План самообразования учителя логопеда по теме коррекция мелкой моторики у детей с ТНР
рабочая программа по коррекционной педагогике

Колочкова Наталия Николаевна

Общее недоразвитие речи является препятствием на пути формирования мелкой моторики рук у дошкольников. В отличие от детей с нормальной речью, дети с ОНР испытывают намного больше трудностей в овладении этими важными для учебной деятельности процессом. Но при своевременном выявлении недостаточности развития мелкой моторики рук и при проведении регулярной и продуктивной коррекционно-развивающей работы, у детей наблюдаются значительные улучшения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobr_kolochkovoy_22-27_297.doc136 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад №297 комбинированного вида

Ново-Савиновского района г. Казань

Индивидуальный план  повышения профессионального уровня

на 2022-2027уч.г.

Тема: «Коррекция мелкой моторики рук

у детей с ТНР»

Учитель-логопед

Колочкова Н. Н.

Казань 2021 г.

Актуальность выбранной темы:  

Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук.

     Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

     Замечено, что дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить.

     «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев», - писал В. А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремиться делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка.    

      Письмо называют базовым навыком, т. е. навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение, а значит, ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учебе. Вот почему параметром школьной зрелости является уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющий скорость и легкость формирования навыка письма. Письмо – это сложный координированный навык, требующей слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации всего тела.

     Для того чтобы ребенок легко и успешно учился в школе, он должен легко и без напряжения говорить. А тренировка движений пальцев рук, в свою очередь, оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

     Кора  головного мозга состоит из нескольких частей, каждая из которых за что-то отвечает. Есть в коре головного мозга такая часть, которая определяет двигательные характеристики. Третья доля этой части коры головного мозга  занимает двигательные способности кистей рук и расположена совсем рядом с речевой зоной мозга. Именно поэтому можно говорить о том, что если у ребенка плохо развиты пальчики, то от этого у него будет страдать речь и наоборот. В связи с этим ряд ученых называют кисти рук «органами речи», как и артикуляционный аппарат. Поэтому, чтобы у ребенка была хорошо развита речь, следует тренировать не только органы речи, но и мелкую моторику.

Указанной проблемой занимались такие исследователи, как Фомина Л. Ф., Лурия А. Р., Сеченов И. М., Бернштейн Н. А., Кольцова М. М., Шашкина Г. Р. и другие.

Проблема:

У детей логопедической группы с заключением ТНР ОНР III уровня речевого развития наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики пальцев рук. Это проявляется в недостаточной координации пальцев рук (например при расстегивании пуговиц, завязывании шнурков и т.д.). названные отклонения в двигательной сфере наиболее ярко проявляются у детей с дизартрией. Однако нередки случаи, когда указанные трудности характерны и для детей с другими патологическими формами аномалий.

Согласно данным психологов и физиологов, у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи слабо развиты мелкие мышцы рук, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы находятся на разной стадии развития. Поэтому движения характеризуются недостаточной четкостью и организованностью. Отмечаются нарушения координации, темповые расстройства, утомляемость и истощаемость движений, недостаточная сформированность графо-моторных навыков. У детей наблюдается нарушение ориентировки на листе бумаги, излишняя мышечная напряженность, неправильное положение руки во время графо-моторной деятельности, слабая развитость мелкой моторики, нарушение координации тонких движений руки.

Особенности реализации двигательных речевых и неречевых программ, их ритмической организации и характер трудностей формирования навыка письма имеет единую природу, связанную, главным образом с нарушением моторных функций.

 Таким образом очевидно, что общее недоразвитие речи является препятствием на пути формирования мелкой моторики рук у дошкольников. В отличие от детей с нормальной речью, дети с ОНР испытывают намного больше трудностей в овладении этими важными для учебной деятельности процессом. Но при своевременном выявлении недостаточности развития мелкой моторики рук и при проведении регулярной и продуктивной коррекционно-развивающей работы, у детей наблюдаются значительные улучшения.

Цель:

Развитие мелкой моторики рук, оказывающей благоприятное влияние на развитие речи, развитие зрительно-пространственной координации, активизация познавательной и речемыслительной деятельности, профилактика возникновения у будущих школьников дисграфии. Подготовка к письму.

          Задачи:

1. Изучить теоретический и практический материал о методах развития мелкой моторики, их функциях, характеристиках.

2. Изучить методы диагностики нарушений мелкой моторики.

3. Пересмотреть содержание логопедической работы с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения, и включить в работу упражнения и задания  по развитию мелкой моторики нетрадиционными методами и за счет применения этих методов:

-  улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

- улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

- улучшить общую двигательную активность;

- содействовать нормализации речевой функции;

- развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

- создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Предполагаемый результат:

Улучшение в развитии мелкой моторики, развитии речи, максимальное приближение уровня их развития к возрастным нормам.

Скоординированность точности движений детей при выполнении заданий, требующих напряжения мышц кисти руки, движения должны быть более пластичны и точны.

Понижение уровня мышечной истощаемости.

Выработка интереса к продуктивной деятельности, требующей задействования мелкой моторики (рисование, лепка, аппликация и т.д.).

Основные направления деятельности:
1. Повышение уровня самообразования;
2. Совершенствование предметной среды, способствующей развитию моторики и речи детей;
3. Разработка материала, конспектов непосредственно образовательной деятельности.

Этапы работы:
1 этап  

Установочный
Выбор темы, постановка целей, подбор литературы, поиск материалов в интернете по данной теме
План изучения темы:

      1. Методы развития мелкой моторики. Функции. Характеристики.

2. Развитие мелкой мускулатуры в онтогенезе. Особенности мелкой моторики у детей с нарушениями речи. Нарушения в развитии мелкой моторики.

2 этап
Теоретический

Работа с детьми  Мониторинг  мелкой моторики и развития речи детей.

 Работа с родителями  Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи дошкольников (родительское собрание)

 Самореализация 

- Работа с методической литературой. 
- Изучение мониторинга по данным областям.

- Подбор практического материала для реализации поставленных задач.

- Систематизация материала по развитию мелкой моторики

3 этап
Практическое решение проблемы
1.Работа с детьми 
Использование разработок на развитие моторного праксиса в подгрупповой и индивидуальной работе.  
2.Работа с родителями 

- Анкетирование родителей.
- Составление папок-передвижек и консультаций

- Составить подробный список литературы для родителей, подготовить советы, которые помогут им организовать работу по развитию мелкой моторики и расширению кругозора ребенка, усвоению основных правил по развитию речи.
- Организовать выставку пособий по развитию моторики.
- Семинар-п
рактикум «Подготовка ребенка к школе: развитие графических навыков»
- Индивидуальная помощь родителям по их запросам.
3.Самореализация 

- Составление коррекционной работы с детьми с низким уровнем  развития речи и слабой моторикой.
- Обработка результатов мониторинга .

-Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС (картотеки, игры, наглядность)

4 этап
Анализ и обобщение накопленных педагогических фактов
 - Выступление с творческим отчетом на пед. совете.
-Показ открытого ООД по развитию речи с приглашением коллег .

5 этап
Итогово – контрольный

1. Мониторинг по развитию мелкой моторики и  речи.
2.Работа с родителями: Анкетирование родителей.
3. Анализ итогового мониторинга освоения программного материала детьми.
4. Составление плана работы с детьми с низким уровнем освоения программного материала .
                       

                       

 Список изученной литературы:

  1. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  2. Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. -  1983. - №1.
  3. Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  4. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001.
  5. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  6. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
  7. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
  8. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
  9. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.
  10. Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.
  11. Кирий А. Логопедические игры для малышей. Ростов-на-Дону, 2015.
  12. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.
  13. Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.
  14. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.

                        Список литературы для самостоятельного изучения:

 1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений, 3-е изд. стереотип / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. – М. : Академия, 2000. – 400с.

2. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей [Текст] / А. Г. Арушанова. – М. : Мозайка - Синтез, 2005. – 272 с.

3. Белая, А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников [Текст] / А. Е. Белая. – М. : Астрель, 2009. – 143с.

4. Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности [Текст] / Н. А. Бернштейн. – М. : 1966. – 349 с.

5. Бот, О. С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / О. С. Бот // Дефектология. – 1983. – №1. – С.61.

6. Вавилова, А. В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи [Текст] / А. В. Вавилова // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С.495- 497.

7. Воробьева, В. К. Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи [Текст] / В. К. Воробьева // Дефектология. – 1990 .– №4.– C.40–46.

8. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В. К. Воробьева. – М. : Астрель: Транзиткнига, 2006.

9. Выготский, Л. С. Проблема возраста. Собрание сочинений: в 6-ги т.Т.4.[Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1982. – 268 с.

10. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1988.–500с. 81

11. Гатанова, Н. В. Развиваю мелкую моторику [Текст] / Н. В. Гатанова, Е. Г. Тунина. – СПб. : Питер, 2000г., – 144с.

12. Глухов, В. П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи [Текст] / В. П. Глухова, М. Н. Смирнова // Логопедия. – 2005. – №3. – 125 с.

13. Глухов, В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию [Текст] / В. П. Глухов // Дефектология. – 1994. – №4. – C.63 – 71.

14. Глухов, В. П. Формирование связной речи у детей с общим речевым недоразвитием [Текст] / В. П. Глухов. – М. : АРКТИ. 2004. – 168 с.

15. Горбунова, Е. В. Взаимосвязь нарушений мелкой моторики с нарушениями речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Е. В. Горбунова // Коррекционнаяработа,2016. – №8. – С.62-67.

16. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного учреждения [Текст] : сб. метод. рек. – СПб. : Детство-Пресс, 2000. – 232 с.

17. Ержанова, С. Е. Использование пальчиковой гимнастики как одно из средств развития речи детей [Текст ] / С. Е. Ержанова, А. А. Жумабекова, Г. С. Дынгырова . – Уфа : Лето,2015. – С.57-59. 18. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников. Дети с общим недоразвитием речи[ Текст] : пособие для логопедов / Л. Н. Ефименкова. – М. : Просвещение, 1981. – 112с.

19. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург : Литург, 2004. – 320 с.

20. Запорожец, А. В. Развитие произвольных движений [Текст] / А. В. Запорожец. – М. : Астрель, 1990. – 320 с. 82

21. Земляченко, М. В. Формирование мелкой моторики и развитие речи дошкольников [Текст] / М. В. Земляченко, Т. В. Кутергина, Т. Д. Кузнецова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. – Пермь : Меркурий, 2014. – С.169-172.

22. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка [Текст] / М. М. Кольцова. – М., 1973.

23. Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры [Текст] / О. И. Крупенчук. – СПБ. : Литера, 2005. – 220 с.

24. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПб. : СОЮЗ, 1999. – 160 с.

 25. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики [Текст] / А. А. Леонтьев. – М. : Смысл, 1997. – 287 с.

26. Лобанова, Н. Н. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей [Текст] / Н. Н. Лобанова // Молодой ученый. – 2014. – №20. – С. 595-596.

27. Лурия, А. Р. Язык и сознание [Текст] / А. Р. Лурия. – Ростов-наДону : Феникс, 1998. – 340 с.

28. Лурия, А. Р. Мозг и психологические процессы [Текст] / А. Р. Лурия. – М., 1963.

29. Макарова, В. Н. Методика работы по развитию образной речи у старших дошкольников [Текст] / В. И. Макарова, Е. А. Ставцева., М. Н. Мирошкина. – М. : Центр педагогического образования, 2009.

30. Павлова, Л. Значение развития действий рук [Текст] // Дошкольное воспитание. – 1984 – №1. – С. 54 - 60.

 31. Плутаева, Е. В. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет [Текст] / Е. В. Плутаева, П. В. Лосев // Дошкольное воспитание – 2005 – №5 – С.43 -45.

32. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] : 2 т. Т.1. / С. Л. Рубинштейн. – М. : Педагогика, 1989. – 488 с. 83

33. Савина, Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников [Текст] / Л. П. Савина. – М. : Родничок, 2013. – 185 с.

34. Сидорчук, Т. А. Технология развития связной речи дошкольников [Текст] : методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений / Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хомченко. – 2004, – 59 с.

35. Смирнов, А. А. Проблемы психологии памяти [Текст] / А. А. Смирнов. – М. : 1966. – 375 с.

36. Солнцева, В. А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников [Текст] / М. : АСТ, 2011. – 165 с.

37. Ткаченко, Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков [Текст] / Т. А. Ткаченко. – М. : ЭКСМО, 2010. – 234 с.

38. Сохин, Ф. А. Осознание речи дошкольниками [Текст] / Ф. А. Сохин. – М. : Педагогика, 1978.

39. Сухомлинский, В. А. Родительская педагогика [Текст] / А. В. Сухомлинский. – М. : Знание, 1978. – 96 с.

40. Теремкова, Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР [Текст] / Н. Э. Теремкова. – М. : ГНОМ и Д, 2007. – 32 с.

41. Тютюева, И. А. Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / И. А. Тютюева // Концепт. – 2016. – С. 95.

42. Узорова, О. В. Игры с пальчиками [Текст] / О. В. Узорова. – М. : Астрель, 2008. – 154 с.

43. Ушакова, О. С. Развитие речи и творчества дошкольников [Текст] / О. С. Ушакова. – М. : Сфера, 2008 г.

44. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О. С. Ушакова. – М. : Изд-во Института Психотерапии, 2001 – 240 с.

45. Филичева, Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В Туманова, – М. : Дрофа, 2010. – 27 с. 84

46. Федоренко, Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева. – М. : 2005. – 240 с.

47. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / М. М. Алексеева. – М. : Академия, 1999. – 222 с.

48. Цвынтaрный, В. В. Игрaeм пaльчикaми и рaзвивaeм рeчь [Текст] / В. В. Цвынтарный. – СПб. : Речь, 2010. – 32 с.

49. Шадрина, Л. Г. Развитие предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста [Текст] / Л. Г. Шадрина // Вектор науки ТГУ. – 2012. №4 (11). – C. 326-329.

50. Шаховская, С. Н. Развитие речемыслительных способностей детей [Текст] / С. Н. Шаховская. – М. : Просвещение, 2009.

51. Шмелева, Е. Б. Пальчиковые игры [Текст]: Пособие по развитию мелкой моторики и речи у детей 2-4лет. / Е. Б. Шмелева. – М. : Ювента, 2008. – 48 с.

52. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Д. Б. Эльконин. – М. : 2007. – 384 с.

53. Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей [Текст] / В. И. Яшина, М. М. Алексеева. – М. : Академия, 2013.

Планирование работы по самообразованию на 2022-2023 уч.г.

Направление работы

Мероприятия

Сроки

Научно-исследовательская работа по проблеме

Изучение научно-методической, учебной литературы

Подобрать теоретический и практический материал для работы над развитием мелкой моторики.

В течение

учебного года

Практическая деятельность

1.Подобрать атрибуты, дидактический материал для игр по развитию мелкой моторики.

2.Пополнить   речевой материал пальчиковыми играми, Су-Джок играми, играми с применением биоэнергопластики и кинезиологии.

В течение учебного года

Работа с детьми

1. Обследование развития мелкой моторики у детей группы

2. Проведение  индивидуальных занятий по формированию графо-моторных навыков по прописи

3. Проведение пальчиковых гимнастик в течении дня в группе

4. Внедрение в  индивидуально-подгрупповую работу  игр и упражнений на развитие мелкой моторики.

5. Развлечения:

«Путешествие в сказку»

«Гуси-лебеди»

 «Волшебные ладошки»

 «Речь и весёлый мяч»

Сентябрь,май

Октябрь

Декабрь

Март

Май

Сотрудничество с родителями

1. Консультация «Леворукий ребенок»

Памятка «Общие движения. Кинезитерапия»

2. Круглый стол «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития у детей с речевыми нарушениями»

3. Фотовыставка для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем».

4. Тесты «Левша или правша»,

«Готов ли ваш ребенок к письму».

5. Практикум «Пальчиковые шаги»

Октябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Май

Творческое сотрудничество с коллегами

1 Консультации   для воспитателей «Взаимосвязь уровня развития мелкой моторики и речи детей, применение биоэнергопластики при проведении пальчиковых игр».

2. Семинар-практикум РМО «Дома играем - пальчики развиваем»

3. Тренинг для воспитателей «Пальцы помогают говорить».

4.Разработать картотеки пальчиковых игр для воспитателей   групп.

ноябрь

март

Апрель

Май

Освоение ТСО

Продолжать осваивать офисное приложение Microsoft Office Power Point , ETNG131 для составления слайдовой презентации и использовать ее в своей дальнейшей работе.

В течение учебного года

Подведение итогов самообразования

1. Провести сравнительный анализ количественных и качественных показателей результатов коррекционной работы за год.

2. Составить картотеку игр, пособий  по развитию мелкой моторики.

май

В течение учебного года

                                                                             

Планирование работы по самообразованию на 2023-2024 уч.г.

Направление работы

Мероприятия

Сроки

Научно-исследовательская работа по проблеме

Изучение научно-методической, учебной литературы

Подобрать теоретический и практический материал для работы над развитием мелкой моторики.

В течение

учебного года

Практическая деятельность

1.Подбор новых игр по изученным технологиям по коррекции мелкой моторики.

2.Пополнить   речевой материал пальчиковыми играми, Су-Джок играми, играми с применением биоэнергопластики и кинезиологии. А так же поиск новых технологий по коррекции мелкой моторики.

В течение учебного года

Работа с детьми

1. Обследование развития мелкой моторики у детей группы

2. Проведение  индивидуальных занятий по формированию графо-моторных навыков по прописи

3. Проведение пальчиковых гимнастик, кинезиологических упражнений, упражнений на координацию движений, су-джок терапия, подвижные игры, дыхательная гимнастика, игры с прищепками, самомассаж лица, шеи, ладоней, подушечек и фаланг пальцев, упражнения с различными предметами, артикуляционная гимнастика

4. Развлечение «Осенняя пора» с играми на развитие моторики.

5. Открытое занятие для родителей «Посмотрите на наши пальчики» развитие графо-моторных навыков.

6. Вечер открытых дверей «Поиграй со мною мама»

Сентябрь,май

В течении года

В течении года

Октябрь

Апрель

Май

Сотрудничество с родителями

1. Консультация «Развитие мелкой моторики – залог красивой и правильной речи»

2. Практикум «Играем пальчиками и развиваем речь»

3. Презентация игровой технологии для коррекции мелкой моторики у детей : «Пальчиковые дорожки»

4. Открытое занятие : «Мяч и речь».

5. Представление наглядного пособия «Точечный массаж рук»

Октябрь

Январь

Февраль

Март

Май

Творческое сотрудничество с коллегами

1. Презентация игровой технологии для коррекции мелкой моторики у детей «Пальчиковые дорожки»

2. Представление наглядного пособия на интернет ресурс «Точечный массаж рук»

3. Семинар-практикум  «Игры с мячом в логопедической коррекции»

4. Мастер-класс на МО «Волшебные ладошки».

5.Консультация «В чем заключается влияние движений пальцев рук на развитие речи».

Ноябрь

Декабрь

Март

Апрель

Май

Подведение итогов самообразования

1. Провести сравнительный анализ количественных и качественных показателей результатов коррекционной работы за год.

2. Обновить картотеку игр, пособий по коррекции мелкой моторики.

Май

В течение учебного года

                                                                             

Планирование работы по самообразованию на 2024-2025 уч.г.

Направление работы

Мероприятия

Сроки

Научно-исследовательская работа по проблеме

Изучение научно-методической, учебной литературы

Подобрать теоретический и практический материал для работы над коррекцией мелкой моторики.

В течение

учебного года

Практическая деятельность

1.Подобрать атрибуты, дидактический материал для игр по коррекции мелкой моторики.

2.Создать уголок с играми и пособиями на развитие графо-моторных навыков

3. Изучение опыта учителей-логопедов города и района на тему «Развитие у детей мелкой моторики»

В течение учебного года

Работа с детьми

1. Обследование развития мелкой моторики у детей группы

2. Проведение  индивидуальных занятий по формированию графо-моторных навыков по прописи

3. Проведение пальчиковых гимнастик, координационных упражнний  в течении дня в группе

4. Развлечение «Поездка на пиратский остров»

Досуг «Вечер подвижных игр

Сентябрь,май

В теч года

Октябрь

Декабрь

Март

Сотрудничество с родителями

1. Практикум «Игровые задания и упражнения для предупреждения нарушений письменной речи детей»

2. Консультация «Комплекс мер, способствующих коррекции тонких движений рук»

3. Практикум «Развитие речевого дыхания с использованием игровых упражнений».

4. Тренинг «Пальцы помогают говорить».

Ноябрь

Январь

Март

Май

Творческое сотрудничество с коллегами

1.  Пальчиковый игротренинг «Чудо-прищепки».

2. Мастер-класс «Су-джок терапия в логопедической работе»

3. Презентация пособия «Домик веселого язычка».

4. Семинар-практикум «Игры с предметами при подготовке детей с нарушениями речи к обучению грамоте».

5. Проект для РМО «Умные ручки»

Октябрь

Февраль

Апрель

Май

Освоение ТСО

Продолжать осваивать офисное приложение Microsoft Office Power Point , ETNG131 для составления слайдовой презентации и использовать ее в своей дальнейшей работе.

В течение учебного года

Подведение итогов самообразования

1. Провести сравнительный анализ количественных и качественных показателей результатов коррекционной работы за год.

2. Обновить картотеку игр, пособий  по развитию мелкой моторики.

3. Составление конспектов индивидуально-подгрупповых занятий по коррекции мелкой моторики и графо-моторных навыков. Профилактика дисграфии и дислексии у детей для подготовительной логопедической группы.

май

В течение учебного года

Январь - май

                                                                             

Планирование работы по самообразованию на 2025-2026 уч.г.

Направление работы

Мероприятия

Сроки

Научно-исследовательская работа по проблеме

Изучение научно-методической, учебной литературы

Подобрать теоретический и практический материал для работы над Коррекцией мелкой моторики.

В течение

учебного года

Практическая деятельность

1. Анализ  и коррекция конспектов составленных по программе.

2.Пополнить   речевой материал пальчиковыми играми, а так же поиск новых технологий по коррекции мелкой моторики.

В течение учебного года

Работа с детьми

1. Обследование развития мелкой моторики у детей группы

2. Проведение  индивидуальных занятий по формированию графо-моторных навыков по прописи и тренажерам.

3. Пальчиковые гимнастики игры из новых разработок

4. Проведение занятий по разработанным конспектам по коррекции мелкой моторики.

5. Открытое занятие для воспитателей ДОУ «Развивая речь – развиваем мышление»

6. Развлечение «Рисуем руками и ногами»

Сентябрь,май

В течении года

Декабрь

 

Май

Сотрудничество с родителями

1. Анкета «О речевом развитии детей»

2. Консультация «Влияние развития мелкой моторики на развитие речи детей»

3. Фотовыставка для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем».

4. Тесты «Левша или правша»,

«Готов ли ваш ребенок к письму».

5. Практикум «Пальчиковые игры»

Октябрь

Январь

Февраль

Март

Май

Творческое сотрудничество с коллегами

1 Презентация программы «Развитие речедвигательной координации детей»

2. Презентация многофункционального пособия «Речевые подушечки»

3. Обобщение педагогического опыта по теме  «Артикуляционная гимнастика – ффективное средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи». Участие в конкурсах работ на интернет ресурсах

4. Тренинг для педагогов ДОУ «Пальцы помогают говорить»

Ноябрь

Март

Апрель

Май

Освоение ТСО

Продолжать осваивать новые интернет ресурсы для составления слайдовой презентации и использовать их в своей дальнейшей работе.

В течение учебного года

Подведение итогов самообразования

1. Провести сравнительный анализ количественных и качественных показателей результатов коррекционной работы за год.

2. Обновить картотеку игр, пособий  по развитию мелкой моторики.

май

В течение учебного года

                                                                             

Планирование работы по самообразованию на 2026-2027 уч.г.

Направление работы

Мероприятия

Сроки

Научно-исследовательская работа по проблеме

Изучение научно-методической, учебной литературы

Подобрать теоретический и практический материал для работы над развитием мелкой моторики.

В течение

учебного года

Практическая деятельность

1.Пополнить  атрибуты, дидактический материал для игр по коррекции мелкой моторики.

2.Разработка модели взаимоотношения логопеда и воспитателя в работе по коррекции мелкой моторики.

3. Изучение опыта учителей-логопедов города и района по проблеме коррекции мелкой моторики

4. Представление обобщенного опыта работы на саите МАДОУ

В течение учебного года

Апрель

Работа с детьми

1. Обследование развития мелкой моторики у детей группы

2. Проведение  индивидуальных занятий по формированию графо-моторных навыков по прописи

3. Проведение пальчиковых гимнастик в течении дня в группе

4. Внедрение в  индивидуально-подгрупповую работу  игр и упражнений на развитие мелкой моторики.

5. Проведение занятий по разработанным конспектам по коррекции мелкой моторики и графо-моторных навыков

Сентябрь - май

 

Сотрудничество с родителями

1. Анкетирование «Развитие моторики рук у детей»

Памятка «Общие движения. Кинезитерапия»

2. Круглый стол «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития у детей с речевыми нарушениями»

3. практикум «О правильной постановке руки, как правильно готовить руку к письму»

4. Презентация игр « Песок и вода в коррекционной работе»

Октябрь

Декабрь

Январь

 

Март

 

Творческое сотрудничество с коллегами

1 Практикум «Коррекция мелкой моторики рук через нетрадиционное рисование».

2. Представление опыта работы по теме «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»

3. Печатная работа на интернет ресурсе «Конспект занятия по коррекции графо-моторных навыков у детей с ТНР».

4.Разработать картотеки пальчиковых игр для воспитателей   групп.

ноябрь

Март

Апрель

Май

Подведение итогов самообразования

1. Провести сравнительный анализ количественных и качественных показателей результатов коррекционной работы за год. За весь период плана по самообразованию.

2. Составить картотеку игр, пособий  по коррекции мелкой моторики.

3. Составление конспектов индивидуально-подгрупповых занятий по коррекции мелкой моторики и графо-моторных навыков. Профилактика дисграфии и дислексии у детей для подготовительной логопедической группы.

май

В течение учебного года

                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для учителей-логопедов ДОУ по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

Методическая разработка призвана помочь логопедам-практикам в развитии мелкой моторики у детей-дошкольников....

Индивидуальный план самообразования учителя-логопеда по теме «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста»

Тема самообразования: «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста».Время работы над темой: сентябрь 2017 – май 2018 года.Цель: разработать сис...

План самообразования учителя - логопеда на тему "Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 114 комбинированного вида» «Золотой ключик »  Советского района г.Казани...

Индивидуальный план самообразования учителя-логопеда по теме: «Формирование навыков использования предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста»

Наиболее употребляемыми грамматическими средствами, выражающими в современном русском языке оптико-пространственные отношения, являются сочетания предлогов с падежными формами. Употребление предло...

План по самообразованию в средней группе . Тема: «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста через продуктивную деятельность»

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме....

Индивидуальный план работы по самообразованию учителя-логопеда ДОО. Тема: Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий.

Цель: повышение интереса и работоспособности детей, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы через использование игровых технологий....