Логопед:
У Королевы-Осени тоже растут разные фрукты, только на одном чудо-дереве. Демонстрация дерева на экране.

Логопед:
Мы сегодня в сад пойдем, фрукты разные найдем.

Логопед: Фрукты, чтобы они выглядели аппетитно, надо раскрасить. Разделить названия на столько частей, сколько слогов в их названии.



Логопед:
Дети, в гостях у кого мы сегодня побывали? Что вам понравилось во время путешествия по дивному саду королевы Осени? Какие задания королевы были вам интересны?

Ответ детей: «Это бывает осенью».

Ответы детей :Птицы улетают в теплые края. Падают с деревьев листья, это называется листопад. Люди собирают урожай зерна, грибов, фруктов и овощей. 

Читают стихотворение: «Опустели наши грядки.
Огород и сад в порядке.
Ты, земля, ещё рожай,
Мы собрали урожай».

Дети исправляют: «Урожай грибов собирают в лесу. Урожай зерна собирают в поле. Урожай овощей собирают в огороде. Урожай фруктов собирают в саду».

Дети выполняют движения: прищуривают глаза, переводят глаза влево, вправо, вверх, вниз,   делают круговые вращения глаз, закрывают и открывают глаза.





Ответ:
 Яблоки поспели и осыпались от ветра.

Дети берут изображение яблок и плавно дуют на листик.
Дети приседают, кладут яблоки на коврик.


Дети отображают сильным и слабым хлопком ритмический рисунок слов:
груша (Хх), банан (хХ), лимон (хХ), слива (Хх), гранат (хХ), персик (Хх), слива (Хх), айва (хХ).


Ребенок, у которого картинка, поднимает её и повторяет слово, попадая в рифму:
- Слива
- Лимон
- Груша
- Банан
-  Гранат
- Персик
- Айва.



Под речевое сопровождение дети выполняют серию упражнений для языка:
1. Поднимают язык к носику, тянут.
2. Надувают щёки, постукивают пальцами по щекам.
3. Имитируют жевание.
4. Узкий язык поднять – опустить вниз.
5. «Орешки».
6. «Чашечка».
7. «Вкусное варенье».
8. «Присоска».



Проглаживание пальцами кожи лба по направлению к ушам.
Поглаживание вокруг глаз.
Поглаживание мышц щёк (круговые движения).
Пощипывание ушек, затем мышц щёк.
Гладят по щекам к ушкам.
Гладят по губам к ушкам.

Бабушки любят готовить сок, варенье, компот, печь пироги.




Округляют одну руку в форме кастрюли, другой рукой как бы мешают фрукты.
Делают соответствующие движения: рубки, нарезки, отжима.



Ответы детей: «
Взять кастрюлю, налить воды, поставить на плиту, почистить фрукты».
Дети ощупывают под салфеткой фрукты, рассматривают их.
Ответы:
мякоть и косточка у сливы, дольки и семечки у апельсина, мякоть и мелкие косточки у яблока, мякоть и семена у киви.

Дети составляют 2-х сложные слова:
 ба-нан, фи-ник, ли-мон, ман-го.


Дети распутывают фрукты:
ананас, груша, яблоко, лимон.

Дети рисуют любимый фрукт, раскрашивают его, внизу под рисунком оформляют звуко-слоговую схему слова.




Дети высказывают собственное мнение, благодарят Осень за щедрые дары.  За прекрасное выполнение всех её заданий королева Осень дарит детям сюрпризы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое коррекционное занятие "Необыкновенное приключение в осеннем лесу"

Коррекционное занятие проводится с целью получения у детей эмоционального отклика и развития у них выразительности пластики, воображения и сообразительности.Основной задачей Занятия является совершенс...

Конспект коррекционного занятия "В ГОСТЯХ У КРАСНОЙ ШАПОЧКИ"

Цель: способствовать раскрытию интеллектуального потенциала ребёнка, развитию его самостоятельности, произвольного поведения, способствовать формированию дружеских взаимоотношений детей в группе, спло...

Открытое занятие "В гости к Осени". Воспитатель года

Приоритетная образовательная область: «Познание: развитие познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей, формирование представлений о сезонных изменениях в природе, расширение кругозора де...

Конспект открытого занятия «В гости к Осени пойдем»

Конспект открытого занятия по познавательному развитию...

День открытых дверей Коррекционное занятие “В гостях у белочки” 2017г

День открытых дверей Коррекционное занятие “В гостях у белочки&rdquo...

Коррекционное занятие "В гостях у весны"

Весна – это очень интересное и удивительное время в году. Именно весной так свежо и легко дышится, появляется солнышко, по которому мы все так истосковались за зиму. Весной можно найти столько в...

Презентация к коррекционному занятию "В гости к Лунтику"

Презентация к коррекционному занятию "В гости к Лунтику"...