План самообразования учителя логопеда по теме коррекция мелкой моторики у детей с ТНР
рабочая программа по коррекционной педагогике
Общее недоразвитие речи является препятствием на пути формирования мелкой моторики рук у дошкольников. В отличие от детей с нормальной речью, дети с ОНР испытывают намного больше трудностей в овладении этими важными для учебной деятельности процессом. Но при своевременном выявлении недостаточности развития мелкой моторики рук и при проведении регулярной и продуктивной коррекционно-развивающей работы, у детей наблюдаются значительные улучшения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobr_kolochkovoy_22-27_297.doc | 136 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад №297 комбинированного вида
Ново-Савиновского района г. Казань
Индивидуальный план повышения профессионального уровня
на 2022-2027уч.г.
Тема: «Коррекция мелкой моторики рук
у детей с ТНР»
Учитель-логопед
Колочкова Н. Н.
Казань 2021 г.
Актуальность выбранной темы:
Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук.
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Замечено, что дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить.
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев», - писал В. А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремиться делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка.
Письмо называют базовым навыком, т. е. навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение, а значит, ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учебе. Вот почему параметром школьной зрелости является уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющий скорость и легкость формирования навыка письма. Письмо – это сложный координированный навык, требующей слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации всего тела.
Для того чтобы ребенок легко и успешно учился в школе, он должен легко и без напряжения говорить. А тренировка движений пальцев рук, в свою очередь, оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.
Кора головного мозга состоит из нескольких частей, каждая из которых за что-то отвечает. Есть в коре головного мозга такая часть, которая определяет двигательные характеристики. Третья доля этой части коры головного мозга занимает двигательные способности кистей рук и расположена совсем рядом с речевой зоной мозга. Именно поэтому можно говорить о том, что если у ребенка плохо развиты пальчики, то от этого у него будет страдать речь и наоборот. В связи с этим ряд ученых называют кисти рук «органами речи», как и артикуляционный аппарат. Поэтому, чтобы у ребенка была хорошо развита речь, следует тренировать не только органы речи, но и мелкую моторику.
Указанной проблемой занимались такие исследователи, как Фомина Л. Ф., Лурия А. Р., Сеченов И. М., Бернштейн Н. А., Кольцова М. М., Шашкина Г. Р. и другие.
Проблема:
У детей логопедической группы с заключением ТНР ОНР III уровня речевого развития наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики пальцев рук. Это проявляется в недостаточной координации пальцев рук (например при расстегивании пуговиц, завязывании шнурков и т.д.). названные отклонения в двигательной сфере наиболее ярко проявляются у детей с дизартрией. Однако нередки случаи, когда указанные трудности характерны и для детей с другими патологическими формами аномалий.
Согласно данным психологов и физиологов, у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи слабо развиты мелкие мышцы рук, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы находятся на разной стадии развития. Поэтому движения характеризуются недостаточной четкостью и организованностью. Отмечаются нарушения координации, темповые расстройства, утомляемость и истощаемость движений, недостаточная сформированность графо-моторных навыков. У детей наблюдается нарушение ориентировки на листе бумаги, излишняя мышечная напряженность, неправильное положение руки во время графо-моторной деятельности, слабая развитость мелкой моторики, нарушение координации тонких движений руки.
Особенности реализации двигательных речевых и неречевых программ, их ритмической организации и характер трудностей формирования навыка письма имеет единую природу, связанную, главным образом с нарушением моторных функций.
Таким образом очевидно, что общее недоразвитие речи является препятствием на пути формирования мелкой моторики рук у дошкольников. В отличие от детей с нормальной речью, дети с ОНР испытывают намного больше трудностей в овладении этими важными для учебной деятельности процессом. Но при своевременном выявлении недостаточности развития мелкой моторики рук и при проведении регулярной и продуктивной коррекционно-развивающей работы, у детей наблюдаются значительные улучшения.
Цель:
Развитие мелкой моторики рук, оказывающей благоприятное влияние на развитие речи, развитие зрительно-пространственной координации, активизация познавательной и речемыслительной деятельности, профилактика возникновения у будущих школьников дисграфии. Подготовка к письму.
Задачи:
1. Изучить теоретический и практический материал о методах развития мелкой моторики, их функциях, характеристиках.
2. Изучить методы диагностики нарушений мелкой моторики.
3. Пересмотреть содержание логопедической работы с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения, и включить в работу упражнения и задания по развитию мелкой моторики нетрадиционными методами и за счет применения этих методов:
- улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
- улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- улучшить общую двигательную активность;
- содействовать нормализации речевой функции;
- развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
- создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Предполагаемый результат:
Улучшение в развитии мелкой моторики, развитии речи, максимальное приближение уровня их развития к возрастным нормам.
Скоординированность точности движений детей при выполнении заданий, требующих напряжения мышц кисти руки, движения должны быть более пластичны и точны.
Понижение уровня мышечной истощаемости.
Выработка интереса к продуктивной деятельности, требующей задействования мелкой моторики (рисование, лепка, аппликация и т.д.).
Основные направления деятельности:
1. Повышение уровня самообразования;
2. Совершенствование предметной среды, способствующей развитию моторики и речи детей;
3. Разработка материала, конспектов непосредственно образовательной деятельности.
Этапы работы:
1 этап
Установочный
Выбор темы, постановка целей, подбор литературы, поиск материалов в интернете по данной теме
План изучения темы:
1. Методы развития мелкой моторики. Функции. Характеристики.
2. Развитие мелкой мускулатуры в онтогенезе. Особенности мелкой моторики у детей с нарушениями речи. Нарушения в развитии мелкой моторики.
2 этап
Теоретический
Работа с детьми Мониторинг мелкой моторики и развития речи детей.
Работа с родителями Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи дошкольников (родительское собрание)
Самореализация
- Работа с методической литературой.
- Изучение мониторинга по данным областям.
- Подбор практического материала для реализации поставленных задач.
- Систематизация материала по развитию мелкой моторики
3 этап
Практическое решение проблемы
1.Работа с детьми
Использование разработок на развитие моторного праксиса в подгрупповой и индивидуальной работе.
2.Работа с родителями
- Анкетирование родителей.
- Составление папок-передвижек и консультаций
- Составить подробный список литературы для родителей, подготовить советы, которые помогут им организовать работу по развитию мелкой моторики и расширению кругозора ребенка, усвоению основных правил по развитию речи.
- Организовать выставку пособий по развитию моторики.
- Семинар-практикум «Подготовка ребенка к школе: развитие графических навыков»
- Индивидуальная помощь родителям по их запросам.
3.Самореализация
- Составление коррекционной работы с детьми с низким уровнем развития речи и слабой моторикой.
- Обработка результатов мониторинга .
-Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС (картотеки, игры, наглядность)
4 этап
Анализ и обобщение накопленных педагогических фактов
- Выступление с творческим отчетом на пед. совете.
-Показ открытого ООД по развитию речи с приглашением коллег .
5 этап
Итогово – контрольный
1. Мониторинг по развитию мелкой моторики и речи.
2.Работа с родителями: Анкетирование родителей.
3. Анализ итогового мониторинга освоения программного материала детьми.
4. Составление плана работы с детьми с низким уровнем освоения программного материала .
Список изученной литературы:
- Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 1983. - №1.
- Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
- Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001.
- Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
- Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
- Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
- Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
- Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.
- Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.
- Кирий А. Логопедические игры для малышей. Ростов-на-Дону, 2015.
- Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.
- Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.
- Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.
Список литературы для самостоятельного изучения:
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений, 3-е изд. стереотип / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. – М. : Академия, 2000. – 400с.
2. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей [Текст] / А. Г. Арушанова. – М. : Мозайка - Синтез, 2005. – 272 с.
3. Белая, А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников [Текст] / А. Е. Белая. – М. : Астрель, 2009. – 143с.
4. Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности [Текст] / Н. А. Бернштейн. – М. : 1966. – 349 с.
5. Бот, О. С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / О. С. Бот // Дефектология. – 1983. – №1. – С.61.
6. Вавилова, А. В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи [Текст] / А. В. Вавилова // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С.495- 497.
7. Воробьева, В. К. Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи [Текст] / В. К. Воробьева // Дефектология. – 1990 .– №4.– C.40–46.
8. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В. К. Воробьева. – М. : Астрель: Транзиткнига, 2006.
9. Выготский, Л. С. Проблема возраста. Собрание сочинений: в 6-ги т.Т.4.[Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1982. – 268 с.
10. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1988.–500с. 81
11. Гатанова, Н. В. Развиваю мелкую моторику [Текст] / Н. В. Гатанова, Е. Г. Тунина. – СПб. : Питер, 2000г., – 144с.
12. Глухов, В. П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи [Текст] / В. П. Глухова, М. Н. Смирнова // Логопедия. – 2005. – №3. – 125 с.
13. Глухов, В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию [Текст] / В. П. Глухов // Дефектология. – 1994. – №4. – C.63 – 71.
14. Глухов, В. П. Формирование связной речи у детей с общим речевым недоразвитием [Текст] / В. П. Глухов. – М. : АРКТИ. 2004. – 168 с.
15. Горбунова, Е. В. Взаимосвязь нарушений мелкой моторики с нарушениями речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Е. В. Горбунова // Коррекционнаяработа,2016. – №8. – С.62-67.
16. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного учреждения [Текст] : сб. метод. рек. – СПб. : Детство-Пресс, 2000. – 232 с.
17. Ержанова, С. Е. Использование пальчиковой гимнастики как одно из средств развития речи детей [Текст ] / С. Е. Ержанова, А. А. Жумабекова, Г. С. Дынгырова . – Уфа : Лето,2015. – С.57-59. 18. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников. Дети с общим недоразвитием речи[ Текст] : пособие для логопедов / Л. Н. Ефименкова. – М. : Просвещение, 1981. – 112с.
19. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург : Литург, 2004. – 320 с.
20. Запорожец, А. В. Развитие произвольных движений [Текст] / А. В. Запорожец. – М. : Астрель, 1990. – 320 с. 82
21. Земляченко, М. В. Формирование мелкой моторики и развитие речи дошкольников [Текст] / М. В. Земляченко, Т. В. Кутергина, Т. Д. Кузнецова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. – Пермь : Меркурий, 2014. – С.169-172.
22. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка [Текст] / М. М. Кольцова. – М., 1973.
23. Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры [Текст] / О. И. Крупенчук. – СПБ. : Литера, 2005. – 220 с.
24. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПб. : СОЮЗ, 1999. – 160 с.
25. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики [Текст] / А. А. Леонтьев. – М. : Смысл, 1997. – 287 с.
26. Лобанова, Н. Н. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей [Текст] / Н. Н. Лобанова // Молодой ученый. – 2014. – №20. – С. 595-596.
27. Лурия, А. Р. Язык и сознание [Текст] / А. Р. Лурия. – Ростов-наДону : Феникс, 1998. – 340 с.
28. Лурия, А. Р. Мозг и психологические процессы [Текст] / А. Р. Лурия. – М., 1963.
29. Макарова, В. Н. Методика работы по развитию образной речи у старших дошкольников [Текст] / В. И. Макарова, Е. А. Ставцева., М. Н. Мирошкина. – М. : Центр педагогического образования, 2009.
30. Павлова, Л. Значение развития действий рук [Текст] // Дошкольное воспитание. – 1984 – №1. – С. 54 - 60.
31. Плутаева, Е. В. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет [Текст] / Е. В. Плутаева, П. В. Лосев // Дошкольное воспитание – 2005 – №5 – С.43 -45.
32. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] : 2 т. Т.1. / С. Л. Рубинштейн. – М. : Педагогика, 1989. – 488 с. 83
33. Савина, Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников [Текст] / Л. П. Савина. – М. : Родничок, 2013. – 185 с.
34. Сидорчук, Т. А. Технология развития связной речи дошкольников [Текст] : методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений / Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хомченко. – 2004, – 59 с.
35. Смирнов, А. А. Проблемы психологии памяти [Текст] / А. А. Смирнов. – М. : 1966. – 375 с.
36. Солнцева, В. А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников [Текст] / М. : АСТ, 2011. – 165 с.
37. Ткаченко, Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков [Текст] / Т. А. Ткаченко. – М. : ЭКСМО, 2010. – 234 с.
38. Сохин, Ф. А. Осознание речи дошкольниками [Текст] / Ф. А. Сохин. – М. : Педагогика, 1978.
39. Сухомлинский, В. А. Родительская педагогика [Текст] / А. В. Сухомлинский. – М. : Знание, 1978. – 96 с.
40. Теремкова, Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР [Текст] / Н. Э. Теремкова. – М. : ГНОМ и Д, 2007. – 32 с.
41. Тютюева, И. А. Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / И. А. Тютюева // Концепт. – 2016. – С. 95.
42. Узорова, О. В. Игры с пальчиками [Текст] / О. В. Узорова. – М. : Астрель, 2008. – 154 с.
43. Ушакова, О. С. Развитие речи и творчества дошкольников [Текст] / О. С. Ушакова. – М. : Сфера, 2008 г.
44. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О. С. Ушакова. – М. : Изд-во Института Психотерапии, 2001 – 240 с.
45. Филичева, Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В Туманова, – М. : Дрофа, 2010. – 27 с. 84
46. Федоренко, Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева. – М. : 2005. – 240 с.
47. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / М. М. Алексеева. – М. : Академия, 1999. – 222 с.
48. Цвынтaрный, В. В. Игрaeм пaльчикaми и рaзвивaeм рeчь [Текст] / В. В. Цвынтарный. – СПб. : Речь, 2010. – 32 с.
49. Шадрина, Л. Г. Развитие предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста [Текст] / Л. Г. Шадрина // Вектор науки ТГУ. – 2012. №4 (11). – C. 326-329.
50. Шаховская, С. Н. Развитие речемыслительных способностей детей [Текст] / С. Н. Шаховская. – М. : Просвещение, 2009.
51. Шмелева, Е. Б. Пальчиковые игры [Текст]: Пособие по развитию мелкой моторики и речи у детей 2-4лет. / Е. Б. Шмелева. – М. : Ювента, 2008. – 48 с.
52. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Д. Б. Эльконин. – М. : 2007. – 384 с.
53. Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей [Текст] / В. И. Яшина, М. М. Алексеева. – М. : Академия, 2013.
Планирование работы по самообразованию на 2022-2023 уч.г.
Направление работы | Мероприятия | Сроки |
Научно-исследовательская работа по проблеме | Изучение научно-методической, учебной литературы Подобрать теоретический и практический материал для работы над развитием мелкой моторики. | В течение учебного года |
Практическая деятельность | 1.Подобрать атрибуты, дидактический материал для игр по развитию мелкой моторики. 2.Пополнить речевой материал пальчиковыми играми, Су-Джок играми, играми с применением биоэнергопластики и кинезиологии. | В течение учебного года |
Работа с детьми | 1. Обследование развития мелкой моторики у детей группы 2. Проведение индивидуальных занятий по формированию графо-моторных навыков по прописи 3. Проведение пальчиковых гимнастик в течении дня в группе 4. Внедрение в индивидуально-подгрупповую работу игр и упражнений на развитие мелкой моторики. 5. Развлечения: «Путешествие в сказку» «Гуси-лебеди» «Волшебные ладошки» «Речь и весёлый мяч» | Сентябрь,май Октябрь Декабрь Март Май |
Сотрудничество с родителями | 1. Консультация «Леворукий ребенок» Памятка «Общие движения. Кинезитерапия» 2. Круглый стол «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития у детей с речевыми нарушениями» 3. Фотовыставка для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем». 4. Тесты «Левша или правша», «Готов ли ваш ребенок к письму». 5. Практикум «Пальчиковые шаги» | Октябрь Декабрь Январь Февраль Март Май |
Творческое сотрудничество с коллегами | 1 Консультации для воспитателей «Взаимосвязь уровня развития мелкой моторики и речи детей, применение биоэнергопластики при проведении пальчиковых игр». 2. Семинар-практикум РМО «Дома играем - пальчики развиваем» 3. Тренинг для воспитателей «Пальцы помогают говорить». 4.Разработать картотеки пальчиковых игр для воспитателей групп. | ноябрь март Апрель Май |
Освоение ТСО | Продолжать осваивать офисное приложение Microsoft Office Power Point , ETNG131 для составления слайдовой презентации и использовать ее в своей дальнейшей работе. | В течение учебного года |
Подведение итогов самообразования | 1. Провести сравнительный анализ количественных и качественных показателей результатов коррекционной работы за год. 2. Составить картотеку игр, пособий по развитию мелкой моторики. | май В течение учебного года |
Планирование работы по самообразованию на 2023-2024 уч.г.
Направление работы | Мероприятия | Сроки |
Научно-исследовательская работа по проблеме | Изучение научно-методической, учебной литературы Подобрать теоретический и практический материал для работы над развитием мелкой моторики. | В течение учебного года |
Практическая деятельность | 1.Подбор новых игр по изученным технологиям по коррекции мелкой моторики. 2.Пополнить речевой материал пальчиковыми играми, Су-Джок играми, играми с применением биоэнергопластики и кинезиологии. А так же поиск новых технологий по коррекции мелкой моторики. | В течение учебного года |
Работа с детьми | 1. Обследование развития мелкой моторики у детей группы 2. Проведение индивидуальных занятий по формированию графо-моторных навыков по прописи 3. Проведение пальчиковых гимнастик, кинезиологических упражнений, упражнений на координацию движений, су-джок терапия, подвижные игры, дыхательная гимнастика, игры с прищепками, самомассаж лица, шеи, ладоней, подушечек и фаланг пальцев, упражнения с различными предметами, артикуляционная гимнастика 4. Развлечение «Осенняя пора» с играми на развитие моторики. 5. Открытое занятие для родителей «Посмотрите на наши пальчики» развитие графо-моторных навыков. 6. Вечер открытых дверей «Поиграй со мною мама» | Сентябрь,май В течении года В течении года Октябрь Апрель Май |
Сотрудничество с родителями | 1. Консультация «Развитие мелкой моторики – залог красивой и правильной речи» 2. Практикум «Играем пальчиками и развиваем речь» 3. Презентация игровой технологии для коррекции мелкой моторики у детей : «Пальчиковые дорожки» 4. Открытое занятие : «Мяч и речь». 5. Представление наглядного пособия «Точечный массаж рук» | Октябрь Январь Февраль Март Май |
Творческое сотрудничество с коллегами | 1. Презентация игровой технологии для коррекции мелкой моторики у детей «Пальчиковые дорожки» 2. Представление наглядного пособия на интернет ресурс «Точечный массаж рук» 3. Семинар-практикум «Игры с мячом в логопедической коррекции» 4. Мастер-класс на МО «Волшебные ладошки». 5.Консультация «В чем заключается влияние движений пальцев рук на развитие речи». | Ноябрь Декабрь Март Апрель Май |
Подведение итогов самообразования | 1. Провести сравнительный анализ количественных и качественных показателей результатов коррекционной работы за год. 2. Обновить картотеку игр, пособий по коррекции мелкой моторики. | Май В течение учебного года |
Планирование работы по самообразованию на 2024-2025 уч.г.
Направление работы | Мероприятия | Сроки |
Научно-исследовательская работа по проблеме | Изучение научно-методической, учебной литературы Подобрать теоретический и практический материал для работы над коррекцией мелкой моторики. | В течение учебного года |
Практическая деятельность | 1.Подобрать атрибуты, дидактический материал для игр по коррекции мелкой моторики. 2.Создать уголок с играми и пособиями на развитие графо-моторных навыков 3. Изучение опыта учителей-логопедов города и района на тему «Развитие у детей мелкой моторики» | В течение учебного года |
Работа с детьми | 1. Обследование развития мелкой моторики у детей группы 2. Проведение индивидуальных занятий по формированию графо-моторных навыков по прописи 3. Проведение пальчиковых гимнастик, координационных упражнний в течении дня в группе 4. Развлечение «Поездка на пиратский остров» Досуг «Вечер подвижных игр | Сентябрь,май В теч года Октябрь Декабрь Март |
Сотрудничество с родителями | 1. Практикум «Игровые задания и упражнения для предупреждения нарушений письменной речи детей» 2. Консультация «Комплекс мер, способствующих коррекции тонких движений рук» 3. Практикум «Развитие речевого дыхания с использованием игровых упражнений». 4. Тренинг «Пальцы помогают говорить». | Ноябрь Январь Март Май |
Творческое сотрудничество с коллегами | 1. Пальчиковый игротренинг «Чудо-прищепки». 2. Мастер-класс «Су-джок терапия в логопедической работе» 3. Презентация пособия «Домик веселого язычка». 4. Семинар-практикум «Игры с предметами при подготовке детей с нарушениями речи к обучению грамоте». 5. Проект для РМО «Умные ручки» | Октябрь Февраль Апрель Май |
Освоение ТСО | Продолжать осваивать офисное приложение Microsoft Office Power Point , ETNG131 для составления слайдовой презентации и использовать ее в своей дальнейшей работе. | В течение учебного года |
Подведение итогов самообразования | 1. Провести сравнительный анализ количественных и качественных показателей результатов коррекционной работы за год. 2. Обновить картотеку игр, пособий по развитию мелкой моторики. 3. Составление конспектов индивидуально-подгрупповых занятий по коррекции мелкой моторики и графо-моторных навыков. Профилактика дисграфии и дислексии у детей для подготовительной логопедической группы. | май В течение учебного года Январь - май |
Планирование работы по самообразованию на 2025-2026 уч.г.
Направление работы | Мероприятия | Сроки |
Научно-исследовательская работа по проблеме | Изучение научно-методической, учебной литературы Подобрать теоретический и практический материал для работы над Коррекцией мелкой моторики. | В течение учебного года |
Практическая деятельность | 1. Анализ и коррекция конспектов составленных по программе. 2.Пополнить речевой материал пальчиковыми играми, а так же поиск новых технологий по коррекции мелкой моторики. | В течение учебного года |
Работа с детьми | 1. Обследование развития мелкой моторики у детей группы 2. Проведение индивидуальных занятий по формированию графо-моторных навыков по прописи и тренажерам. 3. Пальчиковые гимнастики игры из новых разработок 4. Проведение занятий по разработанным конспектам по коррекции мелкой моторики. 5. Открытое занятие для воспитателей ДОУ «Развивая речь – развиваем мышление» 6. Развлечение «Рисуем руками и ногами» | Сентябрь,май В течении года Декабрь
Май |
Сотрудничество с родителями | 1. Анкета «О речевом развитии детей» 2. Консультация «Влияние развития мелкой моторики на развитие речи детей» 3. Фотовыставка для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем». 4. Тесты «Левша или правша», «Готов ли ваш ребенок к письму». 5. Практикум «Пальчиковые игры» | Октябрь Январь Февраль Март Май |
Творческое сотрудничество с коллегами | 1 Презентация программы «Развитие речедвигательной координации детей» 2. Презентация многофункционального пособия «Речевые подушечки» 3. Обобщение педагогического опыта по теме «Артикуляционная гимнастика – ффективное средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи». Участие в конкурсах работ на интернет ресурсах 4. Тренинг для педагогов ДОУ «Пальцы помогают говорить» | Ноябрь Март Апрель Май |
Освоение ТСО | Продолжать осваивать новые интернет ресурсы для составления слайдовой презентации и использовать их в своей дальнейшей работе. | В течение учебного года |
Подведение итогов самообразования | 1. Провести сравнительный анализ количественных и качественных показателей результатов коррекционной работы за год. 2. Обновить картотеку игр, пособий по развитию мелкой моторики. | май В течение учебного года |
Планирование работы по самообразованию на 2026-2027 уч.г.
Направление работы | Мероприятия | Сроки |
Научно-исследовательская работа по проблеме | Изучение научно-методической, учебной литературы Подобрать теоретический и практический материал для работы над развитием мелкой моторики. | В течение учебного года |
Практическая деятельность | 1.Пополнить атрибуты, дидактический материал для игр по коррекции мелкой моторики. 2.Разработка модели взаимоотношения логопеда и воспитателя в работе по коррекции мелкой моторики. 3. Изучение опыта учителей-логопедов города и района по проблеме коррекции мелкой моторики 4. Представление обобщенного опыта работы на саите МАДОУ | В течение учебного года Апрель |
Работа с детьми | 1. Обследование развития мелкой моторики у детей группы 2. Проведение индивидуальных занятий по формированию графо-моторных навыков по прописи 3. Проведение пальчиковых гимнастик в течении дня в группе 4. Внедрение в индивидуально-подгрупповую работу игр и упражнений на развитие мелкой моторики. 5. Проведение занятий по разработанным конспектам по коррекции мелкой моторики и графо-моторных навыков | Сентябрь - май
|
Сотрудничество с родителями | 1. Анкетирование «Развитие моторики рук у детей» Памятка «Общие движения. Кинезитерапия» 2. Круглый стол «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития у детей с речевыми нарушениями» 3. практикум «О правильной постановке руки, как правильно готовить руку к письму» 4. Презентация игр « Песок и вода в коррекционной работе» | Октябрь Декабрь Январь
Март
|
Творческое сотрудничество с коллегами | 1 Практикум «Коррекция мелкой моторики рук через нетрадиционное рисование». 2. Представление опыта работы по теме «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста в разных видах деятельности» 3. Печатная работа на интернет ресурсе «Конспект занятия по коррекции графо-моторных навыков у детей с ТНР». 4.Разработать картотеки пальчиковых игр для воспитателей групп. | ноябрь Март Апрель Май |
Подведение итогов самообразования | 1. Провести сравнительный анализ количественных и качественных показателей результатов коррекционной работы за год. За весь период плана по самообразованию. 2. Составить картотеку игр, пособий по коррекции мелкой моторики. 3. Составление конспектов индивидуально-подгрупповых занятий по коррекции мелкой моторики и графо-моторных навыков. Профилактика дисграфии и дислексии у детей для подготовительной логопедической группы. | май В течение учебного года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для учителей-логопедов ДОУ по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Методическая разработка призвана помочь логопедам-практикам в развитии мелкой моторики у детей-дошкольников....
Индивидуальный план самообразования учителя-логопеда по теме «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста»
Тема самообразования: «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста».Время работы над темой: сентябрь 2017 – май 2018 года.Цель: разработать сис...
План самообразования учителя - логопеда на тему "Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 114 комбинированного вида» «Золотой ключик » Советского района г.Казани...
Индивидуальный план самообразования учителя-логопеда по теме: «Формирование навыков использования предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста»
Наиболее употребляемыми грамматическими средствами, выражающими в современном русском языке оптико-пространственные отношения, являются сочетания предлогов с падежными формами. Употребление предло...
План по самообразованию в средней группе . Тема: «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста через продуктивную деятельность»
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме....
Индивидуальный план работы по самообразованию учителя-логопеда ДОО. Тема: Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий.
Цель: повышение интереса и работоспособности детей, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы через использование игровых технологий....