Взаимосвязь учителя-логопеда с музыкальным руководителем
статья по коррекционной педагогике
В настоящее время актуальной задачей и проблемой дошкольного образования является тщательная проработка организационно-содержательных аспектов логопедической помощи детям с нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Взаимосвязь учителя-логопеда с музыкальным руководителем | 23.88 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Взаимосвязь учителя-логопеда
с музыкальным руководителем
Подготовила :
Муз. руководитель:
МБДОУ «ЦРР-д/сад №131»
Кретинина Л. В.
В настоящее время актуальной задачей и проблемой дошкольного образования является тщательная проработка организационно-содержательных аспектов логопедической помощи детям с нарушениями речи.
Основная задача – создание и апробация модели взаимодействия разных специалистов ДОУ в процессе коррекционной работы с ребенком.
Вокруг ребенка с нарушениями речи должно образоваться единая коррекционно-образовательная работа.
Тесная взаимосвязь логопеда и других педагогов ДОУ возможна только при условии четкого и правильного распределения задач каждого участника, при условии совместного планирования работы.
Целью сотрудничества педагогов с логопедом является стимулирование речевого, познавательного и личностного развития ребенка.
В коррекционно-развивающей работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного запаса речи. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей в обществе.
Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда осуществляется по двум направлениям:
- коррекционно-развивающее;
- информационно-консультативное.
Осуществляя свою работу, и музыкальный руководитель,и учитель-логопед должны учитывать структуру речевого дефекта; осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности; закреплять знания, умения и навыки, приобретенные на коррекционно-логопедических занятиях; всесторонне развивать личность ребенка и его самооценку.
Можно выделить основные задачи, стоящие перед музыкальным руководителем и учителем-логопедом при проведении коррекционно-образовательной работы. Это оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные и коррекционные задачи.
Оздоровительные задачи включают: укрепление костно-мышечного аппарата; развитие дыхания; развитие координации движений и моторных функций; развитие ловкости, силы, выносливости, плавности, воспитание правильной осанки, походки.
Образовательные задачи: формирование двигательных умений и навыков; развитие пространственной ориентировки, переключаемости, координации движений; освоение знаний о метроритмике.
Воспитательные задачи: воспитание и развитие чувства ритма, способности чувствовать в музыке, движениях ритмическую выразительность, восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом, личностные качества, чувства коллективизма, умения соблюдать правила выполнения упражнений.
Коррекционные задачи: развитие речевого дыхания, фонематического восприятия, артикуляционного аппарата, грамматического строя и связной речи; формирование и развитие слухового и зрительного внимания, памяти и др.; воспитание просодических компонентов речи.
При этом каждый из педагогов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений.
Учитель-логопед:
- постановка диафрагмально-речевого дыхания;
- укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;
- формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
- коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
- развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза речи;
- обучение умению связно выражать свои мысли;
- обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;
- развитие психологической базы речи;
- совершенствование мелкой моторики;
- логопедизация занятий и режимных моментов.
Музыкальный руководитель осуществляет работу по развитию и формированию:
- слухового внимания и слуховой памяти;
- оптико-пространственных представлений;
- зрительной ориентировки на собеседника;
- координации движений;
- умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок;
- темпа и ритма дыхания и речи;
- орального праксиса;
- просодики;
- фонематического слуха.
В начале учебного года при проверке музыкальных способностей детей отмечается, что многие из них не поют, а говорят. Некоторые дети не справляются с пропеванием данного звука, плохо запоминают тексты песен, их названия, названия музыкальных произведений, недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением, словом, затрудняются в передаче ритмического рисунка.
Все выше изложенные особенности детей обуславливают специфику проведения музыкальных занятий. В связи с этим широко используется ряд упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания чувства музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития «мышечного чувства». Особое внимание уделяется танцевальным движениям. Сюда включаются игры с пением, пляски под пение, хороводы. Интересны для детей музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определенному звуку, распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях. В первые месяцы проводятся игры на детских музыкальных инструментах (ударных и шумовых).
Развитие речи проводится с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движения помогают осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптироваться к условиям внешней среды.
Освоению каждого упражнения способствует музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять упражнения в определенном ритме, координируя движения и речь. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами, так как индивидуальный внутренний ритм детей, часто или ускорен, или, наоборот, более медленный, чем общий заданный ритм. Одновременно с этим исполнение ребенком подобных упражнений со стихами стимулирует речь, активизирует артикуляцию и силу голоса, что также является отличительной и необходимой составляющей в работе с детьми логопедических групп в детском саду.
Таким образом, сочетание речи и движения под музыку является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков детей.
Большую роль в слове, движении, музыке играет ритм. Всё окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Не случайно понятие ритма вошло в название логопедической ритмики. Отработка ритмов развивает правильное, ровное дыхание, предотвращает нарушения слоговой структуры, речь становится более плавной.
Совместные коррекционные занятия, с одной стороны, устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляторный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала. При проведении занятий следует помнить следующее.
1. Занятия следует проводить с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
2. Занятия должны строиться с учетом диагноза речевого нарушения детей. Так, для детей с ОНР (общее недоразвитие речи) занятия проводятся особенно эмоционально, с быстрой сменой деятельности, чтобы они не уставали. Одну и ту же тему лучше повторять по 2-4 раза, пока дети её не усвоят. С детьми, имеющими диагноз ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи), желательно больше работать над развитием слуховых и зрительных представлений, совершенствуя их двигательные навыки.
3. Речь, музыка и движение должны быть очень тесно взаимосвязаны, дополнять друг друга. Благодаря этим трем компонентам активно укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные. И в результате педагоги добиваются не только чистоты интонирования, но, главное, выразительности в пении детей. Кроме того, слаженность этих трех компонентов помогает развивать детские эмоции, которые, в свою очередь, положительно сказываются на развитии мимики.
Всё это вместе взятое позволяет повысить интерес ребенка к занятиям и пробудить его фантазию. Такие занятия способствуют формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают эмоциональное состояние детей, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.
Таким образом, эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе логопеда, музыкального руководителя и других специалистов ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация взаимосвязи логопеда с музыкальным руководителем
Для старшей группы...
Взаимосвязь в работе музыкального руководителя с воспитателями и специалистами групп " Особый ребенок"
Форма для заполнения....
"Взаимосвязь воспитателя и музыкального руководителя на музыкальном занятии"
Программные задачи: различать несколько частей в музыке, соответственно менять движения, различать характеры музыкальных пьес, отвечать на вопросы по содержанию, петь без напряжения, хорошо проп...
НОД «Взаимосвязь воспитателя и музыкального руководителя в группе для детей с ТНР»
Цель: продолжать знакомить детей с различными видами транспортаЗадачи: Образовательная область «Познавательно-речевое развитие»- расширение представлений о видах транспорта,- развитие сенсорных эталон...
Взаимосвязь логопеда и музыкального руководителя
Взаимосвязь логопеда и музыкального руководителя...
Консультация для музыкальных руководителей: «Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений»
Если говорить вам сложно –Музыка всегда поможет! Построение коррекционно – педагогического процесса развития речи детей логопедического пункта на музыкальных занятиях в н...
Взаимосвязь логопеда и музыкального руководителя в работе с детьми дошкольного возраста
Успех преодоления речевых расстройств зависит от многих факторов, в том числе, от эффективного взаимодействия всех участников коррекционного процесса (логопед + ребёнок-логопат; логопед + ро...