Методическая разработка для учителей-логопедов ДОУ по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Методическая разработка призвана помочь логопедам-практикам в развитии мелкой моторики у детей-дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 644.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №45 компенсирующего вида Красносельского района
Санкт-Петербурга
Методическая разработка для учителей-логопедов ДОУ по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
Выполнил:
учитель-логопед
Тихомирова Елена Александровна
Санкт-Петербург
2012 год
Методическая разработка по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста для учителей-логопедов ДОУ.
Цель составления данной методической рекомендации оказать методическую помощь логопедам-практикам.
Нарушение речевого и двигательного развития наиболее распространённые отклонения в формировании у ребёнка высшей психологической деятельности.
Учёными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с состоянием речи и мышлением ребёнка. Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие не только речевой, но и всей высшей нервной деятельности ребёнка.
Для чего необходимо развивать моторику?
Развитие мелкой моторики рук очень важно, так как центр, отвечающий за активную речь, располагается в голове, в непосредственной близости с центром, который несет ответственность за движения конечности кисти.
Следовательно, если мы активно стимулируем один из этих центров, то вместе с ним активируется и другой.
Кроме того, есть и еще одна не менее важная причина, на основании которой необходимо развивать мелкую моторику. Полученные навыки пригодятся ребенку в дальнейшем, когда ему будет нужно самому застегивать пуговицы или завязывать шнурки. Кроме того, от того, насколько развита мелкая моторика, зависит, с какой скоростью ребенок научится держать в руках карандаш, кисточку и ручку
Таким образом перед учителем-логопедом встает проблема: низкий уровень развития общей и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Попробуем рассмотреть вопрос развития мелкой моторики посредством проведения пальчиковой гимнастики.
Педагогом ставится цель: развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр и определяются следующие задачи:
1. Подготовить методический материал по данной теме, картотеку пальчиковых игр.
2. Провести пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности.
Можно охарактеризовать прогнозируемый результат следующим образом:
- Совершенствование ловкости и точности движений, улучшение памяти, внимания, терпеливости.
- Кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Для структурирования деятельности рекомендуется выделить этапы работы:
1. Проведение первичного диагностического обследования.
2. Проведение пальчиковых игр в непосредственно-образовательной деятельности.
3. Беседы, консультации с родителями.
4. Проведение контрольного диагностического обследования.
Приведем пример результата работы по указанной теме.
Результаты диагностического исследования развития мелкой моторики рук у детей старшей группы «Звездочки».
Литература.
1. Анищенкова Е. С. "Пальчиковая гимнастика", изд. АСТ, 2007г.
2. Долженко Г. И. "100 оригами" Ярославль, "Академия развития", 2000г.
3. Картуша М. Ю. "Логоритмика для малышей", Москва, "ТЦ Сфера", 2004г.
4 Светлова И. "Развиваем мелкую моторику" ЭКСМО-Пресс, 2001г.
5. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. "Пальчиковые шаги" С-Пб, "Корона", 2007г.
Приложение.
«Учимся вместе с мамой».
Картотека пальчиковых игр.
В результате работы дети хорошо запоминают даже сложные упражнения.
Один из разделов «Книги здоровья», составленной вместе с детьми, - картотека пальчиковых игр с иллюстрациями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методические рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста и первоклассников»
Речь является важнейшей психической функцией человека. Хорошая речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Речь способствует социальному контакту между людьми. Б...
Перспективный план реализации долгосрочного логопедического проекта «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» в старшей логопедической группе
Этапы проектаСодержание деятельностиПрактические материалы...
Методическая разработка на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГОВ МОНТЕССОРИ – МАТЕРИАЛОВ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Нетрадиционное использование аналогов Монтессори-Материалов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжен...
Методические рекомендации по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста и первоклассников
Роль рук не случайно в истории развития человечества подчёркивается особо. Именно руки дали возможность развивать путём жестов тот первичный язык, с помощью которого проход...
Методические рекомендации по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Роль ру...
Методическая разработка " Взаимосвязь учителя логопеда и специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющие речевые нарушения"
Систематизация совместной деятельности педагогов ДОУ с целью коррекции и профилактики нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста....
Методическое пособие на тему: "Формирование и развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
laquo;Методическая разработка в области инклюзивного образования» направлена на поиск наиболее эффективных путей и способов организации и проведению игр на сформированность мелкой моторики. Обо...