Задачи и содержание работы по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста Журнал «Дошкольное образование»
статья на тему

Выборова Екатерина Игоревна

Дошкольный возраст — период активного познания мира и человеческих отношений. Чем младше ребенок, тем больше влияния можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения. Этическое воспитание необходимо строить таким образом, чтобы развивать у детей положительное эмоциональное отношение к близким и сверстникам, окружающему миру.

          Для того чтобы помочь детям восполнить дефицит конструктивного жизненного опыта, полноценно адаптироваться к окружающему миру, найти свое место в жизни, педагогический коллектив детского сада «Солнышко» старается создать такую среду, которая позволяет  детям раскрыть коммуникативные умения в общении со сверстниками  и взрослыми.

          Педагогами детского сада № 56 г. Зима используется программа, разработанная психологом Л.В.Басовой «Ты да я, да мы с тобой…». Цель программы: снятие остроты психического напряжения; проведение первичной адаптации ребенка к жизни в социально здоровой среде; возвращение его к важнейшим формам человеческой жизнедеятельности: игре, познанию, труду, общению. Результаты, ожидаемые от реализации программы – приобретение определенных коммуникативных умений, навыков, приобретение детьми способности адаптироваться в новых коллективах, развитие социального интеллекта, повышение социальной компетентности, уровня саморегуляции адаптивных возможностей. Это обусловлено важностью данных факторов для формирования полноценной, успешной, реализующей себя личности, адаптации ребенка в обществе, развития у него умения самому решать возникающие проблемы адекватными способами, умения при необходимости обратиться за поддержкой и помощью.

          Данная программа разбита на несколько блоков: «Я и моя семья», «Мир взрослых», «Среди сверстников». Работа по программе «Ты да я, да мы с тобой» определена следующими блоками и поставленными  задачами:

 Первый блок «Я и моя семья»

  • развивать   самосознание воспитанников (знать   ФИО, дату  рождения, страну, адрес, родной язык);
  • расширить    сведения    о    семье (знать    имена    и    отчества родителей, профессию, место   работы, членов   семьи). Помочь осознать  свой  статус  в  семье, оценить  значимость  семьи  в своей жизни;
  • развивать контроль за собственными действиями, способность реально оценить свои и чужие поступки;
  • развивать    чувство    собственного    достоинства,    стремление совершать хорошие поступки;
  • научить     проявлять     некоторую     критичность     к     своим поступкам, испытывать смущение, неудобство при нарушении правил общения.

Второй блок «Мир взрослых»

  • развивать  понимание  о  связи  и  зависимости  людей  в труде и в жизни;
  •  научить     видеть   связь   между   своими   поступками   и чувствами взрослых;
  • научить     сравнивать     и     устанавливать     созвучность настроения человека и музыки, природы;
  • сформировать     представление     о     разных     способах поведения по отношению к старшим (помочь, попросить прощение);
  • научить    не    уходить    без    разрешения    взрослого, не прерывать     разговор,  чутко     относиться     к     оценке взрослого.

Третий блок « Среди сверстников»

  • научить    правилам    поведения    и    необходимости    их соблюдать, проявлять к ним интерес;
  • развивать        готовность        детей        к        статусу первоклассника;
  • научить   читать   эмоциональные   состояния   по   мимике, жестам, интонации в жизни, на картинках, в скульптуре, уметь высказать свое мнение о причинах того или иного эмоционального состояния сверстников;
  • научить   находить   определения   для   оценки   поведения героев фильма, художественной литературы, сравнивать с поведением реальных людей;
  • сформировать   отношение   к   противоположному   полу, понятие   о   дружбе   и   любви,   о   сострадании   к   детям, отличающихся от нас;
  • развивать           ответственность,             самоконтроль, самооценку;
  • научить    сдерживать   негативные   побуждения,    избегать конфликтов;
  • научить понимать и пользоваться моральными оценками: добрый, смелый, честный, заботливый.

          Для достижения желаемого результата педагоги МБДОУ №56 «Солнышко» применяют различные методы педагогической и психологической коррекции формирования коммуникативных умений.

          Основными средствами педагогической коррекции формирования коммуникативных умений являются доверие к личности ребенка, формирование реально действующих мотивов его поведения, анализ конфликтных ситуаций, в которые он часто попадает, личный пример воспитателей. Дальнейшее позитивное воздействие педагогов своим авторитетом на отношения ребенка со сверстниками помогают корректировать высокую отвергнутых группой детей, преодолевать трудности общения, неадекватность поведения и повышают тем самым социальный статус ребенка в группе детей.     

            Значительную роль в коррекции игровых и реальных отношений детей, развитии комплекса игровых умений, побуждении игровой и учебно-познавательной мотивации учения играют позитивное стимулирование, авансирование успеха, подчеркивание достижений ребенка, развернутая оценка результатов его деятельности. Определенное влияние на формирование свойств субъекта игровой деятельности оказывают такие коригирующие методы, как руководство ролевым воздействием детей в игре, ролевой диалог педагога (психолога) с запущенным ребенком, создание ситуации для творческого самовыражения ребенка в игре, обогащение предметной среды. Решающая роль в процессе коррекции при нарушении развития личности и поведения трудного ребенка принадлежит методу ожидания завтрашней радости, к которому прибегают многие опытные педагоги.

          Психолого-педагогическая коррекция формирования коммуникативных умений проводится с помощью метода игровой коррекции поведения в группе сверстников, методов позитивного общения, ролевого научения, коммуникативных игр и упражнений, методов расшатывания традиционных позитивных ролей и статусного перемещения детей.

             Таким образом, работа по формированию коммуникативных умений проводилась на специально подготовленных занятиях, по программе разработанной психологом Л.В.Басовой «Ты да я, да мы с тобой…».  Над данной проблемой работал весь педагогический коллектив МБДОУ № 56 «Солнышко»: воспитатели, психолог, логопед, социальные педагоги.

 

Выводы

         Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме: «Теоретические    подходы    к   вопросу формирования коммуникативных умений у старших дошкольников» и сделав сравнительный анализ различных позиций исследователей, формулируем общий вывод.

            Коммуникация - это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению. Она включает передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации является речь, с помощью которой не только передается информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности.                                              

            Общение - это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Общение имеет три стороны своего проявления: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.                  

 Коммуникативные умения — это осознанные коммуникативные действия человека (на основе знаний структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения.                                                         

 Коммуникативные умения по структуре являются сложными, высокого уровня. Они включают в себя простейшие (элементарные) умения. По своему содержанию коммуникативные умения объединяют в себе информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные и аффективно-коммуникативные группы умений.

Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психологического развития.  Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований.

в особенностях общении дошкольников со сверстниками можно выделить ключевые особенности коммуникации в данный период.

            Исследования Е.О. Смирновой, М.И. Лисиной позволили выделить специфические формы общения ребенка дошкольного возраста со сверстниками:

 - общение дошкольников состоит в большом разнообразии коммуникативных умений;

- благополучие ребенка в группе сверстников зависит либо от способности к организации совместной игровой деятельности, либо от успешности продуктивной деятельности;

- отличие общения сверстников от общения с взрослыми заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей

В работе раскрываются методика и приемы  по формированию грамматического строя речи у детей старшей группы...

: «Анализ содержания педагогической работы по формированию коммуникативных умений в старшей группе».

Процесс  формирования коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста....

Теоретические основы формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста

Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается - от потребности в эмоциональном контакте к глубокому лич...

Кружковая работа на развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста. «Волшебный мир общения».

Кружковая работа на развитие коммуникативных           умений детей старшего дошкольного возраста.«Волшебный мир общения»....

Технология проектирования индивидуального образовательного маршрута как средство формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраст с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Аннотация: в статье рассмотрены особенности проектирования индивидуального образовательного маршрута для старших дошкольников с ОВЗ, в частности, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Приведены...

Содержание формирование коммуникативных умений у старших дошкольников.

В данной статье раскрываются формы и методы развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО....

Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста

Задачи по формированию грамматической речи у детей рассматриваются в   направлениях:1.Помочь детям практически освоить морфологическую систему родногоЯзыка (изменение по родам, числам, лицам...